Внедряем электронный документооборот в учреждении, пошаговая инструкция

Бюджетным (автономным) учреждениям не стоит бояться перехода на электронное применение первичных документов. Цель использования последних исключительно из-за удобства применения и хранения.
Внедряем электронный документооборот в учреждении, пошаговая инструкция
Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Чтобы разобраться в этой «непростой», на первый взгляд, теме, специалисты МКПЦН-Консультант подготовили данную статью для ответа на самые популярные вопросы.

Когда и кому необходимо применять приказ № 61н с переходом на электронный документооборот

Утвержденные приказом № 61н от 15.04.2021 (далее — приказ № 61н) первичные документы и регистры в обязательном порядке применяются бюджетными (автономными) учреждениями с 01.01.2023 (п. 6 приказа № 61н).

Исключение — документы, утвержденные приказами № 100н от 28.06.2022 и № 157н от 01.12.2010 (о дополнении приказа № 61н). Эти документы обязательно применяются с 01.01.2024 или с 01.01.2023 в соответствии с принятым в учетной политике решением субъекта учета.

Какие преимущества ЭДО

ЭДО — это процесс обмена документами с использованием информационно-телекоммуникационных сетей учреждения. Электронный документооборот необходим не только из-за обязательного применения законодательных актов, но также из-за ряда преимуществ. Перечислим основные из них:

  1. Мгновенность использования. Документы будут создаваться только по щелчку компьютерной мыши, а далее их поиск, исправление ошибок, проверка или копирование станут легче.

  2. Отсутствие издержек. В современном мире ведение документации на бумажных носителях является затратным, переход на ЭДО позволит снизить издержки на 50% по бумаге, обслуживанию принтеров, покупке картриджей, оплате услуг служб доставки.

  3. Эффективность использования рабочего времени. Бумажный документооборот требует временных затрат по составлению, согласованию, передаче, подписанию. Использование электронного документооборота позволит в кратчайшие сроки исполнить документ.

  4. Безопасность. Первичные документы, подписанные электронной подписью, перемещаются по зашифрованным каналам связи, поэтому вся информация защищена.

Эффективность использования ЭДО имеет огромное значение для успешного выполнения задач и достижения цели деятельности учреждения.

Какие есть обязательные требования

Условия по обеспечению электронного документооборота и формированию первичной документации на бумажных носителях

Главным условием по обеспечению электронного документооборота является организационно-техническая возможность, в том числе наличие электроэнергии и устойчивых коммуникационных средств (средств связи).

В случае, если на момент создания первичного учетного документа отсутствует электроэнергия или интернет, это является поводом для создания документа на бумажном носителе, но не исключает его полного отсутствия (согласно п. 3 ст. 9 закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ).

По нашему мнению, в случае отсутствия оборудованного места для создания первички сотрудники также могут оформить документ в бумажном виде.

Необходимые организационно-технические условия рекомендуем закрепить в локальном акте.

Нужно ли использовать приказ № 52н

Да, нужно, так как с появлением приказа № 61н применение форм унифицированной документации приказа № 52н также остается в силе.

И необходимо понимать, что приказ № 61н дополняет формы приказа № 52н (например, ф. 0510439, 0510440, 0510434 — их не было в приказе № 52н), но также замменяетТ некоторые формы (например, ф. 0504101 заменяет ф. 0510448 в электронном виде).

Кто оформляет и подписывает

Электронные первичные документы оформляются и подписываются согласно методическим рекомендациям приказа № 61н от 15.04.2021.

Например, акт о списании (ф. 0510460) подписывается членами комиссии простой ЭП, председателем комиссии — ЭЦП.

Применение ЭЦП

Электронная подпись необходима для обеспечения достоверности совершаемого факта ФХД учреждения, применение электронных подписей регулируется законом от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи».

