Кредитование

Вне зоны внимания

Одни эксперты утверждают, что вне зоны внимания розничного банкинга оказался так называемый средний класс. Кому, с одной стороны, не нужны POS-кредиты, а, с другой стороны, у них нет лишнего миллиона рублей, который можно разместить на депозите и стать VIP-клиентом. Другие указывают на то, что уровень доступности банковских услуг в регионах пока еще не высок, и поэтому нужно сконцентрироваться на региональных рынках.

Одни эксперты утверждают, что вне зоны внимания розничного банкинга оказался так называемый средний класс. Кому, с одной стороны, не нужны POS-кредиты, а, с другой стороны, у них нет лишнего миллиона рублей, который можно разместить на депозите и стать VIP-клиентом. Другие указывают на то, что уровень доступности банковских услуг в регионах пока еще не высок, и поэтому нужно сконцентрироваться на региональных рынках. В реальности вне зоны внимания оказались постоянные клиенты (чьи индивидуальные потребности банк не учитывает) и те, чьи взаимоотношения с кредитной организацией были омрачены проблемами при обслуживание кредитов.

За десять лет активной работы в сегменте розничного кредитования банки достаточно хорошо изучили всю территорию, и на ее карте не осталось белых пятен, куда можно было бы прийти и быть первым. Везде кто-то уже есть. Причем не в единственном числе. И поэтому еще до прихода новичка там уже идет активная битва за клиентов.

Начальник управления маркетинговой стратегии и исследований ВТБ24 Дмитрий Лепетиков уверен, что там, где можно получить прибыль, банки уже присутствуют. «В среднем классе пользование банковскими продуктами близко к максимальному. Тем более, у представителей среднего класса обычно очень высока платежная дисциплина. В регионах ситуация сильно зависит от уровня экономики: в крупных региональных центрах «банкеризация» вряд ли сильно уступает московской. Есть, конечно, депрессивные регионы, где уровень доходов населения низок и не позволяет рассчитывать на значимую прибыль. Туда банки не стремятся», — рассказал он «Б.О».

С утверждением о том, что средний класс находится в зоне внимания банков, согласен аналитик рейтингового агентства «Рус-Рейтинг» Евгений Славнов: «Сегодня на рынке существует масса самых разнообразных розничных продуктов для любых клиентов. Другое дело, что услуги для среднего класса, возможно, несколько теряются на фоне большой массы предложений по POS-кредитам, но тут следует учитывать, что а) в масштабах страны средний класс является довольно узкой прослойкой населения и б) я не уверен, что согласен с утверждением, что POS-кредиты не нужны среднему классу. Он, может быть, и не является основным потребителем данных продуктов, однако говорить, что средний класс вообще не заинтересован в подобных кредитах, нельзя».

По мнению заместителя начальника управления развития розничного бизнеса банка «Интеркоммерц» Владимира Милюкова, кредитные организации достаточно давно начали уделять внимание среднему классу, правда, очень активно работать с ним до последнего времени не спешили, так как были более высокомаржинальные сегменты. Например, кредитование потребителей с низкими доходами.

«Данный сегмент по многим показателям, таким как высокая финансовая стабильность, достаточно высокий уровень дохода, а также финансовая и потребительская активность, всегда был лакомым куском для банков. Однако данная категория клиентов требует иных подходов, как с точки зрения продуктового предложения, так и с позиции маркетинговой стратегии. Круг потребностей данной категории не ограничивается удовлетворением текущих бытовых нужд, которые легко покрываются POS-кредитованием, а зачастую им свойственна долгосрочная или инвестиционная направленность, и, как следствие, они носят более осознанный характер. В итоге в ситуации до 2014 года расходы на привлечение таких клиентов были значительно выше, а доходность — ниже. В условиях сокращения объемов кредитования нижнего массового сегмента, многие банки уже запустили программы кредитования для данной категории. Чаще всего это обеспеченные кредиты», — рассказал он «Б.О».

