Как отличить хорошего финансового директора на аутсорсинге от плохого

Финансовый директор как топливо для двигателя — помогает набирать обороты и разгонять автомобиль. Но топливо бывает плохим и хорошим. Ошибетесь с выбором — и здравствуй капитальный ремонт. Рассказываем, на что ориентироваться при выборе финансового директора. Не важно куда выбираете в штат или внешнего, внештатный финансовый директор.
Как отличить хорошего финансового директора на аутсорсинге от плохого
Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

В российской деловой практике сложился стереотип, что с задачами финансиста справится бухгалтер. В чем-то их функции действительно схожи, но есть и существенная разница. Если кратко, то бухгалтер систематизирует данные прошлых периодов, а финансовый директор еще и прогнозирует будущее.

Найм первого попавшегося специалиста — не выход. Он не принесет пользы и не приблизит к достижению стратегических целей. Поэтому вы, будучи руководителем, должны отличать хорошего финдира от плохого.

Признаки плохого финансового директора

В качестве примера рассмотрим Светлану Петровну, которая семь лет работала главным бухгалтером оптовой организации. Она решила, что пора на повышение — стать финансовым директором. И ведь функции схожи — считай, составляй отчеты и показывай руководителю.

Думает только про отчеты

Светлану Петровну назначали финдиром в штате. Начинается месяц, и в блокноте появляется ключевая задача: получить данные от всех подразделений компании, чтобы подготовить 3 отчета: отчет о движении денежных средств (ОДДС), отчет о прибылях и убытках (ОПиУ) и баланс.

По окончанию месяца она получила от бухгалтера сводку по хозяйственным операциям из 1С, и данные из других подразделений и вручную готовит красивые таблички в Excel. Месяцы сменяют друг друга, Светлана Петровна гордится полнотой отчетов и что они готовы к 10 числу каждого месяца. Также создано впечатление у руководства, что с подготовкой отчетов справится только она. Тем самым «привязала» к себе работодателя.

Вот только компания как приносила 600 тысяч чистой прибыли, так и осталась на этом уровне. А все потому, что финансовый директор сфокусирован на красоте и своевременности отчетов.

Она не занимается анализом отчетов, считая, что это задача руководства, а ее задача предоставить отчеты.

Плохо оценивает риски

Светлана Петровна — консерватор, во всем следует правилу «семь раз отмерь — один раз отрежь». Это не плохо и тоже обеспечивает рост, хоть и медленный. Но бизнес — это принятие решений, которые связаны с риском.

Наша героиня боится ответственности за потери и не рискует, поэтому рассматривает только 100% варианты.

За год компания упустила возможность стать лидером в одном из двух направлениях! А все потому, что неудача сулила сокращение прибыли на 10–15%.

Другая крайность — бросаться во все стороны без оценки последствий. Это еще губительнее для компании, чем подход Светланы Петровны. Пара-тройка провалов способны привести к банкротству. Если финдир не умеет оценивать и управлять рисками — это плохой специалист. 

Рутина, рутина и опять рутина

Светлана Петровна не занимается изменением бизнес-процессов, нет правил и регламентов для отделов компаний по сбору и предоставлению ей данных. В итоге чтобы подготовить и сдать отчет вовремя, она в дни перед сдачей отчета, засиживается допоздна. Эта привычка осталась со времен работы бухгалтером. Как следствие все время тратится на сбор данных и подготовку отчетов, а на анализ данных и формирования гипотез и предложений времени не остается.

Участвуя в собраниях руководителей отделов, она иногда предлагает собственные идеи. Но плохо доносит суть и не может обосновать свои предложения. В результате инициативы так и остаются в воздухе, и не помогает бизнесу двигаться вперед.

План есть, результата нет

Руководитель и собственник планируют в следующем году увеличить выручку и прибыль на 40–50%. Наш финансист готовит очередные таблички с прогнозными показателями по месяцам, которые дадут нужный результат по году.

Все красиво, но нет привязки к данным прошлого года, нет учета сезонности, расходы растут пропорционально выручке, хотя это не коррелирует с реальной ситуацией в бизнесе.

