Стремительный уход банков «из офисов в гаджеты» — одна из главных тенденций финансового сектора по всему миру. Через пять лет в России не останется ни одного банка без цифровой платформы и онлайн-банкинга, уверен глава Сбербанка Герман Греф. Тем временем свою долю на рынке отвоевывают небольшие проворные «необанки» — финтех-стартапы, которые взаимодействуют с клиентами исключительно дистанционно, в онлайне, не тратя деньги на открытие отделений и найм сотрудников фронт-офиса. Хватит ли им сил конкурировать с традиционными игроками?
Финтех-революция пришла в российскую банковскую индустрию с Запада. За последние пять-семь лет в США и Европе появился целый ряд стартапов, предлагающих простые, удобные дистанционные сервисы по управлению финансами — американские Moven и Simple, германский Fidor Bank, британский Atom Bank, польский mBank, австралийский uBank и другие. Они осуществляют денежные переводы, выпускают виртуальные пластиковые карты, заводят и обслуживают расчетные счета — другими словами, питаются типично банковским «хлебом». Сразу оговоримся: несмотря на то, что большинство таких сервисов именуют себя банками, формально почти все они таковыми не являются и банковской лицензии на деятельность не имеют. Как правило, за плечами у них стоят настоящие банки. Например, Simple — дочерний проект BBVA Group, mBank создан группой Commerzbank, Moven работает в партнерстве с CBW Bank, TD Bank и Westpac. Стартапы в этой системе являются платформой с веб- или мобильной оболочкой — неким ИТ-решением, играющим роль связующего звена между банком и конечным пользователем, задача которого — максимальное упрощение и оптимизация всех привычных финансовых процессов.
«Необанки», как называют подобные сервисы, призваны избавить пользователей от всех тягостей традиционного банкинга. В них нет очередей — потому что они вообще не открывают отделения и проводят все операции дистанционно. Их операции прозрачны, поэтому пользователь никогда не столкнется с неприятным сюрпризом в виде скрытых комиссий. Общение с клиентами, как правило, ведется в чате — поэтому нет необходимости висеть часами на телефоне, дожидаясь ответа оператора колл-центра. Необанки выпускают мобильные приложения с простым и понятным интерфейсом, где часто используются игровые механизмы, а информацию легко воспринять. Они быстрее осваивают и внедряют инновационные решения. Их клиенты могут устанавливать накопительные цели, отслеживать в деталях свои траты, получать персональные советы, базирующиеся на анализе их финансовых привычек. При этом за необанками может скрываться вполне крепкая бизнес-модель. «Возможность совершать все финансовые операции через смартфон снижает наши эксплуатационные расходы в 16 раз по сравнению с традиционными банками», — говорит Дэвид Росс, создатель гонконгского мобильного банка Neat. Да и стартовый капитал на открытие виртуального банка нужен сравнительно небольшой, ведь кредитные продукты такие сервисы, как правило, не предлагают.
Кредитовать или нет
Рынок дистанционного банкинга в России совсем молод, но уже пережил свои взлеты и падения. Пионерами в освоении цифровых технологий стали крупнейшие игроки: Сбербанк, «Альфа-Банк» и другие, — сначала представившие услуги интернет-банкинга, а вслед за ними запустившие мобильные приложения. Самым большим (и старейшим) необанком стоит считать «Тинькофф Банк», который с момента своего основания предпринимателем Олегом Тиньковым в 2006 году придерживался принципа функционирования без отделений. Вначале он занимался адресной рассылкой предложений оформить кредитные карты по обыкновенной почте, а затем перешел на обслуживание клиентов в интернете и через мобильные приложения. Сегодня у него свыше 5 млн активных клиентов. Согласно отчету Markswebb Rank & Report, по количеству пользователей мобильной платформы он уступает только Сбербанку, «ВТБ 24» и «Альфа-Банку».
