Эксперты считают: наиболее тяжелый период кризиса для российского банковского сектора остался позади. Время готовиться к возобновлению роста, но тут как раз и возникает один из самых актуальных на сегодняшний день вопросов – как и за счет чего банки будут.
Стандартные «болезни», возникающие в результате любого кризиса, независимо от того, какими причинами он вызван, хорошо известны: ухудшение качества кредитных портфелей, обесценение залогов, потери, понесенные в результате переоценки вложений в ценные бумаги и т.д. Ко многим из этих «болезней» рынок привык, с некоторыми из них научился более ли менее эффективно справляться. Куда сложнее в посткризисный период не только оправиться, но и создать условия для увеличения объемов бизнеса, завоевания новых ниш или развития новых направлений деятельности. И тут нет и не может быть одного для всех рецепта – каждый банк ищет свой рецепт.
Стабильно тяжелая ситуация
Именно так характеризуют сложившуюся сейчас на рынке ситуацию эксперты. При этом они отмечают, что любой кризис – это, в первую очередь, ситуация, во время которой обостряются и становятся очевидными все хронические проблемы банковской системы. То, что на протяжении долгого времени ускользало от внимания или игнорировалось, становится задачей, нуждающейся в немедленном решении.
«Основная хроническая проблема российской банковской системы – большинство частных банков не умеют зарабатывать, не втягиваясь в финансирование проектов акционеров и отмывание денег. Регулятор чистит систему, но в еще большей степени он просто не мешает системе очищаться самостоятельно. Чем дольше банкам, не имеющим прибыльной бизнес-модели, будет позволено финансировать проекты акционеров за счет привлекаемых вкладов, тем дольше мы будем выздоравливать. Пока, несмотря на все усилия регулятора, несмотря на все отзывы лицензий, объем вкладов в неправильных банках продолжает расти. Справедливости ради отмечу, что скорость роста стала снижаться», – оценивает нынешнюю ситуацию первый заместитель председателя правления ПАО «Совкомбанк» Сергей Хотимский.
«Есть ряд факторов, которые станут испытанием для банковского сектора – это общие тенденции в экономике, характеризующиеся падением реальных доходов населения и снижением покупательской способности. И эта проблема может быть затяжной», – считает председатель правления Пробизнесбанка Дмитрий Дыльнов.
Вице-президент банка «Интеркоммерц» Алексей Воронов, со своей стороны, констатирует: текущую ситуацию в банковском секторе можно оценить словосочетанием «стабильно тяжелая». «Она является прямым отражением ситуации в экономике, в которой наблюдается замедление темпов экономического роста и потребительского спроса (как основного драйвера этого роста) на фоне экономических санкций и отсутствия западного фондирования. Поэтому в банковском секторе продолжается тенденция к росту объемов проблемных кредитов (и, как следствие, резервов), что отражается на уровне достаточности капитала. В результате банки ограничены в возможности наращивания качественного кредитования», – поясняет специалист.
С Алексеем Вороновым согласен и заместитель председателя правления ТрансКапиталБанка Евгений Ивановский. «Пока ситуация остается непростой, и прогнозы на качественное улучшение от самых разных экспертов и институтов сегодня более чем осторожны. Определенные улучшения в секторе, связанные с конкретными шагами государства и регуляторов, есть. Я имею в виду, например, программу господдержки ипотеки, повышенное внимание к вопросам малого бизнеса, развитие таких институтов, как ЭКСАР, и т.д. Все это, безусловно, решает какие-то вопросы. Но острый период кризиса пока не завершен, и банки готовятся к дальнейшим сложностям», – рассуждает эксперт.
Так, по мнению Евгения Ивановского (ТрансКапиталБанк), пик просрочки по кредитам – и розничным, и корпоративным – еще не пройден. «Область беззалогового кредитования остается зоной высочайшего риска. Покупательская способность населения продолжает снижаться вместе с уровнем реальных доходов населения. Рынок качественных корпоративных заемщиков сжимается, при этом уровень банковских ставок по объективным причинам остается достаточно высоким. В общем, сложностей много и они очень разноплановые. Для банков какой-либо новый позитив начнется только после того, когда «оживут» остальные отрасли экономики и начнется подъем реального сектора, а также восстановится потребительская активность населения» – прогнозирует специалист.
«Текущая ситуация представляет собой медленное, «планирующее» снижение, оно будет продолжаться как минимум ближайший год. Сохраняется низкая цена на нефть и негативный санкционный режим, экономика страны пока еще только учится жить в новых реалиях. Если брать банковскую систему, то, по последним данным ЦБ, активы банков за I полугодие текущего года сократились на 5,3%, на те же 5,3% сократился объем портфелей кредитования физлиц. При этом качество розничных портфелей ухудшилось – объем просроченной задолженности по физлицам вырос на 20%. В целом, хозяйственные субъекты переходят на режим экономии, если получается – накапливают ресурсы «до лучших времен». На мой взгляд, экономика может получить импульс к развитию от государства, которое может облегчить регулирование, стимулировать экономику за счет разных инструментов – от налоговых льгот до прямого финансирования», – делится своими наблюдениями и выводами начальник управления стратегического маркетинга и исследований «Восточный экспресс банк» Василий Кутьин.
