1 июля банки столкнутся с необходимостью передавать сведения о коммунальных платежах в новую информационную систему ГИС ЖКХ. Для организации взаимодействия с этой системой требуются непростые доработки, но альтернатива одна — лишиться возможности проводить коммунальные платежи.
К созданию ГИС ЖКХ правительство идет пятый год — президент Владимир Путин поручил разработать законопроект о ней еще в 2011 году. В 2013 году закон был принят. В нем описывается государственная информационная система, через которую должны обмениваться информацией участники рынка жилищно-коммунальных услуг. Оператором системы была назначена Почта России, а уполномоченным государственным органом в сфере ГИС ЖКХ является Минкомсвязи России.
1 июля 2016 года ГИС ЖКХ должна быть официально запущена, и все участники рынка ЖКУ обязаны начать размещать в ней информацию, в частности, компании — поставщики услуг должны отправлять туда платежные документы, а банки, со своей стороны, сведения о коммунальных платежах. За нарушение требований закона полагаются административные штрафы. Кроме того, после 1 января 2017 года, когда система должна заработать в полную силу, граждане будут не обязаны оплачивать коммунальные услуги, за которые им не выставлен счет через ГИС ЖКХ.
Между тем, коммунальные платежи у многих банков составляют значительную долю транзакционного бизнеса. «За апрель 2016 года РНКБ банк принял и провел 850 тысяч платежей из сегмента „Договорные коммунальные переводы”»,— сообщили Bankir.Ru в пресс-службе РНКБ банка. Начальник управления розничного бизнеса банка «Левобережный» Григорий Иванюк рассказал, что «ежемесячный объем коммунальных платежей, осуществляемых через банк „Левобережный”, составляет около 700 млн рублей».
«Взаимодействие с ГИС ЖКХ позволит банку предложить клиентам более качественную услугу в части предоставления собственнику помещения консолидированной информации о начислениях за жилое помещение и коммунальные услуги,— также отметил Иванюк.— При этом собственнику жилья не придется обращаться непосредственно к поставщикам услуг».
О необходимости готовиться к запуску ГИС ЖКХ Минкомсвязи напомнило банкам в марте этого года. Координация взаимодействия Почты России, Минкомсвязи и банками была возложена на Национальный совет финансового рынка. За следующие три месяца банки должны были провести необходимые для подключения к ГИС ЖКХ мероприятия — разработку (закупку) и внедрение коннектора, доработку АБС для введения дополнительных информационных полей. Ситуацией воспользовались многие IT-компании, спешно разработавшие свои коннекторы для ГИС ЖКХ.
«Мы сейчас занимаемся подключением к системе ГИС ЖКХ. Разработку решения выполняет вендор, с участием которого в банке внедрялся платежный хаб — единое решение для всех каналов банка, предоставляющее доступ клиентам ко всем необходимым платежным сервисам» — так на запрос Bankir.Ru ответил начальник управления развития платежных продуктов банка «Открытие» Михаил Щипков. В пресс-службе «Хоум кредита» сообщили, что «сейчас банк находится в процессе подключения к ГИС ЖКХ, на этапе доработки необходимого программного обеспечения». По словам директора по развитию розничных каналов Росбанка Виктории Селезневой, «Росбанк планирует подключиться к системе ГИС ЖКХ уже в 2016 году и обеспечит всем клиентам банка возможность проверки в онлайн-режиме задолженности по коммунальным услугам и возможность ее дистанционной оплаты». В целом практически все розничные банки спешно принялись подключаться к новой системе. Даже если они не ожидают от этого заметного бизнес-эффекта, все-таки подключение к ГИС ЖКХ считают необходимым.
Проблема для банков усугубляется тем, что запустить к 1 июня коннектор недостаточно для полноценной работы с ГИС ЖКХ. К этому сроку система лишь будет собирать с банков сведения о платежах, но к концу года в ней должны появиться и прочие функции, например предоставление клиенту банка информации о лицевом счете и о принятых платежах.
«Запуск ГИС ЖКХ будет проходить в два этапа: 1 июля 2016 года и 1 января 2017 года,— рассказал заместитель директора департамента банковского ПО RS-Bank компании R-Style Softlab Максим Болышев.— По нашим оценкам, степень готовности ГИС ЖКХ к первому этапу высокая. Законодательная база сформирована, участники процесса — госструктуры, поставщики ресурсов, банки — оповещены о сроках первого и второго этапа, условиях, суммах штрафов.
Со стороны разработчика системы документация и рекомендации для прикладных разработчиков опубликованы, портал ГИС ЖКХ создан. Банки активно в тестовом режиме подключаются к порталу для отладки своих решений, служба поддержки портала исправно работает — нам приходилось обращаться, проверено на практике. Реестр системы пополняется компаниями ЖКХ, наиболее крупные из них уже делают интеграцию своих систем с ГИС ЖКХ». В конце этого года ГИС ЖКХ обещает превратиться из лишнего для банка элемента в полезный сервис, обеспечивающий дополнительное удобство клиенту банка, а значит, и повышающий его лояльность банку.
«Прием коммунальных услуг не играет ведущих ролей в бизнесе нашего банка,— пояснил Bankir.Ru начальник отдела развития платежных сервисов блока „Электронный бизнес” Альфа-банка Евгений Иевлев.— Но в тоже время данные услуги нужно оплачивать ежемесячно, и это важный сервис, который привязывает клиента к банку и делает его лояльнее. Наши клиенты оплачивают через нас сотни миллионов рублей ежемесячно в пользу ЖКУ. В настоящее время мы ведем работы по подключению ГИС ЖКХ, используются услуги стороннего вендора и собственные доработки»
Однако этих функций пока нет, и как они будут организованы, пока не определено. Это значит, что коннекторы придется дорабатывать, и еще не раз. Также надо будет внести изменения в фронт-системы, чтобы клиенты смогли запрашивать и получать нужные им сведения из ГИС ЖКХ. Впрочем, банкам деваться все равно некуда, а для бизнеса IT-вендоров наступает очень удачное время.
«У данной системы огромный потенциал,— утверждает Иевлев.— ГИС ЖКХ позволит в будущем работать только с одним источником данных о начислениях населению за все услуги ЖКХ. Нам, как федеральному банку, такой возможности очень не хватает. Сейчас отрасль автоматизации оплаты услуг ЖКХ в стране очень разрознена — на рынке много десятков игроков, обычно сфокусированных на определенных регионах, и нам, чтобы обеспечить прием платежей во всех регионах присутствия банка, необходимы серьезные инвестиции в техническую интеграцию с данными локальными игроками».
Отметим, что подключение к ГИС ЖКХ — лишь вторая серия саги о государственных информационных системах (первой ласточкой была ГИС ГМП, запущенная в 2013 году). Дальше банкам придется «дружить» с информационными системами многочисленных ведомств, нуждающихся в получении информации о банках или, наоборот, обладающих полезной для клиентов банков информацией — ФССП, ФНС, ФМС, ПФР, ЕГРЮЛ и многие другие. Об этом давно говорят и банкиры, и вендоры, и профильные чиновники. По всему видно: информатизация российского государства — это всерьез, надолго и недешево.
Начать дискуссию