Как перейти на КЭДО в 2024: пошаговая инструкция

Ведение кадрового электронного документооборота — на первый взгляд, сложный многоэтапный процесс. Однако последовательность и внимание к деталям, позволят компании и ее персоналу перейти на КЭДО безболезненно и в обозримые сроки, а положительный эффект от цифровизации кадровых процессов не заставит себя ждать.
Как перейти на КЭДО в 2024: пошаговая инструкция
Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Подготовка к переходу на КЭДО

Перед запуском процедуры цифровизации кадрового документооборота работодателю нужно оценить готовность компании к внедрению КЭДО и, при необходимости, отрегулировать или перестроить кадровые процессы:

  • Опросите персонал о желании и возможности подключиться к КЭДО, а также проанализируйте штат по возрасту, характеру работы, месту жительства, доступности и умению пользоваться интернет-сервисами. 

Например, дистанционные работники скорее поддержат переход на электронный кадровый документооборот. «Бескомпьютерные» сотрудники, особенно у кого нет смартфонов, могут возражать против цифровизации. Для них может потребоваться организовать отдельные рабочие места с компьютером или киоски для работы с личным кабинетом КЭДО.

Положительный эффект от внедрения КЭДО будет достигнут только, когда цифровизацию поддержит максимальное число работников. 

  • Проанализируйте текущие кадровые процессы, проследите пути документов и этапы их согласования. По нашему опыту, сложно встретить две компании с одинаковыми кадровыми процессами. Оцените, на сколько провайдер КЭДО сможет поддержать ваши сложившиеся процессы или на сколько вы готовы изменить свои процессы под требования КЭДО.

Переход на кадровый ЭДО 

В зависимости от размеров организации, численности работников, ее финансовых, технических и технологических возможностей, переход на КЭДО может занять от нескольких дней до 1-2-ух месяцев. Но в любом случае внедрение кадрового электронного документооборота состоит из следующих этапов.

Шаг 1. Назначение ответственного или создание рабочий группы для внедрения КЭДО.

В зависимости от масштабов предприятия организационные вопросы перехода на КЭДО могут лежать на одном или нескольких работниках. В крупных компаниях к процедуре внедрения кадрового ЭДО необходимо привлекать не только кадровых специалистов, но и специалистов по информационной безопасности и юристов, чтобы они оценили возможные проблемы с разных точек зрения и приняли меры по их устранению. 

Шаг 2. Выбор провайдера КЭДО

Работодатели вправе выбирать самостоятельно, в каком сервисе вести кадровый ЭДО:

  • С использование корпоративной информационной системы для кадрового электронного документооборота

  • Через государственную платформу «Работа в России». Эта платформа пока бесплатная, но предоставляет довольно ограниченный функционал по сравнению со специализированными системами КЭДО.

При выборе ПО следует учитывать:

  • Возможность работать в сервисе не только через стационарный компьютер, но и через мобильные устройства.

  • Наличие готовой интеграции с учетной системой.

  • Возможность для кадрового специалиста работать из учетной системы по принципу «одного окна», не переключаясь в систему КЭДО.

  • Наличие возможности добавлять шаблоны документов для сотрудников и исполнителей.

  • Возможность просмотра истории согласования документов.

  • Возможность настройки маршрутов согласования документов.

  • Возможность автоматического формирования документов в учетной системе из документов (заявления, служебные записки) КЭДО.

  • Тарифы на приобретение, обновление и использование ЭДО.

  • Возможность выбора подходящего вида электронной подписи для сотрудников в зависимости от подписываемых документов (ПЭП/УНЭП/УКЭП).

  • Возможность выпуска квалифицированных сертификатов, в том числе для мобильной электронной подписи, и МЧД для представителей работодателя, которые подписывают по доверенности.