«В настоящее время перед российской банковской системой стоит много вызовов. Прежде всего, им надо выработать стратегию работы в новой рецессионной макроэкономической среде. В частности, мы отмечаем существенное ухудшение качества розничного кредитного портфеля по банковской системе из-за ощутимого снижения реальных доходов населения. Не менее важно в условиях повышенных ставок в экономике найти баланс между дорогими пассивами и сжи-мающимся спросом на кредиты: привлечение большого объема депозитов поддержит ликвидность, но неизбежно обернется давлением на банковскую маржу», – констатирует председатель правления Росбанка Дмитрий Олюнин.
Нащупать точки роста
Проблемы и трудности, с которыми сталкиваются сейчас банки, можно перечислять еще долго, но для всех участников рынка очевидно одно: надо что-то делать, чтобы удержать свой бизнес «на плаву». Перечисление горестей еще никому не помогало. К тому же у банкиров есть утешение – по мнению многих экспертов, наиболее острая фаза кризиса действительно осталась позади. Впереди еще могут быть испытания, и достаточно серьезные, но вряд ли они будут иметь на рынок такое же шокирующее воздействие, как события конца прошлого года и первых трех месяцев этого года.
«Стоимость фондирования значительно снизилась, существенная часть резервов на покрытие старых долгов создана. Безусловно, в перспективе ожидается дальнейший рост кредитного риска, но эти потери банками уже просчитаны и заложены в планы. Обострение по сравнению с первым полугодием маловероятно, так как уже реализованы меры поддержки банковского сектора, зависимость от внешних рынков сильно снизилась», – считает Дмитрий Олюнин (Росбанк).
«По сравнению с ситуацией в начале года, сейчас банковский сектор начал восстанавливаться, в чем сыграла немалую роль господдержка, как ипотечных кредитов, так и через докапитализацию банков. Однако говорить о прохождении самой острой стадии кризиса можно только с оговоркой, поскольку ряд банков проходит санацию, некоторые розничные игроки могут не выдержать снижения спроса на кредитование физических лиц, а внешнеэкономические условия по-прежнему неблагоприятны», – полагает аналитик БФА Банка Яков Новожилов.
Независимо от того, оптимистичны или пессимистичны в своих выводах банкиры, они уже сейчас пытаются понять, за счет чего можно было бы обеспечить рост бизнеса. Какие направления могли бы стать «точками роста», или, как отмечает заместитель генерального директора рейтингового агентства «Эксперт РА» Павел Самиев, «точками поддержки».
«В данном случае это крупный бизнес, который доступен далеко не всем, это и кредитование, и рассчетно-кассовое обслуживание и прочие банковские финансовые услуги для данного сегмента. В силу многих обстоятельств этот сектор находится не в самом плохом состоянии, несмотря на общие экономические проблемы, потому что есть и поддержка государства, и какие-то приоритетные каналы поддержки для крупного бизнеса. Плюс он более устойчивый, так как у него есть запас прочности, и он ищет и находит альтернативные источники фондирования. Сейчас обслуживание крупного бизнеса – это сегмент, который для ограниченного числа банков является приоритетным», – подчеркивает Павел Самиев (Эксперт РА).
«Явные точки роста (такие, например, как розничное потребительское кредитование в начале 2010-х годов) сейчас выделить сложно. Наверное, можно вести речь о том, что по мере достижения «дна» в части ухудшения качества кредитного портфеля банков и «дна» в части снижения ВВП, банки смогут рассчитывать на возобновление существенного роста кредитования, опираясь на эффект «низкой базы», – предполагает Алексей Воронов (банк «Интеркоммерц»).
Розничное потребительское кредитование, как поясняют специалисты, не может в нынешних условиях стать «точкой роста» еще и потому, что регулятор рынка пристально следит за тем, чтобы банки не принимали на себя повышенные кредитные риски. А, как хорошо известно, именно потребкредиты расцениваются на рынке как наиболее высокорискованный продукт. Что же касается ипотеки, то она в качестве «точки роста» тоже не слишком подходит – объемы строительства снижаются, платежеспособность населения – тоже. И даже различные госпрограммы, направленные на стимулирование процесса развития ипотеки, сильно не меняют картину к лучшему.
Время объединить усилия
И тут как раз самое время обратиться к опыту банковских систем в других странах. А он, как отмечают эксперты, показывает, что в посткризисный период довольно успешно формируется и развивается сотрудничество между банками и «смежниками» – страховыми и управляющими компаниями, негосударственными пенсионными фондами и т.д.
