Особенности бухгалтерского учета на маркетплейсах: как составить проводки и уберечь себя от ошибок

Ведение бухгалтерского учета маркетплейсов имеет много нюансов. В статье мы рассмотрели пошаговый алгоритм действий: как оформить поступление, перемещение товаров, провести отражение выручки при продаже товаров, вознаграждение комиссионеру и возврат товаров. Верные проводки помогут навести порядок в учете и сберегут ваше время.
Особенности бухгалтерского учета на маркетплейсах: как составить проводки и уберечь себя от ошибок
Иллюстрация: Белая Бухгалтерия

Начнем с того, что есть разные виды договоров с маркетплейсами: 

  • договор комиссии (согласно ст. 990 ГК). В сделках с покупателями права и обязанности — у комиссионера (маркетплейса), даже если комитент (продавец) назван и вступил в отношения с покупателем (абз. 2 п. 1 ст. 990 ГК). Так работают Озон и Wildberries.

  • договор на оказание услуг (на основании ст. 779 ГК)  маркетплейс не участвует в сделке купли-продажи, а оказывает услуги продавцу (Яндекс Маркет, Сбер МегаМаркет, AliExpress).

В чем основное отличие с точки зрения учета

При работе по комиссионному договору право собственности на товар сохраняется за продавцом до тех пор, пока не произошел выкуп конечным покупателем.

При работе по договору на оказание услуг:

  • Товар передаётся на ответственное хранение;

  • Товар отгружается без перехода права собственности, и только после его получения покупателем оформляется реализация отгруженных товаров.

В связи с тем, что система работы с торговыми площадками не едина, и переход права собственности на товары по разным договорам происходит в разное время, отличаются бухгалтерские проводки и порядок отражения таких операций в 1С:Бухгалтерии.

Как вести бухгалтерский учет на маркетплейсах

1. Поступление товаров.

После того как вы заключили договор с торговой площадкой (приняли оферту), можно начинать деятельность. И первый этап — это отражение поступления товаров в учетной базе

Чем раньше вы начнете вести товарный учет, тем проще будет потом «найти концы», в случае пересортицы или недостач. Поэтому пару слов о том, как это должно выглядеть. 

Когда предприниматель принимает поставку, он берет накладные от поставщика. 

Что должно быть указано в накладных:

  • данные страны происхождения товара и номер ГТД, если товар импортный;

  • данные о поставщике и товаре;

  • закупочная цена;

  • сумма НДС (если есть). 

Вы как бухгалтер должны обязательно проверить наличие всех документов. Это может быть УПД, ГТД и инвойс (если вы импортер), другие товаросопроводительные документы, счёт-фактура. Также нужно проверить наличие сертификатов, гарантийных талонов и иной разрешительной документации. 

Когда товар поступает на склад, вы вносите в учетную систему его данные: стоимость, количество, название поставщика, указываете реквизиты УПД, счет-фактуры и т.д. Проверяете, чтобы фактическое количество товаров совпадало с тем количеством, которое указано в УПД. 

Чтобы подстраховать себя и избежать ошибок в товарном учете, попросите либо кладовщика, либо самого предпринимателя, перед тем как отправлять вам документы, проверять и подписывать их. Таким образом, у вас будет подтверждение, что данное количество товара физически поступило на склад. 

Также можно запросить у поставщика накладные в электронном виде, чтобы подгружать номенклатуру и данные о поступившем товаре в автоматическом режиме. Вам останется только проверить и нажать кнопку «Принять». 

2. Перемещение товаров.

После того как вы приняли товары, провели документы в учетной системе, и они поступили на склад, переходим к перемещению товаров.

На этом этапе важно учитывать, по какой схеме работает селлер с площадкой по данному конкретному товару. В зависимости от этого будет проводиться и постановка учета, например, с использованием 45 счета «Товары отгруженные» (именно там нужно отражать товары, которые будут переданы на склад маркетплейса, так как фактически они не будут считаться проданными) или без применения счета 45, например, в разрезе складов и т.д.

Тогда операция фиксируется проводкой:

  • Дебет 45 Кредит 41(счет 43 используется, если продается товар собственного производства) — передача товара агенту. 

Важно! Каждый раз при перемещении товара на маркетплейс или к покупателю создавайте в программе соответствующие документы о движении товара.

В данном случае это будут документы о передаче без перехода права собственности. 

