Электронная подпись: для чего нужна и как получить

Расскажем, кому нужна квалифицированная ЭП, как ее получить и когда введут машиночитаемые доверенности для сотрудников организаций и ИП.
Электронная подпись: для чего нужна и как получить
Иллюстрация: Сottonbro/pexels

Кому нужна электронная подпись

Сейчас многие сделки осуществляются в электронном виде, поэтому ЭП требуется:

  • физическому лицу для личных целей;
  • юридическому лицу (руководителю предприятия);
  • индивидуальному предпринимателю;
  • сотруднику организации.

С помощью ЭП для физического лица можно:

  • подтверждать действия на портале госуслуг;
  • осуществлять сделки по недвижимости и оформлять документы в Росреестре;
  • подавать заявки на займ или кредит;
  • подавать налоговую декларацию;
  • подписывать трудовой договор.

Сфера бизнеса также связана с постоянным применением электронной подписи:

  • сдавать электронную отчетность;
  • подавать судебные заявления;
  • вести внутренний документооборот, с контрагентами и с контролирующими органами;
  • участвовать в торгах;
  • работать с онлайн-кассой (регистрация, подключение ОФД, предоставление сведений в системы «Честный знак», ЕГАИС, «Меркурий»).
Можно больше не загромождать огромные стеллажи папками с документами — используйте новый формат удаленного хранения от Делис Архив. Сервис Хранение документов обеспечит полную сохранность оригиналов, а также сократит расходы на персонал и обработку документов.

Где получить ЭП

Это зависит от того, кто ее получает.

Физическим лицам

Тут не было никаких изменений, но все равно проясним — физическое лицо получает электронную подпись в аккредитованном удостоверяющем центре (АУЦ). Со списком доступных центров можно ознакомиться здесь — это официальный сайт Министерства цифрового развития.

Для получения ЭП впервые можно отправить в АУЦ заявку в электронном виде. После проверки заявки нужно лично посетить офис удостоверяющего центра для подтверждения личности. Если есть еще действующая подпись, все действия можно провести дистанционно при условии того, что данные не менялись.

Для получения необходим только паспорт.

Руководителям организаций и ИП

Для этой категории правила получения ЭП изменились существенно: теперь подпись можно получить в ИФНС бесплатно. Сама подпись для владельца ничего стоить не будет, нужно будет заплатить только за носитель и средство криптографической защиты.

Данное правило действует с 1 января 2022 года для всех сфер деятельности за исключением банков, ломбардов, операторов платежных систем и инвестиционных фондов. Руководителям данных организаций ЭП выдает удостоверяющий центр Банка России, служащим бюджетных организаций — Федеральное Казначейство.

Как получить ЭП руководителю или ИП:

1. Подать заявление в ИФНС на получение подписи одним из способов: в отделении на бумажном носителе или через сайт налоговой службы.

2. Купить защищенный носитель для ЭП (токен).

3. Для подтверждения личности прийти в ИФНС лично. Хоть и законодательно не закреплено, в какую именно налоговую необходимо обращаться для получения ЭП, но надежнее выбрать то отделение, в котором зарегистрированы ИП или организация. На официальном сайте ФНС можно ознакомиться с перечнем налоговых, в которых можно оформить электронную подпись.

Еще один способ получения ЭП — доверенные лица УЦ ФНС: Банк ВТБ (ПАО), ПАО «Сбербанк России» и АО «Аналитический центр».

Необходимые для получения документы:

  • паспорт;
  • СНИЛС;
  • защищенный носитель для ЭП с сертификатом соответствия.

4. Для работы с ЭП приобрести средство криптографической защиты — без него работа невозможна. Также можно воспользоваться бессрочной лицензией, если таковая ранее оформлялась.

Важно помнить:

  • Для руководителя в налоговой выдадут единственную подпись с защитой от копирования.
  • Криптолицензия покупается на каждое устройство в отдельности, т.е. если планируется подписывать документы из дома и офиса, то и криптозащита необходима на два устройства. Хоть и средство криптозащиты можно приобретать у любого оператора, надежнее с ЭП работает КриптоПРО.
Электронный архив от Делис Архив — оцифровка всех документов компании, чтобы они всегда были под рукой, а не затерялись в ворохе бумаг.

Сервис дает возможность:

  • значительно сэкономить время на поиск документов;
  • сократить необходимость использования бумажных оригиналов;
  • предотвратить вероятность утраты документов;
  • автоматизировать обмен данными между различными информационными системами клиента.

Сотрудникам компаний

Сотрудники организации получают электронную подпись в том случае, если в их обязанности входит подпись официальных документов предприятия. Получить подпись нужно в аккредитованном удостоверяющем центре — ближайший можно найти на сайте Минцифры по ссылке.

