Самозанятые

Внештатный персонал: как сократить расходы бизнеса без рисков

Сотрудничество с внештатным персоналом, особенно если речь идет о самозанятых и ИП, помогает заказчикам сэкономить на налогах и страховых взносах. Но при этом возникают некоторые риски, на которые важно обращать внимание.
Внештатный персонал: как сократить расходы бизнеса без рисков
Иллюстрация: SHVETS production/pexels

Почему сотрудничать с внештатниками выгодно

Внештатные исполнители сотрудничают с заказчиками на основании гражданско-правовых договоров (ГПД). Такими исполнителями могут быть ИП, физлица без специального налогового статуса и самозанятые. От сотрудничества с ними бизнес получает следующие преимущества:

  • Не нужно перечислять НДФЛ и страховые взносы за самозанятых и индивидуальных предпринимателей.

Эти категории исполнителей уплачивают налоги за себя сами. ИП могут выбрать разные налоговые режимы — в зависимости от этого будет отличаться и порядок уплаты налогов. А вот за физлиц без специального налогового статуса перечислять НДФЛ и страховые взносы должен заказчик.

  • Можно оптимизировать расходы.

Внештатники не получают премии, компенсации, отпускные. Кроме того, ИП и самозанятые также не претендуют на оплачиваемые больничные от заказчика. Физлица без статуса ИП или самозанятого имеют право на оплату больничного. 

  • Можно сэкономить на оборудовании места в офисе.

Внештатникам не нужно выделять рабочее место в офисе, значит, не придется покупать мебель и технику.

  • Можно сократить расходы на услуги бухгалтера.

По внештатникам не ведут кадровый учет, для них не составляют локальные акты, не проводят спецоценку условий труда. Опять же не нужно рассчитывать премии, НДФЛ, взносы, больничные — за исключением физлиц без специального налогового статуса. Также заказчик не будет налоговым агентом в отношении ИП и самозанятых, поэтому ему не нужно сдавать отчеты в налоговую и СФР.

Какие риски есть при сотрудничестве с внештатниками

Внештатники могут сотрудничать с заказчиком только в рамках проектных работ или разовых заданий. В любом другом случае такое взаимодействие будет расценено как незаконная налоговая оптимизация. Ниже перечислили основные риски:

  • Налоговая переквалифицирует отношения с исполнителем в трудовые. 

Такой риск не стоит никогда исключать.  Если такой риск реализуется, то заказчику придется:

  • уплатить взносы и НДФЛ со всех выплат исполнителю за время сотрудничества;

  • сдать формы 6-НДФЛ, РСВ, персонифицированные сведения в ИФНС и форму ЕФС-1 в СФР;

  • выплатить исполнителю премии, отпускные, компенсации, которые ему полагаются по локальным актам организации и ТК;

  • дополнительно оплатить штрафы и пени, которые налоговая начислит за то, что заказчик просрочил уплату налогов и взносов. 

  • Заказчика признают налоговым агентом. 

Такой риск есть при сотрудничестве с самозанятым. За физлиц без специального налогового статуса заказчик и так перечисляет налоги и взносы. 

Есть риск стать налоговым агентом у заказчика, если:

  1. Доход самозанятого не попадает под налог на профдоход.

  2. Исполнитель утратил право пользоваться статусом плательщика НПД на дату выплаты вознаграждения.

  3. Самозанятый получил больше 2,4 млн руб. в год.

  4. Самозанятый не выдал чек на оплату.

  5. ИФНС переквалифицировала отношения в трудовые.

  • Налоговая отказалась учитывать вознаграждение самозанятым в расходах.

Расходы на выплаты самозанятому можно учесть в составе затрат по УСН (доходы минус расходы) и налогу на прибыль, только если заказчик получил от исполнителя чек. Нет чека — и расходы подтвердить не удастся.

Если бизнес сотрудничает с большим количеством исполнителей, то риски растут, а также увеличиваются и трудозатраты. Приходится проверять статусы каждого исполнителя перед выплатой, заключать договоры, собирать со всех чеки. Повысить эффективность можно, если автоматизировать все эти процессы. Например, с помощью платформы Qugo

Платформа автоматически проверяет статус исполнителей до того, как перечислить вознаграждение. Также можно автоматически формировать чеки и акты и обмениваться ими с исполнителями по ЭДО.

Как избежать рисков

Риск переквалификации

На 100% такой риск исключить не удастся, но уменьшить его можно. Что нужно делать:

  • Проверяйте статус самозанятого или ИП до того, как подписали с ним договор. 

