Валютный рынок

Доллар непотопляем?

Мир ищет новую мировую резервную валюту, но пока не находит. Однако «пока» – не значит «никогда».

В 2014 году стали появляться новости о том, что различные страны сокращают долю ценных бумаг, номинированных в долларах США, в структуре своих золотовалютных резервов. Наиболее активно, если верить экспертам, это делали и продолжают делать сейчас две страны – Россия и Китай. Что двигало ими и движет другими стра-нами, которые, пусть и не так активно, но все же пытаются диверсифицировать свои ЗВР за счет сокращения доли доллара США в них в пользу других финансовых инструментов? 

Весьма интересные данные обнародовало 15 июня Министерство финансов США. В его отчете указывается, что за год (с апреля 2014 года по апрель 2015 года) Россия сократила вложения в облигации США более чем на 40%. По состоянию на 1 мая 2015 года наша страна располагала государственными ценными бумагами США на 66,5 млрд долларов против 116,4 млрд долларов в апреле 2014 года. С марта по апрель 2015 года Россия продала американские государственные ценные бумаги номиналом на 3,4 млрд долларов. 

С августа 2014 года, констатирует Минфин США, объем американских бумаг в портфеле российского правительства неуклонно снижается. Россия по объему вложений в американские облигации опустилась с 12-го места на 22-е.

При этом, как поясняют экономисты, параллельно идут два процесса: снижение доли доллара в золотовалютных резервах приводит к росту спроса на золото. «Наша страна в последнее время действительно в последнее время оказалась в числе абсолютных лидеров по закупке золота. По данным на март 2015 года, доля этого металла в золотовалютном запасе России составила порядка 13%, а всего запасы золота превысили 1 200 тонн. Таким образом, Россия на сегодняшний день – шестая по счету страна по объему золотого резерва. При этом эксперты сходятся во мнении, что даже эти объемы несравнимы с теми, которые выкупаются Китаем. К сожалению, в отличие от нас, китайский ЦБ не раскрывает состав своих резервов. Здесь можно только процитировать участников рынка. «Спрос со стороны Китая просто огромен», – говорит начальник аналитического управления Национального рейтингового агентства Карина Артемьева.

Наблюдатели указывают на то, что главными в данном случае являются политические причины: резкое ухудшение отношений между США с одной стороны и Россией и КНР с другой. Естественно, в качестве «триггера» фигурирует и геополитический кризис на Украине. Все вполне объяснимо, констатируют эксперты. Раз между США и Россией с Китаем «пробежала черная кошка», то нет ничего удивительного в том, что две страны с развивающимися рынками – и два основателя нового международного экономического союза в лице БРИКС – пытаются снизить долю оборота в долларах. 

«Это объясняется главным образом стремлением этих стран вытеснить посредника в их экономических взаимоотношениях с партнерами, особенно с теми, с которыми имеются значительные взаимные трансграничные потоки товаров и услуг, – поясняет заместитель начальника аналитического департамента «ИК «ЕВРОФИНАНСЫ» Антон Андрющенко. – Эти меры в случае их реализации приведут к некоторому упрощению торговли и окажут ограниченный позитивный эффект на экономики этих стран».

Торопись медленно или сильно обожжешься

Однако, как указывают многие аналитики, нельзя все сводить исключительно к охлаждению отношений между США, Россией и Китаем, и к попыткам двух последних стран укрепить свою финансовую независимость. В последнее время все более очевидной становится следующая тенденция: многие банки развитых стран начали активно скупать золото и ценные металлы. Среди покупателей при этом не только Россия и Китай, но и Япония, и страны ЕС, у которых вроде бы нет никаких серьезных политических трений с США. Естественно, возникает вопрос: а ими-то что движет?

«Существует единственный всеми признанный актив, которому валютные риски не присущи. Этот актив – золото. Оно способно защитить экономику от рисков и не подвержено давлению на суверенитет. Это один из способов погашения обязательств, который поддерживает независимость и может использоваться для развития национальной экономики», – поясняет Карина Артемьева (Национальное рейтинговое агентство). Поэтому стремление ряда стран к увеличению своей «золотой подушки безопасности» вполне объяснимо. Угрозы подвергнуть эти страны санкциям (преимущественно в финансовой сфере) только подливают масла в огонь.

Впрочем, есть и другие варианты ответа на этот вопрос, и они тоже звучат весьма убедительно. Первый из них заключается в том, что доллар США занимает слишком высокий процент в золотовалютных резервах мировых ЦБ. При этом данный процент, как считает начальник департамента операций на финансовых рынках Русского Международного Банка Владимир Фирсов, абсолютно не соответствует относительному размеру экономики США в общемировой экономике. «Таким образом, ряд стран планирует соответствующие изменения в ЗВР для более объективного отражения экономических реалий», – полагает специалист. И среди этих стран, как отмечалось выше, не только те, у кого есть все шансы попасть «под санкционную раздачу» со стороны эмитента доллара в лице США. 

