Как понять, что это реклама? Разбираем спорные ситуации по маркировке

Из-за новых штрафов за нарушение закона о рекламе эксперты «Что делать Консалт» часто разбирают спорные ситуации, где непонятно, является ли пост, картинка или видео рекламой. В статье мы собрали ответы на такие вопросы. А еще объяснили, как правильно проставлять маркировку, чтобы не получить штраф.
Как понять, что это реклама? Разбираем спорные ситуации по маркировке
Иллюстрация: Что делать Консалт

Как безопасно решать рабочие вопросы, связанные с законами, и не платить штрафы, рассказываем в Телеграм — Что делать Консалт | Всё о налогах и законах. Разъясняем изменения, публикуем кейсы и ответы на вопросы клиентов, ссылки на мероприятия, напоминания, что нужно сдать отчет. А еще разыгрываем бесплатные консультации от наших экспертов.

Считается ли рекламой упоминание в статье

Ответ зависит от содержания статьи. Рекламой не признают так называемую органичную интеграцию, то есть упоминание:

  • товара;

  • средств его индивидуализации;

  • изготовителя или продавца товара, которые органично интегрированы в научные или литературные произведения;

  • произведения искусства, если они сами по себе не являются сведениями рекламного характера.

ФАС высказала мнение, что органично интегрированной в произведение можно признать информацию о товаре или лице, которая является составной частью общего сюжета произведения либо его отдельной части.

Такая информация выступает в качестве дополнительной характеристики героя или созданной ситуации. При этом такие товар или организация:

  • не представлены так, что внимание концентрируется именно на них, на их достоинствах и других характеристиках;

  • не подменяют главных персонажей в произведении или его отдельной части;

  • не нарушают сюжета и не могут быть изъяты из него без ущерба для целостного восприятия произведения.

Если в статье акцентируют внимание на конкретном товаре, в том числе за счет описания его характеристик, свойств или высказывания положительного отношения к нему, то такую информацию могут признать рекламой. Соответственно, она подлежит маркировке. 

Отзыв о компании в интернете — это реклама?

Сам по себе отзыв о товарах и услугах не является рекламой. Это собственное мнение гражданина, который оставил такой отзыв.

Но вот продвижение конкретного товара или услуги с призывом приобрести их — это уже реклама (п. 1 ст. 3 закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ).

Мы публикуем у себя в телеграм-канале ссылки на платные вебинары и курсы с описанием и призывом записываться. Реклама ли это

Если вы информируете клиентов о ваших продуктах, такая информация не считается рекламой и не подлежит маркировке. В том числе и тогда, если в посте есть призыв записаться, но все посты выложены в едином стиле.

По общему правилу, в соответствии с разъяснениями ФАС, реклама в Телеграме не требует маркировки, только если ресурс используется в качестве мессенджера.

Если ресурс используется для донесения информации широкому кругу пользователей посредством предлагаемых сервисных возможностей — через телеграм-каналы, то маркировка обязательна.

Важно! Рекламой не считается информация о товарах и услугах, размещенная на официальном сайте, страницах или в социальных сетях их производителя или продавца. Однако если какому-то отдельному товару уделяют особое внимание, дают избыточную и положительно эмоционально окрашенную информацию о нем, есть призывы приобрести именно этот товар из вашего ассортимента, то такой контент могут признать рекламой (ст. 18.1 закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ).

Полезные документы по интернет-рекламе

ТРАНСЛЯЦИЯ. Изменения в НК осенью 2023 года. Что надо знать о НДС, налоге на прибыль и налоге на имущество

Уже этой осенью новые детали появились в работе с НДС, налогом на прибыль, налогом на имущество. Некоторые из них уже вступили в силу, другие стартуют в 2024 году.

На трансляции эксперт:

  • за 20 минут, понятно и без воды покажет все изменения в НК РФ, которые коснутся вашей работы;

  • объяснит, что делать, чтобы не нарваться на штрафы и претензии налоговой.

Записывайтесь по ссылке

Я выкладываю продающие посты в своем сообществе в ВК с призывом купить. Реклама это или нет?

Если вы информируете клиентов о ваших продуктах, такая информация не считается рекламой и не подлежит маркировке. В том числе если в посте есть призыв записаться, но все посты выложены в едином стиле.

Важно! Информация о товарах и услугах в социальных сетях их производителя или продавца — не реклама. Но если какому-то товару уделяете особое внимание и даете избыточное описание с призывом приобрести именно его, контент могут признать рекламой (ст. 18.1 закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ).

Если в своем интернет-магазине разместить баннер с продвижением товара или группы товаров, которые сами продаем, это реклама?

Такую информацию могут признать рекламой. Если в баннере уделено избыточное внимание конкретному товару или группе товаров, то его могут признать рекламой. 

Важно! Рекламой не считают информацию о товарах и услугах, размещенную на официальном сайте их производителя или продавца. Но если выделяете один из товаров среди прочих и призываете купить именно его, есть риск, что объявление признают рекламой  (ст. 18.1 закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ).

