Отчетность по МСФО

Эффективное построение отчетности

Эффективное построение различных видов отчетности является важнейшей задачей любой финансово-кредитной организации. Формирование регуляторной, управленческой отчетности и отчетности по МСФО – достаточно сложная задача, в которой немало различных тонкостей и нюансов.

Эффективное построение различных видов отчетности является важнейшей задачей любой финансово-кредитной организации. Формирование регуляторной, управленческой отчетности и отчетности по МСФО – достаточно сложная задача, в которой немало различных тонкостей и нюансов.

Факторы успеха

Эффективное построение различных видов отчетности зависит от целого ряда факторов. Во-первых, необходим строго регламентированный процесс, в результате которого все вовлеченные в подготовку отчетности подразделения будут работать согласованно, рассказывает начальник управления банковских технологий Банка Интеза Сергей Кобышев. «При этом данный процесс должен включать в себя также все этапы консолидации отчетности по разным критериям – по стандартам материнской компании, филиалов, головного и операционного офиса и т.д. Это необходимо для того, чтобы качество консолидированной отчетности было на высоком уровне», – подчеркивает специалист. 

Вторым важным фактором эффективного построения отчетности является высокая квалификация персонала. 

Станьте мастером управленческой отчетности! Наш курс научит вас создавать точные и информативные управленческие отчеты. Получите знания, которые помогут вам улучшить финансовое управление. Цена курса — 6 900 ₽!

Наконец, в банке должна быть установлена качественная база автоматизации, которая позволит выпускать отчетность с минимальным (лучше – с нулевым) использованием ручного труда, подчеркивает Сергей Кобышев.

Главный бухгалтер, начальник управления финансового контроля Дойче Банка Александр Киреев уверен, что в процессе эффективного построения отчетности основа основ – это целеполагание. «Зачем или, точнее, для чего будет использоваться та или иная отчетность, а также качество, сроки и репрезентативность – все эти факторы определяют, сколько ресурсов будет выделено на построение эффективных внутренних процессов и контролей, а также на систему учета и обработки данных», – говорит эксперт.

Масштабы бизнеса определяют систему автоматизации

Спросом среди финансово-кредитных организаций пользуются системы автоматизации, которые учитывают специфику работы банковской отрасли, в том числе банковское законодательство, и позволяют строить отчетность по разнообразным срезам, считает Сергей Кобышев (Банк Интеза). На рынке банковского программного обеспечения в настоящее время представлено большое количество таких систем. 

Например, в работе с отчетностью специалисты Банка Интеза используют системы как российских производителей, так и собственной разработки (in-house). Построение отчетности происходит, как правило, на периодической основе (ежедневно, еженедельно, ежемесячно). Для построения регуляторной отчетности Банк Интеза использует систему от крупной российской компании, а также системы собственной разработки, рассказывает Сергей Кобышев. Отчетность по МСФО строится с помощью системы Datа Warehouse (DWH) собственной разработки и системы той же российской компании. Управленческая отчетность – с помощью системы Datа Warehouse собственной разработки и системы материнской компании – Группы Интеза Санпаоло.

«Выбор используемых средств автоматизации зависит от масштаба и характера бизнеса каждого банка и уровня его автоматизации», – высказывает свою точку зрения на проблему заместитель председателя правления банка «Международный финансовый клуб» Олеся Фирсик. 

Систем достаточно много и разные кредитные организации делают свой выбор в зависимости от поставленных задач, масштабов бизнеса и финансовых возможностей, отмечает Александр Киреев (Дойче Банк). «Идеальной системы, как бы нам ни хотелось, не существует, поэтому при выборе проводится многофакторный анализ, это позволяет каждому банку выбирать то, что максимально удовлетворит его потребности и ожидания».

Так, в Дойче Банке процессы и контроль строятся таким образом, чтобы гарантировать полноту и своевременность отражения операций в учете и отчетности, а также по возможности минимизировать неэффективное использование ресурсов. «Для этого мы используем комплекс систем, где обрабатывается транзакционная и учетно-операционная информация, – рассказывает Александр Киреев. – На определенном этапе обработки единый информационный поток направляется в системы, используемые нами для подготовки регулятивной, управленческой и отчетности по МСФО. Все это обеспечивает высокое качество предоставляемых данных, а также позволяет оперативно реагировать на изменения требований к отчетным данным как со стороны внешних, так и со стороны внутренних пользователей».

