Ближайшая тенденция развития розничного кредитования заключается в том, что большая часть анализа, на основе которого выносится решение о выдаче (или, наоборот, невыдаче) кредита физлицу будет переложена на плечи искусственного интеллекта. Об этом на пресс-конференции, посвященной анализу тенденций внедрения электронных бизнес-приложений, рассказал директор департамента аналитических систем компании «Микротест» Сергей Борисов. С места события передает корреспондент Клерк.Ру Сергей Васильев.
По словам Борисова, внедрение BI-системы (BI - от слов Business intelligence, бизнес-аналитика) в структуру одного банка- заказчика "Микротеста" позволило тому в кризис не только справиться с ростом просроченной задолженности без расширения штата кредитных инспекторов, но и значительно улучшить собираемость долгов.
С наступлением кризиса количество просроченных долгов банка выросло втрое. Внедренная система позволила на основе электронного анализа (матрица с более чем 200 полями) отделять более лояльных клиентов от менее лояльных. Первую группу оставили на попечение автоматики (СМС-ки, телефонный обзвон). Инспекторы, в свою очередь, работали с теми, на которых эти предварительные меры не подействовали. Была выделена еще одна группа должников - так называемых "глухих", на которых тратить время было признано бесполезным.
Наиболее продвинутый бизнес продолжит "оцифровываться", считает Борисов. В упомянутом банке завершается внедрение системы, позволяющей анализировать заявки физлиц на предоставление кредитов. "Интуиция экспертной оценки, конечно, очень важна, - признал представитель "Микротеста". - Но BI-решение все-таки позволит сильно сэкономить время людей, которые принимают решения о выдаче кредитов. Компьютер на основе математической модели будет отыскивать признаки, говорящие о том, что долг может быть не возвращен. Исходных параметров множество. Например, известно, что неженатый мужчина до 30 с точки зрения банка менее благонадежен, чем женщина старше 45 лет, имеющая детей. Также не секрет, что крайне неохотно дают кредит людям, работающим в судах и прокуратуре. Если компьютер поставил заявителя под сомнение, сотрудник банка может проверить дополнительную информацию. К примеру, очень сильно на окончательное решение банка влияет дисциплинированность человека в вопросе оплаты услуг ЖКХ.
Искусственный интеллект, по словам Сергея Борисова, мог бы быть внедрен и в сфере управления кадрами. Особенно там, где штат большой и текучесть кадров велика. Но заказчики пока что не спешат формализовать эту сферу - видимо, не стремясь сводить все данные в одну систему, которая однажды может стать доступной для глаз непрошеных гостей.
Начать дискуссию