Относить информацию к рекламе или нет будет ФАС в каждом конкретном случае, исходя из ее содержания и всех обстоятельств ее размещения. Посмотрите письмо Роскомнадзора от 14.11.2022 № 03-100982 «О рассмотрении обращения».

На сайте компании разместили логотипы партнеров. Реклама ли это?

По общему правилу такая информация не реклама. Информация о партнерах на сайте и в социальных сетях компании не является рекламной, если она:

  • размещена в отдельном блоке;

  • никто из партнеров не выделяется ни форматом, ни местом, ни стилем размещения;

  • информация не содержит призывов приобрести продукцию партнера.

Такая информация будет считаться справочно-информационном материалом, не имеющим в качестве основной цели продвижение товара на рынке. Соответственно, она не попадает под сферу действия Закона о рекламе.

Если вы размещаете не только логотипы, но и подробные сведения о партнере с призывом купить его продукцию, информацию могут признать рекламой (п. 3 ч. 2 ст. 2 закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ).

Считают ли рекламой персональную рассылку?

Такую рассылку считают рекламой, но маркировать ее не нужно, поскольку она попадает под исключения.

В законодательстве отмечено, что не нужно передавать информацию о рекламе своих товаров, которую рассылают по электронной почте или в виде сообщений для групп пользователей. При этом если в рассылке информация о ваших партнерах, то она подлежит маркировке (распоряжение Правительства от 30.05.2022 № 1362-р).

Надо ли удалять старые рекламные объявления без маркировки?

Зависит от того, когда их разместили. В ФАС уточнили: если реклама размещена в интернете до 1 сентября 2022 года и договорные обязательства по ее размещению исполнены до этой даты, на нее не распространяются положения закона о рекламе. Удалять или маркировать ее не надо.

Реклама, опубликованная после 1 сентября 2022 года, подлежит маркировке (ст. 18.1 закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ). 

Будут ли штрафовать за рекламу без маркировки, размещенную до 1 сентября 2023 года?

Закон об ответственности за немаркированную рекламу не имеет обратной силы. Его будут применять к нарушениям, выявленным после 1 сентября 2023 года. При этом под действие документа будут попадать и длящиеся правонарушения по действующим договорам.

Соответственно, если рекламу разместили до 1 сентября 2023 года и договор продолжает действовать, нарушение считают длящимся и возможна административная ответственность.

Также ответственность возможна, если договор истек в августе 2023 года, поскольку отчетность необходимо сдать в течение 30 календарных дней после окончания месяца, в котором распространялась интернет-реклама. Исполнение такой обязанности наступает в период действия новой редакции КоАП со штрафами по маркировке рекламы (ст. 54 Конституции, ч. 2 ст. 4.5 КоАП, постановление Пленума ВС от 24.03.2005 № 5).

Как правильно указать идентификатор при маркировке?

Ответ зависит от технических возможностей. Если есть техническая возможность, идентификатор нужно присоединить к адресу страницы сайта, на который ведет рекламное объявление.

Образец ссылки:

https://site.ru/?erid=base58(protobuf)

«site.ru» — название сайта

«erid» — наименование идентификатора рекламы

Допустим, удалось разместить идентификатор в ссылке, тогда указывать его в тексте объявления необязательно. При этом вы можете его указать, например, во всплывающем меню.

Если технической возможности нет, то идентификатор указывают в самом объявлении, в зависимости от способа размещения рекламы. Если у рекламы текстовый формат, идентификатор нужно расположить в начале объявления.

Идентификатор указывают именно в начале объявления. Соответственно, если указать его в конце текста, госорган может расценить это как нарушение процедуры маркировки рекламы (приказ Роскомнадзора от 30.11.2022 № 191).

Если объявление в текстово-графическом формате, то идентификатор должен быть указан поверх такого объявления.

Если вы маркируете рекламный ролик в видеоформате, то идентификатор указывается в начале или поверх видеоролика.

Идентификатор рекламы, содержащийся в контрастной текстовому блоку, текстово-графическому блоку или видеоролику пометке «erid: xxx», должен быть доступен для визуализации, в том числе c помощью программных средств.

Реклама: ООО «‎ЧДК», ИНН 7714923575, erid: LjN8K6K5Z

Начать дискуссию

Три новости на Клерке: Ашан, Эвотор и Тот еще разговор

В создании любого продукта должны участвовать люди, которые считают юнит-экономику и отвечают за продукт. Это продакт-менеджеры. Мы это поняли, и поэтому у меня важные продуктовые новости.

Три новости на Клерке: Ашан, Эвотор и Тот еще разговор
1

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
IT-компании

Для ИТ-компаний введут новое условие сохранения права на льготы

Качество обучения ИТ-специалистов в вузах будут повышать за счет привлечения профильных ИТ-компаний.

