Как открыть розничный магазин с нуля: пошаговая инструкция

Открытие собственного магазина с нуля – непростая задача. Расскажем, какие нюансы надо учесть.
Как открыть розничный магазин с нуля: пошаговая инструкция

Шаг 1: Что продавать – выбираем нишу

Выбирать нужно то направление, где вы обладаете хотя бы базовыми знаниями. Так лучше будете понимать свою целевую аудиторию, востребованный ассортимент и внутренние процессы бизнеса.

В нашем примере рассмотрим, как открыть продуктовый магазин в формате мини-маркета: с небольшой площадью, где покупатели сами выбирают товар в торговом зале и идут с ним на кассу.

Необходимо учесть ряд условий таких, как:

  • оформление разрешительной документации;

  • выполнение требований к помещению;

  • выполнение требований маркировки продукции;

  • приобретение торгового оборудования, предназначенного для хранения и реализации продукции;

  • оформление документов для персонала.

Шаг 2: Бизнес-план

Даже если вы открываете магазин на собственные средства и не привлекаете инвестора, бизнес-план поможет:

  • определиться с размером инвестиций в бизнес;

  • спрогнозировать объем выручки и прибыли магазина, размер постоянных и переменных расходов;

  • рассчитать эффективность и срок окупаемости бизнеса;

  • проработать маркетинговый план.

Шаг 3: Поиск коммерческого помещения

В первую очередь это должно быть удобно расположенное помещение с хорошим трафиком.

К помещению для продуктового магазина применяется ряд требований:

  • Помещение должно иметь статус нежилого фонда.

  • Продавать крепкий алкоголь можно только в помещении с площадью не менее 50 кв.м, которое находится в собственности или аренде на срок более года.

  • Наличие холодного и горячего водоснабжения, канализации, освещения, отопления и вентиляции. Устойчивые к влажной уборке полы и стены, возможность обработки дезинфицирующими средствами.

  • Наличие тревожной кнопки и охранной системы, пожарной сигнализации.

  • Обязательное разделение на специальные зоны: торговую, складскую и бытовую.

С полным списком требований к помещению продуктового магазина можно ознакомиться в правилах (СП 2.3.6.3668-20), утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача от 20.11.2020 № 36.

Шаг 4: Выбор формы регистрации бизнеса и процедура регистрации

Для розничного магазина подойдут две формы: ООО или ИП. При выборе формы бизнеса следует учитывать:

  • ИП не сможет получить лицензию на реализацию крепкой алкогольной продукции.

  • ООО могут открыть несколько учредителей.

  • ИП сдают меньше отчетности, могут не вести бухгалтерский учет, административные штрафы в разы меньше, чем у ООО.

При регистрации бизнеса нужно выбрать основной и дополнительные коды ОКВЭД. В качестве основного, как правило, указывают 47.11 – розничная торговля преимущественно пищевыми продуктами.

Зарегистрировать ИП или ООО можно в ИФНС при личном посещении, в МФЦ, удаленно на сайте налоговой или на Госуслугах. В регистрации бизнеса помогают банки при условии открытия расчетного счета.

Документы для регистрации бизнеса:

При подаче документов в регистрирующий орган в электронной форме уплачивать госпошлину не нужно.

Шаг 5: Выбор системы налогообложения

Для розничного магазина подойдут основная система налогообложения, упрощенная система налогообложения и автоматизированная упрощенная система налогообложения. А ИП еще может работать на патенте.

Чтобы выбрать режим налогообложения для бизнеса, нужно рассчитать потенциальную налоговую нагрузку в рамках каждой системы и выбрать оптимальный вариант.

Подать заявление в налоговую на УСН можно сразу при регистрации или в течение 30 дней после нее по форме уведомления 26.2-1, утвержденной приказом ФНС от 02.11.2012 № ММВ-7-3/829@.

При желании перейти на патент, подать заявление в налоговую необходимо за 10 рабочих дней до того, как начнете применять специальный режим. Форма заявления 26.5-1 утверждена приказом ФНС от 09.12.2020 № КЧ-7-3/891@.

Подать уведомление на АУСН могут компании и ИП из Москвы, Московской и Калужской области или Татарстана. Для перехода на АУСН у них есть 30 дней с момента регистрации. Уведомление в ИФНС подается через уполномоченный банк или в личном кабинете ИП или юрлица. Через ТКС уведомить налоговую нельзя.

