ЭДО

Идеальная электронная транспортная накладная. Выбираем лучшее решение для обмена

Многие операторы ЭДО предлагают перейти на электронные транспортные накладные (ЭТрН). В итоге участникам рынка приходится выбирать между несколькими решениями для обмена ЭТрН. На какое из них ориентироваться? Как бухгалтеру определиться с форматом электронной транспортной накладной, если уже сейчас надо отказываться от бумажной?
Идеальная электронная транспортная накладная. Выбираем лучшее решение для обмена

Сегодня многие операторы ЭДО предлагают перейти на электронные транспортные накладные (ЭТрН). Формат документа и порядок обмена обсуждают во множестве логистических сообществ и рабочих групп. Недавно о начале собственного эксперимента по внедрению ЭТрН и путевого листа объявили в Минтрансе РФ, цель – «налаживание взаимодействия между бизнесом и госорганами».

В итоге участникам рынка приходится выбирать между несколькими решениями для обмена ЭТрН. На какое из них ориентироваться? Как бухгалтеру определиться с форматом электронной транспортной накладной, если уже сейчас надо отказываться от бумажной?

Идеальная транспортная накладная должна:

  •  соответствовать законодательству;
  •  удовлетворять потребности бизнеса;
  •  реально использоваться в компаниях.

Требования законодательства

Легитимность использования ЭТрН основывается на следующих нормативно-правовых актах:

1.  Федеральный закон № 402 «О бухгалтерском учете». В пункте 5 статьи 9 говорится о том, что первичный документ можно составить в электронном виде и подписать электронной подписью.

Некоторые «эксперты» утверждают, что транспортная накладная якобы не относится к первичным документам. Эта позиция необоснованна.

Первичными учётными являются документы, отражающие факт хозяйственной жизни и содержащие все необходимые реквизиты:

  •    наименование и дату составления документа;
  •    название компании;
  •    содержание факта хозяйственной деятельности;
  •    натуральное или денежное измерение (рубли, штуки и т.п.);
  •    должности сотрудников, совершивших операцию и ответственных за неё (за оформление события), их подписи, Ф.И.О. или иные данные, которые позволяют их идентифицировать.

Транспортная накладная содержит все перечисленные реквизиты первичного документа и может быть составлена в электронном виде.

Более того, предприятия могут сами устанавливать формы первичных документов. Такова позиция Минфина РФ и ФНС.

2.  Федеральный закон № 63 «Об электронной подписи». Чтобы документ обладал юридической значимостью, электронная подпись должна быть легитимна, то есть сформирована в соответствии с требованиями закона.

Если ваш оператор ЭДО говорит о применении простой электронной подписи (ПЭП) при подписании транспортной накладной, обратите внимание на соблюдение статей 5 и 9 ФЗ № 63.

В своей практике я сталкивался с неоднозначными реализациями ПЭП. Например, под простой подписью могут подразумевать использование записей логов системы. Такие отметки, как правило, скрыты от пользователей, поскольку предназначены для ИТ-специалистов. В этом случае вызывает сомнение удовлетворение требований пункта 1 статьи 9 – ПЭП должна содержаться в документе или в нём необходимо указывать информацию о лице, которое его подписало. К сожалению, разработчики такого решения не комментируют, каким образом в самой накладной фиксируется факт, что документ подписан конкретным лицом с помощью простой электронной подписи.

В идеальной ЭТрН сведения о подписанте и факте подписания содержатся в документе, а электронная подпись представлена отдельным файлом.

3.  Постановление Правительства РФ от 15.04.2011 № 272 «Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом» (далее – «Правила перевозки»). В данном документе описаны процесс транспортировки товара, участники и условия оформления транспортной накладной.

Год назад одна из инициативных рабочих групп, в которой обсуждался регламент обмена ЭТрН, выступала с предложением не использовать электронную подпись водителя при погрузке транспортного средства. Вместо этого предлагали осуществлять автоматическое визирование документов от имени транспортной компании. Но проблема заключается в том, что так называемое «автоподписание» целесообразно использовать для исходящих документов, подготовленных и согласованных к отправке. Здесь же подписант (перевозчик) не сможет контролировать операции, в ходе которых он должен взять на себя ответственность за груз.

