Что такое накладные расходы и что в них входит

Рассказываем, что такое накладные расходы, отличаются ли они от косвенных, как их учитывать, нормировать и распределять на себестоимость продукции, работ и услуг.
Что такое накладные расходы и что в них входит
Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Что такое накладные расходы

Накладные расходы — это дополнительные расходы организации, которые не связаны с производством продукции, с оказанием услуг, выполнением определенных работ.

Например, секретарь работает с документами, в выпуске продукции он не участвует, бухгалтер ведет учет и сдает отчетность, он не работает на станке и не выпускает детали, значит, тоже к производству отношения не имеет. Но зарплата и премии таких специалистов является накладными расходами компании и должны быть учтены в себестоимости выпускаемой продукции. 

Или еще пример: на одном станке могут производить разные детали. Они могут отличаться по сложности, трудозатратам — гайку выпилить быстрее, нежели болт. Но трудозатраты на каждую деталь посчитать точно невозможно, так как время изготовления болтов и гаек зависит от квалификации работников: один рабочий за час выпилит 10 болтов, а другой, более опытный — 15 штук. Амортизацию оборудования нужно распределить между видами продукции расчетным способом, а это признак косвенных расходов.

То есть накладные расходы в смете — это затраты, которые не могут быть отнесены на определенный вид продукции, работ, услуг, поэтому распределяются на себестоимость по выбранной компанией методике.

Иногда накладные расходы бухгалтеры называют «косвенными», так как у них одинаковый перечень, о котором расскажем далее. 

Чтобы разобраться в учете и нормировании накладных расходов, нужно время и специалисты с экономическим образованием. Если в компании нет бухгалтера или экономиста, часть их задач можно передать на аутсорсинг. Эксперты ПЭБ не только подхватят ваш учет и отчетность, но и возьмут на себя финансовую ответственность — в случае ошибки штраф заплатит аутсорсер, а не вы. Средний чек — от 9000 рублей в месяц.

Что входит в накладные расходы

Законодательно понятие накладных расходов и их состав не закреплены. Можно использовать приказ Минстроя от 04.08.2020 № 421/пр в пп. «д». В п. 18 говорится том, что к накладным расходам относятся общепроизводственные и общехозяйственные расходы.

В состав накладных расходов обычно включают такие затраты:

  • заработную плату и другие начисления административно-управленческому персоналу, например: секретарю, бухгалтеру, экономисту, менеджеру по продажам;

  • амортизацию основных средств и расходы на их содержание, обслуживание, дооборудование и ремонт, если невозможно определить сумму амортизации для отдельно взятой единицы продукции;

  • арендные и лизинговые платежи по тому имуществу, которое не используется в процессе производства продукции, например, офис, склад, автомобили руководства, складская техника;

  • командировочные расходы;

  • представительские расходы;

  • расходы на обеспечение техники безопасности, нормальных условий труда, противопожарной безопасности;

  • расходы на страхование;

  • расходы на рекламу;

  • расходы на консалтинг, информационно-консультационные услуги, аудит, поиск сотрудников;

  • почтовые расходы, расходы на канцелярию, в том числе затраты на телефон, связь.

Сомневаетесь, правильно ли учитываете все расходы?

Поможем оптимизировать налоги и наладить учет в компании. Наши бухгалтеры подготовят все документы, чтобы подтвердить расходы за текущий период, а также спишут убытки прошлых лет

Оставьте заявку, мы свяжемся с вами

Принимаю оферту и даю согласие по перс.данным

Как распределить накладные расходы

Порядок распределения накладных расходов нужно прописать в учетной политике.

Организация его определяет самостоятельно. Конкретной формулы распределения накладных расходов в законодательстве нет. 

Есть три общепринятых способа распределения накладных расходов: 

  • пропорционально зарплате основного персонала — расчет накладных расходов пропорционально фонду оплаты труда работников, занятых в основном производстве;

  • пропорционально стоимости сырья и материалов — расчет исходя из отношения прямых издержек на единицу товара к общей сумме прямых расходов;

  • пропорционально выручке, объемам продаж — распределение пропорционально машино-часам.

Все три метода можно комбинировать, либо разработать собственный порядок расчета и распределения накладных расходов.

Покажем на примерах, как рассчитать и распределить накладные расходы по трем методам.

Распределение пропорционально заработной плате производственных рабочих

Компания «12 стульев» занимается производством трех видов мебели.