Шаг 6: Открытие расчетного счета в банке

Розничному магазину продуктов расчетный счет нужен для:

  • безналичных расчетов с поставщиками;

  • подключению банковского эквайринга;

  • выплаты заработной платы персоналу;

  • уплаты налогов и сборов;

  • расчетов с арендодателем, поставщиками коммунальных услуг.

Открыть расчетный счет можно при личном посещении банка или полностью в удаленном формате. Выбирают банк по следующим критериям:

  • стоимость РКО;

  • доступность и оперативность техподдержки;

  • комиссии банка за проведенные операции;

  • продолжительность платежного дня;

  • время поступления средств по эквайрингу;

  • дополнительные сервисы, например, бесплатная бухгалтерия, проверка контрагентов, удобные интеграции с учетными системами бизнеса.

Шаг 7: Оформление документов и разрешений для продуктового магазина

Если вы собственник коммерческого помещения, то на руках у вас должно быть свидетельство о праве собственности (выдавали до 2006 года) или выписка из ЕГРН, которую можно получить в МФЦ или на сайте Росреестра.

Если вы пользуетесь коммерческим помещением на правах аренды, то необходимо подтвердить это заключенным договором аренды.

Перед запуском продуктового магазина необходимо уведомить Роспотребнадзор о начале деятельности (постановление Правительства от 16.07.2009 № 584). Уведомление подают, когда бизнес уже зарегистрирован и планируется начало деятельности. Сделать это можно следующими способами:

  • при личном визите в Роспотребнадзор;

  • через МФЦ;

  • на портале Госуслуги.

Оплачивать госпошлину при этом не нужно.

Запускать магазин можно только после внесения бизнеса в торговый реестр. Свидетельство о внесении магазина в торговый реестр получают в течение 30 дней с момента подачи заявления.

Подать данные можно:

  • при личном визите в местную администрацию;

  • через МФЦ;

  • на портале Госуслуги.

Если собственник помещения не оформлял ранее договор на вывоз мусора с региональным оператором вывоза ТКО, тогда это нужно оформить владельцу магазина.

Размещение вывески при входе в магазин не подлежит каким-либо согласованиям. А размещение наружной рекламы требует получения разрешения от собственника помещения.

Если планируете продавать крепкий алкоголь, то понадобится получить лицензию в Росалкогольрегулировании.

Больше чем ОФД

Удобные сервисы для предпринимателя, бухгалтера, менеджера, аналитика и других специалистов из бизнеса.

Шаг 8: Приобретение торгового оборудования

Для полноценной деятельности продуктового магазина понадобится специализированное оборудование:

  • торговые стеллажи;

  • прилавки;

  • витрины;

  • холодильное оборудование;

  • весы.

Ни один продуктовый магазин не сможет обойтись без онлайн-кассы с фискальным накопителем. Выбор кассового устройства зависит от масштабов деятельности и количества покупателей.

Перед началом регистрации кассового аппарата необходимо заключить договор с оператором фискальных данных.

Подать заявление на регистрацию ККТ можно в бумажном виде при визите в налоговую или в электронной форме в личном кабинете на сайте ФНС, либо через личный кабинет Платформы ОФД. Второй способ доступен при наличии УКЭП.

Результатом успешного прохождения фискализации будет получение карточки регистрации ККТ.

Для удобства клиентов в целях безналичной оплаты покупок следует сразу установить терминал для приема пластиковых карт и заключить с банком договор эквайринга.

Для считывания кода товара в момент покупки понадобится сканер штрих-кода, который подключается к кассовому аппарату.

Платформа ОФД обеспечит сбор, хранение и передачу данных с ККТ вашего бизнеса в ИФНС в полном соответствии с требованиями законодательства. В личном кабинете Платформы ОФД вы можете зарегистрировать ККТ, проверить чеки на наличие ошибок, получать аналитику развития бизнеса.

Для торговли маркированной продукцией понадобится 2D-сканер на каждое рабочее место кассира и на место приемки товаров. Это оборудование служит для считывания кодов маркировки Data Matrix поступающих в магазин и реализованных конечному потребителю маркированных товаров.

