Общий центр обслуживания: как избежать налоговых рисков

Крупные холдинги уже оценили преимущества общего центра обслуживания (ОЦО). Однако ОЦО как самостоятельное, но взаимозависимое юрлицо привлекает повышенное внимание налоговиков. Расскажем, как оценить налоговые риски, обосновать стоимость услуг и правильно оформить документы.
Общий центр обслуживания: как избежать налоговых рисков

В настоящее время распространена практика организации внутри крупных холдинговых структур общего центра обслуживания (ОЦО).

В ОЦО, как правило, передаются бизнес-процессы, имеющие вспомогательное значение: бухгалтерия, юридическая функция, IT-обслуживание и иные подобные функции. При этом ОЦО обычно действует в форме отдельного юридического лица.

ОЦО предполагает такую модель функционирования компании, при которой общие, повторяющиеся вспомогательные бизнес-процессы выводятся из предприятия или его структурных подразделений и концентрируются для выполнения в едином центре, что дает предприятиям возможность сосредоточить свои усилия на основной деятельности.

Успешная интеграция ОЦО осуществлена такими компаниями как РУСАЛ, ЛУКОЙЛ, РЖД, СЕВЕРСТАЛЬ и другими.

О том, с какими налоговыми рисками связано внедрение ОЦО в структуру холдинга и взаимодействие компаний холдинга с ОЦО, расскажем в статье.

Общая оценка налоговых рисков

ОЦО является самостоятельным юридическим лицом. В таком случае взаимодействие ОЦО с компаниями холдинга возможно только на основании гражданско-правового договора оказания услуг — Service Level Agreement (далее — SLA), в рамках которого компания-ОЦО будет формировать доходы, а компании холдинга — расходы. При этом все компании холдинга, включая ОЦО, будут являться взаимозависимыми лицами.

Эти факторы в совокупности позволяют говорить, что SLA одновременно будет являться сделкой, заключаемой между взаимозависимыми лицами, и внутригрупповой сделкой. Из чего следует, что условия SLA и порядок его исполнения привлечет повышенное внимание со стороны налоговой.

В целях минимизации налоговых рисков рекомендуется обратить внимание на следующие аспекты:

  • экономическая обоснованность цены услуг по SLA;
  • документальное подтверждение фактического исполнения SLA;
  • исключение дублирования услуг по SLA с функционалом штатных сотрудников компаний холдинга;
  • исключение из SLA услуг, не имеющих коммерческой ценности для любого третьего лица.

Экономическая обоснованность цены услуг по SLA

Прежде всего отметим, что зеркальность отражения доходов и расходов сторонами SLA не исключает риск возникновения налоговых претензий. В случае выявления нарушений, влекущих занижение налоговой базы по налогу на прибыль (как завышение расходов у компаний холдинга, так и при занижении выручки у ОЦО) в рамках налоговой проверки, симметрично скорректировать обязательства у другой стороны не всегда возможно в связи с истечением трехлетнего срока.

Стоит учитывать, что доначисление налога к уплате в бюджет в рамках налоговой проверки влечет за собой штраф от 20% от 40% от неуплаченной суммы налога.

Учитывая, что сторонами SLA будут являться взаимозависимые лица, то это наверняка привлечет повышенное внимание к условиям такой сделки, в том числе и в отношении цены.

Согласно п. 2 ст. 105.3 НК определение в целях налогообложения доходов (прибыли, выручки) взаимозависимых лиц, являющихся сторонами сделки, которые могли бы быть получены этими лицами, но не были получены вследствие отличия коммерческих и (или) финансовых условий указанной сделки от коммерческих и (или) финансовых условий такой же сделки, сторонами которой являются лица, не признаваемые взаимозависимыми, производится федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Минфин обращал внимание, что манипулирование с ценой сделки является одним из оснований для признания налоговой выгоды необоснованной (письмо Минфина от 26.12.2012 № 03-02-07/1-316).