3. Продажа товаров, отражение выручки в учете.

На третьем этапе происходит продажа товаров через маркетплейс, отражение выручки в учете, что,как правило, формируется на основании отчетов комиссионера (маркетплейса), либо в отдельных случаях на основании УПД, выставленных селлером.

  • Отражение выручки от продажи товара фиксируется в учетной системе следующей проводкой — Дебет 76.02 или 62.01 Кредит 90.01. 

  • Если есть НДС, то он также автоматически начисляется проводкой Дебет 90.03 Кредит 68.02. 

  • В момент отражения выручки, учетная база фиксирует списание себестоимости проданного и ранее переданного товара проводкой — Дебет 90.02 Кредит 45. 

4. Отражение вознаграждений комиссионеру и дополнительных услуг маркетплейса.

Учет у принципала предполагает использование счета 76 для операций с посредником. Причем вести расчеты с агентом (комиссионером) лучше на одном субсчете, а расчеты по вознаграждению — на другом. Хотя вы можете строить учет просто с использованием «штатного» счета 76.09. Все зависит от вашего стремления к детализации учета.

Например, пусть наш счет 76 субсчет 01 будет для расчетов по вознаграждению площадки, а счет 76 субсчет 02 — для расчетов по выручке за реализованные товары. Вы можете самостоятельно задать числовое или буквенное значение используемых субсчетов. 

Не забудьте закрепить выбранный способ в учетной политике, например, для учета расчетов за реализованный товар, вы можете создать к счету 76 субсчет 76.Р, а по агентскому вознаграждению — счет 76.В.

В нашем примере отражение вознаграждения в учете фиксируется проводкой — Дебет 44 Кредит 76.01 и если есть НДС, то он начисляется проводкой Дебет 19 Кредит 76.01.

Для того чтобы отразить удержание вознаграждения комиссионера из выручки за реализованные товары, мы проводим зачет: Дебет 76.01 Кредит 76.02 — задолженность маркетплейса за проданные товары уменьшена на сумму комиссии площадки.

Приход денег от маркетплейса в учете отражается проводкой — Дебет 51 в корреспонденции с Кредитом счета 76.02.

Наша площадка может оказывать дополнительные услуги (например, по доставке товара, рекламные услуги, хранение и пр.) и выставлять на них отдельные документы. В этом случае в учете продаж на маркетплейсе мы делаем такую же проводку, что и на агентское вознаграждение, т.е. Дебет 44 Кредит 76.01, но на основании не отчета агента, а иного документа (УПД, акта выполненных работ и т.д.). Если есть НДС, то Дебет 19 Кредит 76.01.

5. Возврат товара.

Товары маркетплейсов возвращаются по нескольким причинам:

  • площадка не смогла их реализовать

В этом случае вам нужно сделать «обратную» проводку — Дебет 41 Кредит 45 — приняты на учет товары, возвращенные маркетплейсом.

Основанием для отражения данной проводки будет отчет маркетплейса, в котором приведена информация о возвращенных товарах. Кроме этого, нужно получить от маркетплейса накладную или акт, который подтвердит факт приема-передачи товара.

  • вернул покупатель, например, по причине брака. 

В этом случае возвращаются уже проданные товары. Тогда необходимо скорректировать ранее отраженную операцию по реализации этих товаров. 

Порядок корректировки будет зависеть от того, в каком календарном году произошел возврат:

Если в том же, что и продажа, то вам нужно будет сделать проводку:

  • Дебет 76.02 или 62.01 Кредит 90.01 — сумма в этой проводке будет со знаком «минус», то есть проводим «сторно» и корректируем выручку по возвращенным товарам. Основание — отчет маркетплейса и справка бухгалтера.

Если есть НДС, то операции по начислению НДС тоже нужно скорректировать. Для этого сделайте в учете проводку на соответствующую сумму со знаком «минус» — Дебет 90.03 Кредит 68.02 — откорректирована ранее начисленная сумма НДС по возвращенным товарам. Основание — справка бухгалтера. 

Еще один шаг, который необходимо сделать при возврате купленного товара, — скорректировать себестоимость — Дебет 90.02 Кредит 45, на сумму списанной ранее себестоимости также со знаком «минус», то есть операцией «сторно».

Далее отразите возврат товара, «перемещение» со склада маркетплейса на ваш склад, если это имело место. Для этого нужна проводка Дебет 41 Кредит 45 — отражен возврат товаров. Основание — накладная от маркетплейса.

