Депутаты предлагают законодательно запретить массовую рекламу кредитов вне стен банковских офисов. Соответствующий законопроект внесет в Госдуму Сергей Миронов, руководитель думской фракции «Справедливая Россия». Однако эксперты сомневаются, что запрет рекламы кредитов станет действенной мерой.
Борис Пивовар, старший преподаватель кафедры экономики и финансов факультета экономических и социальных наук РАНХиГС, назвал данное предложение непродуманным и несвоевременным.
«Банковский рынок испытывает серьезные проблемы, в том числе из-за нехватки ликвидности. Запрет рекламы еще больше усилит проблемы банков, и клиенты будут выбирать только известные банки, которые на «слуху», а именно первые 20-30 в общем рейтинге. Маловероятно, что клиент, не зная банк, будет сам ходить в офис и узнавать условия», – сказал он, комментируя законодательную инициативу для Клерк.Ру.
Борис Пивовар также указал, что данное предложение может ввергнуть рекламный рынок в глубокую депрессию. «Рекламный рынок сейчас находится в глубоком упадке, и банки – это те немногие, которые еще что-то заказывают. Более того, из-за падения рекламного рынка испытывает серьезные проблемы рынок печатной продукции, а именно пресса. Если еще запретить рекламу банковских продуктов, то, скорее всего, многие газеты и журналы просто закроются», – отметил он. «Тем более непонятен сам посыл данного предложения, – продолжил эксперт. – Почему потребитель не может узнавать о выгодных предложениях со стороны банковской системы? Маловероятно, что от этого уменьшится количество просроченных кредитов или проблем банков. Те, кто захочет взять кредит и не вернуть его, и так это сделают».
Валерий Пивень, начальник отдела информационно-аналитического обеспечения «Лайф Капитал», не видит особой разницы между рекламой банковского кредита и рекламой любого другого вида продукции. «Спрос на кредиты обеспечивается не рекламой, а, скорее, частными потребительскими интересами населения. Кроме того, такой закон даст необоснованные преимущества крупным сетевым банкам, отделения которых разбросаны по всей стране и достаточно часто посещаются гражданами. В таких банках потенциальный заемщик постоянно будет сталкиваться с кредитным предложением. Это нарушит справедливость конкуренции на рынке банковских услуг, что, в свою очередь, негативно скажется на возможности потенциального заемщика добиться для себя максимально привлекательных условий кредитования», – заявил эксперт.
Продуктовая линейка банков ограничивается не только займами, напомнила Виктория Проскурякова, начальник отдела рекламы банка «Кольцо Урала». «Банки разрабатывают и внедряют полезные и упрощающие жизнь продукты и сервисы – вклады как инструмент пассивного заработка, безналичный расчет как средство защиты от потери и кражи наличных, расчетно-кассовое обслуживание, интернет-банкинг, многое другое. В случае физического ограничения размещения рекламы последним оплотом информирования россиян об условиях разных банков останется интернет. И это в условиях того, что у заметной части жителей средних и малых городов страны по-прежнему отсутствует постоянный доступ к интернету, а среднее количество представленных банков, между тем, составляет не менее 15 на город с населением в 60 тысяч человек. Таким образом, полностью ограничивая возможность банка размещать рекламу, государство лишит большую часть потребителей возможности сравнивать условия по продуктам и выбирать для себя наиболее выгодные», – уточнила она.
По мнению Виктории Проскуряковой, основным критерием выбора кредитного учреждения в таких городах станет географический фактор – потребитель пойдет в тот банк, который расположен ближе к дому. «В этом случае выиграют крупные федеральные банки, так как сеть их офисов, как правило, шире, чем у местных. Хотя именно региональные банки зачастую предлагают наиболее выгодные условия по депозитам, РКО и ряду ключевых продуктов для бизнеса – вне зависимости от его размеров», – резюмировала она.
Александр Трифонов, главный эксперт правового сервиса «48Prav.ru», также обратил внимание на наличие различных банковских продуктов и услуг для разных клиентских сегментов. «Допустим, что законодатель установит прямой запрет и конкретную санкцию за рекламу именно кредитных продуктов через каналы наружной рекламы, рассылку и т.п. Таким образом, ничто не помешает рекламщикам формально рекламировать другие продукты банка через те же самые каналы. Насчет «стен офиса банка» – как быть онлайн банкам? Очевидно, что рекламные кампании, а также их креативная составляющая идут почти на 100% через внешних подрядчиков, которые обязательно придумают, как рекламировать банк без нарушений», – отметил он.
Против законодательной инициативы выступила и Евгения Гинзбург, заместитель директора департамента маркетинга Уральского банка реконструкции и развития. «Если причина в недобросовестной рекламе, то нужно более качественно осуществлять контроль ФАС на соответствие закону о рекламе. Если таким образом пытаться снизить спрос на кредиты, то эта мера не приведет к желаемому результату, ведь спрос на кредиты сформирован – это не новый продукт, люди уже имеют потребность в заемных средствах. Реклама, конечно, стимулирует продажи, но не формирует спрос», – пояснила она, комментируя ситуацию для Клерк.Ру.
По ее словам, следует повышать финансовую грамотность населения, чтобы люди принимали решение, опираясь не только на информацию в рекламном сообщении, а на более полную информацию о тарифах, условиях и осмысленно подходили к планированию бюджета.
«Если будет принят данный закон, то банкам придется рекламировать кредитные продукты только на рекламоносителях, расположенных в офисах, и уделить особое внимание работе консультантов», – полагает Владимир Елькин, генеральный директор агентства персонального маркетинга «Barracuda». За этой услугой, по его мнению, представители банка будут обращаться к специалистам маркетинговых агентств, поскольку держать на постоянной основе огромное количество дополнительных сотрудников в отделе маркетинга не целесообразно. «При принятии этого закона пострадают рекламные компании, особенно те, кто специализируется на банковском сегменте. И не только медиаагентства, но и digital-компании, так как многие банки привлекают клиентов на кредитные продукты с помощью Интернета (заявки на кредиты и прочее). Этот закон также отрицательно отразится на агентствах, организующих различные бизнес-мероприятия финансового сектора», – уверен эксперт.
По мнению Сергея Седова, генерального директора МФО «Займер», чрезмерная закредитованность населения является не следствием рекламного влияния финансовых организаций, а результатом необдуманного решения заемщиков.
«Сегодня мы наблюдаем в ряде регионов реализацию этого предложения на местном уровне – местными органами власти в ряде городов запрещена наружная реклама услуг банков и МФО. Компания «Займер», активно работающая в этих городах, значительного эффекта от этого запрета не ощутила – клиентская база компании продолжает расти. На наш взгляд, более эффективно введение в школьную программу предмета «Финансовая грамотность» и реализация проектов, подобных федеральной программе «Финансовая культура и безопасность граждан России», – подчеркнул эксперт.
Начать дискуссию