ФНС в письме, посвященному вопросам налогообложения внутригрупповых услуг, также акцентировала внимание налоговых органов на то, что фактор цены, механизм и принцип ее формирования являются неотъемлемой характеристикой самой услуги (письмо ФНС от 06.08.2020 № ШЮ-4-13/12599@). Территориальным налоговикам для определения факта оказания услуги следует уделить внимание проверке наличия прозрачной методологии формирования стоимости услуг, единообразия ее применения во всей МГК (несмотря на то, что Письмо явно ограничивает сферу применения расходными сделками между участниками международных групп компаний, мы полагаем, что предложенный подход может применяться и для внутрироссийских сделок).

Для минимизации налоговых рисков связанных с ценой услуг ОЦО мы рекомендуем:

  1. При разработке стратегии внедрения ОЦО подготовить экономическое обоснование цен, применяемых по SLA.
  2. Уровень цен по SLA в отношении идентичных услуг установить в одинаковом размере для всех компаний-заказчиков холдинга.
  3. Если планируется привлечение в качестве заказчиков ОЦО независимых компаний, то цены с ними должны совпадать с ценами на услуги внутри холдинга.

Документальное подтверждение фактического оказания услуг по SLA

Одним из ключевых оснований для признания расходов по налогу на прибыль обоснованными является их документальное подтверждение.

Учитывая, что услуги по своей сути, не имеют материального результата, то их документальному подтверждению должно быть уделено особое внимание.

Если из первичных и отчетных документов ОЦО не будет с ясностью следовать перечень оказанных услуг, в расходах по налогу на прибыль будет отказано.

Примером может служить дело ООО «Русджам Стеклотара Холдинг» (определение Верховного Суда от 25.04.2019 № 301-ЭС19-2319 по делу № А11-9880/2016).

Перечень документов, предоставляемых в подтверждение факта оказания услуг, является открытым. В случае общего характера содержания актов об оказании услуг, то есть если акты являются шаблонными и абстрактными, содержащими противоречивые сведения, налоговый орган запросит у налогоплательщика иные сведения и документы, которые могли бы внести ясность в отношении вида, объема и содержания услуг (п. 3 письма ФНС от 06.08.2020 № ШЮ-4-13/12599@). Чтобы этого избежать рекомендуется на начальном этапе формулирования условий договор детально прописать содержание отчетных файлов.

С целью минимизации рисков мы рекомендуем разработать формы отчетов, которые бы подробно отражали перечень услуг, критерии оценки их качества. Дополнительно рекомендуется прикладывать к отчетам документальное подтверждение оказанных услуг.

Исключение дублирования услуг по SLA с функционалом штатных сотрудников компаний холдинга

Другим ключевым признаком признания расходов обоснованными является их экономическая оправданность. Это означает, что приобретаемые налогоплательщиком услуги должны иметь для него экономическую ценность.

В арбитражной практике имеются примеры, когда приобретение у третьего лица услуг, которые должны были выполнять работники заказчика в силу своих должностных обязанностей, приводило к отказу учета расходов по сделкам (определением Верховного Суда от 27.09.2017 № 308-КГ17-13322 по делу № А63‑3854/2016).

Аналогичная позиция высказана в разъяснениях Минфина (письма Минфина от 16.10.2015 № 03-03-06/59283, от 05.04.2007 № 03‑03‑06/1/222, от 06.12.2006 № 03-03-04/2/257).

Для минимизации риска возникновения налоговых претензий целесообразно, при разработке «дорожной карты» интеграции ОЦО в холдинг, детально прописать функционал штатных сотрудников компаний холдинга и сотрудников ОЦО в целях исключения пересечения должностных обязанностей.

Исключение из SLA услуг, не имеющих коммерческой ценности для любого третьего лица

Не любые услуги могут оказываться ОЦО в рамках SLA на платной основе.