Регистрация в системе маркировки товаров происходит на портале оператора системы «Честный ЗНАК». Это возможно только при подключении к ЭДО и наличии УКЭП.

Упростить работу с маркированной продукцией поможет сервис Учет марок. Вы сможете вести аналитику продаж и отслеживать ошибки в чеках с маркированными товарами в режиме одного окна.

Шаг 9: Поиск поставщиков

При выборе потенциальных поставщиков следует обратить внимание на следующие моменты:

  • сроки поставки;

  • минимальный объем закупки;

  • наличие сертификатов качества продукции;

  • цены закупки;

  • условия обмена и возврата бракованной продукции;

  • ассортимент продукции.

Отношения с поставщиками необходимо оформлять договорами поставки, в которых указывают наименование, описание и количество товара, условия оплаты и поставки, скидки и бонусы и прочие важные условия.

Платформа ЭДО обеспечит быстрый обмен документами с поставщиками и другими контрагентами. Вам не грозит срыв поставок в связи с задержкой оформления документов. Предусмотрена интеграция с системой маркировки «Честный ЗНАК».

Шаг 10: Оформление персонала

Перед приемом персонала необходимо проверить у претендента наличие медкнижки и штампы в ней о прохождении врачей в рамках медосмотра.

Если работник проходит медосмотр и получает медкнижку в частной клинике, то затраты на эти мероприятия покрывает работодатель.

Также персонал продуктового магазина каждые два года должен проходить гигиеническую аттестацию, которую проводят специалисты из центра гигиены и эпидемиологии. Фактом, подтверждающим прохождение аттестации, служит голографический штамп в медкнижке работника.

Отношения с сотрудниками необходимо оформить трудовыми договорами.

Шаг 11: Оформление уголка потребителя

Каждый продуктовый магазин должен иметь уголок потребителя, который включает следующие документы:

  • копии документов о госрегистрации бизнеса;

  • правила продажи для отдельных видов товаров;

  • закон «О защите прав потребителей»;

  • копии имеющихся лицензий;

  • режим работы;

  • книгу жалоб и предложений;

  • адрес;

  • телефоны контактного лица.

Сервис Платформа ОФД собрал все необходимые опции в одном личном кабинете. Вы можете поставить на учет или перерегистрировать кассу, автоматически передавать данные с ККТ в ИФНС, работать с маркированными товарами в соответствии с требованиями законодательства.

А также отслеживайте аналитику, проверяйте чеки, обменивайтесь документами через ЭДО и сдавайте отчеты с помощью сервиса электронной отчетности.

Платформа ОФД

Платформа цифровизации бизнеса - ОФД, ФН, ЭДО, Отчетность, Маркировка, Аналитика для бизнеса - все в одном интерфейсе для предпринимателя

Начать дискуссию

Юристы СПБ Банка разместили шаблон и инструкцию для самостоятельного обращения в OFAC

По информации на сайте, это исчерпывающий перечень документов для обращения на текущем этапе, хотя OFAC может запросить дополнительную информацию.

Курсы повышения
квалификации

21
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Бесплатно с Трудовые отношения

Трудовые споры: обязан ли работодатель выдавать работнику характеристику

Характеристика может понадобиться не только для трудоустройства у нового работодателя, но и для суда, военкомата и для расследования происшествий внутри фирмы. Обязан ли работодатель давать характеристику? И если да, то что в ней должно быть?

Трудовые споры: обязан ли работодатель выдавать работнику характеристику
Ведение бизнеса

Основы предпринимательской экспертизы: как стать успешным предпринимателем

Каждая профессия предполагает наличие у человека определенных качеств. Одни считают, что их можно развить, другие называют это талантом и врожденным даром.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Лучшие спикеры, новый каждый день
Кредитование

Как получить кредит на открытие бизнеса с нуля

Для открытия бизнеса нужен стартовый капитал, сумма которого может составлять до нескольких миллионов рублей. Если у начинающего предпринимателя нет своих накоплений, можно взять кредит. Рассказываем, как его получить и какие есть особенности у целевого кредита на бизнес. 

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру
1
Самозанятые

Резко выросло число самозанятых IT-специалистов: почему

Согласно прогнозам, к 2030 году число IT-специалистов вырастет на 56%. Работодатели предпочитают сотрудничать с самозанятыми, чтобы сохранить ставку НДФЛ 13% с работниками из других стран.

