По наблюдениям экспертов, сетевые ретейлеры в текущем году переживают не лучшие времена. Снижение трафика покупателей, увеличение стоимости товара у поставщиков приводят к негативным финансовым показателям. Все вышеперечисленное является риском для кредитования данного сегмента. Но в то же время есть и позитивные моменты: так, несмотря на нестабильную экономическую обстановку, ретейлерам пока удается выплачивать долговые обязательства перед кредитными учреждениями. Сохранится ли эта позитивная тенденция в дальнейшем – время покажет.
Все несчастливы по-своему
Нестабильная экономическая обстановка отразилась на многих сферах бизнеса, и сетевые ретейлеры тоже приняли на себя удар. На протяжении восьми месяцев российские СМИ не устают писать о сокращении данной отрасли. Сетевые магазины уменьшают торговые площади в крупных торговых центрах, приостанавливают развитие бизнеса в связи с нехваткой инвестиций. Эксперты рынка отмечают, что в 2015 году доля свободных торговых площадей достигла максимального уровня за период с начала предыдущего кризиса, кризиса 2008–2009 годов. Также специалисты прогнозируют к концу текущего года еще большее снижение трафика покупателей и рост количества высвободившихся площадей.
Необходимо учитывать, что у сетевых ретейлеров существуют разные направления бизнеса. Специалисты отмечают, что продуктовый ретейл пострадал в кризис меньше, чем компании, занимающиеся продажей бытовой техники, одежды или мебели. «На сегодняшний день ретейл многолик. Есть компании, которые в существующей ситуации, наоборот, даже в чем-то выигрывают – в особенности это можно сказать о тех из них, кто смог переложить девальвационные процессы в рост среднего чека. Я думаю, что продуктовый ретейл не в самой худшей ситуации, потому что цены на продукты инфляционно выросли, а учитывая, что продукты являются товаром первой необходимости, люди их покупают», – рассказывает совладелец сетевого магазина «Уютерра» Александр Селиверстов. Кроме того, эксперт предполагает, что у продуктовых ретейлов параллельно есть возможность сокращать затраты, что выражается либо в уменьшении количества наемных работников, либо в отказе от индексирования заработной платы персонала.
Независимый финансовый аналитик Александр Адамов также считает, что продовольственный ретейл, особенно работающий в низком ценовом сегменте, обычно устойчив к экономическим циклам. На его взгляд, розничные сети практически не демонстрируют падение трафика. Средний чек также находится на стабильном уровне или растет в номинальном выражении. «При этом проникновение современных форматов торговли в РФ значительно ниже не только по сравнению с развитыми странами, но и по сравнению с развивающимися странами. Таким образом, компании сектора сохраняют значительный потенциал роста за счет экспансии», – констатирует Александр Адамов.
В другой грани ретейла – компании, которые предлагают товары длительного пользования, такие как мебель, одежда, бытовая техника. Здесь, как подчеркивают эксперты, как раз существует немало проблем: высокая конкуренция, цены, которые в условиях нестабильной экономической обстановки растут, снижение трафика покупателей – все это не лучшим образом сказывается на состоянии компаний, работающих в данном торговом сегменте.
С другой стороны, не у всех непродовольственных сетевиков плохо обстоят дела. По мнению Александра Селиверстова (Уютерра), такой сегмент, как товары для дома, пользуется спросом. Нелегко сейчас приходится тем участникам рынка, которые изначально были ориентированы на покупателей с низкими доходами. В кризис люди с низкими доходами ушли за черту бедности, у них денежных средств хватает фактически только на коммунальные расходы. «Эта категория выбыла из сферы потребителей, –рассуждает Александр Селиверстов (Уютерра). – Нам в этом смысле чуть проще. Мы изначально формировали у людей другую ценность – ассортимент товара, атмосфера в магазинах, сервис. Мы ориентированы на средний класс со справедливыми ценами на товары. Но цена не главное, мы последние несколько лет продвигали тему, что наш товар уникальный, мы ни с кем напрямую не конкурируем потому, что у нас есть свой ассортимент».
Риски преодолимы
Эксперт финансовых рынков Александр Адамов считает, что в сегменте непродовольственного ретейла проблемы с обслуживанием обязательств возникают чаще, чем в так называемом продуктовом ретейле. Он отмечает, что в процессе банкротства находится сеть «Белый ветер», специализировавшаяся на продаже электронной и компьютерной техники. Сеть «Телемакс» в начале года закрыла магазины на Северо-Западе и в Центральной России. Почти ушла с рынка питерская «Киберри». Ряд «чистых импортеров» столкнулись с невозможностью использования банковских гарантий.