При сотрудничестве с ИП запросите выписку из ЕГРИП, с самозанятым — справку из приложения «Мой налог», или проверьте статус в сервисе налоговой

  • Проверяйте все формулировки в договоре.

В нем не должно быть трудовых терминов и условий, которые используют в трудовых отношениях. Если сотрудничаете с самозанятым, добавьте в договор также условие о том, что исполнитель несет ответственность, если вовремя не выдаст чек или не сообщит об утрате статуса самозанятого.

  • Не перекладывайте постоянную трудовую функцию на исполнителей.

Нельзя знакомить самозанятого с локальными актами организации, устанавливать ему график и режим работы, бесплатно выдавать спецодежду, оборудование, онлайн-кассу. Имущество можно передать только на основе договора аренды, а кассу — по доверенности. 

  • Проверяйте статус исполнителя до того, как переведете ему вознаграждение. 

Мало проверять статус исполнителя до заключения договора. Это необходимо делать еще и перед каждой выплатой: на сайте налоговой — по ИП, в сервисе ФНС — по самозанятым.

Больше подробностей о сотрудничестве с внештатным персоналом и новостях из мира самозанятости — в телеграм-канале Qugo.

  • Собирайте все чеки от самозанятых.

Чек подтверждает, что самозанятый имел статус плательщика налога на профдоход, когда получал деньги от заказчика. 

  • Подписывайте с исполнителем акт.

Этот документ фиксирует приемку услуг и подтверждает, что между сторонами — сдельные, а не трудовые отношения.

Риск, что заказчика признают налоговым агентом

Чтобы уменьшить такой риск:

  • Проверяйте статус исполнителя перед тем, как подписывать договор и перечислять вознаграждение.

  • Убедитесь, что исполнитель в предыдущие два года не работал в вашей компании по трудовому договору.

  • Проверяйте, корректно ли самозанятый оформил чек.

Риск, что заказчик не сможет включить в расходы выплаты самозанятым

Такой риск возникает, если самозанятый не выдал чек вовремя или допустил в нем ошибки. В первом случае, как мы уже упоминали, стоит предусмотреть ответственность за невыдачу чека прямо в договоре.

Чтобы избежать ошибок в чеках, заказчик должен проверить, верны ли сведения о нем самом, корректно ли исполнитель указал название услуги и ее стоимость, нет ли в чеке трудовых терминов. 

Но полностью избежать риска не получить чек или получить его с ошибкой заказчику не удастся, если исполнитель формирует его вручную. Однако есть способ снизить такой риск до нуля — сотрудничать с внештатными специалистами через онлайн-платформу Qugo.

Qugo автоматически формирует чек после того, как самозанятый получает вознаграждение. Ошибки в чеках также исключаются. Кроме того, договор и акты формируются автоматически, а вся информация по документам и оплатам хранится в личном кабинете.

Открываем секреты безопасной работы с самозанятыми

Рассказываем, как минимизировать риски взаимодействия

Получите полезную памятку для бизнеса

Просто заполните форму ниже:

Принимаю оферту и даю согласие по перс.данным

Реклама: ООО «КЬЮГО ТЕК», ИНН 7727452605, erid: LjN8K5k93

Начать дискуссию

Государство достаточно помогает малому бизнесу: считает 34% предпринимателей

Выручка малого и среднего бизнеса достигла рекорда за 5 лет и составила 25,8 трлн рублей. 53% предпринимателей довольны отдачей от своего бизнеса.

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Пенсионный криптофонд. Месяц 12

Вот и прошёл первый год моего криптопутешествия на криптоостров, в ходе которого я ежемесячно вношу небольшую сумму и создаю личный криптовалютный пенсионный фонд. Не знаю, сколько будет стоить биткоин через 50 лет, но знаю, что произошло в моём криптопортфеле за апрель. Целый год позади, погнали смотреть.

Пенсионный криптофонд. Месяц 12

Как инвестор может потерять акции купленные на бирже

Даю свое мнение по недавнему судебному спору, при котором акции российской компании были изъяты судом у частных инвесторов по иску прокуратуры.

Лучшие спикеры, новый каждый день

Актуальные правовые подходы при оспаривании кредитных договоров, оформленных мошенническим путем

В рамках настоящей статьи предметно рассмотрим формирующуюся судебную практику по вопросам, связанным с оспариванием кредитных договоров, оформленных мошенническим путем.