Отчетность

ИП с сотрудниками: налоги и отчетность

Если у предпринимателя есть сотрудники, он уплачивает те же налоги, что ИП без работников. Кроме того, он платит за работников страховые взносы, удерживает с их зарплат НДФЛ и перечисляет его в бюджет. Все нюансы изложены в нашей статье.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Проверки ФАС

Бесплатное обслуживание банком счетов оказалось не таким уж и бесплатным

ПАО Банк Синара исполнил предупреждение ФАС с требованием разместить достоверную информацию о брокерских услугах на своем сайте.

Банки

Центробанк рекомендует усилить контроль за платежными агентами

Дабы исключить высокорисковые операции, регулятор просит следить, чтобы агенты не использовали персональные данные клиентов без их ведома.

Цифровизация в школах чрезмерна, показал опрос председателя Госдумы

Вячеслав Володин у себя в телеграм-канале провел анонимный опрос о чрезмерности цифровизации в школе.

Новости ФНС

Информация о компаниях будет храниться в открытом доступе 1 месяц

ФНС сократила срок хранения открытой информации об организациях с года до одного месяца.

Самозанятых и начинающий бизнес в новых регионах поддержат дополнительно

Правительство приняло решение дополнительно выделить из федерального бюджетам ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областям 3,75 млрд рублей.

Логика вышла из чата: за несданную декларацию по НДС ИП на патенте и самозанятым грозят блокировкой счета.✍«Ночной бухгалтер» № 1685

Бухгалтеры возмущены: их клиентам и работодателям летят требования сдать декларации по ОСНО, такие уведомления получают даже самозанятые. ФНС рекомендует не отвечать на сообщения, если они не касаются компании или ИП, но бухгалтеры опасаются блокировок.

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк.ру
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

Создадут единую платформу по борьбе с киберпреступлениями

Замглавы Минцифры Александр Шойтов рассказал о планах в сфере информационной безопасности.

Обзоры новостей

⚡️ Итоги дня: садоводам предложили выдавать бесплатные семена, в Москве подорожал проезд в метро, а стоимость золота обновила рекорд

Подготовили обзор главных событий дня — 20 мая 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Криптовалюта

Где безопасно обменять наличные на крипту

За 15 лет существования криптовалюты* не только не утратили своей актуальности, но наоборот — по популярности приблизились к фиатным деньгам и ценным металлам. Так, капитализация того же Биткоина сегодня превышает 1,4 триллиона долларов, что уже выше, чем у серебра! Неудивительно, что обмен крипты на наличные сегодня так востребован.

Где безопасно обменять наличные на крипту

Как загрузить отчеты о продажах с WB и OZON в 1С:Бухгалтерия

Начиная с релиза 1С:БП 3.0.114.23, в программе появился функционал, который позволяет загружать отчеты из маркетплейсов Ozon и Wildberries. Для WB загрузка данных доступна из табличного документа Excel, а также с помощью интеграции с личным кабинетом. Для площадки Ozon интеграцию с личным кабинетом добавили, начиная с релиза 3.0.126.

Как загрузить отчеты о продажах с WB и OZON в 1С:Бухгалтерия

Начался эксперимент по маркировке силовых кабелей

7 из 16 образцов кабелей и проводов не соответствуют требованиям ГОСТ по качеству и безопасности, поэтому власти проводят эксперимент по маркировке этой продукции.

Обязательная регистрация работодателя в системе ЕИСОТ

С принятием нового порядка обучения у работодателей появилась новая обязанность: помимо проведения внутреннего обучения еще и занесение сведений об обученных в реестр Минтруда.

Обязательная регистрация работодателя в системе ЕИСОТ

Свежая вакансия: «Союзмультфильм» ищет бухгалтера по производству

Компании нужен специалист, который знает основные положения бухгалтерского и налогового учета нематериальных активов.

Интересные материалы

Бухгалтеры

Дарим топовый онлайн-курс «Бухгалтер маркетплейсов-2024» с подпиской «Клерк.Премиум»

При покупке подписки «Клерк.Премиум» от полугода вы получаете наш флагманский курс «Бухгалтер маркетплейсов-2024: учет, налоги, 1С» бесплатно!