«Мобильный банкинг изменит сектор финансовых услуг даже в большей степени, чем его уже изменил банкинг цифровой, — говорит Олег Тиньков в рамках исследования Sberbank CIB о финтехе в России. — В настоящее время более 60% сотрудников «Тинькофф Банка» — это ИТ-специалисты. При этом команда разработчиков, занимающихся мобильным каналом, более многочисленна, чем команда тех, кто работает с интернетом». Банк постепенно движется в сторону перехода на обслуживание клиентов исключительно через смартфоны. По мнению Тинькова, в будущем исчезнут даже пластиковые карты: их заменят виртуальные копии. «Придет день, — продолжает эксперт, — когда доставка «карт» будет осуществляться прямо в мобильное приложение клиента. Получатель сможет сразу расплатиться или получить наличные где угодно с помощью технологий Apple Pay или NFC». Впрочем, пока «Тинькофф Банку», как и остальным российским необанкам, приходится придерживаться другой схемы оформления карт: заявку можно подать на сайте или через приложение, карту доставляет курьер, а затем пользователь может самостоятельно управлять счетом через мобильный и интернет-банк.
В 2013 году Олег Тиньков, сам того не ведая, поучаствовал в SMM-продвижении своего будущего конкурента — компании «Рокетбанк». Предпринимателя случайно встретил на улице один из основателей проекта Алексей Колесников. Не растерявшись, он подошел к банкиру и спросил его, что тот думает о недавно запущенном сервисе «Рокетбанка». «Приложение у них красивое, но банка своего нет, — ответил Тиньков, не опознав стоящего перед ним прохожего. — Это не бизнес». Колесников выложил фото и комментарий предпринимателя на свою страничку в Facebook и тем самым спровоцировал дискуссию, получившую огромное количество откликов и вызвавшую приток клиентов. «Рокетбанк» учредила группа партнеров, часть которых прежде основала компанию Darberry — люди, знакомые с правилами электронной коммерции не понаслышке. Сервис задумывался российским клоном американского проекта Simple и хотел предложить отечественным пользователям удобный банковский сервис с быстрой техподдержкой. Стартап быстро привлек инвестиции от фондов Runa Capital и «Лайф.Среда», а также обзавелся лицензированным банком-партнером «Интеркоммерц». В апреле 2016 года сервис был продан банку «Открытие» — в эту банковскую группу входит еще один необанк «Точка», фокусирующийся на корпоративном сегменте.
Мобильное приложение «Рокетбанка» позволяет открывать счета и вклады, осуществлять переводы физическим и юридическим лицам, оплачивать различные сервисы, налоги, штрафы. Все расходы пользователя анализируются и «раскладываются по полочкам» в удобном виде. Зарабатывает «Рокетбанк» исключительно на обслуживании дебетовых карт и комиссиях по транзакциям: например, за перевод денег на карту другого банка (на одном из тарифов) или снятие наличных в банкомате за пределами установленного лимита. У банка всего два тарифа; оба дают возможность получать начисления на остаток средств, а по любым покупкам дается кэшбек. Особая «фишка» Рокетбанка — в работе с обращениями клиентов. «Здесь нормальные люди, которые думают так же, как я», — в таком ключе чаще всего клиенты оставляют отзывы о сервисе в соцсетях.
Олег Тиньков до сих пор скептичен в отношении финтех-стартапов, работающих по модели «Рокетбанка». «Транзакционный бизнес приносит 2% прибыли, — говорит он, — 1% из которых нужно отдать платежным сетям. При комиссии в 1% ваш бизнес должен быть очень масштабным». По мнению предпринимателя, новым игрокам рынка финтех-услуг гораздо выгоднее было бы заниматься кредитным бизнесом: за счет которого, собственно говоря, и развивается «Тинькофф Банк». Однако для этого нужен качественный скачок и обширные ресурсы: технологии, данные, персонал, ИТ, статистика. Да и риски в кредитном бизнесе несравнимо выше, чем в транзакционном.
