Где и как получить информацию для создания резервов

Бухгалтер-бюджетник обязан отражать в бухучете резервы. Но Минфин в своих приказах и инструкциях не разъясняет, где взять необходимую для этого информацию. Решать эту проблему бухгалтеры должны самостоятельно.
Где и как получить информацию для создания резервов
Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Требование стандарта

Федеральный стандарт бухучета для госсектора «Резервы. Раскрытие информации об условных обязательствах и условных активах» утвержден приказом Минфина от 30.05.2018 № 124н (далее – стандарт № 124н). В государственных и муниципальных учреждениях его применяют с 1 января 2020 года.

Бухгалтер должен применять стандарт № 124н, если иное не установленодругими федеральными стандартами бухучета для организаций госсектора, единой методологией бюджетного учета и бюджетной отчетности, которая предусмотрена в соответствии с бюджетным законодательством и инструкциями по отчетности государственных (муниципальных) учреждений (п. 2 стандарта № 124н).

Другими словами, если у бухгалтера возник какой-то вопрос по учету резервов, то ответ на него он ищет сначала в других ФСБУ и инструкциях по учету и отчетности, а если его не находит, то в стандарте № 124н.

Стандарт № 124н не применяется в отношении (п. 4 стандарта):

  1. Публичных нормативных обязательств, за исключением обязательств по выплатам, которые осуществляются в результате реструктуризации деятельности.

  2. Обязательств по выплатам физическим лицам в связи с исполнением трудовых функций, за исключением обязательств по выплатам, которые осуществляются в результате реструктуризации деятельности.

  3. Обязательств, которые возникают на основании соглашений сторон об установлении, изменении или прекращении прав и обязанностей, заключенных в любых предусмотренных для совершения сделок формах, если иное не предусмотрено стандартом № 124н.

  4. Затрат, которые планируются к осуществлению исходя из допущения непрерывности деятельности субъекта учета (затраты для продолжения деятельности субъекта учета в обозримом будущем).

  5. Резерва под снижение стоимости материальных запасов, резерва по сомнительным долгам и других резервов, формирование и ведение которых регулируются нормативными правовыми актами, регламентирующими ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности.

То есть данный стандарт имеет весьма ограниченное применение. Его положения действуют только при формировании резервов:

  • по претензиям, искам;

  • по реструктуризации;

  • по гарантийному ремонту;

  • по убыточным договорным обязательствам;

  • по демонтажу и выводу основных средств из эксплуатации.

Согласно п. 6 стандарта № 124н создание резерва в бухгалтерском учете – обязанностьучреждения по осуществлению расходов в целях исполнения обусловленного законодательством требования к субъекту учета и (или) публично-правовому образованию физического или юридического лица, иного публично-правового образования, субъекта международного права, с ненаступившим сроком его исполнения (предъявления), имеющей на момент признания расчетно-документальную обоснованную оценку с неопределенным временем (финансовым периодом) исполнения (предъявления) требования.

То есть бухгалтер не может игнорировать требования нормативных документов об отражении в учете соответствующих резервов. Точно так же не могут игнорировать такое требование руководители структурных подразделений и специалисты учреждения, которые должны передавать в бухгалтерию соответствующую информацию.

В методических рекомендациях по применению стандарта № 124н, направленных Минфином в письме от 05.08.2019 № 02-07-07/58716 (далее – методические рекомендации), подробно разобран порядок формирования каждого из указанных выше резервов.

Консультация деятельности государственных организаций от МКПЦН-Консультант в устной и письменной форме на разовой или абонентской основе по вопросам – бюджетного учета и отчетности, кадрового учета, системы оплаты труда и материального стимулирования, а также начисления и уплаты налогов, сборов и взносов.

Положения Инструкции № 157н

Согласно п. 302.1 инструкции № 157н для обобщения информации о состоянии и движении сумм сформированных резервов предназначен счет 40160 «Резервы предстоящих расходов».

