Семь признаков того, ваш бухгалтерский учет нуждается в восстановлении

Порой предприниматели узнают о проблемах в учете слишком поздно, когда прилетают штрафы от ФНС или банк отказывает в кредите. Статья поможет определить, как обстоят дела в учете вашей компании, проверить компетентность бухгалтера, вовремя принять меры и предотвратить последствия.
Семь признаков того, ваш бухгалтерский учет нуждается в восстановлении
Иллюстрация: Райт Консалтинг

Ошибки в учете влекут за собой ошибки в расчете налогов, а это чревато недостоверной отчетностностью, предупреждениями и штрафам от ФНС.

Например, если в рамках одного налогового периода вести учет с нарушениями, могут назначить штраф от 10 000₽ до 20% от суммы неуплаченного налога (статья 120 НК).

Если суд докажет, что нарушения при выплате налогов допускались намеренно и продолжительное время, наказание будет неизбежным и строгим — штраф от 200 000 до 500 000₽ или лишение свободы на срок до 5 лет по ст. 199 УК.

Но практика показывает, когда чаще всего предприниматели даже не подозревают, что бухгалтерский учет в их компании ведется из рук вон плохо и нуждается в восстановлении. 

Восстановление учета: кому и когда нужен

Восстановление учета — это процесс, при котором бухгалтерский и налоговый учет организации приводят в порядок:

  • сопоставляют информацию в программах 1С и первичную документацию;

  • сверяют сданные отчеты и документы в программе и на бумаге;

  • проверяют, правильно ли ведется кадровый учет;

  • проверяют операции в программе 1С:Бухгалтерия.

А теперь давайте перейдем к признакам, которые помогут выявить некомпетентность/халатность бухгалтера и косвенно проверить корректности текущего бухучета. Это своеобразные маячки, которые всегда важно держать на контроле.

Когда требуется восстановление учета. Основные признаки

Учет «на коленке»

Нередки случаи, когда предприниматель ведет учет самостоятельно, чаще всего ограничивается таблицей в Eхсеl, либо есть приходящий специалист, который занимается бухгалтерией от случая к случаю, чаще всего в момент сдачи отчетности. И вероятность того, что в учете возникнут нестыковки и ошибки сильно возрастает.

Конечно, программное оснащение налоговой такую оплошность не пропустит и выльется этот все в дополнительные проблемы бизнеса.

Некомпетентность бухгалтера

Бывает так, что штатный сотрудник в условиях сильной загруженности ведет учет с большими нарушениями или просто не справляется из-за отсутствия должных компетенций.

Поводом для беспокойства также может стать частая смена специалистов, что само по себе негативно сказывается на делах компании. А еще бывает так, что бухгалтеры не просто уходят из компании, а забирают базу и намеренно не выходят на связь. 

Это самая частая причина, по которой к нам обращаются за услугой восстановления бухгалтерского учета.

Восстановим бухучет с нуля

Получите отчет с рекомендациями после экспресс-аудита

Повышенное внимание со стороны налоговой

Если в последнее время участились вызовы в налоговую, штрафы и мелкие списания, то пора звонить в колокол. Конечно, это косвенный признак некорректности данных в учете, так как контроллеры часто что-то запрашивают и выявляют неточности, но присмотреться и проверить, а как на самом деле ведется учет, обязательно стоит.

Отсутствие первичной документации 

Вас должна насторожить ситуация, когда вы запрашиваете акт сверки с контрагентом у бухгалтера, а он либо игнорирует вашу просьбу, либо предоставляет с большой задержкой. Сюда же можно отнести договоры, которые внезапно пропадают или хранятся не в соответствии с правилами компании.

Низкие финансовых показателей эффективности бизнеса

Например, когда предприниматель обращается в банк за кредитом, то обычно финансовые показатели бизнеса анализируются по бухгалтерской отчетности. В связи с чем банк вправе запросить расшифровки тех или иных статей баланса. Нередки случаи, когда бухгалтер не может их предоставить. Вот тут-то и выясняется, что, скорее всего, баланс некорректный и никакого отношения к реальным цифрам он не имеет. 

Изменение налогового режима компании

Например, компания утратила право на применение УСН и перешла на общий режим налогообложения, таким образом, ей придется сдавать отчетность по общим правилам. Для этого нужно поднимать и пересматривать всю документацию с начала периода и заполнять стандартные отчетные формы. 

В переходном периоде увеличиваются запросы от налоговой и вот тут все нестыковки, как лакмусовая бумага и явный признак того, что учет придется восстанавливать.

Потеря бухгалтерской базы

Причины здесь могут быть разные: пожар, наводнение, кража, поломка сервера или жесткого диска, на котором хранились данные. 