Например, новый менеджер по продажам делает минимум продаж несколько месяцев, пока не выйдет на нужный объем. 

Получается, что план есть, но он бесполезный, для галочки

И вместо того, чтобы в течении месяца контролировать достижение плана, сравнение плана и факта делается только по итогам месяца и только  фиксируется отставание от плана, без анализа причин невыполнения плана. 

В следствии того, что изначально не был разработан пошаговый план действий для подразделений компании, то каждый отдел что-то делает, но это не согласовано и хаотично, в результате прирост выручки есть, но до достижения плана далеко.

К концу года плановые показатели не достигнуты. Финансист сетует, что так сложились рыночные обстоятельства. Возможно, удастся достичь цели в следующем году.

Отличия хорошего финансового директора

Владимир Иванович — полная противоположность Светланы Петровны. Он обучался на экономиста, начинал работу в аудиторской компании, затем прошел курсы повышения квалификации на финансового директора, работал финансовым директором в разных компаниях. Сейчас работает в компании, которая оказывает услугу финансового директора на аутсорсинге.

Прекрасно понимает, что задачи финансиста не ограничиваются отчетами — его задача находить точки роста выручки и прибыли, предлагать бизнес-решения, обосновывать их и контролировать достижение цели. Хороший финансовый директор — это как ваш партнер, который заинтересован в успехе компании.

Ориентирован на результат

Для Владимира Ивановича отчеты — одна из задач, а не конечный результат работы. Поэтому он с первых дней занимается внедрением финансовых систем управления, чтобы максимально автоматизировать сбор данных и построение отчетов. Это позволяет ему самому, как финансовому эксперту, в дальнейшем не тратить на это время. 

Он не ограничивается классическими тремя отчетами (ДДС, ОПиУ и Баланс), а дополняет их отчетами, которые помогут решить имеющиеся в компании проблемы или помогут расти быстрее.

Например, платежный календарь, отчеты по продажам, отчеты для бизнес-планирования и финансового прогнозирования. 

Выстраивает бизнес процессы по управлению дебиторской и кредиторской задолженностью, чтобы компания не попадала в кассовые разрывы и не замораживала деньги в дебиторке. 

Анализу данных выделяется наибольшее количество времени. Анализирует полученные данные, делает анализ финансовой отчетности, чтобы найти проблемные места и точки роста.

На основе результатов разрабатывает рекомендации, которые выведут бизнес на новый уровень. Если нужно привлечь деньги в бизнес, то делает анализ инвестиционных возможностей и расчет эффективности привлеченных денег.

В начале каждого месяца руководитель получает отчеты, интерпретацию анализа и рекомендации. Это упрощает принятие управленческих решений, т.к. они основаны на фактических данных.

Владимир Иванович контролирует одни показатели ежедневно, другие еженедельно, если что-то начинает отставать от плановых показателей, то начинает разбираться в причинах этого и может скорректировать запланированные шаги. 

Стратегическое мышление

Владимир Иванович помогает не только в тактических решениях на дистанции 2–3 месяцев. Он выявляет глобальные тенденции и предлагает вектор долгосрочного развития. Умеет планировать ключевые показатели на пару лет вперед и предлагает варианты достижения целей.

Параллельно определяет долгосрочные проблемы — например, которые могут произойти из-за рыночной ситуации или устаревания оборудования. Поэтому компания плавно огибает трудности без потерь.

Иными словами, руководитель — пилот гоночного болида, а финансовый директор — штурман, который отвечает за маршрут и предупреждает о резких поворотах. С таким тандемом больше шансов дойти до желаемой цели.

Организация сильной команды

Владимир редко составляет отчет самостоятельно. Он получает их в готовом виде, чтобы проанализировать данные и сделать выводы. Компания не привязана к специалисту — еще в первые месяцы он автоматизировал формирование отчета ДДС, ОПиУ и баланса. Система продолжит работать даже после его ухода.

Но главное — он мотивировал сотрудников отделов обеспечивать качество и полноту финансовой информации. Донес важность задачи, чтобы компания непрерывно агрегировала важные данные, а также внедрил мотивационную часть не только для продажников, но и других отделов продаж.