Месячная заработная плата производственных рабочих, которые производят:

  • Диваны — 1 000 000 рублей, произведено 100 штук;

  • Кровати — 2 000 000 рублей, произведено 150 штук;

  • Столы — 3 000 000 рублей, произведено 500 штук.

Итого заработная плата производственного персонала — 6 000 000 рублей.

Сумма накладных расходов, которые надо распределить, — 1 000 000 рублей.

Процент распределения накладных расходов на диваны: 

1 000 000 руб. / 6 000 000 руб. х 100% = 16,67 % составляет заработная плата рабочих, занятых производством диванов, от заработной платы всех производственников.

На единицу диванов будет распределено 0,1667 x 1 000 000 руб. / 100 штук = 1 666,66 руб. на штуку.

Процент распределения на кровати: 

2 000 000 руб. / 6 000 000 руб. х 100% = 33,33 %.

На кровати будет распределено: 0,3333 x 1 000 000 руб. / 150 штук = 2 222,22 руб. на штуку.

Процент распределения на столы: 

3 000 000 руб. / 6 000 000 х 100 % = 50%

На столы будет распределено: 0,5 х 3 000 000 руб. / 500 штук = 3 000 руб.

Распределение пропорционально стоимости сырья и материалов

Стоимость сырья и материалов, использованных в производстве, составила 1 200 000 рублей, в том числе:

  • Диваны — 500 000 рублей, произведено 100 штук;

  • Кровати — 400 000 рублей, произведено 150 штук;

  • Столы — 300 000 рублей, произведено 500 штук.

Накладные расходы, которые надо распределить, — 1 000 000 рублей.

Распределение выглядит так.

Процент распределения накладных расходов на диваны: 

500 000 руб. / 1 200 000 руб. x 100% = 41,67% составляет стоимость сырья и материалов, использованных в процессе производства диванов, от стоимости сырья и материалов всего производства.

На диваны будет распределено: 0,4167 x 1 000 000 руб. / 100 штук = 4 166,67 руб. на штуку.

Процент распределения на кровати: 

400 000 руб. / 1 200 000 руб. х 100% = 33,33%

На кровати будет распределено: 0,3333 х 1 000 000 руб. / 150 штук = 2 222 руб.

Процент распределения на столы:

 300 000 руб. / 1 200 000 руб. х 100 %  = 25%

На столы будет распределено: 0,25 х 1 000 000 руб. / 500 штук = 500 руб.

Распределение пропорционально выручке от объема продаж товаров, работ, услуг

Выручка от продажи составила 10 000 000 рублей, в том числе:

  • Диваны — 5 000 000 рублей, произведено 100 штук;

  • Кровати — 4 000 000 рублей, произведено 150 штук;

  • Столы — 1 000 000 рублей, произведено 500 штук.

Накладные расходы, которые надо распределить, — 1 000 000 рублей.

Распределение выглядит так.

На диваны: выручка от продажи диванов составляет 50% от всей выручки 5 000 000 руб. / 10 000 000 руб. x 100%.

50% x 1 000 000 руб. / 100 штук = 5 000 рублей на штуку.

На кровати: 

4 000 000 руб. / 10 000 000 руб. x 100% = 40%

0,4 x 1 000 000 руб. / 150 штук = 2 666, 67 руб.

На столы: 

1 000 000 руб. / 10 000 000 руб.x 100% = 10%

0,1 x 1 000 000 руб. / 500 штук = 200 руб.

Как нормировать накладные расходы

Нормы накладных расходов обычно используются в строительстве и химической промышленности (приказы Минстроя от 04.08.2020 № 421/пр, Минпромнауки от 04.01.2003 № 2). В документах прописана методика расчета сметной стоимости в строительстве и методика по калькулированию себестоимости продукции (работ и услуг) в химической промышленности.

Компаниям из других отраслей мы можем посоветовать за­ло­жить пла­ни­ру­е­мую долю или норму на­клад­ных рас­хо­дов в смете. Иначе может получиться так, что фак­ти­че­ская сумма на­клад­ных рас­хо­дов превысит пла­ни­ру­е­мую и ор­га­ни­за­ция может уйти в убыток по производству кон­крет­ного вида про­дук­ции, работ, услуг. Чтобы этого избежать, накладные расходы лучше нормировать.