Второй вариант ответа: страны уже не могут полагаться на доллар как на фактор, обеспечивающий стабильность их финансовых систем при любом раскладе. У них есть основания для подобных опасений. Еще в марте этого года появилась информация о том, что крупнейший в мире фонд облигаций PIMCO объявил о том, что полностью избавился от американских казначейских облигаций. Эта компания в общей сложности управляет активами на сумму свыше одного триллиона долларов, что превосходит капитализацию всего российского фондового рынка. Консультирует этот фонд бывший председатель Федеральной резервной системы США Алан Гринспен, который одним из первых предсказал наступление Великой депрессии-2 в 2007 году. В апреле вслед за этим появились сообщения о том, что долю американских «трежерис» начали сокращать и крупнейшие американские банки, в числе которых JP Morgan. Все это, как подчеркивают эксперты, весьма серьезные и тревожные знаки, и нет ничего удивительного в том, что страны, аккумулировавшие у себя в ЗВР значительные запасы долларов, сейчас ищут альтернативные финансовые инструменты.

Но, несмотря на все вышесказанное, никто не отрицает, что доллар по-прежнему лидирует в списке резервных мировых валют, и что утрата им господствующих позиций – процесс, мягко говоря, не быстрый. Однако, как говорят эксперты, вполне возможный. Правда, тут всегда сложно посчитать издержки, и финансовые, и, при определенном развитии событий, политические, и даже военные. 

В качестве не слишком вдохновляющего примера аналитики приводят судьбу другой валюты, когда-то, как и доллар США сейчас, занимавшей пьедестал почета среди различных национальных денежных единиц. На протяжении почти 200 лет роль золотого стандарта играл британский фунт стерлингов, благо экономика и банковская система Соединенного Королевства считались самыми могущественными в мире. Понадобилось несколько десятилетий и Вторая мировая война для того, чтобы фунт утратил свои позиции и передал пальму первенства доллару США. Сейчас, как считают некоторые эксперты, судьбу фунта рискует повторить сам доллар, но не сегодня, и не завтра, а через достаточно продолжительное время. 

«Конечно, так просто свои позиции США не сдадут. Да и на ближайшие 10 лет об этом не может быть и речи. Приведу такой пример: те страны Ближнего Востока, которые пытались уйти от доллара в вопросах оплаты поставляемой нефти, были подвергнуты бомбардировкам и фактически прекратили свое существование, – напоминает доцент факультета финансов и банковского дела РАНХиГС Василий Якимкин. – Тем не менее процесс пошел, и он неминуемо вызовет кризис текущей мировой финансовой системы в 2016–2017 годах. Старое будет разрушено (доминирование доллара США), и, скорее всего, будет иметь место весьма продолжительный переходный период к чему-то новому».

Это будет не простой период, предупреждает эксперт. Не следует забывать о том, что США являются не только гегемоном во всех мировых финансовых центрах типа Всемирного банка и МВФ, но и военным лидером. «Свои интересы США привыкли отстаивать всеми доступными способами, в том числе и за счет войн. Сейчас только Россия может бросить им вызов. Ситуация очень напоминает 1917 год, когда подобным образом США дискредитировали всеми правдами и неправдами германского кайзера, а потом все-таки пошли на него войной, – предупреждает Василий Якимкин (РАНХиГС).

Много званых, но мало избранных?

Проблему осложняет еще и то, что пока, если рассматривать денежные единицы других стран, доллару практически нет альтернативы. Наиболее яркий пример, подтверждающий это – единая европейская валюта, которая в свое время рассматривалась некоторые оптимистами как замена доллару, но сейчас не входящая в список фаворитов у инвесторов в силу различных экономических и политических причин. 

Будущее Евросоюза представляется не безоблачным, а его настоящее омрачено возможным дефолтом Греции. К тому же инвесторов серьезно беспокоит перспектива разрастания украинского конфликта и возможное вовлечение в него целого ряда европейских стран – Румынии, Польши, Венгрии, республик Прибалтики и даже Германии. Очевидно, что с учетом этих факторов евро не рассматривается как выгодная альтернатива доллара с точки зрения инструмента для размещения большей части ЗВР. 

«Еврозона – настолько пестрое образование, что пройдет еще много лет, прежде чем единая валюта сможет реально стабилизироваться (если, конечно, она выживет как «вид»). Иена и вовсе основывается на увядающей экономике, которая с годами будет сдавать позиции одну за другой, потому что огромнейший долг страны в сочетании с перевернутой демографической пирамидой – очень слабое основание в долгосрочном плане. На мой взгляд, как раз иена будет первой крупной валютой, которая рухнет», – прогнозирует портфельный управляющий General Invest Валентин Журба. Что касается британского фунта стерлинга, то его расцвет в прошлом, а швейцарский франк хотя и остается очень сильной валютой, но не пользуется и никогда не пользовался такой популярностью среди инвесторов, как доллар США.

Естественно, внимание экспертов привлекает китайский юань. «Растущая потребность многих стран в проведении независимой от США монетарной политики привела к идеям создания государственных валютных фондов. Их наполнение, безусловно, будет оказывать давление на доллар как резервную валюту. Возможно, китайская или какая-то иная валюта Азиатского экономического союза рано или поздно смогут потеснить доллар, но это займет еще достаточно много времени», – полагает директор департамента казначейства РОСГОССТРАХ БАНКа Дмитрий Емелин.