Хороший финансовый директор стоит дороже

Плохой финансовый директор стоит порядка 60–80 тысяч рублей в месяц. В погоне за экономией задумайтесь: это стоимость таблиц, которые не приносят пользы. Да, они будут красивыми и отразят текущую ситуацию в компании, но не упростят принятие управленческих решений, поиск точек роста и нарастающих проблем.

Хороший финансист автоматизирует финансовый учет, который будет работать и без него. Он нацелен приносить пользу компании. Результат его работы — не таблицы, а рекомендации по улучшению деятельности.

Опытный финансовый директор в штате стоит в 2–3 раза дороже, но многократно окупает затраты в долгосрочной перспективе. Решите, что для вас важнее: красивые таблицы за 60 тысяч или реальная польза, которая приведет к росту выручки и прибыли.

Где найти хорошего финансового директора

Зарплата хорошего финансового директора стоит 150–200 тысяч рублей в месяц и это без учета налогов на зарплату. Такая сумма не по карману малому бизнесу. Что же делать если нужен финансист, а такой суммы на него нет?

Есть простое решение — аутсорсинг финансовых услуг. То есть вы получаете эксперта по финансам на аутсорсинге. Многие компании малого и среднего бизнеса уже пользуются аутсорсингом бухгалтерского учета. Финансовый учет на аутсорсинге сегодня становится все более популярным, поэтому и вы можете передать функции финансового директора также на аутсорсинг.

Плюсы от работы с удаленным финансовым директором такие же,  как и с аутсорсингом бухгалтерских услуг. 

Стоимость финдира на аутсорсе меньше, чем зарплата штатного финансиста. Зарплатные налоги платить не нужно. Конфиденциальность прописана в договоре. В договоре определяются функционал, который входит в услуги финансового консультанта. Например, перечень отчетов, анализ бизнес-показателей, которые формируются на аутсорсинге.

Есть предприниматели, которые опасаются отдавать финучет на аутсорсинг из-за ощущения, что придется раскрыть внутренние бизнес-процессы. Рекомендуем прочитать об этом в нашей статье «7 страхов предпринимателя связанных с аутсорсингом финансового директора»

КУБ24 предлагает услугу финансового директора на аутсорсе. Предлагаем организовать встречу с нашим финансовым экспертом, где мы расскажем о нашей технологии ведения финансового учета на аутсорсинге и ответим на все имеющиеся у вас вопросы.

Переходите на наш сайт  КУБ24 финдиректор на аутсоринге и оставляйте заявку на встречу.

Подписывайтесь на наш Телеграм-канал где мы рассказываем про финансовый учет, какие показатели нужно отслеживать и рассказываем кейсы, которые мы решаем.

Бесплатный чек-лист по диагностике кассовых разрывов

Определите проблемы в кассовом потоке и разработайте план действий для улучшения финансовой ситуации в вашем бизнесе!

Заполните форму, бесплатно вышлем вам чек-лит на e-mail:

Принимаю оферту и даю согласие по перс.данным

Реклама: ООО «КУБ», ИНН 9705052396, erid: LjN8KK9CC

Комментарии

13
  • Статью до конца не дочитал, поэтому можете меня поправить😏

    Правильно ли я понимаю из контекста написанного, что из бухгалтера не получится хорошего финика? И чтобы стать таковым необходим бэкграунд, как у Владимира Ивановича?🤔

    И еще пара вопросов из двух предложений ниже🙂

    За год компания упустила возможность стать лидером в одном из двух направлениях! А все потому, что неудача сулила сокращение прибыли на 10–15%.

    1. Как определили, что компания реально могла стать лидером одного из направлений?

    2. Окончательное слово по пушу направления за разве за фиником?

    • Жанна

      +100

      И чтобы стать таковым необходим бэкграунд, как у Владимира Ивановича?🤔

      ну да, чтобы стать хорошим финансовым директором, надо много лет поработать финансовым директором 😜. Тоже мне америку открыли. Тетя из первого примера лет через 10 этого В.И. запростро за пояс заткнёт.