Этапы внедрения ЭДО в учреждении

Учреждению необходимо предварительно продумать организационные мероприятия по внедрению ЭДО:

  1. Разработать порядок перехода на электронный документооборот (в котором необходимо определить этапы, промежуточные результаты и ответственных за реализацию);

  2. Определить информационную систему, с которой будет организована работа;

  3. Собрать данные по организации работы с документами, регламентирующие процедуры ФХД именно вашего учреждения;

  4. Разработать и принять внутренний локальный акт (положение об электронных документах);

  5. Внести изменения в учетную политику (в соответствии с приказом № 61н):

    1. определить и закрепить период перехода на ЭДО;

    2. определить перечень должностных лиц и вид их электронной подписи;

    3. составить график документооборота с установленным порядком взаимодействия структурных подразделений и ответственных лиц, в том числе определения сроков формирования, подписания, утверждения документов и передачи для отражения в бухгалтерском учете;

  6. Обеспечить сотрудников квалифицированной электронной подписью и простой электронной подписью;

  7. Настроить информационные системы;

  8. Составить план обучения сотрудников по внедрению ЭДО и обучить.

Правила оформления электронных первичных документов

Первичные учетные документы приказа № 61н составляются в форме электронного документа с заполнением обязательных реквизитов (п. 6) и подписываются электронной подписью (п. 1).

Что будет, если не перейти на ЭДО

Законом не предусмотрено наказание в случае неурегулирования процесса перехода на электронный документооборот, но мы говорили выше о том, что приказ № 61н ввел новые формы первичных документов с 01.01.2024, а потому отсутствие первичных документов влечет за собой административную ответственность должностных лиц учреждения — штраф в размере от 15 000 до 30 000 руб. (ч. 4 ст. 15.15.6 КоАП).

Как быть, если в приказах № 52н и № 61н содержатся унифицированные формы идентичного содержания

Если вы внедрили электронный документооборот в своем учреждении и внесли изменения в учетную политику, то преимущественно с этого момента вам необходимо использовать электронные первичные документы согласно приказу № 61н.

Например, списание материальных запасов раньше можно было оформить формой 0504230 (приказ № 52н), с переходом на ЭДО рекомендуем использовать форму 0510460 (приказ № 61н).

Практические примеры применения отдельных форм электронной первички

Остались вопросы по практическому применению норм приказа № 61н — обращайтесь в ООО «МКПЦН-Консультант».

Оперативно и качественно расскажем Вам о том, какой документ должен сопровождать любую, даже самую непонятную хозяйственную операцию.

ООО «МКПЦН-Консультант» — одна из ведущих российских компаний в сфере государственного, управленческого, финансового, юридического, налогового, бухгалтерского консалтинга. Наш опыт работы по указанным направлениям — более 30 лет.

Подписывайтесь на наш Телеграм-канал «На хорошем счету». Мы пишем о бюджетном учете, трудовом законодательстве, описываем интересные кейсы, отвечаем на ваши вопросы, анонсируем вебинары.

Консультации по налогообложению и бухгалтерскому учету

Нужна консультация? Оставьте заявку, мы свяжемся с вами и обсудим ваши вопросы:

Принимаю оферту и даю согласие по перс.данным

Реклама: ООО «МКПЦН-КОНСУЛЬТАНТ», ИНН: 7717539166, erid: LjN8KAN1X

Комментарии

2
  • Спасибо за материал. Было бы здорово про график документооборота еще почитать

  • sokolovasa

    Да, правда. График документооборота претерпел массу изменений

Президент: оборонка должна быть готова к выпуску гражданской продукции

Предприятия оборонно-промышленного комплекса (ОПК) должны быть готовы в любой момент выпускать продукцию гражданского назначения.

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Три новости на Клерке: Ашан, Эвотор и Тот еще разговор

В создании любого продукта должны участвовать люди, которые считают юнит-экономику и отвечают за продукт. Это продакт-менеджеры. Мы это поняли, и поэтому у меня важные продуктовые новости.

Три новости на Клерке: Ашан, Эвотор и Тот еще разговор
1
IT-компании

Для ИТ-компаний введут новое условие сохранения права на льготы

Качество обучения ИТ-специалистов в вузах будут повышать за счет привлечения профильных ИТ-компаний.

Лучшие спикеры, новый каждый день

Стоит ли перечислять платежи на карту третьего лица: у бухгалтеров разошлись мнения. 💸«Ночной бухгалтер» № 1683

Если ваш исполнитель или сотрудник попросит переводить деньги не на свою карту, а например, жене или вообще постороннему лицу, как вы поступите? Закон не запрещает такие переводы, но практика говорит, что могут возникнуть непредвиденные проблемы. Если дойдет дело до суда, то Фемида может развернуться в любую сторону.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Бесплатно с Отчетность в СФР

Технический сбой в СФР: кто отвечает за несдачу ЕФС-1

Суды поставили точку в принципиальном деле: должен ли страхователь платить штраф за непредставление ЕФС-1, если СФР не уведомил об обновлении сертификатов шифрования.

