Примеры и практика оптимизации бизнес‑процессов

Сувир Мирчанди, обычный школьник из Питтсбурга, придумал, как правительству США сэкономить $400 миллионов в год. Он проанализировал расход краски на печать документов и учебников и пришел к выводу — более тонкий шрифт Garamond снизит затраты на 30%.
Примеры и практика оптимизации бизнес‑процессов

Это наглядный пример оптимизации процессов — поиск проблемы, разработка и внедрение решения. Вы можете сделать нечто подобное в своем бизнесе. Сэкономить миллионы долларов может и не получится, но увеличить прибыль на 5-10% вполне реально.

Почему бизнес-процессы нуждаются в оптимизации?

Бизнес-процесс (БП) — это последовательный набор операций для выполнения задачи и достижения цели. Он систематизирует действия сотрудников и повышает эффективность компании.

Бизнес-процессы принято фиксировать в отдельных регламентах. Впоследствии их можно оптимизировать и совершенствовать — сокращать затраты и экономить время сотрудников.

Персонал противится «оптимизации» из-за ассоциаций с «сокращением». Но на практике это происходит редко, потому что улучшение бизнес-процессов нацеливают на совершенствование существующих алгоритмов. Ваша задача как руководителя — преподнести грядущие изменения с положительной стороны.

Как понять, что нужна оптимизация?

Стагнация — один из главных признаков необходимости перемен. Особенно при увеличении штата, портфеля клиентов и проектов. То есть когда деловая активность растет, а результат — прибыль и рентабельность — остается на месте.

Оптимизация — это необязательно дорогие сотрудники или автоматизированное оборудование за миллионы рублей. Иногда для кратного увеличения прибыли достаточно исключения или корректировки пары-тройки элементов бизнес-процесса.

Изменения нужны, когда:

  • нет понимания, кто и за что отвечает. Взаимодействие в коллективе нарушено, невозможна оценка производительности сотрудников;
  • снижается качество продукции, работ или услуг — это подтверждают отзывы клиентов;
  • решения отнимают много времени. Например, если на согласование рекламных баннеров уходят недели;
  • между отделами нет согласованности.

Грамотная оптимизация бизнес-процессов улучшает финансовый результат. Например, после повышения качества продукции довольные клиенты приведут друзей. А налаживание связей между сотрудниками ускорит обработку входящих заявок.

Управленческий учет — источник идей для оптимизации бизнес-процессов. По оценке ключевых показателей вы узнаете об «узких горлышках» в бизнесе и поймете, какие элементы доработать. «КУБ24 ФинДиректор» автоматизирует составление отчетов и повысит вашу личную эффективность. Забудьте про потерю клиентов — уверенно двигайтесь вперед.

Оптимизация бизнес-процессов за пять шагов

Оптимизация БП — это анализ данных, поиск проблем и разработка решений. Чтобы достичь максимума, соберите целую команду! Мозговой штурм — источник десятков идей, способных увеличить прибыль и открыть новые горизонты.

1. Поставить цель

Цель должна соответствовать проблеме. Например, если рентабельность снижается при росте выручке, оптимизируйте затраты и снижайте себестоимость.

Несколько примеров «правильных» целей:

  • увеличить количество обрабатываемых заявок на 10%;
  • сократить срок выполнения заказов с 7 до 5 дней;
  • уменьшить срок согласования рекламных материалов с двух рабочих дней до трех часов.

2. Описать текущий бизнес-процесс

Составьте «карту» бизнес-процесса (если не сделали это раньше), которая отвечает на несколько вопросов:

  1. Каковы «вход» и «выход» из процесса?
  2. Из каких операций состоит БП?
  3. Кто несет ответственность за операции — сотрудники, подрядчики и другие лица.
  4. Какой результат получает компания после выполнения бизнес-процесса? По возможности оценивайте в деньгах.
  5. Кто получает и как использует результат БП?

Не всегда на практике регламенты работают так, как описаны на бумаге. Проведите интервью с сотрудниками из процесса, чтобы составить объективную картину. Лучше доверить интервью третьему лицу — например, специалисту из сторонней организации. Сотрудники не всегда искренне отвечают на вопросы директора или руководителя подразделения.

3. Найти недостатки

Описывайте операции бизнес-процессов в цифрах, чтобы быстрее найти проблему.

Стандарт:

  1. Клиенты звонят по телефону, который указан на сайте.
  2. Менеджеры принимают заявки, отвечают на вопросы и предлагают решения.