      Для корректного сравнения с начинающим финдиром из первого примера хотелось бы узнать про достижения Владимира Ивановича на его первом месте работы в этой должности, а так же почему ему пришлось много раз менять место работы, если он такой грамотный и квалифицированный.

      • ну да, чтобы стать хорошим финансовым директором, надо много лет поработать финансовым директором

        А мы знаем, что много отработанных лет есть стаж😉Не факт, что опыт😏Вопросов больше, чем ответов🤔

        • Жанна

          к сожалению, многие из таких вот рекламных статей написаны дилетантами и поэтому вызывают, скорее, реакцию неприятия, чем задуманный авторами интерес к их услугам.

          Может быть, им тоже следует обращаться к профессионалам для написания текстов? 🤔

          • Жанна, про написание отдельная тема) Я далеко не профи в этой науке, но выкладывать пост на бухгалтерский сайт и выбирать в качестве плохого финика девушку?! Светлану Петровну! Без всяких гендерных придирок😉Чисто за контекст статьи. Это стопроцентное непопадание в целевую аудиторию😏

            Знаю, что один пост выкладывается на разных площадках. Но как-то адаптировать можно же😉

            • Татьяна

              Реально резануло глаз, что бывший ГБ-женщина стала плохим фииником, куда хуже, чем мужик. Тут гендерное неравенство шито белыми нитками, хотя меня подобное крайне редко задевает

    • LIrina-1973

      Окончательное слово по пушу направления за разве за фиником?

      В моём представлении - нет.

      Для этого есть генеральный + коммерческий или директор по продажам.

  • LIrina-1973

    Вы тут рассуждаете о профессиональных качествах С.П. и В.И, а вся статья написана ради одной фразы:

    Есть простое решение — аутсорсинг финансовых услуг.

    И самое главное:

    КУБ24 предлагает услугу финансового директора на аутсорсе.

  • А мне вот это понравилось:

    Руководитель и собственник планируют в следующем году увеличить выручку и прибыль на 40–50%

    Представляю себе картинку: сидят два мужика, общаются.

    - А давай в следующем году возьмём и увеличим выручку и прибыль на 40%

    - Да чего там на 40 -давай на 50!

    - Точно, 50-то лучше. Наливай ещё по одной.

    • Magic Automation

      Видно, что коммент написал бухгалтер

      • Татьяна

        Данное замечание вы же как комплимент бухгалтеру сказали?))

Малый бизнес получил 130 млрд рублей по программе «1764»

По льготной ставке 13,4% годовых финансирование привлекли представители МСП из сферы гостиничных услуг, обрабатывающих производств, сельского хозяйства, а также транспортные компании и склады.

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

С 2025 года социальный заказ будет работать во всех регионах

Экспериментальный механизм социального заказа оказался успешным, поэтому Минфин утвердит его на постоянной основе. К участию присоединятся все регионы РФ.

Модульбанк запустил оценку юридического риск-профиля клиентов

Модульбанк запустил новый сервис по оценке юридического риск-профиля бизнеса на базе направления Модульюрист. Сервис подойдет для продавцов на маркетплейсах, производственных компаний и других типов бизнеса.

Лучшие спикеры, новый каждый день

Росимуществу передали две рыбопромышленные компании

Суд национализировал две компании из Владивостока по добыче рыбы. Их договоры с Росрыболовством признали недействительными.

Когда сотрудник не хочет уходить: как уволить скандального работника

Увольняя сотрудника за прогулы, хамство и пьянство, вы всегда рискуете. Он может добиться возвращения по суду, и вам придется выплатить штраф — а сотрудник и дальше будет вести себя так же. Разбираемся, как обосновать увольнение и правильно оформить документы.

Когда сотрудник не хочет уходить: как уволить скандального работника

😏 КС РФ: затянувшаяся налоговая проверка не продлит срок взыскания. Но есть неприятный нюанс, поясняет налоговый юрист

Если налоговые инспекторы нарушили сроки проведения проверок, то это не изменит порядок исчисления сроков на взыскание налогов, пеней и штрафов.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Новая схема мошенничества: клиентам предлагают продлить срок действия банковских карт

Злоумышленники убеждают держателей банковских карт немедленно продлить срок их действия, продиктовав код из смс. Делать этого не нужно, поскольку сейчас банки продлевают карты автоматически, ими можно пользоваться бессрочно.

