В то время как почти 70% покупок в России все еще оплачиваются наличными, заметнее и обратный тренд — рост современных способов оплаты. Безналичные платежи становятся незаменимы для технически подкованных потребителей, создающих вокруг себя экосистему подключенных устройств. Покупать без границ, заказывая и оплачивая товары онлайн с компьютера или планшета, расплатиться за стакан кофе или ланч, не вытаскивая бумажник, — быстрая и простая оплата входит в привычку. Цифры говорят сами за себя: мобильным платежным сервисам в России еще нет и года, а динамика подключений к ним оправдывает самые смелые ожидания.
Платить всегда, платить везде
Технологии уже сегодня сделали возможным платить практически любым устройством, которое подключено к сети. Достаточно компактного передатчика, который совершенно спокойно поместится в небольшой предмет, например, кольцо.
Кольцо платит, только когда вы подносите его достаточно близко к терминалу. Но в будущем умные устройства будут готовы на большее: не только заплатить за что-то, но и подсказать своему владельцу, что и когда нужно купить. Умная упаковка сможет сигнализировать, что заканчиваются продукты, автомобиль не просто включит датчик недостаточного уровня бензина, но и вежливо намекнет о близости к заправке, за которую будет готов заплатить без особенного участия владельца: стоимость автоматически спишется с подключенного счета. Совсем скоро купить что-то можно будет, просто поболтав со своим голосовым помощником.
Системы вроде Алексы от Amazon уже с готовностью откликаются на просьбы приглушить свет или сделать музыку погромче, так отчего не попросить их мимоходом заказать деликатесов к романтическому ужину?
Один безналичный счет и десятки способов его использовать — вот куда движется рынок платежных систем. И чем больше будет возможностей оплачивать покупки различными устройствами, тем охотнее потребители будет отказываться от наличных.
Онлайн или офлайн?
По данным нашего исследования потребителей в США (PYMNTS и Visa «Как мы будем платить. Потребители, подключенные устройства и будущее платежей», июнь 2017), сегодня обычные магазины еще сохраняют свою популярность — 8 из 10 потребителей купили там что-либо за последнюю неделю, но в то же время каждый второй сделал и покупку онлайн. Спектр того, что люди покупают через интернет, постоянно расширяется: из исследованных 19 категорий в 11 потребители активно переходят на онлайн-шопинг. В том числе, заказывают и то, что раньше никому бы не пришло в голову покупать в сети — мебель, товары для дома, продукты и даже бензин. В категориях развлечения, литература, путешествия, электроника, товары для дома и одежда покупки чаще совершаются онлайн через разнообразные подключенные устройства, чем через традиционный ретейл.
В России рынок развивается в похожем направлении: покупать онлайн билеты в кино или заказывать авиаперелет для многих уже стало более привычным, чем отправиться в кассу. Крупные покупки пока что российские потребители предпочитают делать в обычных магазинах из-за желания увидеть товар вживую и протестировать его. Тем не менее, все больше покупателей делают выбор офлайн, а покупку совершают уже дома на диване, просканировав доступные предложения по цене, срокам и стоимости доставки, а также посоветовавшись с домашними.
Подключенные устройства делают покупки проще и приятнее. Около 60% принявших участие в нашем исследовании отозвались о шопинге как о мероприятии, которое не приносит ни удовольствия, ни удовлетворения независимо от того, покупают ли они онлайн или в обычном магазине. При этом 83% американцев считают платежные устройства отличным инструментом, делающим процесс чуть более удовлетворительным.
Каждому смарт-устройству — доступ к счету
Пока россияне осваивают оплату телефонами и сетуют на то, что за чаевыми все равно в большинстве случаев приходится лезть в бумажник, американские покупатели смотрят на смартфон как способ оплаты со здоровым скепсисом. Только 38% опрошенных без оговорок считают его идеальным подключенным устройством для удобного осуществления платежей.
В принципе, платить можно с любого девайса, подключенного к сети, и очевидно, что разные покупки удобнее совершать по-разному. Потребители хотят платить так, как им удобнее: бензин пусть оплачивает автомобиль, продукты заказывает холодильник, а за товарами для здоровья следит фитнес-трекер. В дополнение к этому, почти половина покупателей (44%) с удовольствием выберет возможность оплачивать покупки автоматически без необходимости стоять в очереди на кассу или осуществлять платеж в онлайн-магазине.
Производители техники уже сейчас расширяют линейку платежных устройств. К примеру, Apple не так давно представил технологию распознавания отпечатка пальца на своей флагманской линейке ноутбуков MacBook Pro, что означает, что на них теперь доступен сервис Apple Pay, а Samsung интегрировал NFC-чип в свои смарт-часы.
Большое будущее ждет и голосовых помощников: эту технологию одновременно развивают несколько технологических гигантов, а динамика роста этой категории подтверждает интерес к ней потребителей. Среди опрошенных нами в США голосовыми помощниками владеет примерно столько же людей (14%), как тех, у кого есть смарт-часы (15%), хотя устройства, реагирующие на голос, появились на рынке сравнительно недавно.
Начать дискуссию