Кредитование

Факторы, влияющие на кредитное поведение россиян

Нередко нерациональное поведение заемщиков обусловлено не только низким уровнем финансовой грамотности или неумением оценивать риски, но и отсутствием возможности это сделать.

В конце 2014 года НАФИ были презентованы результаты исследования, посвященного изучению кредитного поведения россиян. В целом на данную тему уже написано и сказано так много, что кажется, будто на фоне неутешительных показателей и не внушающей оптимизма динамики по росту просрочки и задолженности у потребительского кредитованиия России просто нет будущего, и вряд ли имеет смысл писать о чем-либо еще.

В самом деле, когда только чуть более половины потребителей знает, что такое кредитная история, пятая часть — кто регулирует рынок финансовых услуг, более 20% считает нормальным допустить просрочку при выплате кредита и примерно столько же не умеет оценивать уровень риска, связанный с высокой закредитованностью, трудно рассуждать о перспективах развития отрасли в позитивном ключе. Тем не менее, несмотря на значительное количество проблем, связанных с часто не слишком рациональным финансовым поведением россиян, приносящих вред как их собственному бюджету, так и поставщикам финансовых продуктов и услуг, можно сказать, что все они относятся к числу решаемых.

В ходе исследования НАФИ, проведенного летом 2014 года при поддержке CGAP (Consultative Group to Assist the Poor), подробно изучался процесс принятия решения о выборе кредитного продукта потребителями. Как текущим заемщикам, так и представителям населения, никогда ранее не сталкивавшимся с такими продуктами, было предложено выбрать один из пяти предложенных реально существующих на рынке кредитов наличными (представленные испытуемым материалы полностью соответствовали описанию данных продуктов на сайтах и в рекламных буклетах кредитно-финансовых компаний), при этом название кредитно-финансовой организации было скрыто от них. В результате такого квазиэксперементального исследования были выявлены определенные особенности кредитного поведения россиян, учет которых при создании банковских и небанковских продуктов и услуг, а также рекомендаций регулирующих организаций и профессиональных ассоциаций может способствовать улучшению ситуации на финансовом рынке.

В первую очередь следует отметить достаточно очевидный факт — как правило, без подсказки в виде бренда, потребители не могут оценить не только надежность банка, но и то, насколько им подходят его условия. Описание кредитных продуктов и условий их предоставления воспринимается потенциальными заемщиками, как априори слишком сложное, чтобы можно было разобраться без помощи специалиста. В свою очередь подобное отношение приводит к тому, что потребители не видят смысла в подробном изучении предложенных материалов и сравнении условий и ориентируются только на логотип или название.

Оказавшись в ситуации, когда спасительная подсказка отсутствует, потребители вынуждены все-таки изучать условия, и здесь основными факторами, оказывающими влияние на выбор продукта, становятся прозрачность условий (точно прописанные ставки в зависимости от срока и суммы кредита вместо стандартной «процентной вилки» или даже относительно невысокой максимальной ставки) и возможность обдумать решение в течение одного месяца со дня одобрения кредита. То есть, несмотря на низкий уровень финансовой грамотности, свойственный значительной части населения, многие потенциальные заемщики стараются ориентироваться при выборе на прозрачность условий, а также возможность держать под контролем собственные расходы, связанные с кредитованием. Интересно, что благодаря наличию возможности рассчитать платеж и сумму переплаты на специальном калькуляторе, продукты микрофинансовых организаций нередко выигрывали в глазах пользователей финансовых услуг по сравнению с банковскими кредитами.