Такие риски готов взять на себя Touch Bank — стартап, запущенный по лицензии «ОТП-банка» в апреле 2015 года. Российский рынок стал испытательным полигоном для сервиса, который в случае успеха будет масштабирован на другие страны присутствия группы «ОТП» в Восточной и Центральной Европе. Наряду с обслуживанием розничных счетов и краткосрочных депозитов, Touch Bank выдает клиентам кредиты наличными и по картам. При этом банк предлагает вполне инновационный продукт — «универсальную» банковскую карту, которая может служить как дебетовой, так и кредитной, если средств на счету не хватает. Менять «профиль» карты можно в любое время с помощью мобильного приложения. Что интересно, открывая кредитную линию, клиент сам решает, как он хочет получить деньги: на руки наличными или в виде кредитной карты, — поскольку процентная ставка по обоим продуктам совпадает. Всего за год Touch Bank, по данным отчета Sberbank CIB «Who Innovates Wins: Lifting the Lid on Fintech in Russia», удалось довести базу до 100 тыс. клиентов, депозитный портфель — до 3,5 млрд рублей, а объем открытых кредитных линий — до 1,5 млрд рублей.
Впрочем, на рынке уже появились примеры громких провалов необанков. Так, в апреле 2016 года ЦБ РФ отозвал лицензию у «Интерактивного Банка», который в течение последнего года активно продвигал свой проект iBank. Официальной причиной, по сообщению регулятора, стало проведение высокорискованной кредитной политики, связанной с размещением денежных средств в низкокачественные активы. Весной стало известно и о закрытии «Инстабанка» — проекта Романа Потемкина, развивавшегося на базе «Военно-промышленного банка». По словам основателя, «легкому банку», не отягощенному кредитным портфелем, не хватило средств для масштабирования деятельности: он попросту не смог оторваться от банка-партнера и развить собственный бренд на доходах от транзакционной деятельности.
Обозреватель Banki.ru Анна Дубровская не считает, что эти события сигнализируют «начало конца» необанков. «Некоторые из игроков неверно просчитали бизнес-модель на самом старте, — говорит эксперт, — другие просто выбрали не лучшее время для выхода на рынок, третьим не хватило совсем чуть-чуть до лучших времен, и они вынуждены были закрыться, не выполнив свои обязательства перед инвесторами в срок. Но это абсолютно нормальная ситуация. Каждый день в мире открываются тысячи компаний, в том числе из финтех-сектора. Из них до прибыльности доходят единицы, а крепко цепляются на рынке и того меньше».
У банка за пазухой
Несмотря на то, что мобильный банкинг традиционно более распространен в розничном сегменте, в России он набирает популярность и среди корпоративных клиентов. Пару лет назад начали появляться первые «банки в смартфоне», ориентированные исключительно на обслуживание индивидуальных предпринимателей и малого бизнеса.
— Необанки — это в каком-то смысле спасение для компаний малого бизнеса, — полагает Анна Дубровская (Banki.ru). — Не имея необходимости тратить средства на развитие физической сети, они могут предложить своим клиентам более выгодные тарифы. Хотя это, конечно, не аксиома — нередко именно виртуальные банки оказываются в топе рейтинга самых дорогих банков для малого и среднего бизнеса. Зато в необанках, особенно на этапе их зарождения, все возникающие проблемы решаются значительно быстрее, чем в гигантах традиционного рынка. А во время общения с менеджером можно случайно выяснить, что разговариваешь напрямую с одним из основателей сервиса.
Одним из первых необанков для предпринимателей стала «Точка» — онлайновая платформа, созданная одной из крупнейших в стране финансовых групп «Открытие» в феврале 2015 года. Руководитель «Точки» Борис Дьяконов со своей командой и технологической базой перешли в новый проект из Банк24.ру, который до отзыва лицензии в 2014 году у «Пробизнесбанка» (чьей структурой он являлся) считался одним из лучших в России банков для предпринимателей. За полтора года клиентская база «Точки» выросла до 40 тыс. предпринимателей и компаний. В сентябре 2016 года проект вышел на операционную безубыточность, тем самым подвергнув сомнению гипотезу Олега Тинькова о том, что финтех-стартап не может стать прибыльным без кредитного бизнеса. Кстати, «Тинькофф Банк» в свое время пытался купить «Точку», но не смог конкурировать с «Открытием». Поэтому стал строить собственную платформу по работе с ИП и юрлицами, которую благополучно запустил полгода назад.