Кредиты для богатых

Директор по маркетингу Национального бюро кредитных историй (НБКИ) Алексей Волков рассказал «Б.О», что с точки зрения розничного кредитования особенность российского рынка заключается в большой концентрации на необеспеченном кредитовании на небольшие сроки и суммы и, как следствие, по высоким ставкам. «Этот сегмент высокомаржинален, но его потенциал близок к насыщению». А вот заемщики со средними и высокими доходами сейчас недокредитованы. Поэтому текущая долговая нагрузка для таких заемщиков относительно невелика.

С ним согласен начальник управления маркетинга и рекламы Эксперт Банка Дмитрий Мотовилов. Он указал «Б.О» на такие факты. По данным «ФОМнибус», на 1 января 2015 года порядка 70% респондентов не имеют кредитов. Схожие данные приводит «Левада-Центр» и НИУ ВШЭ. В то же время НБКИ приводит статистику, что только 0,6% домохозяйств имеют более пяти кредитов. По его мнению, по потенциалу роста наиболее привлекательными выглядят группы клиентов с ежемесячным доходом на уровне более 45 тыс. рублей на человека.

По прогнозу директора департамента розничных продуктов и маркетинга Росбанка Михаила Чамрова, в ближайшее время банки будут меньше внимания уделять сегменту клиентов с низкими доходами. Потребление банковских продуктов в этом сегменте ограничивается в основном кредитами в точках продаж, а начиная с июля 2015 года верхний предел ставки по кредитам ограничен регулятором. Кредитные риски в этом сегменте остаются очень высокими, что позволяет говорить о снижении привлекательности данного сегмента для розничных банков.

Продукты для среднего класса

По мнению Алексея Волкова, банки при работе с заемщиками со средним и высоким уровнем доходов вынуждены будут учитывать ряд факторов. «Эти сегменты чувствительны ко всем элементам предлагаемых кредитов: уровню сервиса, ставкам, удобству обслуживания, различным преференциям. Банкам, желающим развивать направление кредитования в этом сегменте, необходимо будет предложить качественный сервис и комплексный подход, учитывающий потребности каждого клиента», — объяснил он.

А вот руководитель департамента по работе с клиентами в международном платежном сервисе Wallet One Александр Стрельников считает, что розничные банки уже активно работают со средним классом. «Как правило, VIP-клиентам банки уделяют достаточно внимания. Розничные банки ориентированы на другой сегмент обслуживания — это типичный заемщик со средним уровнем дохода. Действительно, средний класс делится на две части: есть банковские организации, которые работают с заемщиками (средний доход, стабильный оклад), есть микрофинансовые организации — там розница, но для тех заемщиков, которым отказали все. Наверное, если под средним классом подразумевать такого клиента, то на него как раз ориентирован розничный банкинг: стабильны по рискам, у них высокая покупательская способность и высокий потенциал проникновения дополнительных услуг (страховака, допополнительная карта, рекурентные платежи, допополнительные сервисы)», — поделился он с «Б.О» своим мнением.

Иная точка зрения у директора центра экономических исследований Университета «Синергия» Андрей Коптелова. Он считает, что банки пока еще создали недостаточно продуктов и сервисов, которые предназначены для среднего класса. «Концентрация на VIP-обслуживании удается сейчас не всем банкам, при этом нужно учесть, что VIP-клиенты в основном находятся в крупных городах и привыкли к известным брендам, — на этом рынке конкуренция уже началась. А вот если создать услугу, оказываемую через ДБО, для среднего класса, проживающего в регионе, то вполне возможно это принесет положительный экономический эффект. Например, уже сейчас появляются банки, имеющие хорошие условия для предпринимателей и работающие с ними через каналы ДБО», — рассказал он «Б.О».