Денежные средства за возвращенные товары покупателю перечисляет маркетплейс. Поэтому у организации в части возвращенных товаров возникает задолженность перед маркетплейсом и денежные средства перечисляются интернет-площадке или удерживаются из текущей выручки.

В таком случае может быть сделана в учете следующая проводка — Дебет 76.02, то есть субсчет «Расчеты с маркетплейсом за проданные товары» Кредит 51 — перечислены маркетплейсу денежные средства за возвращенные товары.

Что делать, если продажа товаров и их возврат приходятся на разные календарные годы

В таком случае убыток прошлых лет, выявленный в текущем периоде, отражается  с использованием счета 91. Об этом сказано в п. 7 ПБУ 9/99п. 11 ПБУ 10/99

Сделайте в учете следующие проводки:

  • Дебет 91.02 Кредит 76.02 или 62.01 — отражен прочий расход в виде убытков прошлых лет, выявленных в отчетном году, в размере стоимости возвращенных товаров;

  • По аналогии с предыдущей ситуацией корректируем НДС проводкой Дебет 68.02 Кредит 91.01.

  • Далее корректируем себестоимость ранее проданного товара  — Дебет 45 Кредит 91.01

  • При необходимости делаем проводку по возвращению товара и на свой склад — Дебет 41 Кредит 45

На этом наши операции закончены. Надеемся, что статья поможет вам наладить систему бухгалтерского учета и контроля, беря во внимание особенности торговли на маркетплейсах. Не забудьте сохранить в закладки и применяйте на практике.

Важно! Если вы хотите повышать не только компетенции, но и уровень дохода при работе с маркетплейсами, приглашаем вас на бесплатный интенсив, где вы получите четыре траектории роста бухгалтеров маркетплейсов в 2024 году.

Зарегистрируйтесь прямо сейчас и получите гайд «Как составить конкурентный прайс-лист бухгалтеру маркетплейсов».

Учетная политика организации для прозрачной и регламентированной работы с клиентами, торгующими на маркетплейсах

Больше не надо ломать голову над составлением учетной политики, скачайте готовый образец в 60+ листов со всеми необходимыми вложениями. Вам останется только адаптировать его под условия конкретной компаниив

Реклама: ИП ЧЕРВЕНКО КСЕНИЯ ВЛАДИМИРОВНА, ИНН 780622006400, erid: LjN8K4SVU

Комментарии

2
  • Добрый вечер. Рада, что вам было полезно! Если есть вопросы - задавайте, постараюсь раскрыть больше полезной информации в следующих выпусках! 🌷

Договор ГПХ: на какой срок можно заключить

Компании и предприниматели сотрудничают с внештатниками на основании договора ГПХ. Рассказываем, на какой срок можно составить договор гражданско-правового характера, и какие последствия могут быть, если указать срок неверно.

Договор ГПХ: на какой срок можно заключить

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

С Днём Победы!

9 мая, когда мы отмечаем День Победы, мы вспоминаем не только о тех, кто сражался на фронтах, но и о тех, кто с огромным мужеством выдерживал испытания в тылу. Среди них моя бабушка, Ольга Ефимовна, чья история наполнена не только горечью утраты, но и невероятной жизненной силой.

Путин: через 6 лет смертность от ДТП должна снизиться в 1,5 раза

В рамках достижения национальной цели «Комфортная и безопасная среда для жизни» президент поставил задачу снизить смертность в результате дорожно-транспортных происшествий.

Лучшие спикеры, новый каждый день
Инвестиции

Неприятие потери, или почему ты не можешь продать Сегежу с Газпромом

Ситуация: ты покупаешь акции компании, которая внезапно становится токсичной и месяц за месяцем нащупывает новое дно. Классический пример — ВТБ. Но это было всегда, а вот более свежие примеры — Сегежа или народное достояние. Газовая компания вообще держится в топ-3 по популярности среди акций, а её ближайшие перспективы не менее туманны, чем Альбион.

Неприятие потери, или почему ты не можешь продать Сегежу с Газпромом
Социальный вычет

Изменился состав документов для получения налогового вычета за обучение

По расходам на образование с 1 января 2024 года в налоговую нужно принести справку об оплате услуг. Раньше для получения социального налогового вычета по НДФЛ были нужны платежные документы и договор.

