Банковские карты

Российский рынок эквайринга: сотни игроков, никакой маржи

Сотни российских банков, каждый из которых самостоятельно организует технологическую структуру обслуживания своих пластиковых карточек, не получают от этого никакой прибыли.
Российский рынок эквайринга: сотни игроков, никакой маржи
Фото Евгения Смирнова, ИА «Клерк.Ру»

Сотни российских банков, каждый из которых самостоятельно организует технологическую структуру обслуживания своих пластиковых карточек, не получают от этого никакой прибыли. Для них важнее не заработать на процессинге, а застолбить» за собой обслуживание той или иной торговой точки. Об этом на заседании пресс-клуба процессинговой компании United Card Service сообщил ее генеральный директор Владимир Комлев. С места события передает корреспондент Клерк.Ру Сергей Васильев.

Рынок эквайринга пластиковых карт в России заметно отличается от большинства других стран. Если в Западной Европе, США и Канаде по структуре эквайринг и банковский бизнес, как правило, разделены, то в России, в силу исторических особенностей, построением и обслуживанием карточной инфраструктуры занимаются именно банки. Специализированный эквайер United Card Service, на долю которого приходится 25% рынка, стоит здесь особняком. Остальные три четверти рынка делят между собой, ни много ни мало, 601 банк. При этом крупнейшая доля в 35% принадлежит Сбербанку, на Газпромбанк приходится 6%, и по 4% рынка занимают ВТБ и банк «Русский Стандарт». И еще 597 банков, таким образом, делят между собой оставшиеся 26% рынка.

Как и во всем остальном мире, обслуживание банковских карт России происходит по четырехсторонней модели: обладатель карты, банк-эмитент, который выпустил эту карту, торговое предприятие, принявшее карту к оплате, и, наконец, эквайер, обслуживающий платежи по этой карте. С каждого платежа торговая точка платит комиссию (в современных условиях она составляет около 2%), которая затем делится между эмитентом и эквайером. Большая часть дохода (около 1,6%) достается банку-эмитенту, так что маржа эквайера весьма низка.

«Впрочем, многочисленные российские банки-эквайеры и не пытаются на этом заработать, - пояснил Владимир Комлев, - для них важнее получить торгово-сервисную точку на обслуживание, чтобы потом «отбить» убыток от доходов с оборота. Хотя если бы небольшой банк вообще не оказывал услугу эквайринга и не демпинговал в установлении комиссии, то получал бы гораздо больше прибыли от платежей по своим карточкам».

Начать дискуссию