Определив бесспорно фальшивую купюру, кассовые работники банков должны передать ее в органы внутренних дел, а для Центробанка заполнить специальный отчет. На II международной конференции «Актуальные вопросы развития наличного денежного обращения» в Санкт-Петербурге представитель регулятора заявил о том, что достаточно часто такие отчеты готовятся с ошибками, причем порой в таких вещах, которые совершенно не требуют специальных знаний.
В 2015 году банки передали в органы внутренних дел 25 448 поддельных денежных знаков, учреждения Банка России передали правоохранителям 46 501 фальшивую купюру.
Несмотря на то, что банки передают выявленные фальшивки в полицию напрямую, информацию о них они должны в течение пяти рабочий дней с момента выявления направить в территориальное учреждение ЦБ, заполнив специальный отчет по форме 0409207. Такой отчет должен составляться на каждую выявленную фальшивую купюру, его форма включает в себя перечень показателей, характеризующих признаки подделки. В ЦБ пришли к выводу, что делают это банки не очень хорошо.
«Нам приходится с сожалением констатировать целый ряд типичных ошибок и недочетов, допускаемых представителями кредитных организаций при составлении отчета»,— заявила в своем выступлении на конференции начальник управления денежных знаков и профилактики фальшивомонетничества департамента наличного денежного обращения Банка России Татьяна Александрова.
По ее словам, зачастую ошибки допускаются при заполнении таких строк формы, как «номинал» или «год образца банкноты». «Правильное указание информации в таких строках не требует специальных знаний»,— указала представитель ЦБ.
Ошибки другого рода в ЦБ склонны объяснять либо небрежностью исполнителей, либо недостаточным уровнем их профессиональной подготовки. «Иногда в отчете отображаются не все способы нанесения изображений, присутствующих на подделке,— объяснила Татьяна Александрова.— Или отсутствует информация о способах создания водяного знака или защитной нити». Также в ЦБ отмечают, что в отчетах неверно выделяются показатели или описания способов имитации защитных признаков, способов нанесения изображения. «Например, при описании подделок, выполненных типографскими способами, не указываются эти самые типографские способы печати», — сказала она.
В ЦБ считают, что такие недочеты свидетельствуют о недостаточном уровне подготовки банковских специалистов, в должностные обязанности которых входит составление таких отчетов. «Данное обстоятельство позволяет сделать вывод об отсутствии должного контроля со стороны руководителей кредитных организаций за решением вопросов, связанных с обучением персонала,— заявила Татьяна Александрова.— А также о недостаточно ответственном, по сути формальном отношении».
Представитель ЦБ напомнила, что на сайте регулятора размещены методические указания по проведению обучения кассовых работников кредитных организаций. В соответствии с ними периодическое повышение квалификации кассиров рекомендуется проводить не реже одного раза в два года.
Начать дискуссию