В целях равномерного включения расходов на финансовый результат, принимаемых к бухучету с учетом положений стандарта № 124н, бухгалтеры на счете 40160 формируют информацию, в частности, о резервах:

  • предстоящей оплаты по требованию покупателей гарантийного ремонта, текущего обслуживания в случаях, предусмотренных договором поставки;

  • возникающих при принятии решения о реструктуризации деятельности учреждения, в том числе создании, изменении структуры (состава) обособленных подразделений учреждения и (или) изменении видов деятельности учреждения, а также при принятии решения о реорганизации либо ликвидации учреждения;

  • возникающих из претензионных требований и исков по результатам фактов хозяйственной жизни, в том числе в рамках досудебного (внесудебного) рассмотрения претензий;

  • возникающих из условий эксплуатации основных средств, предусмотренных договором (соглашением) о его приобретении (создании, пользовании);

  • по обязательствам учреждения, возникающим по фактам хозяйственной деятельности (сделкам, операциям), по начислению которых существует на отчетную дату неопределенность по их размеру ввиду отсутствия первичных учетных документов;

  • по иным обязательствам, неопределенным по величине и (или) времени исполнения, в случаях, предусмотренных актом учреждения, принятого при формировании его учетной политики.

Обратите внимание, что порядок формирования резервов (виды формируемых резервов, методы оценки обязательств, дата признания в учете и т. д.) устанавливается учреждением в рамках формирования учетной политики. При этом резерв должен использоваться только на покрытие тех затрат, в отношении которых этот резерв был изначально создан.

Признание в учете расходов, в отношении которых сформирован резерв предстоящих расходов, осуществляется за счет суммы созданного резерва.

Минфин в письме от 20.05.2015 № 02‑07‑07/28998 пояснил, что резервы создаются в целях формирования полной и достоверной информации об обязательствах учреждения по методу начисления, предусматривающему отражение расходов в том периоде, к которому они относятся, независимо от того, когда выплачены денежные средства, а также для равномерного отнесения расходов на финансовый результат учреждения, в том числе для расчета налога на прибыль организаций.

В письме Минфин предлагает детализировать счет 40160 «Резервы предстоящих расходов», например, так:

0 401 60 200

Резервы предстоящих расходов

0 401 62 200

Резерв на оплату обязательств, по которым не поступили расчетные документы

0 401 62 221

Резерв по оплате обязательств, по которым не поступили расчетные документы, по услугам связи

0 401 62 223

Резерв по оплате обязательств, по которым не поступили расчетные документы, по коммунальным услугам

0 401 62 225

Резерв по оплате обязательств, по которым не поступили расчетные документы, по работам, услугам по содержанию имущества

0 401 63 200

Резерв по претензионным требованиям и искам

0 401 63 290

Резерв по претензионным требованиям и искам по прочим расходам

0 401 64 200

Резерв на реструктуризацию деятельности, реорганизацию

0 401 64 211

Резерв на реструктуризацию деятельности, реорганизацию в части выплат персоналу

0 401 64 213

Резерв на реструктуризацию деятельности, реорганизацию в части оплаты страховых взносов

0 401 64 226

Резерв на реструктуризацию деятельности, реорганизацию в части оплаты прочих услуг

0 401 64 290

Резерв на реструктуризацию деятельности, реорганизацию в части прочих расходов

Заметим, что на счете 40160 учреждения могу формировать и другие резервы, в частности, на оплату отпусков. Кроме того, инструкцией № 157н предусмотрен счет 11480 «Резерв под снижение стоимости материальных запасов». Но в рамках этой статьи рассмотрим создание резервов, предусмотренных только стандартом № 124н.

Методические указания по применению первичных документов (утв. приказом Минфина от 30.03.2015 № 52н) не предусматривают какого-либо учетного документа для сбора информации о резервах. А методические указания по применению электронных форм первичных документов (утв. приказом Минфина от 15.04.2021 № 61н) предусматривают отражение сведений о резервах предстоящих расходов в Акте о результатах инвентаризации ф. 0510463 (п. 64.55 Методических указания № 61н).

Информация о выявленных отклонениях на счетах учета расходов будущих периодов, резервов предстоящих расходов, следует отражать в разделе 2.10 Акта ф. 0510463.