Кроме того, некоторые виды накладных расходов нормируются в налоговом учете:

  • расходы на добровольное страхование работников;

  • представительские расходы;

  • расходы на рекламу;

  • расходы на формирование резервов по гарантийному ремонту и гарантийному обслуживанию;

  • расходы в виде процентов по долговым обязательствам по контролируемым сделкам и контролируемой задолженности;

  • расходы на формирование резервов по сомнительным долгам.

Чтобы грамотно оптимизировать расходы с учетом особенностей вашего бизнеса, обратитесь в Первую Экспертную Бухгалтерию. Квалифицированные бухгалтеры и юристы изучат учет, сделки и договоры с контрагентами, чтобы понять ваши бизнес-процессы и сэкономить на каждом этапе работы. Первый месяц аутсорсинга бухгалтерии в подарок.

Как учитывать накладные расходы

Накладные расходы учитываются на счетах — 25 «Общепроизводственные расходы» и 26 «Общехозяйственные расходы». Затраты собирают по дебету счета 25 и 26, а затем распределяют с этих счетов на счет 20 или сразу 90 «Продажи» по выбранной компанией методике. Обычно накладные расходы списывают в конце месяца. 

Бухгалтер составляет следующие проводки: 

  • Д 25 К 10, 60, 70, 76 и другие счета затрат — учтены общепроизводственные затраты,

  • Д 26 К 10, 60, 70, 69, 76 — учтены общехозяйственные затраты,

  • Д 20 К 25 — списаны общепроизводственные расходы на себестоимость продукции,

  • Д 90 К 26 — списаны общехозяйственные расходы на себестоимость продукции.

Затраты списывают на счета учета по первичным учетным документам. Например, актам об использовании сырья и материалов, расчетно-платежным ведомостям, бухгалтерским справкам. Используют как собственные, так и общепринятые унифицированные формы документов. 

Первая экспертная бухгалтерия

Бесплатно проверим ваш бухгалтерский, налоговый и кадровый учет за предыдущие 1,5 года и возьмем ответственность за проверенный период, как будто учет вели мы

Реклама: ООО "ПЭБ", ИНН 5904400185, erid: LjN8KUbif

Начать дискуссию

Календарь вебинаров для бухгалтера в мае 2024. Выбирайте и смотрите!

Будьте в курсе последних изменений в законодательстве! Выбирайте из 7 вебинаров интересные именно вам и записывайтесь. Учитесь, не выходя из дома или офиса! Забирайте в закладки календарь вебинаров для бухгалтера, которые пройдут в мае 2024. Подписчикам «Клерк.Премиум» — бесплатный доступ.

Календарь вебинаров для бухгалтера в мае 2024. Выбирайте и смотрите!
13

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Бухгалтер vs финдир. Какие знания нужны главбуху, который перерос свою должность

Большинство финансовых директоров перешли на эту должность из позиции бухгалтера. Разберемся, в чем принципиальные отличия в задачах финдира и главбуха, а также выясним, что необходимо бухгалтеру для перехода на новую позицию.

Бухгалтер vs финдир. Какие знания нужны главбуху, который перерос свою должность

В России впервые промаркировали пиво для собак (фото)

В ходе эксперимента промаркирована партия пива для собак методом этикирования, код нанесен на крышку на производстве «Апиценна».

Лучшие спикеры, новый каждый день
Общество

Обучение детей станет более безопасным: утвержден первый ГОСТ на электронные учебные устройства

Росстандарт утвердил национальный стандарт ГОСТ Р 71345-2024 «Средства обучения. Устройства учебные электронные для детей общие требования».

Порядок заполнения электронного путевого листа

Путевые листы необходимы для учета и контроля работы водителя и транспортного средства. С 1 марта 2023 года их можно заполнять в электронном виде. Рассказываем о заполнении электронных путевых листов.

Порядок заполнения электронного путевого листа
Законопроекты

Госдума придумала, что делать с авторскими гонорарами иноагентов

Власти планируют заблокировать доходы от монетизации авторов и исполнителей, которые были признаны иностранными агентами. Их деньги будут лежать на специальном счете до тех пор, пока они не вернутся в Россию.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Рабочая виза в Россию «монтажные работы» для иностранных работников. Что это и кому нужно

Для осуществления трудовой деятельности в России иностранным гражданам из «визовых» стран необходим полный комплект разрешительных документов. Кроме того, работодатели тоже обязаны в большинстве случаев оформлять различные разрешения для найма иностранцев на работу.