При оценке экономической обоснованности расходов, понесенных на основании внутригрупповых договоров на оказание услуг, а также признания доходов от такой деятельности, следует разграничивать такие услуги и понятие «акционерная деятельность».

Критерием для разграничения понятие «акционерная деятельность» от обычных услуг может служить готовность приобретения подобных услуг у любого третьего независимого лица.

Примерами акционерной деятельности являются:

  • получение информации о деятельности компании, входящих в холдинг;
  • участие в распределении прибыли;
  • сопровождение деятельности по покупке акций/долей компаний холдинга;
  • любая вспомогательная деятельность по обеспечению корпоративного управления холдинга;
  • подготовка бухгалтерской отчетности.

Согласно позиции ФНС России, такая деятельность не может считаться оказанием услуг (п. 7 письма ФНС от 06.08.2020 № ШЮ-4-13/12599@).

Итоговые рекомендации

В целях минимизации налоговых рисков при интеграции ОЦО в структуру холдинга рекомендуется тщательно подойти к процессу подготовки. Для этого мы рекомендуем:

  1. При разработке стратегии внедрения ОЦО подготовить экономическое обоснование цен, применяемых по SLA. Придерживаться сопоставимости цен на аналогичные услуги в рамках оказания услуг компаниям холдинга и третьим лицам.
  2. Разработать формы отчетов, которые бы подробно отражали перечень услуг, критерии оценки их качества. Документально подтверждать факт оказания услуг.
  3. При разработке «дорожной карты» интеграции ОЦО в холдинг детально прописать функционал штатных сотрудников компаний холдинга и сотрудников ОЦО в целях исключения пересечения должностных обязанностей.
  4. Исключить из перечня услуг, оказываемых ОЦО, тех, которые относятся к «акционерной деятельности».

Автор — Даниил Захаров, адвокат, юрист BGP Litigation.

Персональная проверка налоговых рисков.

Оставьте заявку на бесплатную консультацию:

Начать дискуссию

Кабмин выделит деньги на развитие сельских территорий

Жители сел смогут оформить льготные кредиты на благоустройство домов по ставке 5%. Государство компенсирует банкам разницу с рыночной ставкой.

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

📝 Амнистия за дробление, возможно, будет после декларирования всех подконтрольных компаний. Экономическая суть здесь важнее самих критериев, считает юрист

Добровольный механизм декларирования взаимосвязанных юридических лиц позволит властям определить, кто подпадет под амнистию.

Налоги на бизнес: принципы учета расходов и учет процентов

Разбираем принципы учета расходов для целей налогобложения прибыли и особенности учета процентов.

Налоги на бизнес: принципы учета расходов и учет процентов
Лучшие спикеры, новый каждый день
УСН

На УСН скидка от поставщика влияет на учет дохода

Некоторые поставщики компаний и ИП на УСН предоставляют им скидки на товар за выполнение объема закупок в счет снижения дебиторской задолженности.

Если чек аннулировали: инструкция для бухгалтера

Чек — самый главный документ для заказчика: он позволяет принять оплату внештатному исполнителю на расходы. Однако бывают случаи, когда чек аннулирован — это может вызвать дополнительные трудности. В этой статье разбираем почему такое может произойти и что в этом случае делать заказчику.  

Если чек аннулировали: инструкция для бухгалтера

СПБ Банк подает обращение в OFAC для разблокировки иностранных активов

Обратившись в OFAC, инвесторы смогут получить индивидуальную лицензию, чтобы перевести замороженные активы в организации, которые не попали под санкции, и вернуть доступ к заблокированным иностранным бумагам.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Госдума хочет отправить многодетных матерей на досрочную пенсию

Депутаты собираются дать право женщинам с тремя детьми выходить на пенсию с 54 лет, а кто родил четыре ребенка — с 52 лет.