Но для сотрудников организаций есть и определенные изменения в использовании ЭП. В настоящий момент они могут выбирать, какую КЭП получать:

  • С указанием ФИО и названия организации. В этом случае подпись будет действовать только до конца 2022 года, независимо от даты получения. С 1 января 2023 года действие такой подписи будет закончено.
  • С указанием только ФИО — это новый формат ЭП для сотрудников организаций, который имеет более широкий диапазон использования, т.к. такую подпись можно использовать и в личных целях. ЭП с указанием только ФИО можно использовать полный срок. С 01.01.2023 г. будет выдаваться только такой вид КЭП для сотрудников.

Необходимые документы для получения КЭП сотрудником:

  • паспорт;
  • СНИЛС.
Подать заявку на получение ЭП можно через Интернет, но для непосредственного получения подписи необходимо будет посетить АУЦ.

Как использовать новый вид КЭП для подписи документов организации?

Для идентификации физического лица в качестве сотрудника организации, от лица которой подписываются документы, необходимо к ЭП оформить электронную доверенность (машиночитаемую доверенность — МЧД). Этот файл хранится в формате xml.

Введение электронных доверенностей планировалось еще с 01.01.2022, но в связи с неполной готовностью нормативно-правовых актов сроки были перенесены сначала на 01.01.2023.

Сейчас согласно закону № 443-ФЗ от 30.12.2021 действует переходный период. На совещании рабочей группы по развитию электронного документооборота было принято решение о дополнительном продлении переходного периода — электронная доверенность становится обязательной с 01.09.2023.

Но использовать МЧД можно уже сейчас, чтобы постепенно приспособиться к новым требованиям.

Если в организации сотрудниками по-прежнему используется ЭП с указанием названия компании, МЧД не нужна.

Формат электронной доверенности установлен приказом Минцифры № 858 от 18.08.2021 и опубликован на официальном сайте по ссылке.

Именно в этом документе прописано название организации и полномочия, которые предоставлены физическому лицу. Одна электронная доверенность может быть использована для подписания различных видов документов одним сотрудником или может быть выписана на нескольких работников.

Подписать данную доверенность, чтобы она была действительной, может только лицо, уполномоченное действовать без доверенности — руководитель компании или индивидуальный предприниматель.

На данный момент ведется формирование реестра доверенностей, в котором будет содержаться информация о сроке действия МЧД и указанных полномочиях физического лица. Также для старта электронного документооборота с контролирующими органами предварительно необходимо передать им МЧД для занесения в базу доверенностей.

Для удобного использования доверенностей в ФНС создан сервис на базе распределенного реестра: всех участников сети автоматически информируют об изменениях данных в доверенностях. К сервису уже подключены ПФР, ФСС, Федеральное Казначейство, Росрегулирование, операторы электронного документооборота, банки и торговые площадки.

Подведем итоги. Квалифицированная электронная подпись — это важный бизнес-инструмент, который облегчает процессы и ускоряет решение задач: например, помогает сдавать отчетность в электронном виде, вести документооборот с контрагентами. Но важно следить за законодательством, чтобы этот инструмент всегда был под рукой.

Подписывайтесь на канал «Бумажный мир Делис Архив»

Актуальные новости, законодательство, инструкции и инструменты. Без спама, рекламы или ложной информации.

Начать дискуссию

Офис Клерка номинирован на премию Best Office Awards 2024

Объявлены проекты-номинанты премии Best Office Awards 2024. Награждение победителей премии состоится 31 мая в MTC Live Hall финале форума

Офис Клерка номинирован на премию Best Office Awards 2024

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Алексей Иванов рассказал как блог на Клерке помог компании «Мое дело» выйти из кризиса. В костюме фирмы Adidas

Стратегии монетизации контента на платформе «Клерк» с использованием вебинаров, рассылок и лит-магнитов.

Банки

Покупка жилья в кредит станет более быстрой

Чтобы застройщики быстрее получали финансирование, а участники долевого строительства тратили меньше времени на посещение банков, депутаты предложили разрешить при покупке жилья открывать эскроу-счета удаленно.

Лучшие спикеры, новый каждый день
Инвестиции

Инвестиции в недвижимость: новый ЗПИФ Рентал ПРО от создателей ПНК-Рентал. IPO в конце мая – начале июня

«Можем повторить!» — сказали ребята из «А класс капитал» и решили, что пора выводить на биржу новый фонд. С названием долго не думали. Был ПНК-Рентал для всех, а будет Рентал ПРО для квалифицированных инвесторов. Был фонд с пассивным управлением, а будет фонд с активным управлением. Собрал известную информацию и свои мысли по новому фонду.

