В последних числах октября 2016 года исследовательская компания Online Market Intelligence (OMI) обнародовала данные исследования «Любимые бренды россиян», которое ежегодно проводится с 2008 года. В 2016 году в категории «Банковские услуги», как и в предыдущие годы, первую позицию «самого любимого бренда» сохранил за собой Сбербанк.
Результаты исследования основаны на данных онлайн-опроса 1500 человек в возрасте 18–55 лет, проживающих в городах с населением свыше миллиона человек. Респондентам, имеющим достаточный опыт потребления товаров или услуг данной категории, предлагалось без подсказки назвать бренды, которые они считают своими любимыми (не более трех). Рейтинг строился по доле числа упоминаний того или иного бренда.
Итоги исследования «Любимые бренды россиян», категория «банковские услуги», 2016 год
Результаты исследования показали, что отношение наших соотечественников к брендам весьма консервативно.
Несмотря на экономические потрясения последних лет, все 20 брендов, вошедшие в нынешнем году в топ-20, то есть «любимых безотносительно к товарной категории», уже успели побывать в лидирующей двадцатке. Бренд Samsung, возглавивший топ-20, удерживает эту позицию с 2011 года.
Одной из самых устойчивых оказалась категория «банковские услуги». Во всяком случае с 2009 года тройка лидеров: Сбербанк, ВТБ24 и Альфа банк — сохраняет свои позиции.
Динамика изменения долей трех лидеров рейтинга, %
Нижняя часть таблицы по категории «банковские услуги» по сравнению с 2015 годом претерпела значительные изменения. Так, в 2016 году в первую десятку «любимых» не попали «Русский стандарт», Банк Москвы и Home Credit Bank. На их место пришли Газпромбанк, банк «Открытие» и «Уралсиб».
Банк «Открытие» в 2016 году стал «открытием» первой десятки любимых брендов, заняв сразу седьмое место. Последовательно улучшает свои позиции в «рейтинге любви» Тинькофф банк. Появившись в рейтинге в 2014 году (шестое место), «Тинькофф» каждый год поднимался на ступеньку выше, заняв в 2016 году уже четвертое место.
Интересно, что совокупная доля первых пяти банков (аналог коэффициента концентрации рынка), исчисленная как отношение суммы упоминаний банков, стоящих на первых пяти местах рейтинга, к общему числу всех упоминаний, в течение последних четырех лет постоянно растет.
Динамика изменения совокупной доли первых пяти банков рейтинга «Любимые бренды россиян», %
При этом среднее число банков, называемых одним респондентом в качестве любимых, ведет себя иначе. В относительно спокойном докризисном 2013 году оно составляло 1,3, а вот потом стало расти. По-видимому, столкнувшись с трудностями, люди стали искать иные варианты для сохранения денежных средств. Однако в 2016 году это число резко снизилось до 1,22. Люди начинают определяться с выбором, причем все чаще их мнения совпадают: доля пяти «самых любимых», как было показано выше, растет.
Среднее число брендов банков, называемых одним респондентом в качестве любимых
Источник: Online Market Intelligence (OMI)
Но что означает подобная «любовь к бренду»? По мнению Александра Шашкина, генерального директора OMI, позитивное отношение потребителей к тому или иному бренду, выражаемое в идентификации его как «любимого», влияет на устойчивость бизнеса компании-владельца. Бренду, который любят, потребители готовы многое простить. Кроме того, динамика изменения «народной любви» может быть хорошим интегральным индикатором эффективности усилий маркетологов, управляющих тем или иным брендом.
Начать дискуссию