Многие рекламные и информационные материалы банков выступают, скорее, антирекламой для их составителей, несмотря на возрастающую готовность клиентов изучать их и разбираться в описанных условиях

Большое количество текста, написанного мелким шрифтом и под сносками, оказывало негативное влияние на выбор, даже в том случае, если благодаря им заемщик мог получить больше информации о продукте. В ходе эксперимента материалы с большим количеством сносок просто откладывались участниками исследования без каких-либо попыток ознакомиться с ними. Вероятнее всего, такое противоречивое отношение к изложенной информации объясняется тем, что кредитные продукты традиционно воспринимаются россиянами негативно. В первую очередь подобное отношение является следствием воспоминаний об этапе становления рынка кредитования физических лиц в начале двухтысячных. Истории клиентов банков, столкнувшихся с последствиями обналичивания кредитных карт, такими как комиссия за снятие кредитных средств и автоматическая отмена грейс-периода, а также со скрытыми комиссиями, например, за погашение кредита через некоторые каналы внесения платежей, стали причиной того, что наши соотечественники боятся кредитов и кредитных договоров с дополнительными примечаниями, сносками и уточнениями.

Также одним из факторов, отталкивавшим потребителей, стало наличие в тексте непонятной терминологии, например, словосочетание «ежемесячный страховой платеж», несмотря на то, что само банковское страхование не вызывало отторжения.

Таким образом, исследование кредитного поведения россиян показало, что нередко нерациональное поведение заемщиков обусловлено не только низким уровнем финансовой грамотности или неумением оценивать риски, но и отсутствием возможности это сделать. Договора и другие документы кредитно-финансовых организаций —например, сборники тарифов, часто сами по себе не только не учитывают начальную подготовку текущих и потенциальных клиентов но и их социально-психологические особенности. К сожалению, в настоящее время многие рекламные и информационные материалы банков и других кредитно-финансовых организаций выступают, скорее, антирекламой для их составителей, несмотря на возрастающую готовность клиентов изучать их и разбираться в описанных условиях. Понятный и простой язык, калькуляторы расчета платежей и возможность самостоятельно регулировать размер платежа в зависимости от срока кредита рано или поздно станут ключевыми факторами лояльности клиентов, и те поставщики услуг, которые поставят данную проблему во главу угла, смогут значительно повысить свою долю на рынке потребительского кредитования.

Начать дискуссию

ФСБ хочет забирать не только заграничные, но и внутренние паспорта. 🤯«Ночной бухгалтер» № 1717

В МВД подготовили законопроект, который наделяет ФСБ и МИД РФ правом изымать внутренние паспорта, в случае, если выявлена их недействительность (накалякает ребенок каракули в паспорте — останетесь без него). Сколько тратят россияне на содержание домашних животных? За что вам заплатит «Клерк».

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Упс... походу мы нейросеть сломали, нечаянно, честно

Нуачо она такая хлипкая. Мы всего то дали ей почитать НК РФ с грядущими изменениями и попросили рассчитать налоги, а она вот... посчитала и застрелилась.

Упс... походу мы нейросеть сломали, нечаянно, честно
2
Интернет и IT

ФАС запретила брать дополнительную плату за роуминг в Крыму. «Клерк» получил комментарий МегаФона

У операторов есть все экономические условия, чтобы не взимать с абонентов плату за роуминг в Крыму и Севастополе.

Лучшие спикеры, новый каждый день

💘 Налоговая реформа-2025: обзор всех изменений для бухгалтера

При УСН будет НДС, но можно от него освободиться или выбрать пониженную ставку. По НДФЛ будет новая пятиступенчатая прогрессивная шкала. Ставку налога на прибыль увеличат. Налоговый кешбэк и амнистия по дроблению. Читайте дайджест всех актуальных изменений (обзор обновляется).

3
Криптовалюта

Сделку с криптовалютой почти невозможно оспорить в суде

Отсутствие правового регулирования не превращает покупку и продажу криптовалют в нелегальное занятие, но создает целый комплекс рисков для его участников.

Покупка российского ПО будет с коэффициентом уменьшать налог на прибыль

Бизнесу, который тратит средства на покупку российского софта, дадут повышенный коэффициент к расходам, чтобы уменьшить базу по налогу на прибыль.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

📢 Ищем таланты! «Клерк» приглашает бухгалтеров и других экспертов стать авторами

Хотите заявить о себе миллионам читателей? Мечтаете писать статьи для крутых компаний? Или просто попробовать свои силы в копирайтинге? Это ваш шанс!