«На мой взгляд, основные риски для кредиторов компаний данного сектора заключаются в том, что с учетом ослабления рубля чистые импортеры (продавцы импортной одежды, обуви, автомобилей, электроники) вынуждены повышать розничные цены в рублевом выражении. Поскольку платежеспособный спрос населения и так значительно снижен из-за негативной экономической конъюнктуры, падение продаж из-за роста цен становится просто катастрофическим», – считает Александр Адамов. На этом фоне ретейлеры вынуждены проводить реструктуризацию задолженности и реорганизацию сетей, активно закрывая убыточные магазины и меняя бизнес-процессы. По мнению финансового аналитика, негативная тенденция в той или иной мере коснется всех игроков рынка. Александр Селиверстов (Уютерра), со своей стороны, считает, что какая-то часть ретейла чувствует себя вполне нормально и остается платежеспособной, то есть не создает больших рисков для банков, выступающих в качестве кредиторов.
Тем временем у банковских аналитиков сложилось мнение, что отрезок времени с конца 2014 года и до марта 2015 года для крупного и среднего бизнеса был сложным, возникали справедливые сомнения, стоит ли привлекать финансирование, учитывая в тот момент, что ставки по всем продуктам высоки. Старший вице-президент Росбанка Ольга Якимова рассказала о том, что ситуацию, которая сейчас складывается на рынке корпоративного кредитования, в целом нельзя назвать стабильной, конъюнктура меняется очень быстро. «После повышения ключевой ставки ЦБ РФ до 17% в декабре прошлого года начался напряженный период на рынке кредитования, который продолжался до марта 2015 года. Сейчас ситуация улучшается, ЦБ снизил ключевую ставку, что позволило остановить панические настроения», – уточнила Ольга Якимова (Росбанк).
Учитывая текущую экономическую ситуацию, компании стали очень осторожны в привлечении средств на инвестиционные цели. При условии дальнейшего снижения ключевой ставки специалисты в Росбанке полагают, что спрос на корпоративное кредитование продолжит расти, ожидания компаний будут становиться более позитивными. Но пока все же превалирует отрицательно-сдержанная тенденция. «Если же говорить о ретейлерах, то на их бизнес могут оказывать негативное воздействие рост инфляции, повышение цен, снижение спроса населения», – добавила Ольга Якимова (Росбанк).
Начальник управления по работе с международными, торгово-производственными и телекоммуникационными компаниями Райффайзенбанка Анна Хмелевская считает, что ретейл, несмотря на все его нынешние проблемы, является одним из наиболее интересных сегментов рынка для банков. Отрасль включает в себя как цикличные, так и нецикличные сегменты. При нестабильной экономической ситуации и, как следствие, при формировании более взвешенных подходов к оценке рисков очень важным остается вопрос, как компании выстраивают свою стратегию развития при падающем спросе, как взаимодействуют с поставщиками, арендодателями и кредиторами. «Основные риски связаны со способностью компании адаптировать свою стратегию ведения бизнеса к изменившимся рыночным условиям (пересмотр инвестиционных планов, ассортимента, условий работы с поставщиками, кредиторами, переход на рублевые арендные ставки). Соответственно, грамотные управленческие решения и антикризисные меры влияют на эффективность бизнеса и финансовые результаты компании», – считает Анна Хмелевская (Райффайзенбанк).
По мнению генерального директора «Лайф Факторинг» Виктора Вернова, теоретически риски кредитования в сегменте ретейла должны быть одними из самых низких в сфере корпоративного кредитования, так как данные компании обладают устойчивыми поступлениями ликвидности от конечных потребителей. «Однако в реалиях, сложившихся в конце 2014 года и в начале текущего года, картина несколько изменилась. Во-первых, основной контроль стоимости продукции «на полке» осуществляется государством, что делает повышение ретейлерами реализационной цены не всегда возможным. В условиях, когда значимая часть продукции приобреталась в рассрочку, а конечный спрос снизился, мы видим увеличение товарных остатков и запасов в целом по сегменту. Это порождает риски неплатежей в адрес поставщиков из-за кассовых разрывов либо попытки вернуть непродаваемый товар, что также не способствует расширению ассортимента на полке», – отмечает Виктор Вернов (Лайф Факторинг).
Контрагент подождет, банк – нет
Несмотря на текущую обстановку, сотрудники банков отмечают, что ретейлеры остаются платежеспособными. Со слов Ольги Якимовой (Росбанк) известно, что все их клиенты-ретейлеры продолжают аккуратно обслуживать свои кредитные обязательства. У Райффайзенбанка сетевые компании являются одним из целевых сегментов. С такими клиентами банк работает давно и успешно. Кроме того, уже неоднократно отмечалось, что данный кризис отличается от 2008 года, в частности, тем, что корпоративный сектор оказался лучше к нему подготовлен.
«Мы наблюдаем эту тенденцию у наших клиентов. Компании достаточно хорошо адаптировались к новым экономическим условиям, а некоторые даже открыли для себя новые возможности по развитию бизнеса. В целом, у своих клиентов мы не видим трудностей, связанных с обслуживанием и выплатой долгов. Хотя единичные случаи могут возникать, но это скорее исключение, чем правило, и относится оно к качеству менеджмента конкретной компании», – уточнила Анна Хмелевская (Райффайзенбанк).