Документы, которые формируются в КЭДО, должны соответствовать единым требованиям к кадровым документам, установленным приказом Минтруда № 578н. А именно — XML-схеме описания кадровых электронных документов, которая размещена на официальном сайте Минтруда. Поэтому компаниям, которые самостоятельно займутся созданием кадрового ЭДО, необходимо отслеживать выход новых версий XML-схем и дорабатывать собственное ПО самостоятельно в отведенные на то сроки.

EasyDocs — готовая система кадрового ЭДО, которую самостоятельно дорабатывать не потребуется. Кадровые специалисты смогут работать в готовом расширении для 1С:ЗУП и получат возможность рассылать сотрудникам уведомления в пару кликов, оперативно оформлять командировки, отпуска, приказы о поощрении и предоставлять информацию по заработной плате.

Для выбора провайдера КЭДО вы можете использовать готовый чек-лист, который можно скачать на сайте EasyDocs.

Шаг 3. Разработка регламента работы с КЭДО.

Для кадровой цифровизации потребуется еще один документ — это Регламент работы с КЭДО. Положения регламента закрепляются в ЛНА о кадровом ЭДО (ст. 22.2 ТК). В нем необходимо зафиксировать:

  • Какая платформа будет использоваться для КЭДО.

  • Какие категории работников будут подключены к КЭДО.

  • Какой тип электронной подписи будет использоваться в КЭДО работниками.

  • Перечень документов, которые будут формироваться в электронном виде. Эти документы должны удовлетворять единым требованиям к электронным документам, о которых мы ранее писали здесь.

  • Перечень документов, которые компания продолжит создавать на бумаге.

Положения регламента закрепляются в ЛНА о кадровом ЭДО

Забирайте шаблоны ЛНА бесплатно!

Оставьте контакты — вышлем вам все нужные шаблоны на e-mail:

Принимаю оферту и даю согласие по перс.данным

Электронный документооборот с удаленными сотрудниками не требует перехода на КЭДО в соответствии со статьями 22.1, 22.2 и 22.3 ТК, т.к. регулируется статьей 312.3 ТК. Работодатель самостоятельно должен решить, нужно ли ему включать удаленных сотрудников в регламент КЭДО. 

С одной стороны, это удобно, так как все сотрудники организации, в том числе и дистанционные, будут работать по единым правилам. Это упрощает взаимодействие и контроль за документами с сотрудниками на удаленке. Но есть и минус в том, что в рамках КЭДО работодатель берет на себя больше обязательств, и лишается части возможностей. Так, например, с дистанционными работниками можно подписывать в электронном виде акт о несчастном случае на производстве, приказ об увольнении работника, инструктажи по охране труда, а в рамках КЭДО это сделать уже не получится.

Также у дистанционных сотрудников шире возможности при использовании ПЭП. Например, можно подписывать такие документы, как:

  • договор на получение образования; 

  • согласие на перевод;

  • заявление об увольнении/отзыв заявления об увольнении;

  • уведомление об изменении определенных сторонами условий трудового договора;

  • приказ (распоряжение) о применении дисциплинарного взыскания.

Ознакомиться подробнее с различиями в применении разных видов электронных подписей для работников, в том числе с различиями в подписании для дистанционных сотрудников и для сотрудников, которые работают по месту нахождения работодателя, можно на сайте EasyDocs.

Шаг 4. Утверждение ЛНА и ознакомление с ним сотрудников

После разработки регламента о КЭДО он утверждается приказом. В приказе устанавливаются сроки уведомления работников и дата начала работы в КЭДО.

Работодатель должен ознакомить всех сотрудников с локальным нормативным актом и письменно уведомить их о дате перехода на КЭДО. 

В уведомлении нужно указать: 

  • Дату и номер приказа, которым утверждено решение о переходе на КЭДО.

  • Дату перехода на КЭДО.

  • Возможность отказаться от перехода на КЭДО.