На самом деле отдельные игроки на рынке, в частности, кэптивные банки автопроизводителей, уже несколько лет не только работают со средним классом как со своей основной ЦА (целевой аудиторией), но и разрабатывают различные системы ДБО, чтобы охватить своим присутствуем регионы. «Обеспечение регионального присутствия — одна из сложнейших задач на российском рынке, но сегодня она отчасти может быть разрешена за счет онлайн-инструментов, способных преодолеть это препятствие» — сообщил председатель правления «Банк ПСА Финанс РУС» Франк Малоше.

Универсальные банки также разрабатывают рассчитанные на средний класс продукты, причем, используя в них идеологию ДБО, когда потребителю не нужно посещать отделение кредитной организации. Например, председатель правления Первобанка Андрей Гончаров рассказал «Б.О», что именно для этого сегмента клиентов мы развиваем совместный проект с компанией «Евросеть — банковский депозит на карте «Кукуруза». Клиентам нет необходимости посещать офис банка, они пользуются современными расчетными сервисами карты, преимуществами бонусной программы и одновременно получают возможность размещать временно свободные средства на удобный банковский депозит».

Хотя и у розничных банков есть значительный ассортимент продуктов и сервисов, которые пользуются спросом не у VIP-клиентов. Об этом «Б.О» рассказал председатель правления банка «Хоум Кредит» Юрий Андресов. «Во-первых, депозиты. Ставки по ним в России, действительно, очень выгодные. Затем кредитные карты, которые стали не только инструментом получения заемных средств, но и источником дополнительных преимуществ — кэшбэка, милей, бонусных баллов. РОS-кредитами пользуются отнюдь не только те клиенты, у которых нет денег на полную стоимость товара, но и те, кто умеет считать свои деньги, и поэтому активно пользуется акциями с беспроцентной рассрочкой. Самые популярные цели кредита наличными в порядке убывания — это ремонт, покупка машины, крупная покупка (бытовая техника, одежда, мебель), недвижимость. И эти цели скорее относятся к потребностям среднего класса. Также взыскательные клиенты — это самые активные пользователи интернет- и мобильного банков и всех других инноваций банковского рынка. Так что сейчас в России уже есть банки и банковские продукты для всех категорий клиентов», — сообщил он.

По мнению главы розничного бизнеса ЮниКредит Банка Ивана Матвеева, продуктов, рассчитанных на удовлетворение потребностей среднего класса, все же недостаточно. «Если говорить про средний класс, то здесь скорее наблюдается недостаток депозитных и страховых продуктов, потому что необходимо помнить: депозитные продукты защищены одноуровневой системой страхования вкладов. В то время как в страховом продукте существует многоуровневая система: инвестиции перестрахованы в двух или трех страховых компаниях, что позволяет сильнее диверсифицировать финансовые риски. Что опять делает инвестиционные страховые продукты более привлекательными по сравнению с вкладами», — рассказал он «Б.О».

Для разных поколений

Если несколько лет назад розничные и универсальные банки пытались, по крайней мере на уровне рекламной кампании, как-то позиционироваться, например, как банк для пенсионеров или молодежи, то сейчас большинство участников рынка стараются уйти от такой практики и рады любым клиентам.

«Продуктовые линейки большинства банков охватывают все категории клиентов. Для молодежи и студентов существуют специальные банковские карты с различными бонусами, для людей с невысоким уровнем дохода — POS-кредиты, среднему классу предлагаются различные пакеты услуг, сочетающие возможности расчетных карт, страховых программ и т.д. Пенсионерам большинство банков предлагают специальные вклады и кредиты, а для клиентов сегмента mass affluent (состоятельные клиенты) существует private banking», — рассказала «Б.О» директор департамента розничного бизнеса банка «Интеза» Марина Захаренкова.

Есть такие люди

«Б.О» удалось выяснить, кто, теоретически, мог оказаться вне зоны внимания банков.