С цифрами:

  1. 200 клиентов в день звонят по телефону, который указан на сайте.
  2. Менеджеры принимают 150 заявок в день, отвечают на вопросы и предлагают решения.

Во втором случае сразу определяем проблему — менеджеры не справляются с потоком заявок. Дальше анализируем, ищем причины.

Возможно, в отделе продаж недостаток специалистов. Или оператор связи оказывает плохие услуги — часть звонков не поступает на линию. Рассматриваем и проверяем все варианты.

4. Описать желанный бизнес-процесс

У вас есть исходное описание бизнес-процесса и проблема. Теперь опишите алгоритм, который устранит недостаток.

Например, проблема в недостатке менеджеров. Нужно понять, сколько звонков обрабатывает один специалист. У нас десять сотрудников, каждый принимает по 15 заявок. Нужно увеличить штат на четыре кадра.

Разработайте план оптимизации — запустите процесс найма новых менеджеров, руководителю отдела продаж поставьте задачу разработать порядок обучения новых специалистов.

5. Изменить процесс

Приступайте к корректировке, которую определили на четвертом шаге. Действуйте аккуратно и последовательно. Все процессы связаны между собой, поэтому изменение одного скажется на остальных.

Мы запланировали наем четырех менеджеров, поэтому начнем с одного-двух. Посмотрим, как с увеличением клиентов справится производственный и другие отделы. При резком росте может появиться спешка, которая редко способствует улучшению качества товаров или услуг.

Если качество продукции снижается после найма одного-двух менеджеров, оптимизируем производственный процесс. Находим и устраняем проблему, из-за которой вырос процент брака.

Оптимизация бизнес-процессов начинайте с оцифровки бизнеса. Оцифровка, помогает увидеть имеющиеся проблемы и потом показать эффект от оптимизации бизнес-процессов. Без грамотного управленческого учета поиск точек роста похож на «стрельбу по воробьям из пушки». «КУБ24 ФинДиректор» автоматизирует расчет ключевых показателей, чтобы вы видели эффект от каждого этапа изменений бизнес-процессов.

Никогда не оптимизируйте процессы просто так. Во-первых, это увеличивает нагрузку на команду, не давая положительных изменений. Во-вторых, это отвлекает от действительно важных проблем, из-за которых снижается рентабельность, производительность и другие ключевые показатели.

КУБ24 ФинДиректор

Сервис по контролю и планированию денег бизнеса

Как автоматизировать управленческий учет без крупных затрат?

Оставьте заявку на бесплатную демонстрацию сервиса:

Принимаю оферту и даю согласие по перс.данным

Начать дискуссию

Увольнение

Топ-5 ошибок бухгалтера при увольнении сотрудника в 2024 году

При увольнении работника бухгалтер и кадровик должны подготовить обязательные документы, сделать расчет, добавить запись в трудовую книжку и не забыть про СЗВ-ТД.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Курсы повышения
квалификации

22
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Общество

«Аэрофлот» начнет продавать билеты по биометрии

Пассажиры смогут приобрети билет с помощью биометрических данных в собственных точках продаж «Аэрофлота».

В каких отраслях востребован аналитик 1С в 2024 году и сколько он зарабатывает?

Продукция 1С является лидером на российском рынке. По данным фирмы 1С, количество пользователей одной только «1С:Предприятие» перевалило за 1,5 млн. Согласно статистике, число организаций, использующих 1С продолжает расти, точно так же, как и потребность в специалистах.

В каких отраслях востребован аналитик 1С в 2024 году и сколько он зарабатывает?
Лучшие спикеры, новый каждый день

Как ИП совмещать УСН и патент в 2024 году

Допускается совмещать «упрощенку» и ПСН. Это может быть выгодно налогоплательщику — позволяет экономить на налоговых платежах, когда цена патента ниже, чем «упрощенный» налог. Расскажем, на что нужно обратить внимание, когда совмещаете спецрежимы. 

