Банки

Закон об НПС разрешает совмещение деятельности платежного агента и банковского платежного агента в теории и затрудняет на практике

Несмотря на значительное и всестороннее изменение законодательства, регулирующего российскую платежную систему, остались и проблемы, тормозящие ее развитие.
Закон об НПС разрешает совмещение деятельности платежного агента и банковского платежного агента в теории и затрудняет на практике
Фото Евгения Смирнова, ИА «Клерк.Ру»

Несмотря на значительное и всестороннее изменение законодательства, регулирующего российскую платежную систему, остались и проблемы, тормозящие ее развитие. Об этом 19 апреля в ходе круглого стола «Успехи и проблемы в регулировании дистанционного оказания банковских услуг: удалось ли повысить доступность банковских услуг» заявил вице-президент Ассоциации региональных банков Олег Иванов. С места события передает корреспондент Клерк.Ру Сергей Васильев.

С принятием Закона об НПС произошло полное разделение сферы деятельности платежных агентов в смысле закона №103-ФЗ и банковских платежных агентов в смысле ст.14 закона №161-ФЗ, подчеркнул Иванов. Более того, кредитные организации утратили возможность сотрудничества с операторами по приему платежей в качестве платежных агентов.

"Следует отметить, - продолжил вице-президент банковской ассоциации, - что операторы по приему платежей более активно, чем банки, расширяют перечень получателей денежных средств (продавцов, поставщиков услуг), а это предполагает значительную подготовительную работу по организации биллинга, передачи информации и денежных средств. В этом качестве операторы по приему платежей выполняют функции "агрегаторов платежей", до сих пор не знакомые кредитным организациям. А функционал банковских платежных агентов оказался ограничен тем перечнем получателей денежных средств, с которыми установил договорные отношения биллинга его материнский банк".

В феврале 2012 года Банк России дал свой комментарий по этому поводу. На вопрос о возможности совмещения деятельности платежного агента и банковского платежного агента (субагента) ведомство ответило, что нормы законов №103 и №161 не содержат запрета (ограничения) на такое совмещение. Но лицо, совмещающее эти две функции, должно, соответственно, располагать двумя разными специальными банковскими счетами.

При этом перевод денежных средств между специальным банковским счетом банковского платежного агента (субагента) и специальным банковским счетом платежного агента (в том числе открытых одному и тому же лицу) не будут соответствовать законодательству о национальной платежной системе, поскольку зачисление денег на эти счета возможно только со специальных банковских счетов с соответствующим режимом (ч.16 и ч.17 ст.4 закона №103, ч.5 и ч.6 закона №161).

"На практике при использовании платежных терминалов и их инкассировании невозможно разделить денежные средства для разнесения по двум спецсчетам, - заметил Иванов. - Если только не перенастроить терминалы так, чтобы функционал их был принудительно ограничен. В итоге клиентам придется для оплаты, например, кредита и мобильной связи пользоваться разными аппаратами".

Олег Иванов напомнил, что Банк России с прошлого лета, когда был принят закон об НПС, очень активно принимал сопутствующие ему нормативные акты и выразил уверенность в том, что преодолены будут и оставшиеся трудности.

Начать дискуссию