Рабочая виза в Россию «монтажные работы» для иностранных работников. Что это и кому нужно

Чтобы принять у доставки заказ, не обязательно знать его номер

Роспотребнадзор разъяснил, может ли принять заказанный и доставленный товар родственник или коллега, знакомый.

Инвестиции

Квартиры стали меньше, но дороже. Месяц крепкого рубля. Дивиденды, облигации, снижение биткоина и другие новости. Воскресный инвестдайджест

Ребят, срочно отодвигаем в сторону пивас и шашлык, берём рулетки и измеряем свои квартиры. Они уменьшились на 25%. Хорошо, что не наши, а в среднем в новостройках за 5 лет. Лукойл обвалился на 3%, выплатив 6% дивидендов. Рубль не стал обваливаться, новые облигации на паузе, а я продал Газпром и рассказал о самом интересном, что произошло за неделю.

Квартиры стали меньше, но дороже. Месяц крепкого рубля. Дивиденды, облигации, снижение биткоина и другие новости. Воскресный инвестдайджест

Нужно ли платить налоги при выходе из ООО

Налоговые последствия выхода участника из ООО: в каких случаях и какие налоги будет необходимо уплатить.

Приняли на работу нового сотрудника: как оформить ЕФС-1 в 2024 году, пример

По каждому принятому сотруднику нужно отчитаться в СФР — заполнить подраздел 1.1 формы ЕФС-1. Даём пошаговую инструкцию для отчётов 2024 года.

Приняли на работу нового сотрудника: как оформить ЕФС-1 в 2024 году, пример
Экономика России

Поставлена задача войти в число 25 ведущих стран мира по роботизации

Для достижения национальной цели «Устойчивая и динамичная экономика» президент поставил задачу по плотности роботизации.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

📕 💪 Акция «Не МАЙся — заниМАЙся»! Самые нужные курсы по 3 690 рублей!

Успейте купить топовые курсы «Клерка» за 3 690 рублей до 13 мая! Для акции мы выбрали нужные для бухгалтера онлайн-курсы: они помогут освоить востребованные навыки, актуализировать знания к лету, освоить новую нишу, чтобы вырасти в карьере и увеличить доход.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
1

🔥 Акция «Не МАЙся — заниМАЙся!»: топовые онлайн-курсы по 3 690 рублей

До 13 мая вы можете купить лучшие онлайн-курсы «Клерка» по учету на маркетплейсах, финансовому моделированию, ВЭД, зарплате и бухгалтерии с нуля за 3 690 рублей!

КоАП РФ

Таможенная служба назвала самые распространенные предметы правонарушений

По линии административного производства таможенные органы ФТС России возбудили 40 625 дел. Из них почти половина приходится на юридических лиц — 17 923.

ИП на упрощенке переехал в новый регион: как платить налог и сдавать отчетность. Риски фиктивной миграции

Встать на учет в качестве индивидуального предпринимателя можно только в ИФНС по месту жительства гражданина. Рассказываем, что делать ИП на УСН при смене адреса проживания: как встать на учет, куда отчитываться и платить «упрощенный» налог, какие ставки применять, какие риски могут возникнуть.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Общество

Опубликован отчет о бесплатной юридической помощи за прошлый год

Минюст подготовил доклад о реализации государственной политики в области обеспечения граждан РФ бесплатной юридической помощью в 2023 году.

Как организовать прием оплаты по СБП в сфере услуг: фитнес-клубах, салонах красоты и автосервисах

Рассказываем, в чем особенность приема оплаты по СБП в сфере услуг — в фитнес-центрах, салонах, автосервисах и на автомойках — и как удобно его организовать.

Как организовать прием оплаты по СБП в сфере услуг: фитнес-клубах, салонах красоты и автосервисах
3
Новости ФНС

ФНС изменила сроки публикации о задолженностях в открытом доступе

Важная информация.

Интересные материалы

Инвестиции

Что такое оферта по облигациям, когда это хорошо, а когда плохо

Каждый, кто инвестирует в облигации, рано или рано сталкивается с таким понятием как оферта — законной возможностью для эмитента переобуться на лету. Придумали её явно не для того, чтобы инвестором жить было лучше, но веселее — уж точно. Смотрим, когда это гуд, какие бывают типы оферты, разбираемся в подводных камнях.

Что такое оферта по облигациям, когда это хорошо, а когда плохо