Инвестиции в недвижимость: новый ЗПИФ Рентал ПРО от создателей ПНК-Рентал. IPO в конце мая – начале июня
Мошенничество

В сервис заказа такси встроили азартные игры

Злоумышленники использовали агрегатор такси и проводили через него незаконные операции, связанные с выигрышами на ставках и в онлайн-казино.

Криптовалюта

Как и где купить криптовалюту пошаговая инструкция

Биткоин, Эфир, USDT и другие криптовалюты – отличный способ инвестировать в 2024 году. Сегодня ими пользуются не только крипотрейдеры, но и новички. Многие считают, что купить криптовалюту сложно и непонятно, поэтому отказываются от вложений. К счастью, это не так, и сегодня купить криптовалюту в России так же просто, как обменять рубли на доллары или евро!

Как и где купить криптовалюту пошаговая инструкция
Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Трудовое право

Роструд назвал основные правовые особенности сезонной работы

По Трудовому кодексу есть особенности регулирования труда работников, занятых на сезонных работах.

Банки

Исламский банкинг будет интересен 90 тысячам компаний

По оценкам Сбера, к 2030 году 30% населения будут составлять мусульмане. Услуги банка, которые не противоречат нормам шариата, заинтересуют 5 млн человек.

Вопросы официального трудоустройства иностранных специалистов. Общая методичка

В рамках указанной статьи вы сможете узнать об основных этапах и нюансах, связанных с официальным трудоустройством иностранных специалистов.

Кабмин направит на поддержку Запорожской и Херсонской областей 4,4 млрд рублей

Деньги пойдут на выплату зарплат сотрудников бюджетных учреждений.

Госзакупки

Самые интересные споры по госзакупкам за 1 квартал 2024 года

ФАС привела обзор судебной практики в сфере госзакупок за 1 квартал 2024 года.

🔥 Акция «Жаркие скидки в любую погоду»! Самые горячие онлайн-курсы «Клерка» за 4 290 рублей до 20 мая

Мы предлагаем самые выгодные цены на онлайн-курсы по учету на маркетплейсах, УСН, ВЭД, финмоделированию, ФСБУ и бухгалтерии с нуля. Только до 20 мая их можно купить за 4 290 рублей!

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров
Инвестиции

Святой рандом мая. PIKK — акции ПИК

Продолжаю третий сезон святого рандома с покупкой российских акций. Каждый месяц я выбираю одну рандомную акцию из индекса Мосбиржи. Ну как я, делает это святой рандом, он же генератор случайных чисел. Я её потом просто покупаю. Почему? Да потому что какой смысл ручками выбирать акции, если рынок ведет себя непредсказуемо ¯\_(ツ)_/¯

Святой рандом мая. PIKK — акции ПИК
Бесплатно с Трудовые отношения

Сверхурочные в 2024 году: как оплачивать по новым правилам

Порядок оплаты сверхурочных работ закреплен в обновленной ст. 152 ТК во исполнение поручения, которое дал законодателям КС в постановлении от 27.06.2023 № 35-П. Теперь при оплате сверхурочной работы необходим принимать во внимание все компенсационные и стимулирующие выплаты.

Сверхурочные в 2024 году: как оплачивать по новым правилам
Бесплатно с Налоговые проверки

Продажа авто учредителю по цене ниже рыночной: сколько доначислят налоговики

Если организация продает самортизированные активы по низкой цене взаимозависимым лицам, ей доначислят налоги. Разбираем судебную практику.

Продажа авто учредителю по цене ниже рыночной: сколько доначислят налоговики

Что будет с интернетом, мобильной связью, Почтой России, электронными услугами, ИТ: заявления Минцифры

Максут Шадаев перед утверждением на должность министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ назвал основные направления работы и какие вызовы стоят перед Минцифры.

Новое приложение «Ситидрайва» удалили из App Store

Уже установленные приложения будут работать на iOS. Пользователям рекомендуют отключить функцию «Сгружать неиспользуемые».

Платись, платись большая и маленькая: независимо от размера зарплату нужно платить два раза в месяц! 💰«Ночной бухгалтер» № 1684

Даже если ваш сотрудник на неполной ставке получает зарплату размером в несколько тысяч рублей, ее нельзя платить один раз. Даже сотрудник просит. Так Роструд сказал.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Расценки на техобслуживание газового оборудования, возможно, будет устанавливать государство

Регионы предлагают ввести государственное регулирование стоимости услуг по техобслуживанию газового оборудования.

Интересные материалы

Обменники крипты: как выбрать подходящий

Сегодня купить и продать криптовалюту* в России можно несколькими способами: через криптовалютные биржи, P2P-сервисы, криптоматы и обменники, работающие онлайн и офлайн. Последний вариант позволяет проводить сделки анонимно – без отправки своих персональных данных и платежных реквизитов.

Обменники крипты: как выбрать подходящий