Жаргонизм «обналичка» не надо путать со словом «обналичивание». У них единый корень, но разный смысл. Под обналичиванием подразумевают законный способ получения наличных денег, например, вы их сняли со своей банковской карты. А вот с «обналичкой», или «обналом» история совсем другая.
Слово «обналичка» ‒ это сленговое название противозаконных действий по переводу денег из безличной формы в наличную. Этим грешат юридические лица и индивидуальные предприниматели. Их основная задача – уйти от уплаты налогов, получить на руки наличные денежные средства («черный нал»), который не отразятся в официальных бухгалтерских документах. Самая распространенная схема «обнала» – совершение фиктивной, или мнимой сделки. Некий исполнитель обязуется оказать услугу (выполнить работу, поставить товар), но по факту ничего не происходит, однако, деньги к нему ушли.
Принято считать, что первые схемы «обналички» появились в 90-х годах, с начала экономических реформ в России. И по сей день она никуда не делась. Ежегодно Центробанк приводит статистику объема операций по незаконному «обналичиванию» (цифры будут ниже). Под пристальным вниманием Банка России «эволюция» схем и крупные фигуры.
Какая ответственность предусмотрена за «обнал»?
За участие в схемах «обнала» несут ответственность все участники процесса:
- «Заказчиков» наказывают по статьям 198,199 и 327 УК РФ;
- «Исполнителей» по статьям 198-199, 171, 172, 327, 174, 174.1, 210 УК РФ.
Штрафы и сроки по этим статьям серьезные.
С «обналичкой» борются?
Да. Из актуального. 10 марта 2016 года задержали Сергея Пивоварова, одного из крупнейших «обнальщиков». Он возглавлял группу, которая занималась обналичиванием денег на территории Оренбургской, Самарской и Саратовской области. Деньги «отмывались» через тысячи платежных банковских терминалов по всей стране. В «тень» уходило несколько миллиардов рублей. А в конце 2015 года арестовали банкира Александра Григорьева. Он был совладельцем нескольких банковских структур. Занимался обналичиванием денег и выводом их за рубеж по, так называемой, «молдавской схеме».
Какие схемы используют сегодня?
В 2008-2009 годах «популярными» были схемы «обналичивания» через банковские карты, например,
- Компания принимает платеж с НДС. Переводит деньги на счета нескольких ИП за вычетом минимальных налогов. А затем они перечисляют деньги на карты «под отчет». Наличные просто снимаются в банкомате. Схема действует до того момента, как банк это заметит и закроет счет компании (максимум - 1 квартал);
- Недобросовестные клиенты предоставляют мошенникам свои платежные средства и реквизиты (за небольшое вознаграждение). Затем на эти счета переводятся похищенные деньги и обналичиваются.
Борьбу Центробанка с подобными схемами можно назвать успешной: «обналичивание» через банковские карты было сведено практически к нулю. Однако, как отметил Центробанк, прежние схемы «обналичивания» денег вновь стали популярны.
Как выявляют «обналичку» налоговики?
Даже если предприниматели вели себя очень аккуратно и были уверены, что все продумали, у налоговиков есть несколько косвенных признаков, по которым они могут отличить фиктивную операцию от реальной.
О каких признаках речь? Например,
- работники позволяют себе крупные покупки при небольшой заработной плате, например, автомобили класса «премиум»;
- компания предъявляет к возмещению значительные суммы налогов;
- учредитель или директор встречается в числе контрагентов компании;
- компания открывает счет в банке, в котором «сидит» много юридических лиц из списка контролируемых;
- операции компании привлекают внимание своей необычностью: компания торговала бетоном и вдруг купила вагон тюльпанов;
- в балансе компании много операций, по которым сложно определить рыночную стоимость, например, консультационные услуги;
- компания при проверке «теряет» первичные документы.
А теперь о цифрах от Центробанка
По оценке Центробанка:
- объем операций по «обналичиванию» составил в 2014 году - около 1,8 трлн. руб., в 2015 году - 500-700 млрд. руб.;
- количество выявляемых в квартал организаций (в том числе банков), занимающихся сомнительными операциями, сократилось с сотен (два года назад) до десятка (в настоящее время).
Центробанк ежегодно рапортует о контроле за «сомнительными» операциями. Из недавнего сообщения зампреда ЦБ следует, что комиссия за «обнал» выросла, наличные деньги постепенно становятся товаром, а обналичивание переходит из банковского сектора в торговые сети.
Начать дискуссию