Предложение было продиктовано благими намерениями избавить водителя от необходимости работать с электронным документом, были якобы и причины – сложности с техническим оснащением. То есть эксперты подставили транспортные компании, но решили технические проблемы. Радикальный выход.

В идеальной ЭТрН соблюдаются требования к «Правилам перевозки». Водитель, как полноценный участник транспортировки, может использовать ПЭП для подписания 6 и 7 разделов электронной транспортной накладной. Для этого ему достаточно иметь смартфон с доступом к чат-боту или кнопочный телефон для отправки СМС. А ещё лучше, если у него будет установлено мобильное приложение для подписания ЭТрН.

Да, мы часто слышим возражения руководителей: «У водителей нет смартфонов, они не умеют пользоваться чатами…». Но поверьте, мы сильно недооцениваем наших работников. И это показывает практика внедрения электронных транспортных накладных. Водители всё умеют, и ещё не было случая, чтобы они не справились с подписанием электронного документа через чат-бот. А если хотите убедиться в этом, то поспрашивайте своих сотрудников о том, как часто они используют мессенджеры для общения друг с другом и близкими?

Потребности бизнеса

Даже легитимная ЭТрН может быть нежизнеспособной, если она оторвана от реальности. В практике случаются переадресации, смена транспортного средства и водителя. Такие незапланированные события предусмотрены «Правилами перевозки» и должны быть реализованы в электронной транспортной накладной.

На самом деле обстоятельства переадресации и другие изменения при электронном документообороте отметить проще. Чего не скажешь о бумаге, которая в такие моменты находится у водителя на руках.

Грузоотправитель добавляет новую информацию к ЭТрН: и фиксирует её своей электронной подписью. Все участники документооборота, вплоть до шофера, сразу получают уведомление. Это позволяет не только отразить факты в документе, но и сократить риски хищений груза в результате смены адреса выгрузки. Подробнее об этом вы можете прочитать в статье «Электронный документооборот против мошенников». В электронном виде удобно отметить другие обстоятельства, например, смену машины или водителя, что будет полезно при кросс-докинге.

При рассмотрении предложений от операторов ЭДО учтите возможности изменения условий доставки. И обратите внимание на то, как они реализованы в предлагаемых ими технических решениях. Важно, чтобы вы могли подписать электронной подписью любые изменения.

Отдельно стоит отметить экспедиторские перевозки. Сейчас создалась такая ситуация, когда нормативно-правовые акты не согласованы между собой – «Правила перевозок» никак не предусматривают возможности использования транспортной экспедиции, утвержденной Федеральным законом № 87 «О транспортно-экспедиционной деятельности» от 30.06.2003. Рекомендую почитать об этом статью Алисы Муратовой «Пробелы в законодательстве: что мешает экспедиторам использовать электронный документооборот?».

Что же делать? Надо ориентироваться на текущую практику и положиться на экспертность разработчика, который подготовил решение ЭТрН. Как правило, при оформлении документов можно отразить участие экспедитора и отношение грузовладельца к транспортировке. Просто делается это у всех по-разному – из-за пробелов законодательства. Здесь применим индивидуальный подход.

Главное – учитывать, что госорганы в лице ФНС хотят видеть всю цепочку доставки и всех участников, включая посредников. То есть условия оказания транспортной услуги должны быть прозрачными.

Обращайтесь к тем экспертам, которые знают потребности рынка, чьё решение уже реально используется.

Только живая ЭТрН

Электронная транспортная накладная – довольно сложный программный продукт, и далеко не все готовы вкладываться в его разработку с заделом на будущее. Очень часто мы слышим, как ИТ-компании предлагают использовать своё решение для обмена ЭТрН. Однако его либо ещё нет, либо на деле они не хотят внедрять именно сейчас и именно в вашей компании.

Своим текущим абонентам такие операторы ЭДО озвучивают сроки реализации решения. Но делается это в основном, чтобы клиенты не ушли к другому провайдеру. Новым абонентам только показывают презентации. А дальше сроки переносятся, детали уточняются… И пока одни используют электронные накладные и получают от этого выгоду, другие ждут.