Ценные бумаги

Упростят переход «значимых» компаний под юрисдикцию РФ

Госдума в первом чтении приняла депутатский законопроект, который упрощает переход в российскую юрисдикцию экономически значимых компаний.

Передачу госземель в границах развивающихся территорий упростили

Госдума принят в третьем чтении законопроект, который устраняет противоречия отдельных положений Земельного кодекса (ЗК) иному законодательству.

Бесплатно с Выбор системы налогообложения

Как перейти с УСН на ОСН в 2024–2025 годах: уведомления, налоги, учет доходов и расходов

Бизнес может меняться, расти и ждать перемен. Например, смены налогового режима. Разберем, как перейти с упрощенной системы на общую. Объясним, как оформить переход и опишем основные сложности, возникающие при этом в учете.

Как перейти с УСН на ОСН в 2024–2025 годах: уведомления, налоги, учет доходов и расходов

Как правильно делегировать: основные правила и принципы. 10 шагов к освобождению от рутины

Сложно быть успешным руководителем, если не умеешь делегировать. Разбираемся, как это делать, что такое эффективное делегирование, что можно делегировать, а что — нельзя. И советуем, как при делегировании не лишаться сна и не терять в качестве выполнения задач.

Как правильно делегировать: основные правила и принципы. 10 шагов к освобождению от рутины
Законопроекты

Отменят «двойную ответственность» застройщика за нарушение требований дольщика

Госдума приняла в первом чтении разработанный депутатами и сенаторами законопроект о размере и пределах ответственности застройщиков при строительстве многоквартирных домов (МКД) с привлечением денежных средств граждан по договорам участия в долевом строительстве (ДДУ).

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

Трудовая дисциплина: что это такое и могут ли штрафовать за ее нарушение

Рассказываем, что такое трудовая дисциплина, каких правил обязан придерживаться работник и какие штрафные санкции к нему могут применить за дисциплинарные нарушения.

Трудовая дисциплина: что это такое и могут ли штрафовать за ее нарушение
Воинский учет

❗ Заложена правовая основа взаимодействия работодателей с военкоматами через новый реестр

Сегодня Госдума приняла в первом чтении законопроект, который уточняет информационное взаимодействие военкоматов с организациями-работодателями.

Маркетинг

Видео для развития бренда: когда внедрять в бизнес

Молодые фирмы спешат снимать ролики о себе, не разработав собственной торговой марки, стиля, единого позиционирования. Почему это важно и что необходимо сделать перед съемками роликов, рассказываем в статье.

Видео для развития бренда: когда внедрять в бизнес
Ведение бизнеса

«Макфа» перешла под управление Россельхозбанка

В ЕГРЮЛ сказано, что от имени управляющей компании «Макфы» имеет право действовать без доверенности «РСХБ-финанс».

Обзоры новостей

⚡️ Итоги дня: завод по производству пива EFES запустил экскурсии, работодателям выгодна конкуренция между сотрудниками, а ФСБ ограничит IP-телефонию

Подготовили обзор главных событий дня — 4 июля 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Одобрен закон о налоговом вычете для венчурных инвесторов

Сегодня Госдума приняла в первом чтении депутатский законопроект о расширении перечня оснований применения инвестиционного налогового вычета по налогу на прибыль организаций.

Вакансии

Новые вакансии для бухгалтеров и финансистов Добавить вакансию
Пенсии

Пенсии военным пенсионерам повысят с 1 октября: на сколько

Госдума приняла во втором и третьем чтениях законопроект, по которому с 1 октября 2024 года пенсии военным пенсионерам повысят на 5,1%.

Интересные материалы

50+ источников с исследованиями и статистикой для фактчекинга

Подборка сайтов, которая поможет собрать «мясо» для своей статьи и сделать её убедительной, а также проверить факты в чужих публикациях.