Заметим, что ни в стандарте № 124н, ни в методических рекомендациях, ни в инструкции № 157н Минфин не сказал о самом главном для бухгалтеров: как организовать поступление в бухгалтерию необходимой информации, обосновывающей формирование резервов.

Консультации по вопросам деятельности организаций государственного сектора

Ответим на вопросы по отчетности, налогам и взносам, кадрам.

Резерв по претензиям и резерв по реструктуризации

Информация о претензиях и исках, предъявляемых к учреждению, о мероприятиях по реструктуризации, а также об участии в досудебных разбирательствах, как правило, собирается в юридической службе или у штатного юриста. Только юрист может представить в бухгалтерию сведения о шансах учреждения выиграть иск или установить примерную сумму расходов в случае его проигрыша.

Согласно разд. 4.1 методических рекомендаций резерв по претензиям, искам признается на дату получения претензионного требования или на дату уведомления субъекта учета о принятии иска к судебному производству. Вот именно эта информация о датах поступления документов, а также о сумме предъявленных исков, должна своевременно поступить в бухгалтерию.

Кроме того, в методических рекомендациях Минфин указал, что учреждение вправе установить особенности признания суммы резерва по претензиям, искам, например, с учетом экспертного мнения собственной юридической службы.

Аналогичная ситуация сложится с формированием резерва по реструктуризации. Согласно разд. 4.2 методических рекомендаций для отражения данного резерва в бухучете бухгалтеру нужна информация:

  • о дате доведения учреждением основных положений мероприятий по реструктуризации до сведения заинтересованных лиц

  • и дате начала реализации мероприятий по реструктуризации деятельности.

Также бухгалтеру пригодится и стоимостная оценка обязательств, возникающих вследствие проводимой реструктуризации. Собрать эти данные без помощи юристов и специалистов других служб учреждения, чтобы отразить их в регистрах учета, бухгалтер не сможет.

Резерв по гарантийному ремонту и резерв по убыточным договорным обязательствам

Для получения сведений, необходимых для отражения в бухучете резерва по гарантийному ремонту и резерва по убыточным договорным обязательствам, главному бухгалтеру придется обращаться к службе сбыта или отделу маркетинга или в другое подразделение учреждения, которое отвечает за работу с заказчиками.

В разделе 4.3 методических рекомендаций указано, что резерв по гарантийному ремонту признают в момент передачи работ, услуг, товаров заказчику (покупателю) согласно договору гарантийного ремонта на основании предъявленных заказчиком (покупателем) претензий.

До начала применения Стандарта № 124н такие факты хозяйственной жизни в бухучете не отражались. А с 2020 года соответствующие службы учреждения должны извещать бухгалтерию о дате передачи товаров заказчикам и рассчитывать сумму данного резерва согласно порядку, который должен быть установлен в учетной политике учреждения.

Соответствующий документооборот между бухгалтерией и другими структурными подразделениями учреждения должен быть организован и для формирования резерва по убыточным договорным обязательствам. Такой резерв согласно разд. 4.4 методических рекомендаций в регистрах учета создают на дату подтверждения финансово-экономическим обоснованием убыточности дальнейшего исполнения определенного договора.

Так как бухгалтер не может заранее предвидеть изменение условий исполнения договоров (например, в результате превышения расходов на исполнение обязательств по договору), такую информацию ему должны предоставить соответствующие специалисты, ведущие учет плановых затрат по нему. А к финансово-экономическому обоснованию должен быть приложен и расчет суммы резерва для такого случая. Порядок обмена такой информацией также должен быть предусмотрен в рамках учетной политики учреждения.

В ходе финансово-хозяйственной деятельности компании часто сталкиваются с необходимостью решения сложных вопросов, связанных с бухгалтерским учетом. ООО «МКПЦН-Консультант» – одна из ведущих российских компаний в сфере оказания консультационных услуг в области бухгалтерского учета и налогообложения.

Резерв на демонтаж и вывод основных средств из эксплуатации

Согласно разд. 2 методических рекомендацийрезерв на демонтаж и вывод основных средств из эксплуатации создается только при наличии в договоре купли-продажи (соглашении) обязательного условия, что при выводе основных средств из эксплуатации субъект учета этого имущества обязан осуществить его демонтаж и восстановить участок, на котором был расположен демонтируемый объект основных средств, либо что такие затраты являются условием использования объекта.