Обратите внимание на тех операторов ЭДО, чья ЭТрН существует не на картинках – уже «работает» у реальных клиентов, в том числе их перевозчиков. Только такие ИТ-компании могут предложить вам действующее решение сейчас. Они уже знают большинство проблем и потребностей участников грузоперевозки. Если вы ориентируетесь на крупных грузополучателей, то приглядитесь к внедрениям Wildberries и «ВкусВилл». Эти ритейлеры уже используют электронные перевозочные документы. Причём доставку осуществляют как собственным, так и привлечённым транспортом, а часть отгрузок проводят со складов экспедиторов.

Совет напоследок

Чтобы сделать правильный выбор, необходимо учитывать все перечисленные факторы. Но и этого может быть недостаточно. Советую работать с теми операторами, которые учитывают потребности всех участников перевозки, а не только избранных – делают это не на словах, а на деле. Пусть демонстрируют свои разработки. Требуйте проведения тестовых обменов с реальными участниками. Тогда вы поймете, насколько вам подходит электронная транспортная накладная. Всё-таки работать с ней потом придётся именно вам.

Если вам понравилась эта статья, подписывайтесь на наш блог и аккаунты в соцсетях.

  • Facebook: всё-всё-всё, что происходит вокруг и около ЭДО, публикуется здесь.
  • Instagram: закулисная жизнь экспертов Synerdocs — фотки с конференций, вебинаров.
  • А еще один раз в месяц мы рассылаем дайджест со всеми последними новостями из мира ЭДО — подписывайтесь и вы.

Автор: Александр Валеев, бизнес-аналитик Synerdocs

Ещё раз: как продвигать свои посты на «Клерке»

Если вы видите это сообщение, значит продвижение работает.

Ещё раз: как продвигать свои посты на «Клерке»
9

Начать дискуссию

Цены на наушники на маркетплейсах оказались завышенными по сговору

ФАС выявила картель продавцов наушников на маркетплейсах. Продавцы общались в чате мессенджера, писали негативные комментарии конкурентам и заказывали наушники «в никуда».

Курсы повышения
квалификации

22
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

💥 Бодрящие скидки на курсы повышения квалификации и профессиональной переподготовки! Ведем запись на первый летний поток обучения

Набираем первый летний поток-2024 на курсы повышения квалификации и переподготовки с максимальными скидками, чтобы вы не ограничивали траты на отпуск и получили полезные знания. Начало обучения 1 июня, присоединяйтесь!

💥 Бодрящие скидки на курсы повышения квалификации и профессиональной переподготовки! Ведем запись на первый летний поток обучения
2

💥 Бодрящие скидки на курсы повышения квалификации и профессиональной переподготовки! Ведем запись на первый летний поток

Набираем первый летний поток-2024 на профкурсы. Успейте записаться до 3 июня, чтобы за лето повысить квалификацию и выйти на новый уровень знаний!

Лучшие спикеры, новый каждый день

Итоги 35 месяцев инвестиций. 3,83 млн рублей

1 июня, значит пора защищать детей и подводить итоги мая! Ежемесячно я пишу отчёт о том, что произошло с моими инвестициями. Напоминаю: я начал копить на квартиру в Сочи в июле 2021. 35 месяцев позади. Погнали!

Итоги 35 месяцев инвестиций. 3,83 млн рублей

Горящие глаза, «ген предпринимательства» и Борис Мальцев 

Студенты из акселератора «БизнесКуб» КубГУ, мечтая о собственных стартапах и предпринимательских прорывах, направлялись на встречу с успешными бизнесменами.

Горящие глаза, 
«ген предпринимательства» и 
Борис Мальцев 
Бесплатно с УСН

Как в 2024 году уменьшать налоги по УСН и ПСН на страховые взносы: таблица для ИП и ООО

При расчете налога на УСН «доходы» для фиксированных взносов факт уплаты не имеет значение, для взносов за работников — важен факт уплаты. На доходно-расходной упрощенке факт уплаты имеет решающее значение. Для подтверждения этого факта может понадобиться заявление о зачете. Смотрите в нашей таблице, когда и как можно учитывать взносы при УСН и ПСН.