«Мы ощущали боль предпринимателей, их обиженность на невнимательное обслуживание, — объясняет Борис Дьяконов причины создания «Точки», — и делали продукт, который будет менять жизнь малого бизнеса». Среди услуг «Точки» обслуживание расчетных счетов, сопровождение ВЭД, эквайринг, зарплатные проекты, овердрафты, корпоративные карты, депозиты, интеграция с популярными онлайн-бухгалтериями, собственная бухгалтерия для предпринимателей на «упрощенке». В июле 2016 года банк запустил первый в мире финансовый Facebook-бот с возможностью проведения платежей. Понятно, что успех проекта во многом объясняется наличием крупного партнера за спиной. Но стоит помнить, что в группу «Открытие», помимо «Точки», входит множество других высокотехнологичных сервисов. По словам управляющего директора по развитию бизнеса банка «Открытие» Максима Янпольского, секрет в правильном выборе стратегии «выращивания» финтех-стартапов под крылом большого банка. Подход, при котором проекту дают развиваться, сохраняя собственные процессы разработки и совершенствования сервиса, особую корпоративную культуру, скорее, соответствует практикам венчурных фондов — но вполне доказывает применимость и в банковской среде.
Совсем другие, не менее любопытные отношения сложились между финтех-стартапом «Модульбанк» и инвестировавшим в него в 2014 году традиционным банком «Региональный кредит». «Модульбанк» был создан выходцами из Сбербанка Андреем Петровым, Яковом Новиковым и Олегом Лагутой — все вместе они работали в департаменте по развитию малого бизнеса. Инновационные идеи менеджеров Сбербанк брал в разработку слишком медленно и далеко не в полном объеме, поэтому партнеры уволились и начали строить собственный банковский проект. Поначалу стартап развивался как отдельное подразделение «Регионального кредита» и работал под его лицензией. Однако проект рос так хорошо, что в 2016 году поглотил своего инвестора: «Региональный кредит» отказался от работы с физическими лицами, закрыл часть отделений и сменил вывеску на «Модульбанк». «Конечно, подобное «поглощение» было запланировано между всеми его участниками заранее, — считает Анна Дубровская (Banki.ru). — Но данный пример, как мне кажется, дает надежду каждому финтех-стартапу в России».
«Модульбанк» пока еще невелик: по данным ЦБ РФ, он занимает 234-ю строчку среди российских банков по объему активов (8,5 млрд рублей), а текущая клиентская база насчитывает чуть больше 25 тыс. предпринимателей и компаний. Проект делает ставку на «доведенные до ума» простые функции: расчетно-кассовое обслуживание, управление остатками средств на счетах. Транзакционные операции приносят ему более половины дохода. Из дополнительных услуг — онлайн-бухгалтерия, юридические сервисы и личный бизнес-помощник. Кредитование пока осуществляется только в формате овердрафтов и занимает не более 20% от капитала банка. По мнению основателей «Модульбанка», это гарантирует клиентам финансовую устойчивость компании: у нее не будет убытков от просроченной задолженности и плохих долгов. Традиционным кредитованием стартап заниматься пока не планирует. Интересно, что «Модульбанк» развивает сеть присутствия в офлайне, но делает это крайне осторожно: открывает непрезентабельные офисы в самых крупных городах России, где обходится минимумом сотрудников — в некоторых из них работает лишь по одному человеку. «У нас нет ручного труда, процессы автоматизированы, — объясняют представители банка. — Мы автоматически заполняем документы, проверяем клиентов при открытии счета, не вводим информацию вручную. Так мы все делаем — быстро и без ошибок».
Сегмент малого и среднего бизнеса в банковской индустрии считается трудным и низкомаржинальным, поэтому традиционные банки занимаются им неохотно. У необанков есть все шансы изменить правила игры за счет внедрения удобных простых сервисов. Между тем принципы работы в рознице и в корпоративном сегменте совершенно разные: поэтому игроки на одном поле не стремятся заходить на другое. Так, например, корпоративные необанки вынуждены бороться с «обнальщиками» — предприятиями, созданными специально для криминального вывода денег. Для этого «Модульбанку» и другим игрокам приходится устанавливать низкие лимиты на обналичивание денег. И лишь один «Тинькофф Банк» работает на оба фронта — бизнес и розницу. Он занимается строительством всеобъемлющего «финансового супермаркета» и надеется в будущем оказывать самые разнообразные финансовые услуги любому клиенту.