Виктор Вернов (Лайф Факторинг), со своей стороны, утверждает, что большинство ретейлеров выстраивают определенные приоритеты по поддержанию имиджа первоклассного заемщика. Нужно отметить, что в этом списке приоритетов совершение платежа в адрес кредитно-финансовых учреждений стоит выше, чем совершение платежа в адрес поставщиков. Таким образом, практика говорит о том, что неплатежам в адрес банков и финансовых структур всегда предшествует серьезное ухудшение платежной дисциплины по поставщикам. «Это можно назвать потенциально проблемной ситуацией, и если говорить о тех ретейлерах, которые сейчас вынуждены задерживать платежи поставщикам, то их доля на рынке исчисляется 15–20%. Однако доля тех компаний, ситуация в которых развивается в негативную сторону и дальше, вплоть до задержек платежей в адрес банков и некредитных финансовых организаций, невелика. Это единичные прецеденты, но это уже сигнал серьезной болезни бизнеса», – убежден Виктор Вернов (Лайф Факторинг).
Позицию Виктора Вернова (Лайф Факторинг) подтверждают слова Александра Селиверстова (Уютерра): спикер признает, что приоритетом компании является обслуживание кредитных обязательств. «Нам не приходилось прибегать к реструктуризации долга, без этого обходимся, и потребностей не возникало. Проще договориться с поставщиками и арендодателями об отсрочке платежа, скажем, на 10 дней, но с банками мы рассчитываемся в первую очередь», – подчеркивает совладелец компании «Уютерра».
Каких-то особенностей, возникающих в тех случаях, когда речь идет о реструктуризации долговых обязательств компаний-ретейлеров, специалисты банков не выделяют. Виктор Вернов (Лайф Факторинг) считает, что сложности носят скорее коммуникационный характер и связаны с инерционностью структуры ретейлера. В первую очередь речь идет о нерыночных ожиданиях по стоимости фондирования и переоценке должником своих возможностей перекрыть потребности в оборотных средствах за счет недорогих зарубежных ресурсов. «Во всяком случае, так было раньше, а сейчас такая возможность сохраняется только у части крупных федеральных сетей, как правило, с зарубежными материнскими холдингами – «Ашан», «МЕТРО», «Леруа» и т.д. Для остальных наступили сложные времена, поскольку под удар в первую очередь попали инвес-тиционные программы по расширению самих ретейлеров и для них возникает дилемма, приостанавливать ли реализацию этих самых программ или продолжать, несмотря на конъюнктуру», – поясняет Виктор Вернов (Лайф Факторинг).
«С точки зрения процесса реструктуризации, мы не выделяем каких-то особенностей, присущих именно этому сегменту, – соглашается с коллегами Анна Хмелевская (Райффайзен-банк). – Если кратко, то реструктуризация во всех отраслях – это прежде всего диалог, глубокий анализ текущей ситуации и поиск возможностей решить возникающие сложности. Также это готовность акционеров компании поддерживать бизнес, а инструментарий может быть разнообразным. Иными словами, это движение навстречу друг другу и поиск компромиссов».
Поручительство и страхование
Клиенты банков отмечают, что кризис не повлиял на условия кредитования. Практически все банки в течение последних пяти лет при рассмотрении заявок на получение ретейлерами кредитов выдвигали такое требование к потенциальным заемщикам, как поручительство владельца (владельцев) бизнеса. Также на протяжении уже многих лет страхуется имущество, которое входит в залог, в том числе транспорт и недвижимость.
Если что-то и изменилось в этом вопросе, так это то, что требование банков – «поручительство + страховка» – стало еще более жестким и повсеместно встречающимся. «Понятно, что банки хотят больше твердых залогов, таких как недвижимость, и это, казалось бы, минус для заемщиков. Но при этом налицо и плюс – ужесточение требований со стороны банков приводит к тому, что финансовые компании начинают глубже вникать в бизнес-модели и обращать внимание на шаги, которые предпринимает ретейлер с целью удержать на плаву продажи, маржинальность, увеличить прибыль и т.д. Они стремятся установить, насколько у компании есть понимание того, как действовать дальше, и четкий план, как в кризисных ситуациях заработать деньги, чтобы отдать банкам проценты по кредиту и тело долга», – рассуждает Александр Селиверстов (Уютерра).
Эксперты не исключают того, что возможен приход второй волны кризиса, и в этом случае и положение ретейловых компаний на рынке, и их платежеспособность может оказаться под большим вопросом. Но в то же время большинство опрошенных NBJ аналитиков уверены в том, что как раз ретейл отличается завидной гибкостью и способностью подстраиваться под изменчивый мир. Во всяком случае, как подчеркивают специалисты, он доказал, что уроки кризиса 2008 года были учтены, да и уроки нынешнего кризиса взяты на вооружение и сейчас внимательно анализируются участниками данного сегмента рынка.
Начать дискуссию