Как в 2024 году уменьшать налоги по УСН и ПСН на страховые взносы: таблица для ИП и ООО
Опытом делятся эксперты-практики, без воды

О чем говорят бухгалтеры — топ 5 обсуждаемых тем на этой неделе. 👂«Ночной бухгалтер» № 1694

Говорили не только о реформах, обычные рабочие проблемы никуда не делись. Кто-то в Китай не может перевести деньги, у кого-то налог на УСН — выпади глаза, а у кого-то вообще счета заблокировали. Но всегда есть коллеги-спасители, которые и словом утешат, и делом помогут.

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк.ру
Валюта

Стартовал сезон скупки долларов

Интерес к валюте вырос в преддверии сезона отпусков, на спрос также повлияло укрепление рубля.

3

Иван Никитенко: «Я точно не готов продавать душу и работать с клиентами-говнюками»

Это второй сезон проекта «ТоТ еще разговор». Хочется говорить с предпринимателями об их бизнесе. Мы пригласили краснодарского предпринимателя Ивана Никитенко.

Иван Никитенко: «Я точно не готов продавать душу и работать с клиентами-говнюками»
3
Банки

Доля просроченных микрозаймов сократилась до 32%

80% клиентов МФО получают займы дистанционно.

УСН

Изменения по УСН: НДС и новые лимиты

К каким переменам ИП и организациям на УСН надо приготовиться в 2024-2025 гг.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Зарплата

Большинство компаний МСП повысили зарплаты: каким именно специалистам

В основном бизнес повысил оклады линейным специалистам и руководителям отделов. Доходы выросли, в том числе и у бухгалтеров.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

При назначении налоговых выплат будут учитывать детей до 23 лет

Семьи могут претендовать на налоговые вычеты, если дети до 23 лет получают очное образование.

Отпускные

Топ-4 трудностей с отпусками: с чем столкнулись бухгалтеры в 2024 году

Собрали ответы Роструда на частые вопросы об отпусках без сохранения зарплаты и компенсации за неиспользованный отпуск.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Общество

В поездах можно перевозить животных без их владельцев

Оформить документы и забронировать билет владельцы питомцев смогут на сайте РЖД, в информации нужно указать особенности ухода за домашним животным.

Какой будет налоговая система с 2025 года: реальность и предложения экспертов

30 мая 2024 года в рамках Ильинского клуба предпринимателей при ТПП прошли общественные обсуждения налоговых реформ и изменений в НК, в том числе предложенных Минфином с 2025 года.

Какой будет налоговая система с 2025 года:  реальность и предложения экспертов
НДС

Медицинские товары облагаются НДС 10%, если на них есть регудостоверение

По медицинским изделиям может быть ставка НДС 10%, если они входят в перечень, не быть вообще НДС, если они входят в другой перечень или НДС 20%, если ни в один перечень этот товар не входит.

Теперь рассчитывать дни станет проще, на «Клерке» появился удобный калькулятор

Калькулятор вам поможет быстро найти ответ на вопрос «сколько дней между датами». Если вам нужно быстро что-то рассчитать, воспользуйтесь бесплатным калькулятором на Клерке». Задайте начальную дату, конечную дату — и получите результат.

Теперь рассчитывать дни станет проще, на «Клерке» появился удобный калькулятор
2

Ещё раз: как продвигать свои посты на «Клерке»

Если вы видите это сообщение, значит продвижение работает.

Ещё раз: как продвигать свои посты на «Клерке»
9

Интересные материалы

Как сократить издержки и снизить риски сотрудничества с внештатными исполнителями

С помощью самозанятых бизнес может быстро найти исполнителей для решения срочных, разовых, узкоспециализированных или проектных задач. Но такое сотрудничество несет некоторые риски — снизить их помогает платформа Консоль.Про.

Как сократить издержки и снизить риски сотрудничества с внештатными исполнителями