Учреждения бюджетной сферы в силу своей деятельности крайне редко заключают договоры на подобных условиях. Поэтому создание данного вида резерва маловероятно.

Тем не менее в разд. 4, 5 методических рекомендаций содержатся указания о порядке признания в бухгалтерском учете соответствующего резерва – даты и определение суммы. Понятно, что такую информацию бухгалтеру может предоставить главный инженер или специалисты его службы.

Кроме того, бухгалтер должен быть поставлен в известность в случае заключения учреждением договора купли-продажи с обязательством его последующего демонтажа и восстановления участка.

Закон о бухучете – в помощь!

Итак, чтобы сформировать резервы, предусмотренные стандартом № 124н, бухгалтер должен получить информацию от различных служб и специалистов учреждения. Как же главному бухгалтеру добиться от них соблюдения требований нормативных документов?

Согласно п. 3 ст. 9 закона № 402-ФЗ от 06.12.2011, требования в письменной форме главного бухгалтера в отношении соблюдения установленного порядка документального оформления фактов хозяйственной жизни, представления документов (сведений), необходимых для ведения бухгалтерского учета обязательны для всех работников экономического субъекта.

То есть, главный бухгалтер, чтобы обосновать сбор необходимой ему информации, должен продумать и описать в локальных актах процедуру предъявления соответствующих требований к работникам. Для этого желательно разработать типовую форму письменного требования и утвердить ее в рамках учетной политики. Форма такого требования может выглядеть, например, так:

В документообороте, формируемом главбухом в составе учетной политики, следует указать сроки и ответственных лиц, обеспечивающих законное исполнение требований главного бухгалтера.

Подписывайтесь на наш Телеграм-канал «На хорошем счету». Мы пишем о бюджетном учете, трудовом законодательстве, описываем интересные кейсы, отвечаем на ваши вопросы, анонсируем вебинары.

Консультации по вопросам деятельности организаций государственного сектора

Ответим на вопросы по отчетности, налогам и взносам, кадрам.

Реклама: ООО «МКПЦН-КОНСУЛЬТАНТ», ИНН: 7717539166, erid: LjN8KF6e6

Начать дискуссию

Обязательная регистрация работодателя в системе ЕИСОТ

С принятием нового порядка обучения у работодателей появилась новая обязанность: помимо проведения внутреннего обучения еще и занесение сведений об обученных в реестр Минтруда.

Обязательная регистрация работодателя в системе ЕИСОТ

Курсы повышения
квалификации

21
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Свежая вакансия: «Союзмультфильм» ищет бухгалтера по производству

Компании нужен специалист, который знает основные положения бухгалтерского и налогового учета нематериальных активов.

Дарим топовый онлайн-курс «Бухгалтер маркетплейсов - 2024» с подпиской «Клерк.Премиум»

При покупке подписки «Клерк.Премиум» от полугода вы получаете наш флагманский курс «Бухгалтер маркетплейсов - 2024: учет, налоги, 1С» бесплатно!

Лучшие спикеры, новый каждый день

Управлять согласиями на свои персональные данные можно будет на Госуслугах

Выдавать и отзывать согласия на передачу и обработку персональных данных разрешат в личном кабинете на Госуслугах.

Как создать онлайн-курс в формате SCORM

Для онлайн-курса нужны учебные материалы, программа для их создания и платформа, где пользователи будут читать лонгриды и выполнять задания. Со временем компания может перейти на платформу для обучения с более дешевым тарифом или дополнительными функциями. Чтобы файлы открылись в новой системе, лучше изначально упаковать курс в специальный формат — SCORM.

Как создать онлайн-курс в формате SCORM

Как на ЕСХН учесть получение субсидии на развитие сельского хозяйства

Развитие сельского хозяйства сегодня — одно из приоритетных направлений государства. Для этого сельхозпредприятиям оказывается поддержка из бюджета в виде льготного кредитования, различных грантов, субвенций, субсидий. Рассказываем, как плательщикам ЕСХН учитывать полученные субсидии.