Юань, доля которого в международных расчетах весной снова составила менее 2%, не скоро сможет стать альтернативой доллару, потому что вся экономика Китая также базируется на долговой пирамиде, которая рано или поздно разрушится. «Пузыри» на рынке недвижимости, кредитов, строительства, муниципального долга – плохая основа для крепкой валюты, – полагает Валентин Журба (General Invest).

«Несмотря на разговоры о так называемом кризисе доверия к доллару, более 60% мировых резервов сформированы в этой валюте, и в обозримом будущем роль доллара останется доминирующей. Сейчас много говорится о росте привлекательности китайского юаня. Тем не менее юань не является свободно конвертируемой валютой, и пройдет еще достаточно много времени, прежде чем юань будет принят в качестве мировой валюты», – подчеркивает заместитель  генерального директора рейтингового агентства «Кредит-Рейтинг» Ольга Шубина.

Как ни странно, в качестве будущей – хотя и весьма отдаленной, пока еще призрачной альтернативы доллару – рассматривается российский рубль. Во всяком случае, основания для этого есть, учитывая то, что растут количество и объемы внешнеторговых операций, совершаемых в национальных валютах, в том числе и в рублях. Да и воспринимается сейчас российская валюта внешними игроками совсем не так, как воспринималась в конце прошлого года. 

«Здесь можно отметить и укрепление рубля, которое происходит из-за снижения потребности в иностранной валюте внутри страны и из-за спроса на рубль как со стороны иностранных спекулянтов и инвесторов, так и со стороны российских компаний и банков.  Пик платежей по внешнему долгу был пройден в середине I квартала 2015 года, импорт резко упал из-за девальвации рубля и снижения потребительского спроса населения, сальдо торгового баланса существенно улучшилось. Одновременно с этим начали снижаться факторы риска. На рынке нефти после обвального падения начался пусть и умеренный, но устойчивый подъем цен, а Минские соглашения снизили геологические риски и запустили механизм урегулирования конфликта на юго-востоке Украины. Благодаря этим обстоятельствам стало возможным возвращение иностранных игроков на российский рынок», – утверждает заместитель директора по корпоративным рейтингам RAEX («Эксперт РА») Александра Таранникова.

«Кроме роста рубля и юаня, в последнее время в силу географической обособленности Австралии инвесторы нередко рассматривают австралийскую валюту в качестве возможного альтернативного инструмента сбережений. На наш взгляд, это будет иметь положительные последствия для стабильности, так как уберет чрезмерную концентрацию в одной валюте», – считает начальник департамента операций на финансовых рынках Русского Международного Банка Владимир Фирсов.

«Для того чтобы валюта стала резервной, необходимо выполнение ряда условий. Экономика этой страны должна занимать высокую долю в мировом ВВП и глобальной торговле, характеризоваться невысокой инфляцией и низкой волатильностью валютного курса и обладать развитым высоколиквидным финансовым рынком. Наиболее вероятным претендентом на получение статуса резервной валюты в долгосрочной перспективе является юань. По разным прогнозам, Китай обгонит Еврозону по размеру экономики в ближайшие 10-15 лет, а США – через 25 лет. Китаем проводятся мероприятия по либерализации доступа иностранных инвесторов на внутренний финансовый рынок, заключаются свопы с ЦБ различных стран, создается аналоговая международная расчетная система в юанях», – рассуждает заместитель директора по корпоративным рейтингам «Эксперт РА» Александра Таранникова. Однако, как подчеркивает специалист, пока на пути юаня к вершине мировой резервной валюты еще остается ряд препятствий. Во-первых, это ограниченная конвертация, во-вторых, отсутствие свободы счета финансовых операций и высоколиквидного долгового рынка. Кроме того, сам Китай не стремится активно форсировать этот процесс, обратной стороной которого является резкое укрепление юаня, а значит, снижение конкурентоспособности экспорта и рост угрозы пузырей на финансовом рынке.

В целом, как дают понять эксперты, много званых, но мало избранных. Хотя многие страны устали от господства доллара, и многие из них не прочь бы обрести большую экономическую и финансовую самостоятельность, приходится терпеть. Новая резервная валюта должна «созреть» и «набрать вес». Пока же ни один из потенциальных кандидатов на эту роль не может сравниться с долларом США, однако «пока» – не значит «никогда».  

Комментарии

2
  • Елена
    Зачем России вкладываться в ценные бумаги США, если мы с ними постоянно в контрах? Все-равно мы для них никогда хорошими не будем. Частные инвестиции- другое дело. А государство рисковать не должно. К сожалению только- частные инвестиции в основном состоят из украденных бюджетных средств...
  • НатальяС

    Цитата:
    "С августа 2014 года, констатирует Минфин США, объем американских бумаг в портфеле российского правительства неуклонно снижается. Россия по объему вложений в американские облигации опустилась с 12-го места на 22-е. "


    Пишут, что только в мае 2015 увеличили на 4 млрд.долларов вложения. Так что, устарела статья.