Большие идут
На путь трансформации в глобальный «финансовый супермаркет» встал и Сбербанк. Самый крупный традиционный российский банк демонстрирует на удивление инновационный подход по части внедрения высоких технологий. Платформа «Сбербанк Онлайн» сегодня является наиболее популярной в России — у нее более 33 млн активных пользователей. Сбербанк также является акционером платежного сервиса Yandex.Money, а в 2014 году через фонд SBT Venture он вложился в американский проект Moven. Под крылом Сбербанка развивается целый ряд финтех-стартапов, некоторые из которых уже выходят на рынок под собственным брендом: например, сервис Plazius, который объединяет систему мобильных платежей и платформу цифрового маркетинга для бизнеса. Более того, весной 2016 года представители банка заявили, что планируют строить в России «национальную экосистему» интернет-коммерции по аналогии с китайской торговой площадкой Alibaba. Очевидно, что вместе с развитием электронной торговли банку придется совершенствовать свои платежные и банковские сервисы, в том числе дистанционный банкинг.
Другим традиционным банком, уделяющим огромное внимание дружбе с финтехом, является «Альфа-Банк». В его структуру входит особое подразделение Alfa Lab — специальная «фабрика идей», где рождаются инновационные проекты. Одним из них стал представленный осенью прошлого года «персональный финансовый ассистент» Alfa Sense — еще одно российское подобие сервисов Moven и Simple. Как сообщает пресс-служба банка, Sense использует машинное обучение и дает советы клиенту исходя из информации о привычках пользователя и его тратах. В частности, Sense может напомнить о долгах или оплате счетов, а также разделить траты с друзьями. Заметив транзакции субботним вечером из бара, помощник через определенное время может предложить пользователю вызвать для него такси. «Через пять лет 80% банковских решений будет приниматься не людьми, а искусственным интеллектом», — сказал как-то Герман Греф. Конкурент «Сбербанка», похоже, уже начал движение в этом направлении.
Вместе с развитием дистанционного обслуживания традиционные банки взялись за сокращение офисов и представительств. По данным Sberbank CIB, Сбербанк за последние восемь лет сократил физическое присутствие на 22% — с 20 тыс. офисов в 2008 году до менее 16 тыс. в 2016-м. Руководитель клиентской службы платежного агрегатора и электронного кошелька SimplePay Илья Платонов считает, что структура банков в будущем сильно поменяется. «Возможный формат работы — головной офис плюс региональные офисы для штата курьеров и подачи письменных заявлений, — говорит эксперт. — Операционные офисы канут в небытие вместе с клиентами, которым они необходимы». «Думаю, часть своих офисов банки все же оставят для работы с корпоративными клиентами, — добавляет сооснователь финансовой платформы Wirex Дмитрий Лазаричев, — но в расширении филиальных сетей для работы с физическими лицами большого смысла уже нет».
Строго говоря, «цифровизация» затрагивает пока только специфическую банковскую аудиторию — молодежь, которая быстро осваивает технологические новшества. «Типичный российский клиент финансовой организации от 40 лет и старше может крайне редко посещать офис банка, но он придает большое значение самой возможности это сделать, — говорит Анна Дубровская. — На фоне масштабной расчистки регулятором банковского сектора для клиента имеет значение, что договор по конкретному продукту имеет все необходимые завизированные реквизиты, а иногда даже то, что он распечатан на принтере в офисе самого банка». Чтобы наступил момент, когда управление транзакциями будет осуществляться исключительно с помощью гаджетов (а самые смелые эксперты прогнозируют использование чипов, имплантированных в тело человека!), революция должна свершиться не только в банковской индустрии, но и в головах пользователей.
Начать дискуссию