Как ИП совмещать УСН и патент в 2024 году

Ответственность бухгалтера: материальная, административная, уголовная, субсидиарная. Кто отвечает за нарушения после увольнения главбуха? + Памятка для скачивания

Ответственность главного бухгалтера за неправильное ведение бухгалтерского учета может распространяться не только на период работы, но и выходить за его пределы. Новому главбуху тоже не стоит расслабляться, если не заметить вовремя ошибку предшественника, отвечать за нее придется самому.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
1

Мы сверяли ЕНС: бухгалтеры расшифровывают акты от налоговой и даже возвращают переплату. 🧐«Ночной бухгалтер» № 1687

Даниил Егоров грозился, что скоро сверяться с ФНС не нужно будет вообще, но пока бухгалтеры с трудом пытаются привести к единому знаменателю данные личного кабинета и 1С. Зато есть и герои, которые не носят плащи, зато возвращают переплату и синхронизируют сальдо до копейки.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Экономика России

СЭЗ названа одним из наиболее эффективных механизмов господдержки

Заместитель министра строительства и ЖКХ Вадим Васильев заявил, что свободная экономическая зона стала одним из наиболее эффективных механизмов государственной поддержки, направленной на перезапуск реального сектора экономики ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей.

Новый тариф обучения на «Клерке»! Курс «Бухгалтер маркетплейса» с поддержкой преподавателя

На протяжении всего курса вы сможете задавать вопросы преподавателям на онлайн-встречах. Эксперты помогут разобраться в любой теме, покажут примеры из практики, дадут обратную связь, чтобы вы получили максимум пользы и знаний от курса.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Трудовое право

Для двух категорий расширили преимущественное право на трудоустройство

Сегодня Совет Федерации одобрил ряд законов, которые повышают эффективность государственных гарантий и прав граждан в сфере занятости населения.

Банкротство

Для участников боевых действий вводят очередное послабление

Выплаты участникам СВО и боевых действий вообще защитят от списаний по долгам при взыскании в рамках банкротства.

Продлили срок отнесения к микробизнесу в новых регионах

Совет Федерации одобрил особенности отнесения хозяйствующих субъектов ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской области к малому и среднему предпринимательству и их включения в единый реестр МСП.

Банкротство

❗ Приняты важные изменения по банкротству

Совет Федерации одобрил изменения в федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» и АПК, направленные на совершенствование процедуры рассмотрения дел о несостоятельности и банкротстве.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров
Интернет и IT

Недостаток цифровых навыков как тормоз проектов и фактор риска

Ана­лити­чес­кий центр НА­ФИ в рам­ках проек­та «Циф­ро­вой граж­да­нин» про­вел ис­сле­дова­ние циф­ро­вых ком­пе­тен­ций в 85 субъ­ек­тах РФ. По его ре­зуль­та­там, 26% ра­ботаю­щих рос­сиян опа­сают­ся по­терять ра­боту из-за не­дос­тат­ка циф­ро­вых на­выков. В ря­де ре­гио­нов эта до­ля еще вы­ше.

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру
Кадровый учет

Как оформляется согласие работника на отзыв из отпуска

Отзыв из отпуска без согласия сотрудника запрещен, кроме отдельных исключений, предусмотренных ТК. Они регламентируются правительственными постановлениями, учитывающими реальную ситуацию в национальной экономике.

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру

Ход фрилансером: в чем особенности сотрудничества с удаленными исполнителями

Фриланс перестал быть чем-то из ряда вон выходящим. По мере того, как компании начинают осознавать преимущества привлечения удаленных исполнителей, этот подход активно входит в мейнстрим. Нанимая фрилансеров, работодатели получают доступ к высококлассным специалистам со всего мира, не ограничиваясь географическими рамками.

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру
Обзоры новостей

⚡️ Итоги дня: нейросеть впервые вынесла приговор, во всех самолетах появится Wi-Fi, а цифровой помощник Сбера ставит диагнозы

Подготовили обзор главных событий дня — 22 мая 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

ФНС просит включить в доход ИП личный автомобиль

Индивидуальные предприниматели, которые продали личный автомобиль, получают от налоговиков требование включить полученные средства в доходы ИП.

С коммунальщиков будут спрашивать строже: штрафы повысили в разы

Госдума приняла закон, повышающий ответственность ресурсоснабжающих организаций за предоставление некачественных услуг ЖКХ — грязную воду, отключение света и отопления зимой и т. д.

ФАС возбудила дело против МТС за повышение цен на связь

Оператор МТС поднял цены на связь для 30 млн абонентов — им приходится платить на 8% больше.

Интересные материалы

Ипотека

Предложено ввести «народную ипотеку» по ставке не выше 5%

Первый зампредседателя комитета Госдумы по строительству и ЖКХ Владимир Кошелев (ЛДПР) заявил, что фракция предлагает ввести механизм «народной ипотеки» по ставке не выше 5 процентов.