Управляющий директор Experian в России и странах СНГ Стив Гилдерт предположил, что такое могло произойти лишь в одном из двух случаев. Например, если это «жители каких-то географически совсем удаленных районов». И в силу своего местоположения им недоступно большинство благ финансовой «цивилизации». Хотя такое маловероятно. «Зато в России уже появилось много людей, за прошедшие годы зарекомендовавших себя как добросовестные клиенты с каким-то определенным банком, но при этом не получающих от этого банка соответствующего персонального внимания (речь не о постоянно повторяющихся телефонных звонках или СМС). Это факт, и это выглядит как недоработка со стороны банков при обслуживании своих лояльных клиентов, и, в то же время, как и ниша для интенсивного развития направления CRM».

Как это ни парадоксально звучит, но еще одна категория клиентов, кто может оказаться обделенным вниманием со стороны банков, — те, кто во время кризиса испортил свою кредитную историю, но все же погасил все долги перед кредитором. «Это тот сегмент клиентов, к которым внимание было приковано ранее. Те, кто в предыдущий период работы с банками показал некую неблагонадежность. И пусть часть этой аудитории исправилась, провела работу над ошибками и обратилась в банк вновь, кредитная организация пока в их сторону не смотрит — из-за той репутации, которую клиент заработал. Сейчас обделен вниманием банков тот клиент, что исправился, но банк ему еще не верит», — рассказал «Б.О» заместитель председателя правления банка «Кольцо Урала» Константин Богатырев.

Частично с ними согласна старший вице-президент, директор по розничным продуктам банка «Открытие» Наталья Сумакова. По ее мнению, кредитным организациям необходимо концентрироваться на увеличении проникновения продуктов среди существующих клиентов. При этом подход должен быть не сегментный, а именно ориентированный на потребности конкретного клиента, исходя из его текущего пользования имеющимися банковскими продуктами.

Ещё раз: как продвигать свои посты на «Клерке»

Если вы видите это сообщение, значит продвижение работает.

Ещё раз: как продвигать свои посты на «Клерке»
10

Начать дискуссию

НДФЛ

НДФЛ иностранца можно уменьшить на его аванс по патенту. Но есть ограничения

При расчете зарплаты патентных иностранцев учитывают фиксированный авансовый платеж по НДФЛ, который они оплатили. Для этого нужны документы.

Курсы повышения
квалификации

22
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Алименты

Должники по алиментам станут известны всем

В реестр попадут должники по алиментам, которые были привлечены к административной или уголовной ответственности за неуплату денег на содержание детей, родителей.

1

Не всегда на авто, стоящее на учете, надо платить транспортный налог

Регистрация авто в ГИБДД после 15 числа одного месяца и снятие с учета до 15 числа другого месяца дает право не платить транспортный налог.

Лучшие спикеры, новый каждый день

Создадут единую цифровую платформу туризма: что она дает

На единой цифровой платформе туризма соберут все сведения о гостиницах, кафе, гидах и транспорте. Это позволит сформировать комплексные предложения для туристов с учетом их потребностей.

1

Вклады 18%, обвал рынка, рост налогов, дешёвый доллар, новые облигации, дивиденды и другие новости. Воскресный инвестдайджест

Есть что по жести? Ещё как есть! Разве что расчленёнки не хватает, так-то рынок акций и облигаций нормально приуныл. Но это пока был не обвал, а коррекция. Обвал точно ожидает нас всех впереди, но это не точно. Зато доллар всё ещё дешёвый, IPO проводятся, появляются новые облигации и дивиденды.

Вклады 18%, обвал рынка, рост налогов, дешёвый доллар, новые облигации, дивиденды и другие новости. Воскресный инвестдайджест

С 01 июля новая форма отчета о движении денег по зарубежным счетам

С 01 июля 2024 года изменится форма отчета о движении денег и иных финансовых активов по зарубежным счетам, которые готовят и подают юридические лица и ИП

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

В чем проблема прогрессивной налоговой системы в России?