Сложности формирования отчетности 

Достоверность и своевременность предоставления – это основные требования регулятора к обязательной отчетности. Необходимо понимать, почему же возникают риски достоверности и происходит срыв сроков по предоставлению отчетности. 

Существуют три основных этапа получения отчетности: сбор данных, расчет показателей, консолидация и получение сводных отчетов. 

На первый этап расходуется очень много рабочего времени по причине децентрализации данных первичного учета. Источниками информации являются автоматизированные банковские системы, разнообразные модули учета сделок и договоров, настольные базы данных. Для крупных многофилиальных банков с разветвленной региональной сетью усугубляет ситуацию наличие нескольких АБС от различных производителей. Проблемы возникают и в случае слияний и поглощений игроков. Качество исходных данных снижается и по причине отсутствия синхронизации нормативно-справочных сведений, используемых в различных учетных системах. 

Второй этап – расчет показателей – также децентрализован, поскольку выполняется и специализированными модулями, входящими в состав АБС, и бэк-офисными приложениями, и даже вручную.

Для многофилиальных учреждений последний этап подготовки отчетности – это консолидация отчетов филиалов. Здесь могут возникнуть расхождения между отчетами филиалов и консолидированной отчетностью. Наличие централизованной АБС в какой-то мере позволяет снизить эти риски.

Сложность формирования любой отчетности в банке в первую очередь зависит от количества используемых учетных систем (например, главная книга, кредитный фронт-офис, депозитный модуль, ценные бумаги), считает Олеся Фирсик (банк «Международный финансовый клуб»). «При наличии «зоопарка» используемых ИТ-систем для эффективного построения отчетности обычно применяется хранилище данных. Но в этом случае на первое место выходят вопросы полноты и качества информации, решаемые внедрением жестких регламентов и механизмов очистки данных, а также процедурами контроля за их полнотой. У нас, например, на текущий момент отсутствует необходимость запуска проекта по внедрению хранилища данных, так как большинство бизнес-процессов банка реализовано в одной АБС, – рассказывает эксперт. – На мой взгляд, для ряда регламентных форм отчетности самым оптимальным является ее формирование непосредственно из АБС. 

Это и наш подход, так как при аутсорсинге ИТ-услуг у сторонних компаний такое построение отчетности является эффективным».

Управленческая отчетность

При построении управленческой отчетности существует другой подход. 

Управленческая отчетность служит для выработки управленческих решений руководством банка и руководителями бизнес-направлений, для информирования о результатах деятельности, отмечает Олеся Фирсик (банк «Международный финансовый клуб»). При этом требования бизнеса и руководства к составу отчетности постоянно меняются с учетом текущих задач, поэтому поставленные задачи лучше всего решать с использованием средств бизнес-аналитики (BI).

Также хотелось бы упомянуть еще один важный фактор, влияющий на построение эффективной отчетности. Так как процесс создания системы управленческой отчетности непосредственно зависит от требований высшего руководства банка и начальников бизнес-направлений, то чрезвычайно важна их активная позиция в формировании таких требований, подчеркивает Олеся Фирсик. «Я считаю, что именно конструктивное взаимодействие бизнес-подразделений и финансовых служб банка в данном вопросе является фактором успеха в построении эффективной системы управленческой отчетности», – резюмирует эксперт.

Ранее в банке «Международный финансовый клуб» управленческая отчетность формировалась в Excel, в настоящее время заканчивается проект по внедрению модуля «Управленческая отчетность» от крупной российской компании, который позволит автоматизировать ряд основных форм управленческой отчетности. 

