В 2014 году объем банковского кредитования малого и среднего бизнеса сократился на 1% – против прироста в 15% годом ранее. В абсолютном выражении портфель кредитов МСБ составил 5,12 трлн. рублей. Для сравнения – портфель кредитов крупному бизнесу вырос на 41%, портфель розничных кредитов физлицам – на 14%.
Об этом 22 апреля в ходе Х конференции «Финансы растущему бизнесу», организованной рейтинговым агентством RAEX («Эксперт РА»), сообщил управляющий директор RAEX Павел Самиев. С места события передает корреспондент Клерк.Ру Сергей Васильев.
Замедление кредитования малого и среднего бизнеса было обоюдным, говорится в исследовании RAEX. Банки в условиях экономической неопределенности ужесточили требования к заемщикам, а те, в свою очередь, сократили спрос на кредиты. К концу года, когда ключевая ставка ЦБ выросла до 17%, кредитование МСБ в буквальном смысле замерло.
Другим важным фактором стала переориентация ведущих банков на финансирование крупных российских компаний, лишившихся доступа к западным рынкам капитала. Именно этим объясняется, почему кредитный портфель МСБ у банков из числа топ-30 по активам сократился на 8% за 2014 год, в то время как у остальных участников рынка был отмечен прирост на 9%.
Стоит отметить, что в 2014 году усилился интерес малого и среднего бизнеса к сделкам факторинга. Несмотря на постоянное увеличение стоимости услуг факторов, поток заявок на получение финансирования от них рос на протяжении всего года. В итоге суммарный объем денежных требований, уступленных представителями МСБ факторам, вырос по сравнению с 2013 годом на 28%.
В структуре кредитов, выданных за 2014 год, доля кредитов среднему бизнесу выросла на 2 п. п. и составила 37%. Это связано со снижением объемов беззалогового кредитования, которое было очень популярным у малого бизнеса на протяжении последних двух-трех лет.
Несколько лет назад многие крупнейшие банки объявили о запуске «кредитных фабрик», в основе которых лежало беззалоговое кредитование малого бизнеса. В 2014 году от расширения портфеля по такому варианту пришлось отказаться. Акценты в кредитовании сместились со скоринговых моделей «кредитных фабрик» на интенсификацию работы с действующей базой и индивидуальную оценку рисков.
«У нас сокращение объемов выдачи было связано только с ухудшением качества заемщиков, – пояснил Клерк.Ру вице-президент Промсвязьбанка Кирилл Тихонов. – Очень сильно сократилось беззалоговое кредитование. Если в 2013 году мы планировали выйти на его объемы от 1 миллиарда рублей в месяц, и по 800 млн. ежемесячно уже выдавали, то в 2014 году риск-правила пришлось резко ужесточить. Значительный рост просрочки не всегда вызван проблемами клиентов, иногда они попросту начинают банки проверять на прочность. Вроде как залога нет, можно попробовать не платить».
«Я не буду сейчас называть цифру, которую мы «подарили», потому что она уже никогда не вернется, – продолжил Тихонов. – Зачастую очень больно видеть, что предприниматели эти деньги потратили нецелевым образом. Вместо того, чтобы расширять бизнес, купили себе хорошие машины, например. Просто об этом никто не говорит, все обвиняют банки. А я часто вижу, что у человека бизнес полностью прекратился, но себя самого он, в принципе, обеспечил».
«Теперь кредиты без залога мы будем выдавать только клиентам «зеленой зоны», – подытожил вице-президент Промсвязьбанка. – От остальных будем требовать обеспечения – транспорт, недвижимость, поручительство гарантийного фонда. Тем более сейчас «светит» закон о банкротстве физлиц, а многие микропредприниматели получали деньги на текущие расходы именно как физлица. Банки шли на это, чтобы сократить временной цикл, удешевить кредиты для клиентов. И в балансах банков они учтены именно как потребкредиты».
Начать дискуссию