Трудовое законодательство не устанавливает конкретные сроки, в которые нужно ознакомить работников с вновь принятыми ЛНА, если их положения не затрагивают условия трудовых договоров. Поэтому, в соответствии с нормами ст. 8 и абз. 7 ч. 1 ст. 22, абз. 4 ч. 1 ст. 53 ТК, работодатель может самостоятельно устанавливать сроки ознакомления работников с вновь принимаемыми ЛНА в инструкции по делопроизводству.

Ввести КЭДО раньше, чем уведомили работников нельзя. 

Шаг 5. Сбор согласий с переходом на кадровый ЭДО.

Согласие с переходом на КЭДО необходимо для взаимодействия с действующими работниками и принимаемыми в организацию физлицами, у которых есть трудовой стаж. Форма согласия — произвольная.

Это важнейший для работодателя документ, который устанавливает:

  • Юридическую значимость электронной подписи в соответствии с законом № 63-ФЗ «Об электронной подписи».

  • Юридическую значимость доставки электронных документов с использованием системы КЭДО в соответствии с требованиями ГК. Это может оказаться очень важным при трудовых спорах, если работник будет доказывать, что не получил вовремя документ от работодателя.

  • Право работодателя передать персональные данные сотрудника в информационную систему КЭДО в соответствии с требованиями закона № 152-ФЗ.

Работодателю нужно уделить пристальное внимание подписанию работниками согласия о переходе на КЭДО и хранению этого документа. Это связано с тем, что при трудовых спорах это будет основной документ, который подтверждает юридическую значимость электронных кадровых документов.

При этом важно обратить внимание на способ подписания согласий. В соответствии с законом № 63-ФЗ, только квалифицированную электронную подпись стороны могут принимать без предварительно подписанного соглашения об использования этого типа подписи.

Для юридической значимости простой электронной подписи и усиленной неквалифицированной электронной подписи стороны должны предварительно договориться о применении такого типа подписи. При обычных обстоятельствах сотрудник может подписать документ только собственноручно, то есть чернилами на бумаге.

Работодателю нужно быть осторожным, если провайдер КЭДО предлагает работникам подписывать согласие о переходе на КЭДО простой электронной подписью по коду в СМС или поставив «галочку» при регистрации в сервисе КЭДО. Здесь могут быть две проблемы:

  1. Код в СМС — это простая электронная подпись. Для ее юридической значимости также требуется, чтобы стороны предварительно подписали соглашение в соответствии с законом № 63-ФЗ.

  2. Должен оставаться «след» при подписании, чтобы работодатель мог доказать в суде тот факт, что работник подписал согласие.

Нужно помнить, что работники вправе отказаться от перехода на КЭДО, и работодатель не может за это уволить или отказать в трудоустройстве (ч. 6 ст. 22.2 ТК). За ними также остается право пересмотреть вопрос электронного взаимодействия с работодателем и присоединиться к КЭДО позже. Возможно разъяснение преимуществ ЭДО и безопасности использования электронных подписей ускорит принятие цифровизации кадровых процессов.

Согласие не требуется только при оформлении в штат сотрудника, который раньше нигде не работал.

Шаг 6. Регистрация сотрудников в КЭДО.

После получения согласия сотрудника с переходом на КЭДО работодатель может направить работнику приглашение на регистрацию в КЭДО. Как правило, в этот момент происходит выгрузка персональных данных сотрудника из учетной системы в КЭДО, поэтому крайне важно, чтобы согласие сотрудника включало согласие на передачу его персональных данных провайдеру КЭДО.

Также работодателю важно обратить внимание, чтобы функционал провайдера КЭДО позволял выгружать из учетной системы персональные данные только тех сотрудников, которые дали на это согласие. Если провайдер КЭДО не позволяет разграничить выгрузку персональных данных только по тем сотрудникам, кто дал на это согласие, то работодатель может неосознанно нарушить требования федерального закона №152-ФЗ «О персональных данных», что передача персональных данных третьим лицам может производиться только с согласия субъекта персональных данных.

Шаг 7. Выпуск электронных подписей сотрудникам

Электронная подпись — неотъемлемая часть любого ЭДО. Кадровый — не исключение. Задача работодателя — обеспечить работников и должностных лиц электронными подписями. 