👌 Счет в банке без визита туда, отмена справок для вычетов, новое основание проверки ГИТ, маленькие доходы без НДФЛ, повышение прожит. минимума. Топ новостей за неделю

Мы собрали для вас самые важные бухгалтерские новости недели, которые вы могли пропустить.

Не проверили статус самозанятого: последствия для заказчика

Сотрудничество с самозанятыми представляет собой привлекательную опцию для многих компаний. Оно позволяет оплачивать только товары или услуги, в то время как налоги перечисляются самостоятельно исполнителем. Однако, необходимо учитывать ряд нюансов, чтобы избежать потенциальных проблем, связанных с изменением статуса самозанятого.

Не проверили статус самозанятого: последствия для заказчика

В Трудовом кодексе могут закрепить 6-часовой рабочий день

Представители КПРФ подготовили 765 страниц новой версии ТК. Основные цели — поддержать одиноких сотрудников, пенсионеров и беременных, а также искоренить такое явление как «работающие нищие».

Роструд разъяснил, работодатель вправе или обязан отстранить пьяного сотрудника

Появление на работе в состоянии алкогольного опьянения является грубым нарушением трудовых обязанностей.

Функционал скидок в конфигурациях 1С: РМК, 1С: Розница и 1С: УНФ: Плюсы и минусы

В ожесточенной борьбе за клиента каждая компания стремится к совершенствованию систем управления своим бизнесом. Одной из наиболее важных частей такой системы является модуль, предназначенный для работы со скидками. В данной статье мы рассмотрим функционал скидок в трех популярных конфигурациях 1С: РМК, 1С: Розница и 1С: УНФ.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

Докажите, что вы человек, или IPO привилегированных акций Светофора

Для IPO-зависимых Светофор надумал провести IPO привилегированных акций. Обычные акции уже давно торгуются на бирже и чувствуют себя не очень хорошо, теперь гурманы смогут выбирать, что им нравится меньше: Светофор-ао или Светофор-ап.

Докажите, что вы человек, или IPO привилегированных акций Светофора

11 критериев по выбору КЭДО. Показываем на пушистых котиках

КЭДО — классная штука, которая помогает кадровикам не утонуть в бумажном водовороте. Если планируете избавиться от стопок с документами и навести порядок в приказах и заявлениях, читайте эту статью. В ней рассказываем, что стоит учесть при поиске системы кадрового электронного документооборота.

11 критериев по выбору КЭДО. Показываем на пушистых котиках

Как ограничить ответственность по договору

За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору контрагента можно привлечь к ответственности. В некоторых случаях стороны ограничивают ее по взаимному согласию. К каким мерам ответственности можно привлечь провинившегося контрагента, в каких случаях ее размер можно ограничить, изложено в статье.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Число самозанятых IT-специалистов выросло на 20%

Согласно прогнозам, к 2030 году число IT-специалистов вырастет на 56%. Работодатели предпочитают сотрудничать с самозанятыми, чтобы сохранить ставку НДФЛ 13% с работниками из других стран.

Риски при работе с самозанятыми

Привлекая самозанятых для выполнения отдельных работ и поручений, не забывайте соблюдать баланс между экономической целесообразностью и возможным наступлением ответственности за нарушение налогового (и не только) законодательства.

Риски при работе с самозанятыми

Как бухгалтерам составить идеальное резюме и получить работу мечты? Расскажем на бесплатном вебинаре!

Приходите на бесплатный вебинар, где вы узнаете все про карьеру бухгалтера, составление идеального резюме и правильные места для поиска постоянной работы или заказчиков.

Банки

Минфин начнет активно развивать исламский банкинг

Большой потенциал рынка партнерского финансирования в исламском банкинге видит Минфин России.

Интересные материалы

74 процента малого и среднего бизнеса — семейные предприятия. Но проблемы есть

Семейное предпринимательство вносит значимый вклад в развитие экономики субъектов РФ и страны в целом.