5

📕 💪 Акция «Не МАЙся — заниМАЙся»! Самые нужные курсы по 3 690 рублей!

Успейте купить топовые курсы «Клерка» за 3 690 рублей до 13 мая! Для акции мы выбрали нужные для бухгалтера онлайн-курсы: они помогут освоить востребованные навыки, актуализировать знания к лету, освоить новую нишу, чтобы вырасти в карьере и увеличить доход.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
1
Опытом делятся эксперты-практики, без воды

🔥 Акция «Не МАЙся — заниМАЙся!»: топовые онлайн-курсы по 3 690 рублей

До 13 мая вы можете купить лучшие онлайн-курсы «Клерка» по учету на маркетплейсах, финансовому моделированию, ВЭД, зарплате и бухгалтерии с нуля за 3 690 рублей!

Уважаемые коллеги! Поздравляем вас с Днем Победы!

Коллектив «Клерка» поздравляет всех с Днем Великой Победы!

Уважаемые коллеги! Поздравляем вас с Днем Победы!
3
Законопроекты

Губернаторам могут разрешить продлевать майские праздники

Госдума начинает рассматривать законопроект, который может разрешить региональным властям давать людям больше выходных в майские праздники. Но только если большинство жителей региона поддержит перенос выходных с новогодних праздников.

Инвестиции

8% в валюте на удобрениях. Свежие облигации: Акрон CNY на размещении

Нет ничего постыдного в том, чтобы инвестировать в навоз, даже если этот навоз берёт долги в юанях под 8%. Сегодня у нас в гостях Акрон — очередной эмитент, который позволяет инвесторам заработать в валюте. Крайне интересный выпуск, достойный находиться в портфелях всех любителей валюты.

8% в валюте на удобрениях. Свежие облигации: Акрон CNY на размещении

Проблема навигации на «Клерке». 20 лет мы искали решение и вот

Теперь навигационное меню можно свернуть и оно запомнит свое состояние.

Проблема навигации на «Клерке». 20 лет мы искали решение и вот

Сравнение сервисов для подачи отчетности. Обзор для бухгалтера

Статья представляет сравнительный обзор трех сервисов для подачи отчетности: 1С-Отчетность, СБИС и Контур Экстерн. Описаны их ключевые функции и ценовые предложения.

1
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

Правильно подобрали переводчиков и локализовали сайт: как за 2 месяца мы помогли торговой компании открыть филиалы в ОАЭ, Турции и Казахстане

Когда открываешь филиал компании за рубежом нужно заранее разобраться с требованиями местного законодательства: почитать гражданское и корпоративное право страны, в которой регистрируешь бизнес, и собрать правильный пакет документов. Все сертификаты, лицензии, разрешения должны быть профессионально переведены и заверены.

Правильно подобрали переводчиков и локализовали сайт: как за 2 месяца мы помогли торговой компании открыть филиалы в ОАЭ, Турции и Казахстане

Грядет очередной эксперимент по маркировке

C 1 сентября 2024 по 31 августа 2025 года Минпромторг планирует проведение эксперимента по маркировке отдельных видов смазочных материалов и специальных автомобильных жидкостей.

1

К 2036 году у 99% населения России будет интернет

Президент в качестве национальной цели обозначил увеличение доли домохозяйств, которым обеспечена возможность качественного высокоскоростного широкополосного доступа к интернету.

Зачем обращаются в Росреестр чаще всего: официальные данные

Росреестр отчитался, с какими вопросами чаще всего обращались заявители в 2023 году.

Ведение бизнеса

Выручка малых технологических компаний должны вырасти в 7 раз

Для достижения национальной цели «Технологическое лидерство» президент поставил целевой показатель по росту выручки малых технологических компаний (МТК).

Названы приоритетные направления для развития новых технологий

Президент поставил задачу обеспечить технологическую независимость и формирование новых рынков по ряду направлений.

Все что вам нужно знать о штрафах за работу с самозанятыми. Реальный опыт юриста

Разберу на примере реальных  судебных дел, как предприниматели «попадают» на штрафы за работу с самозанятыми и теряют миллионы. Отвечу на 3 самых популярных вопроса и развею мифы.

1

Интересные материалы

Проверки ФАС

6 основных инструментов ФАС по борьбе с недобросовестной конкуренцией

Антимонопольная служба подвела итоги работы по противодействию недобросовестной конкуренции за 2023 год.