Законодательство предусматривает использование сотрудниками в КЭДО всех трех типов электронной подписи, установленных федеральным законом №63-ФЗ «Об электронной подписи»:

  • ПЭП — простая электронная подпись;

  • УНЭП — усиленная неквалифицированная электронная подпись;

  • УКЭП — усиленная квалифицированная электронная подпись.

Мы выработали для наших клиентов короткий алгоритм, который позволяет в большинстве случаев определить необходимый тип электронной подписи для сотрудников

Требуется ли подписывать трудовой договор, ученический договор, договор о материальной ответственности, согласие на перевод, заявление об увольнении?

  • Да: нужна УНЭП или УКЭП

    • Перед приемом на работу у работодателя есть возможность подписать c сотрудником согласие с переходом на КЭДО?

      • Да: можно использовать УНЭП

      • Нет: нужно использовать УКЭП

  • Нет: можно использовать ПЭП

Таким образом, ПЭП — это способ существенно сэкономить на стоимости КЭДО. Она подходит для исполнителей по договорам ГПХ, самозанятых, ИП и сотрудников, с которыми не нужно заключать трудовые договоры.

В остальных случаях необходимо использовать усиленную электронную подпись (УНЭП или УКЭП).

В EasyDocs сотрудники могут самостоятельно формировать простые электронные подписи, а также отправлять заявления на выпуск сертификатов  неквалифицированной или квалифицированной электронной подписи.

Для получения квалифицированных сертификатов у удостоверяющего центра EasyDocs есть более 200 центров идентификации по всей России.

Также возможно оформить доверенность на представителя работодателя для самостоятельной идентификации личности сотрудников при выпуске УНЭП, если у сотрудника нет подтвержденной записи Госуслуг, или при выпуске УКЭП, если хочется избавить сотрудников от необходимости посещения центра идентификации.

Если у работника уже есть усиленная квалифицированная электронная подпись на USB-токене, то дополнительную для КЭДО можно не выпускать.

Реклама: ООО «Парадокс» ИНН 5024181771, erid: LjN8KBpAv

Начать дискуссию

С 2025 года социальный заказ будет работать во всех регионах

Экспериментальный механизм социального заказа оказался успешным, поэтому Минфин утвердит его на постоянной основе. К участию присоединятся все регионы РФ.

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Модульбанк запустил оценку юридического риск-профиля клиентов

Модульбанк запустил новый сервис по оценке юридического риск-профиля бизнеса на базе направления Модульюрист. Сервис подойдет для продавцов на маркетплейсах, производственных компаний и других типов бизнеса.

Росимуществу передали две рыбопромышленные компании

Суд национализировал две компании из Владивостока по добыче рыбы. Их договоры с Росрыболовством признали недействительными.

Лучшие спикеры, новый каждый день

😏 КС РФ: затянувшаяся налоговая проверка не продлит срок взыскания. Но есть неприятный нюанс, поясняет налоговый юрист

Если налоговые инспекторы нарушили сроки проведения проверок, то это не изменит порядок исчисления сроков на взыскание налогов, пеней и штрафов.

Новая схема мошенничества: клиентам предлагают продлить срок действия банковских карт

Злоумышленники убеждают держателей банковских карт немедленно продлить срок их действия, продиктовав код из смс. Делать этого не нужно, поскольку сейчас банки продлевают карты автоматически, ими можно пользоваться бессрочно.

👌 Счет в банке без визита туда, отмена справок для вычетов, новое основание проверки ГИТ, маленькие доходы без НДФЛ, повышение прожит. минимума. Топ новостей за неделю

Мы собрали для вас самые важные бухгалтерские новости недели, которые вы могли пропустить.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Не проверили статус самозанятого: последствия для заказчика

Сотрудничество с самозанятыми представляет собой привлекательную опцию для многих компаний. Оно позволяет оплачивать только товары или услуги, в то время как налоги перечисляются самостоятельно исполнителем. Однако, необходимо учитывать ряд нюансов, чтобы избежать потенциальных проблем, связанных с изменением статуса самозанятого.