Мнение эксперта

Ольга Чебунина, руководитель центра развития бизнес-приложений департамента аналитических систем компании R-Style Softlab 

Для подготовки отчетности многие банки используют учетные системы: АБС и бэк-офисы, решения собственной разработки, а в некоторых случаях даже Excel. При таком подходе финансовые организации неизбежно сталкиваются с рядом проблем: с повышенной нагрузкой на учетные системы; с низким качеством данных, получаемых из различных источников при ручном формировании отчетов; с затруднениями при оперативном учете изменений законодательства или при появлении новых бизнес-требований; с несвоевременностью подготовки отчетности.

Решением всех перечисленных проблем является внедрение специализированных систем для формирования отчетности. Нашей компанией разработан ряд бизнес-приложений на базе технологической платформы RS-DataHouse: «RSDH: Отчетность ЦБ РФ», «RSDH: Отчетность МСФО», «RSDH: Управленческая отчетность» и «RSDH: Портфельная отчетность». 

Ярким примером из практики R-Style Softlab является проект по автоматизации подготовки регламентированной отчетности в «Лето Банке» (банк Группы ВТБ) на базе решения «RS-DataHouse: Отчетность ЦБ РФ». ИТ-компания завершила работы, позволяющие финансовой организации использовать 13 наиболее актуальных для нее отчетных форм, к примеру «Сведения о счетах клиентов и платежах, проведенных через кредитную организацию», «ФОР» и прочие. К концу года планируется реализовать 34 формы проекта, в том числе обязательные нормативы, публикуемую отчетность, расчет показателя краткосрочной ликвидности (Базель III). 

Наша компания выполнила более 30 проектов по построению отчетности в банках, среди которых Россельхозбанк, МДМ Банк, ФК «Открытие», Инвестторгбанк, Внешпромбанк и ряд других игроков в России и странах СНГ.

Управленческий учет и финансы в 1С: УНФ

Только сегодня! Скидка 50%!

  • Автоматизируйте учет и финансы в 1С: УНФ
  • Настройте CRM, бюджетирование и платежный календарь
  • Управляйте денежными потоками и повышайте прибыль
7 900 ₽ (или 4 платежа по 1 975 ₽)
Записаться сейчас

Начать дискуссию


Похожие материалы

⚡️ Итоги дня: карту метро перевели на арабский, Минстрой хочет единую платежку ЖКУ, а мошенники разводят клиентов Wildberries

Подготовили обзор главных событий дня — 19 февраля 2025 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Как отражать операции в 1С селлерам с пониженными ставками НДС

С 2025 года упрощенцы с доходом от 60 млн руб. в год обязаны уплачивать НДС. При этом компании на УСН могут выбрать специальные ставки 5% и 7% или применять общеустановленную ставку 20%. Для тех, кто применят пониженные ставки, есть свои нюансы заполнения декларации и учета в 1С. Рассказываем, как работать с такими селлерами на обновленном онлайн-курсе.

Как отражать операции в 1С селлерам с пониженными ставками НДС

🔦 ФНС начнет автоматически получать информацию о резидентстве и загранпаспортах. Мнение налогового юриста об эффективности будущей системы

Налоговики будут собирать сведения о пересечениях границ физлицами, чтобы эффективнее определять их налоговое резидентство.

Курсы повышения
квалификации

22
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
НДФЛ

Необлагаемую матпомощь можно выплачивать сотрудникам несколько раз в год

В ряде случае материальная помощь сотрудникам не облагается НДФЛ. И условия о том, что она должна быть только один раз в год, в НК нет.

Сопутствующие услуги войдут в базу по туристическому налогу, но только при одном условии

Если гостиница включила в цену номера стоимость дополнительных услуг, то они будут считаться в базе по турналогу.

⚡️В поисках ответов: самое важное о VII Всероссийской бухгалтерской конференции «БухВесна-2025»

Нам начали приходить организационные вопросы от пользователей по VII Всероссийской бухгалтерской конференции «БухВесна-2025», которая пройдет 13 марта в Москве. Собрали все важное в одной статье: кто, что, как, куда, когда, во сколько, каким образом — все здесь! Забирайте в закладки, чтобы не потерять!

⚡️В поисках ответов: самое важное о VII Всероссийской бухгалтерской конференции «БухВесна-2025»
6
agafosha
НДС

Совмещение налоговых режимов

Здравствуйте, подскажите, пожалуйста, ИП работает на ОСНО (услуги грузоперевозки), но есть некоторые грузоперевозки этими же транспортными средствами без НДС, как...

