Небольшие российские банки активно внедряют у себя системы управления взаимоотношениями с клиентами (CRM), и мировые вендоры намерены нарушить монополию российских разработчиков на этом поле. Об этом 19 апреля в ходе презентации отчета "Тренды развития ИТ и автоматизации малых и средних банков в России", подготовленного исследовательской компанией Marketvisio (российский представитель Gartner) по заказу SAP, сообщила куратор исследования, менеджер по работе с клиентами SAP Марина Иванова. С места события передает корреспондент Клерк.Ру Сергей Васильев.
Исследованием были охвачены 67 российских банков, по размеру активов занимающих места от 80 до 300 в общем рейтинге. Это относительно небольшие банки, в основном, образованные в 1990 годы вокруг тех или иных крупных промышленных предприятий и поначалу обслуживавшие преимущественно их интересы.
"Приблизительно с 2005 года в этой части рейтинга отмечается устойчивая тенденция, - отметила Марина Иванова. - Банки диверсифицируют свой бизнес (равно как и риски) и проявляют все больший интерес к розничному кредитованию. Две трети участников исследования относятся к универсальным банкам, еще несколько лет назад почти все они были корпоративными.
Взрывным, конечно, этот рост не назовешь, по нашим оценкам, за 6 лет розничный портфель небольших банков вырос процентов на 30. Цифра могла бы быть и больше, но кризис 2008 года заставил банки гораздо осторожнее относиться к выбору заемщиков. Многие из этих соображений ограничили клиентскую базу сотрудниками "материнских" предприятий. Возможно, такой банк и не пойдет в широкую розницу, но со своими клиентами работать будет. Розничные продукты для населения сегодня очень популярны. Зачем же отдавать их Сбербанку?".
Исследование SAP и Marketvisio отражает ИТ-потребности небольших банков в новых условиях. "Они, наконец, после нескольких лет рассуждения, пришли к выводу, что надо автоматизировать управление взаимоотношениями с клиентами, - пояснила Марина Иванова. - В особенности, если банк идет в розницу - в широкую или корпоративную, не важно".
Соответственно, главной текущей потребностью IT-специалисты банков назвали внедрение CRM-систем (32,6% опрошенных). По 19,6% считают первоочередными задачами создание хранилищ данных и автоматизированных банковских систем. Для 8,7% на первом месте стоит внедрение бизнес-аналитики, для 6,5% - улучшение документооборота. Интересы оставшихся 13% обозначены понятием "другое".
«CRM, во-первых, позволяет банку понять, с каким клиентом он имеет дело, а во-вторых, подстраховывает собственников от неприятностей, связанных с неожиданным уходом менеджеров: история взаимоотношений с клиентами остается в банке во всех деталях. Собственно, решать эти проблемы в небольших банках пытались с самого начала работы с розницей, только делали это, наверное, не самым оптимальным способом».
Интересно, что структура потребностей российских небольших банков коренным образом отличается от среднемировых показателей, отраженных в последнем отчете Gartner. Согласно ему, в 2012 году на первом месте у банковских IT-директоров стоят инструменты бизнес-аналитики, затем следуют мобильные технологии и облачные вычисления. CRM занимают лишь 8-е место. «В Европе взаимоотношения с клиентами отслеживают уже десятилетия, для частных собственников это очень важный вопрос».
Участники исследования Marketvisio большей частью используют решения российских поставщиков – разработчиков автоматизированных банковских систем. На них приходится 74,5% IT-решений (среди отдельно взятых универсальных банков их доля ниже - 69,1%). Наиболее популярные вендоры – Диасофт, ЦФТ, RS-Bank, Инверсия, ИБС БИСквит.
В SAP полагают, что в скором будущем картина изменится. И сам SAP, и его основной конкурент Oracle проявляют все больший интерес к обслуживанию небольших банков, а опыта в этой сфере у мировых производителей намного больше.
Начать дискуссию