На Госуслугах будут тестировать новую платформу коммерческих согласий

Участники финансового рынка запустят новый сервис на Госуслугах, который позволит клиентам не вводить одни и те же личные данные при оформлении продукта, а просто дать согласие организации на использование той информации, которая уже есть в другой.

Инвестиции

Росбанк и УК «Лидер» вернули средства со счета Euroclear

Суд встал на сторону инвесторов в деле о блокировке иностранных активов.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Ведение бизнеса

Силовики пришли на пивзавод «Афанасий» в Твери

О причинах визита правоохранительных органов пока что неизвестно.

Бесплатно с Первичные документы

Какие документы заменяет УПД. Новый формат УПД с 2025 года. Мини-курс

Универсальный передаточный документ используется в качестве замены части первичных документов. Какие документы он заменяет и какой формат УПД использовать с 2025 года рассказываем в мини-курсе.

Какие документы заменяет УПД. Новый формат УПД с 2025 года. Мини-курс

🌞 Хотят увеличить МРОТ и декретные. В мае надо пораньше выплатить зарплату. Топ новостей за неделю

Мы собрали для вас самые важные бухгалтерские новости последней недели, которые вы могли пропустить.

Бесплатно с Отпускные

Можно ли взыскать деньги с работника, который взял отпуск авансом, а потом уволился

Не всегда разумно идти навстречу пожеланиям трудящихся – предоставлять им отпуска авансом вне графика за еще не отработанный период. Но если такая ситуация произошла, как быть работодателю, можно ли удержать переплату?

Можно ли взыскать деньги с работника, который взял отпуск авансом, а потом уволился
Охрана труда

👷‍♂️👨‍💻🔧 Кто должен проходить обучение по охране труда на предприятии

Согласно ст. 225 ТК, получить базовые знания по охране труда должны все сотрудники, однако существуют и специальные программы для разных категорий работников. Разбираемся, кто и по каким программам обязан проходить обучение в компании.

👷‍♂️👨‍💻🔧 Кто должен проходить обучение по охране труда на предприятии

Как защитить бизнес от необоснованных нападок потребителей

Разберем, как потребители злоупотребляют своими правами и как честным предпринимателям защитить свой бизнес.

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

Как уменьшать налог по УСН на взносы, НМА в 2024 году, важные разъяснения Минфина и ФНС. Дайджест разборов

Подготовили для вас новый дайджест разборов от «Клерка». Сегодня для вас самые читаемые разборы за апрель, а также два абсолютно новых разбора.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
ЭДО

В сервисе «Прозрачный бизнес» теперь можно узнать больше о контрагентах

ФНС в сервисе «Прозрачный бизнес» разместила информацию о подключении бизнеса к электронному документообороту (ЭДО).

Мошенничество

Развитие бизнеса с сайта знакомств, как правило, не начинается

Оперативники задержали подозреваемого в мошенничестве через сайт знакомств в отношении жительниц Краснодарского края и Москвы.

Ведение бизнеса

Что такое гарантийное письмо и в каких случаях оно необходимо

Гарантийное письмо подтверждает возникновение обязательств между сторонами и условия сделки. Такой документ можно предоставить арендодателю, клиенту или кредитору как гарантию исполнения своих обязательств. Если сторона свои обещания нарушила, с таким документом можно идти в суд.

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру
Мошенничество

Договор на трудоустройство в модельное агентство актером массовых сцен может оказаться на кредит

На юго-востоке Москвы сотрудники полиции задержали подозреваемых в многоэпизодном мошенничестве под видом трудоустройства в модельное агентство актером массовых сцен.

Как заполнять новые реестры для экспортного НДС 0%

При реализации товаров на экспорт применяется ставка НДС 0 %. Для подтверждения права применения данной ставки необходимо использовать реестры. Ранее экспортеры представляли подтверждающие экспорт документы, как на бумаге, так и в виде реестров сведений в электронном виде.

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру

Простым языком про счета за границей

Клиент задаёт нам вопрос: у меня открыты карты в иностранных банках для поступления средств и оплаты иностранных сервисов. Надо ли сдавать отчет о них и если да, то куда и когда?

Интересные материалы

Обзоры новостей

⚡️ Итоги дня: TikTok возвращается в Россию, CDEK доставляет автомобили, а IT-компании не договорились о создании российской операционки

Подготовили обзор главных событий дня — 3 мая 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.