Читать полностью

Эксперт:

Надежда Камышева

Надежда Камышева
Эксперт

Добрый день.

Никак не получится работать без НДС при ОСНО. Можно было бы купить патент (если ИП соответствует условию применения ПСН), но тогда...

Читать полностью
НДС на УСН

В каких случаях возможен вычет НДС при ставке 5%

Плательщики УСН с доходами свыше 60 млн рублей могут выбрать пониженные ставки НДС 5% и 7%, при которых нет права на вычет по покупкам.

В НК РФ могут внести нормы о глобальном минимальном налоге — «GloBE Rules»

22.01.2025 глава Минфина Антон Силуанов подписал обновленный План деятельности Федеральной налоговой службы на 2025 год и плановый период 2026-2030 годов.

Клиенты Райффайзенбанка не смогут покупать ценные бумаги на бирже

Банк меняет условия брокерского обслуживания для своих клиентов. Инвесторы не смогут покупать ценные бумаги на бирже.

НДС

При переходе с ОСНО на УСН восстановленный НДС по основным средствам можно учесть в расходах

Если организация с 01.01.2025 перешла с ОСНО на УСН с НДС 5%, она должна в 1 квартале 2025 года восстановить НДС по товарам и основным средствам.

👼 Декретные предложили платить с первых недель беременности. Эксперт по трудовым отношениям оценила шансы на принятие

Сейчас женщина уходит в отпуск по беременности и родам с 30-й недели беременности на 140 дней. Предложили этот срок сдвинуть и предоставлять отпуск по БиР со дня постановки на учет в женской консультации.

4

💲 Курс доллара упал до 89 рублей

На межбанковском рынке доллар торгуется ниже 90 рублей. Впервые с 14 февраля 2025 года.

Госкомпании нарастили закупки у самозанятых бухгалтеров и юристов

Если в 2019 году только 16 госкомпаний были готовы подписывать контракты с самозанятыми, то в 2024 году — уже 2 тысячи организаций.

Самозапрет на кредиты с 1 марта 2025 года: как защитить себя от мошенников и случайных долгов

С 1 марта 2025 года у всех россиян появится возможность полностью заблокировать возможность оформления на себя кредитов и займов. Это новый инструмент защиты, который поможет бороться с кредитным мошенничеством и защитит тех, кто не хочет рисковать. Разбираем, как работает самозапрет на кредиты, какие есть нюансы и как его установить.

Самозапрет на кредиты с 1 марта 2025 года: как защитить себя от мошенников и случайных долгов

Можно будет отслеживать ход рассмотрения жалоб на ИФНС

К декабрю 2025 года ФНС запланировала доработать свой интернет-сервиса «Узнать о жалобе».

УСН

Минфин рассказал, когда на УСН включать в расходы зарплатный НДФЛ

Сам НДФЛ, который работодатель удерживает с зарплаты сотрудников, не является расходом при УСН, но зарплата сотрудников, которая включает в себя НДФЛ – это расход.

АУСН

АУСН стала популярной у продавцов и специалистов по бухучету

6 тысяч компаний из сферы розничной торговли работают на АУСН. Этот налоговый режим также выбирают специалисты по праву и бухгалтерскому учету, разработчики ПО, риелторы и консультанты.

Самозанятые

Про объективную необходимость в привлечении самозанятого

«Мне бухгалтер сказал, что в договоре с самозанятым запрещено указывать фиксированную сумму выплаты! Как быть теперь?».

Премии

Госдума одобрила законопроект о прозрачности премиальных выплат

18 февраля 2025 года Госдума приняла в первом чтении законопроект, направленный на защиту прав работников при назначении премий.

Интересные материалы

Как организации на ОСНО отражать оформление КАСКО и ОСАГО

Если у организации на ОСНО есть лизинговое транспортное средство, то по нему не только нужно уплатить налог, но еще и оформить страховку. Рассказываем, как отразить оформление КАСКО и ОСАГО в учете.

Как организации на ОСНО отражать оформление КАСКО и ОСАГО