Бесплатно с Блокировка счетов по 115-ФЗ

Как банки проверяют бизнес + образцы ответов на запросы

Банкам поручено проверять клиентов и их операции по антиотмывочному закону 115-ФЗ. Компании и ИП могут получить в любой момент запрос о предоставлении документов и пояснений. В разных случаях требования разные. Рассказываем, что, когда и зачем вправе просить банк и как составить ответы, чтобы избежать блокировки счетов.

Как банки проверяют бизнес + образцы ответов на запросы

У судов может появиться информационная система по работе с коллективными исками

С помощью новой информационной системы коллективных исков потенциальные участники процесса смогут присоединиться к делу, а также следить за его ходом и действиями своих представителей.

Как учесть доменное имя сайта в качестве НМА

По ГК сайт является программным продуктом и относится к результатам интеллектуальной деятельности (п. 1 ст. 1225). При соответствии установленным признакам они выступают нематериальными активами.

Покайся-сознайся. Новый механизм амнистии бизнеса за дробление

Аппарат бизнес-омбудсмена предложил механизм проведения амнистии бизнеса за дробление.

Власти хотят увеличить НДФЛ для тех, кто зарабатывает 1 млн руб. в год. Мнение властей и бухгалтеров

В России хотят изменить прогрессивную шкалу налогообложения. Президент Владимир Путин предложил подумать над увеличением налоговой нагрузки на людей с более высокими доходами. Власти планируют поднять ставку НДФЛ до 15% для россиян с годовым доходом от 1 млн руб., или примерно от 83,3 тыс. в месяц.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

Алексей Иванов рассказал как блог на Клерке помог компании «Мое дело» выйти из кризиса. В костюме фирмы Adidas

Стратегии монетизации контента на платформе «Клерк» с использованием вебинаров, рассылок и лит-магнитов.

2

С серой зарплатой будут бороться комиссии

Как бы ни старалось государство снизить административную нагрузку и сделать незаметным для бизнеса необходимый для обеспечения безопасности контроль (для этого даже фразу придумали «регуляторная гильотина»), избежать комиссий не удаётся.

3

Криминальный электромобиль из Тольятти, а также крышесносная ИИ-ассистентка от OpenAI

Все самые важные и интересные финансовые новости в России и мире за неделю: Яндекс стал на две трети российским, банк Юникредит подготовили к ощипыванию, Ревущий котенок вернул мемность в акции, исход ИИ-безопасников из OpenAI, а также приговор разработчику Open Source кода для крипто-миксера Tornado Cash.

Минфин хочет, чтобы аудиторы страховали свою ответственность перед клиентами

Пока что аудиторские компании не обязаны страховать свою ответственность, они могут делать отчисления в компенсационный фонд СРО или обращаться добровольно за страховкой.

КЭП, ПЭП и НЭП: как бизнесу подписывать документы различными видами электронной подписи

Электронный документооборот (ЭДО) невозможен без электронной подписи (ЭП), которая верифицирует отправителя, придает юридическую значимость, а также гарантирует, что документ не был изменен после подписи.

КЭП, ПЭП и НЭП: как бизнесу подписывать документы различными видами электронной подписи

Офис Клерка номинирован на премию Best Office Awards 2024

Объявлены проекты-номинанты премии Best Office Awards 2024. Награждение победителей премии состоится 31 мая в MTC Live Hall финале форума

Офис Клерка номинирован на премию Best Office Awards 2024
9

Иностранные компании и ИП из ЕАЭС будут платить НДС при онлайн-продаже товаров российским физлицам

При продаже товаров физлицам через электронные площадки продавцами из стран ЕАЭС местом реализации будет считаться Россия. В этой связи такая онлайн-торговля будет облагаться НДС в России.

Интересные материалы

Что ест бухгалтер. Вкусная еда и прогулки по Москве

Добрый день, коллеги! Расскажу, что у меня было на обед в выходные, а также поделюсь фотографиями с интересных прогулок.

Что ест бухгалтер. Вкусная еда и прогулки по Москве