Не проверили статус самозанятого: последствия для заказчика

В Трудовом кодексе могут закрепить 6-часовой рабочий день

Представители КПРФ подготовили 765 страниц новой версии ТК. Основные цели — поддержать одиноких сотрудников, пенсионеров и беременных, а также искоренить такое явление как «работающие нищие».

Роструд разъяснил, работодатель вправе или обязан отстранить пьяного сотрудника

Появление на работе в состоянии алкогольного опьянения является грубым нарушением трудовых обязанностей.

Функционал скидок в конфигурациях 1С: РМК, 1С: Розница и 1С: УНФ: Плюсы и минусы

В ожесточенной борьбе за клиента каждая компания стремится к совершенствованию систем управления своим бизнесом. Одной из наиболее важных частей такой системы является модуль, предназначенный для работы со скидками. В данной статье мы рассмотрим функционал скидок в трех популярных конфигурациях 1С: РМК, 1С: Розница и 1С: УНФ.

Докажите, что вы человек, или IPO привилегированных акций Светофора

Для IPO-зависимых Светофор надумал провести IPO привилегированных акций. Обычные акции уже давно торгуются на бирже и чувствуют себя не очень хорошо, теперь гурманы смогут выбирать, что им нравится меньше: Светофор-ао или Светофор-ап.

Докажите, что вы человек, или IPO привилегированных акций Светофора

11 критериев по выбору КЭДО. Показываем на пушистых котиках

КЭДО — классная штука, которая помогает кадровикам не утонуть в бумажном водовороте. Если планируете избавиться от стопок с документами и навести порядок в приказах и заявлениях, читайте эту статью. В ней рассказываем, что стоит учесть при поиске системы кадрового электронного документооборота.

11 критериев по выбору КЭДО. Показываем на пушистых котиках
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

Как ограничить ответственность по договору

За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору контрагента можно привлечь к ответственности. В некоторых случаях стороны ограничивают ее по взаимному согласию. К каким мерам ответственности можно привлечь провинившегося контрагента, в каких случаях ее размер можно ограничить, изложено в статье.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Число самозанятых IT-специалистов выросло на 20%

Согласно прогнозам, к 2030 году число IT-специалистов вырастет на 56%. Работодатели предпочитают сотрудничать с самозанятыми, чтобы сохранить ставку НДФЛ 13% с работниками из других стран.

Риски при работе с самозанятыми

Привлекая самозанятых для выполнения отдельных работ и поручений, не забывайте соблюдать баланс между экономической целесообразностью и возможным наступлением ответственности за нарушение налогового (и не только) законодательства.

Риски при работе с самозанятыми

Как бухгалтерам составить идеальное резюме и получить работу мечты? Расскажем на бесплатном вебинаре!

Приходите на бесплатный вебинар, где вы узнаете все про карьеру бухгалтера, составление идеального резюме и правильные места для поиска постоянной работы или заказчиков.

Банки

Минфин начнет активно развивать исламский банкинг

Большой потенциал рынка партнерского финансирования в исламском банкинге видит Минфин России.

74 процента малого и среднего бизнеса — семейные предприятия. Но проблемы есть

Семейное предпринимательство вносит значимый вклад в развитие экономики субъектов РФ и страны в целом.

Что делать, если лимит самозанятого исчерпан

Лимит дохода самозанятого составляет 2,4 млн рублей в год. Что делать, если годовой доход оказался больше этой суммы.

Что делать, если лимит самозанятого исчерпан

Интересные материалы

С 2025 года начнет действовать соглашение об избежании двойного налогообложения с Малайзией

Ратификация соглашения запланирована на конец 2024 года. Дивиденды будут облагаться по ставке 10% и 15% в зависимости от доли участия в капитале.