Технический сбой в СФР: кто отвечает за несдачу ЕФС-1
Проверки ФАС

ФАС назвала свою приоритетную задачу

Контроль ценообразования на социально значимых рынках остается для Федеральной антимонопольной службы приоритетной задачей.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Трудовое право

Роструд ответил на основные вопросы про сезонную работу

По Трудовому кодексу есть особенности регулирования труда работников, занятых на сезонных работах.

Банки

Тинькофф запустил банковскую карту по нормам шариата

Банковскую карту, которая соответствует нормам шариата, смогут заказать все мусульмане, которые живут в РФ, а не только в тех регионах, где проходит эксперимент по внедрению исламского банкинга.

Минцифры обозначило 10 задач, которые будет решать

Максут Шадаев перед утверждением на должность министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ назвал основные направления работы и какие вызовы стоят перед Минцифры.

Маркетплейсы

На Авито продавцы смогут оставлять отзывы на покупателей

Пока функция отзывов продавцов на покупателей работала в тестовом режиме, но до конца мая такая возможность появится у всех пользователей в категории «Товары».

Розничная торговля в ЛНР за год выросла на 42%

В Луганской народной республике утвердили список социально значимых товаров, на которые установлены предельные розничные цены.

Обзоры новостей

⚡️ Итоги дня: Apple защитит пользователей от укачивания, в Москве перестанут строить маленькие студии, а рак мозга будут лечить во сне

Подготовили обзор главных событий дня — 16 мая 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

3
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров
Банки

Покупателям квартир разрешат открывать эскроу-счета дистанционно

Чтобы застройщики быстрее получали финансирование, а участники долевого строительства тратили меньше времени на посещение банков, депутаты предложили разрешить при покупке жилья открывать эскроу-счета удаленно.

Как ИП на УСН уменьшить налог на страховые взносы в 2024 году

Предприниматели на УСН «доходы» могут уменьшать налог и авансы по нему на страховые взносы. Расскажем, как это сделать в 2024 году.

Как ИП на УСН уменьшить налог на страховые взносы в 2024 году
Криптовалюта

Где купить USDT за рубли: лучшие платформы для обмена usdt на наличные в Москве и СПБ

Сегодня многие ищут способы выгодно купить USDT за рубли, ведь Тезер – самый надежный и популярный стейблкоин в мире, и его курс напрямую привязан к курсу доллара (USD). В России эту монету можно приобрести несколькими способами: через биржи, с помощью P2P-сервисов и офлайн-обменников, которые находятся в крупных городах : Москва(МСК), Санкт-Петербург (СПБ).

Где купить USDT за рубли: лучшие платформы для обмена usdt на наличные в Москве и СПБ
Мошенничество

Росфинмониторинг: в агрегатор такси встроили казино

Злоумышленники использовали агрегатор такси и проводили через него незаконные операции, связанные с выигрышами на ставках и в онлайн-казино.

Каждый третий сотрудник уверен, что у удаленной работы нет недостатков

Сейчас работодатели предлагают удаленную занятость только тем специалистам, которые успели себя зарекомендовать.

Оптимизация работы бухгалтерии с помощью базы знаний

Корпоративная база знаний ускорит адаптацию новичков в команде и упростит работу опытных сотрудников. Почему правильно организованная база — это гораздо больше, чем просто виртуальная библиотека, читайте далее.

Оптимизация работы бухгалтерии с помощью базы знаний
НДФЛ

С компенсаций за утечку нужно платить НДФЛ

Операторы персональных данных, которые допустили их утечку и компенсируют ущерб пострадавшим, обязаны исчислить, удержать и уплатить НДФЛ с таких выплат.

Интересные материалы

Об уточнении уведомления о контролируемых сделках в связи с изменением размера процентной ставки

Как заполнить Уведомление о контролируемых сделках в 2023 году, отражать начисление процентов по ставке 10% ежемесячно или единоразово в декабре? Нужно ли подавать уточненные Уведомления о контролируемых сделках за 2021 и 2022 годы?

Об уточнении уведомления о контролируемых сделках в связи с изменением размера процентной ставки