«Это очень перспективное направление, которое отражает органическое развитие банкинга, и сегодня участники банковского рынка в России намного комфортнее относятся к подобным партнерствам, чем пару лет назад. По сути, это просто эволюция финансового рынка – банки постепенно переходят от специализации на продукте к специализации на потребности клиента. Они расширяют свои витрины и предлагают более широкую линейку, которая включает также продукты партнеров из смежных областей – страхование, «коробки» и пр. Зарубежная банковская практика этот этап уже пережила. Там такой подход уже полностью реализован и просто является дополнительным доходом, который достаточно легко получать», – считает Евгений Ивановский (ТрансКапиталБанк).
Алексей Воронов (банк «Интеркоммерц») согласен с тем, что сотрудничество со «смежниками» – действительно успешная ниша для роста банковского бизнеса. Однако при этом, по мнению специалиста, следует отдавать себе отчет в том, что формирование совместных или сложносоставных продуктов – дело совсем не такое простое, как это может показаться на первый взгляд. Такие продукты не могут быть реальными точками роста без серьезных вложений в технологии и, главное, в обучение клиентов. Поэтому, скорее, это пока отдельная ниша дополнительных услуг клиентам, не генерящая самостоятельного промышленного дохода», – констатирует эксперт.
«В условиях дефицита ресурсов и значительной экономии такое «межвидовое» финансовое сотрудничество, скорее всего, даст необходимый синергетический эффект. В целом, вместе выживать легче, единственное условие – готовность сотрудничать на всех уровнях, в том числе с обменом технологиями, сетями продаж, иными ресурсами для совместного бизнеса», – дополняет Василий Кутьин (Восточный экспресс банк).
«Безусловно, это сотрудничество выгодно для обозначенных участников. Для банков речь идет о расширении перечня продуктов, часто с высокой маржинальностью. Для НПФ и страхового бизнеса банки могут быть отличным каналом продаж», – уверен директор департамента маркетинга Бинбанка Михаил Семиков.
Храни тех, кто рядом с тобой
И, пожалуй, то, что отмечают все банкиры без исключения, независимо от того, каких взглядов они придерживаются на дальнейшее развитие ситуации в экономике или на возможные «точки роста» – это важность развития партнерских отношений между банками и их клиентами. Кризис объективно снижает возможности банков привлекать как можно больше клиентов. Не все частные лица и не все предприятия готовы к тому, чтобы, например, брать кредиты, особенно с учетом того, по каким высоким ставкам они сейчас предлагаются. Тем более ценными становятся те клиенты, которых уже связывают с финансово-кредитными организациями деловые отношения.
«Это важный аспект. Тесная и системная работа с клиентом, гибкость политики банка в текущих условиях позволяет сократить потери по кредитным портфелям, а в отдельных случаях и вовсе избежать их», – считает Кирилл Сычев (Банк Зенит).
«По части клиентоориентированности, если говорить о физических лицах, можно выделить три основных момента. Первый – крайне важна доступность финансовых услуг в плане интернет-банкинга и мобильного банкинга. Большую роль играет совершенствование функционала, дизайна, качества и безопасности. Здесь мы видим наибольший прогресс, несмотря на кризис, рассуждает Павел Самиев (Эксперт РА). – Второй момент – это оптимизация сети, неизбежная, потому что банки стремятся сократить расходы. И здесь главное – это не потерять баланс между оптимизацией и нормальным общением с клиентом. Третий фактор по части клиентоориентированности – это доступность услуг опять же на фоне сокращения офисов». Но все это решаемо, уверен специалист.
«Клиентоориентированность важна, и она имеет четкую монетизацию. Банковский рынок насыщен, банки борются за клиентов, и стоимость привлечения новых клиентов будет только расти. Удержание же существующих клиентов, как известно, обходится значительно дешевле: если вы знаете клиента, понимаете его потребности и постоянно меняетесь, чтобы соответствовать и превосходить его ожидания, то и он будет лоялен по отношению к банку», – уверен председатель правления Росбанка Дмитрий Олюнин.
С Дмитрием Олюниным солидарен и Василий Кутьин (Восточный экспресс банк). «Клиентоориентированность во все времена трудно переоценить. В период рецессии качество сервиса становиться одним из инструментов выживания и конкурентного преимущества любой компании. Банки – не исключение из этого правила», – резюмирует эксперт.
Очевидно, что на сегодняшний день говорить о завершении кризиса не приходится – можно только, и то с поправками, констатировать, что позади осталась его наиболее сложная фаза, в течение которой банкам пришлось адаптироваться к новым условиям. Впереди же – поиск новых «точек роста» или «точек поддержки» и, возможно, новых подходов, в том числе и к решению проблемы клиентоориентированности.
Начать дискуссию