Как на ЕСХН учесть получение субсидии на развитие сельского хозяйства
Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Самозанятым просят сохранить налоговую ставку до 2028 года

«Опора России» считает, что после реформы в налоговой системе ее параметры надо зафиксировать на 6 лет, а права самозанятых не менять. Это сохранит доверие к государству.

👔 Минфин донастроит специальные налоговые режимы для малого бизнеса + предположение эксперта, чего ждать

Чтобы компании перестали прибегать к дроблению бизнеса, власти создадут малым предприятиям специальные условия. Им будет выгодно переходить в категорию средних.

Расширен функционал Цифрового профиля

Гражданам и бизнесу теперь доступно еще больше услуг, которые они могут получить в Цифровом профиле.

Центробанк запустил акцию по обмену монет

Мелкие монеты можно в течение недели сдать в банк и получить бумажные купюры или зачислить эти средства на счет без комиссий.

Власти субъектов РФ смогут ограничивать долю торговых сетей

Сейчас для торговых сетей установлен 25%-й порог присутствия в регионе. По мнению Минпромторга, региональные власти должны сами определять долю торговых сетей на местах.

Как автоматизация бизнес-процессов создает условия для роста компании

Для растения необходимы питательные элементы в почве, вода и солнечный свет. Для роста компании тоже требуется несколько условий, среди которых — хорошая организованность. Именно в этом помогает система управления бизнесом, автоматизирующая рутинные процессы, делающая работу прозрачной. Рассмотрим, что такое автоматизация бизнес-процессов, каковы ее возможности и преимущества, как внедрить в компанию.

Как автоматизация бизнес-процессов создает условия для роста компании
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

Регионам спишут долги перед федеральным бюджетом

Региональным бюджетам простят две трети догов. Средства пойдут на инвестиции и развитие местной инфраструктуры.

Какие знания нужны бухгалтеру, чтобы вести учет на ОСНО без ошибок — коллекция курсов «Супер-ОСНО» за 7 490 рублей!

В коллекцию онлайн-курсов мы включили самые сложные темы, с которыми сталкивается бухгалтер при работе на общей системе налогообложения — отчетность по актуальным правилам, расчет НДС, учет в 1С, составление декларации, налог на прибыль и т. д. Учитесь с выгодой! Купите коллекцию из трех курсов за 7 490 рублей!

Роструд: можно в декрете работать по совместительству

Действующее законодательство не запрещает трудиться по совместительству во время отпуска по беременности и родам на основной работе.

Какие знания нужны бухгалтеру, чтобы вести учет на ОСНО без ошибок — коллекция курсов «Супер-ОСНО» за 7 490 рублей!

В коллекцию онлайн-курсов мы включили самые сложные темы, с которыми сталкивается бухгалтер при работе на общей системе налогообложения — отчетность по актуальным правилам, расчет НДС, учет в 1С, составление декларации, налог на прибыль и т. д. Учитесь с выгодой! Купите коллекцию из трех курсов за 7 490 рублей!

Какие знания нужны бухгалтеру, чтобы вести учет на ОСНО без ошибок — коллекция курсов «Супер-ОСНО» за 7 490 рублей!

Совет Федерации может отнять у маркетплейсов льготы по НДС

Чтобы уравнять конкуренцию между маркетплейсами и представителями розничной торговли, Совфед решил отменить для онлайн-торговли льготы по НДС.

Глава Минфина: изменения в налоговой системе сократят неравенство

Прогрессивное налогообложение коснется только тех, у кого высокие доходы. Для семей с двумя и более детьми предложат дополнительные вычеты по НДФЛ.

Цифра дня. Про обеды на работе

Аналитики выяснили, что в среднем работающие россияне тратят на один обед около 438,5 рублей.

Цифра дня. Про обеды на работе

Интересные материалы

Кадры

30% работодателей привлекают сотрудников на аутсорсе

Чаще всего внешних специалистов привлекают представители микробизнеса. Это позволяет большинству работодателей сосредоточиться на основной деятельности и не искать персонал в штат.