Стоит ли перечислять платежи на карту третьего лица: у бухгалтеров разошлись мнения. 💸«Ночной бухгалтер» № 1683

Если ваш исполнитель или сотрудник попросит переводить деньги не на свою карту, а например, жене или вообще постороннему лицу, как вы поступите? Закон не запрещает такие переводы, но практика говорит, что могут возникнуть непредвиденные проблемы. Если дойдет дело до суда, то Фемида может развернуться в любую сторону.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Лучшие спикеры, новый каждый день
Бесплатно с Отчетность в СФР

Технический сбой в СФР: кто отвечает за несдачу ЕФС-1

Суды поставили точку в принципиальном деле: должен ли страхователь платить штраф за непредставление ЕФС-1, если СФР не уведомил об обновлении сертификатов шифрования.

Технический сбой в СФР: кто отвечает за несдачу ЕФС-1
Проверки ФАС

ФАС назвала свою приоритетную задачу

Контроль ценообразования на социально значимых рынках остается для Федеральной антимонопольной службы приоритетной задачей.

Трудовое право

Роструд ответил на основные вопросы про сезонную работу

По Трудовому кодексу есть особенности регулирования труда работников, занятых на сезонных работах.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Банки

Тинькофф запустил банковскую карту по нормам шариата

Банковскую карту, которая соответствует нормам шариата, смогут заказать все мусульмане, которые живут в РФ, а не только в тех регионах, где проходит эксперимент по внедрению исламского банкинга.

Минцифры обозначило 10 задач, которые будет решать

Максут Шадаев перед утверждением на должность министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ назвал основные направления работы и какие вызовы стоят перед Минцифры.

Маркетплейсы

На Авито продавцы смогут оставлять отзывы на покупателей

Пока функция отзывов продавцов на покупателей работала в тестовом режиме, но до конца мая такая возможность появится у всех пользователей в категории «Товары».

Розничная торговля в ЛНР за год выросла на 42%

В Луганской народной республике утвердили список социально значимых товаров, на которые установлены предельные розничные цены.

Обзоры новостей

⚡️ Итоги дня: Apple защитит пользователей от укачивания, в Москве перестанут строить маленькие студии, а рак мозга будут лечить во сне

Подготовили обзор главных событий дня — 16 мая 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

3
Банки

Покупателям квартир разрешат открывать эскроу-счета дистанционно

Чтобы застройщики быстрее получали финансирование, а участники долевого строительства тратили меньше времени на посещение банков, депутаты предложили разрешить при покупке жилья открывать эскроу-счета удаленно.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

Как ИП на УСН уменьшить налог на страховые взносы в 2024 году

Предприниматели на УСН «доходы» могут уменьшать налог и авансы по нему на страховые взносы. Расскажем, как это сделать в 2024 году.

Как ИП на УСН уменьшить налог на страховые взносы в 2024 году
Криптовалюта

Где купить USDT за рубли: лучшие платформы для обмена usdt на наличные в Москве и СПБ

Сегодня многие ищут способы выгодно купить USDT за рубли, ведь Тезер – самый надежный и популярный стейблкоин в мире, и его курс напрямую привязан к курсу доллара (USD). В России эту монету можно приобрести несколькими способами: через биржи, с помощью P2P-сервисов и офлайн-обменников, которые находятся в крупных городах : Москва(МСК), Санкт-Петербург (СПБ).

Где купить USDT за рубли: лучшие платформы для обмена usdt на наличные в Москве и СПБ
Мошенничество

Росфинмониторинг: в агрегатор такси встроили казино

Злоумышленники использовали агрегатор такси и проводили через него незаконные операции, связанные с выигрышами на ставках и в онлайн-казино.

Каждый третий сотрудник уверен, что у удаленной работы нет недостатков

Сейчас работодатели предлагают удаленную занятость только тем специалистам, которые успели себя зарекомендовать.

Оптимизация работы бухгалтерии с помощью базы знаний

Корпоративная база знаний ускорит адаптацию новичков в команде и упростит работу опытных сотрудников. Почему правильно организованная база — это гораздо больше, чем просто виртуальная библиотека, читайте далее.

Оптимизация работы бухгалтерии с помощью базы знаний
НДФЛ

С компенсаций за утечку нужно платить НДФЛ

Операторы персональных данных, которые допустили их утечку и компенсируют ущерб пострадавшим, обязаны исчислить, удержать и уплатить НДФЛ с таких выплат.

Об уточнении уведомления о контролируемых сделках в связи с изменением размера процентной ставки

Как заполнить Уведомление о контролируемых сделках в 2023 году, отражать начисление процентов по ставке 10% ежемесячно или единоразово в декабре? Нужно ли подавать уточненные Уведомления о контролируемых сделках за 2021 и 2022 годы?

Об уточнении уведомления о контролируемых сделках в связи с изменением размера процентной ставки

Интересные материалы

Новости ФНС

📊 Вероятность выездной проверки теперь можно сверить с показателями за 2023 г. Эксперт: их обоснованность и подход к применению вызывают сомнения

Опубликованы сведения о среднеотраслевых показателях налоговой нагрузки, рентабельности проданных товаров, продукции, работ, услуг и рентабельности активов организаций по видам деятельности за 2023 год.

2