Сама по себе прогрессивная налоговая система по своей сути не плохая, это нормально, когда люди, которые зарабатывают больше и платят больше налогов. Но есть 2 Но.

💥 Бодрящие скидки на курсы повышения квалификации и профессиональной переподготовки! Ведем запись на первый летний поток

Набираем первый летний поток-2024 на профкурсы. Успейте записаться до 3 июня, чтобы за лето повысить квалификацию и выйти на новый уровень знаний!

Календарь вебинаров для бухгалтера в июне 2024. Выбирайте и смотрите!

Будьте в курсе последних изменений в законодательстве! Выбирайте из 9 вебинаров интересные именно вам и записывайтесь. Забирайте в закладки календарь вебинаров для бухгалтера, которые пройдут в июне 2024. Подписчикам «Клерк.Премиум» — бесплатный доступ.

Календарь вебинаров для бухгалтера в июне 2024. Выбирайте и смотрите!
7
Инвестиции

Инвестиции в космические объекты пропишут в законе

Госдума приняла в первом чтении законопроект о государственно-частном партнерстве в сфере космической деятельности.

Трудовое право

Чем грозит неявка сотрудника на медосмотр

Работник обязан проходить обязательные предварительные и периодические медосмотры, другие обязательные медосмотры и обязательные психиатрические освидетельствования, а также внеочередные медосмотры по направлению работодателя.

Налог на прибыль

Все гранты на инновационное развитие освободили от налога

Компании, которые получают гранты на инновационное развитие, смогут не учитывать эти доходы при определении базы по налогу на прибыль.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

Предприятия за каждого сотрудника из другого региона получат 300 тысяч рублей

Государство выделит субсидии бизнесу, который работает над крупным проектом и привлекает сотрудников из других регионов. Размер поддержки составит 12 МРОТ.

За что заблокируют ваш счет? Что не нужно делать, чтобы «влететь» на блок

Сейчас в мире бизнеса идет война за темную и светлую сторону.

За что заблокируют ваш счет? Что не нужно делать, чтобы «влететь» на блок

Налоговые перспективы на 2025 год. Прогрессивная шкала НДФЛ

Какими будут налоговые ставки НДФЛ в 2025 году и можно ли этот налог оптимизировать.

🚚 Грузоперевозка в страну ЕАЭС может облагаться разным НДС

При сделках с контрагентами из стран ЕАЭС взимание косвенных налогов при работах, услугах идет в стране, территория которой признается местом реализации. При грузоперевозках место реализации – страна исполнителя.

МСФО

Внедрение азиатских МСФО на российский рынок

В данном докладе мы рассмотрим перспективы внедрения азиатских Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО) на российский рынок.

Внедрение азиатских МСФО на российский рынок
1
Маркетплейсы

Цены на наушники на маркетплейсах оказались завышенными по сговору

ФАС выявила картель продавцов наушников на маркетплейсах. Продавцы общались в чате мессенджера, писали негативные комментарии конкурентам и заказывали наушники «в никуда».

💥 Бодрящие скидки на курсы повышения квалификации и профессиональной переподготовки! Ведем запись на первый летний поток обучения

Набираем первый летний поток-2024 на курсы повышения квалификации и переподготовки с максимальными скидками, чтобы вы не ограничивали траты на отпуск и получили полезные знания. Начало обучения 1 июня, присоединяйтесь!

💥 Бодрящие скидки на курсы повышения квалификации и профессиональной переподготовки! Ведем запись на первый летний поток обучения
2

Интересные материалы

Инвестиции

Итоги 35 месяцев инвестиций. 3,83 млн рублей

1 июня, значит пора защищать детей и подводить итоги мая! Ежемесячно я пишу отчёт о том, что произошло с моими инвестициями. Напоминаю: я начал копить на квартиру в Сочи в июле 2021. 35 месяцев позади. Погнали!

Итоги 35 месяцев инвестиций. 3,83 млн рублей