Последняя ситуация произошла совсем недавно с одним из наших клиентов. Жесткий диск компании, на котором хранилась учетная база, и велось резервное копирование, вышел из строя. Но так как у нас остались документы, по ним удалось восстановить большинство операций и привести учет в исходный вид.

Кто справится с восстановлением бухучета

Восстановить бухгалтерию можно силами штатного бухгалтера, а можно передать задачу аутсорсинговой компании, которая на этом специализируется, заодно  проверить компетенции штатного сотрудника.

Обычно бухгалтерия, которая уже нарушила правила ведения учета, скорее всего, не справится с такой задачей. И здесь вопрос не только в компетенциях бухгалтера, а в качестве и четкости выстроенных бизнес-процессов.

Даже если новый бухгалтер компании будет обладать достаточным уровнем компетенций, переход на участок по восстановлению учета неизбежно навредит текущему учету, потому что на него будет тратиться меньше времени, чем требуется. В результате вы будете исправлять старые ошибки, одновременно допуская новые. 

Передача на аутсорсинг позволит не отвлекать своих бухгалтеров, а в итоге вы получите полный пакет восстановленной документации и отлаженные бухгалтерские процессы.

Есть вопросы или нужна помощь?

Оставьте заявку, мы проконсультируем и дадим рекомендации

Принимаю оферту и даю согласие по перс.данным

Реклама: ООО «РАЙТ КОНСАЛТИНГ», ИНН 7806405598, erid: LjN8KNXJW

Комментарии

16
  • Жанна

    если пишуший рекламирующую свою фирму статью путается в понятиях - так себе реклама получается, скорее, антиреклама.

    Нередки случаи, когда предприниматель ведет учет самостоятельно, чаще всего ограничивается таблицей в Eхсеl

    зачем предпринимателю бух.учет?

    Некомпетентность бухгалтера

    Бывает так, что штатный сотрудник в условиях сильной загруженности ведет учет с большими нарушениями

    это не говорит о некомпетентности.

    Отсутствие первичной документации 

    Вас должна насторожить ситуация, когда вы запрашиваете акт сверки с контрагентом у бухгалтера, а он либо игнорирует вашу просьбу, либо предоставляет с большой задержкой. Сюда же можно отнести договоры, которые внезапно пропадают или хранятся не в соответствии с правилами компании.

    тут вообще треш. Каким образом наличие или отсутствие актов сверки свидетельствует о наличии первичной документации и почему в этом обязательно виноват бухгалтер фирмы, а не контрагент? Почему за договоры должен нести ответственность бухгалтер? И как наличие договоров влияет на первичные документы и на качество бух.учета?

    Ну и т.д.

    • Здравствуйте, Жанна. Вы абсолютно правы. Предпринимателю зачастую учет и не нужен, кроме налогового, конечно, и может быть товарного, если специфика бизнеса соответствующая.

      И, конечно, загруженность бухгалтера не говорит о его некомпетентности.

      А что касается отсутствия первичной документации, никто бухгалтера и не винит, это может быть одним из признаков наличия недостатков в организации внутренних бизнес-процессов в компании, связанных с документооборотом. Которые, в свою очередь, становятся в том числе и причинами необходимости восстановления бухучета.

  • сверяют сданные отчеты и документы в программе и на бумаге;

    а распечатывали их из откуда?

    или в программе делали, а на бумаге ручкой?

    И обратно: если то что в программе и то что распечатано всё-таки сходится, то значит всё правильно?

    • Здравствуйте.

      Я, кстати, встречала такое, что в программе сформирована отчетность одна, а сдана совершенно другая, потому что бухгалтер заполняла формы прямо в программе для сдачи отчетности. Где брала цифры - загадка.

      И, отвечая на ваш второй вопрос - не думаю, что, если сошлось "в обратную сторону", то значит все ок. Важно, чтобы сходилось еще и с данными учета, и с данными первичной документации.

  • можно практически каждое предложение всей статьи процитировать и после каждого вставлять:

    В первую очередь нужно проверять вменяемость руководителя! И отдельно уточнять у него "а нужно ли ему вообще хоть что-то на его предприятии?"

    Договора, говорите, бух найти не может? Акта сверки? А они вообще были? А кто должен беспокоиться об их наличии??

    Или всё как обычно: ой, Машенька, нужно срочно перечислить... а документы мы потом... И так это и остаётся.

    Ему про большие остатки на складах, а от него: ой, да спиши там как-нибудь... Так получается, что в его понятиях списать - это просто вычеркнуть некоторые позиции в общем перечне.

    • Понимаю ваши комментарии и соглашусь, что оооочень часто причинами в необходимости восстановления учета являются недостаточно грамотно выстроенные бизнес-процессы в компании. Когда не организована вовлеченность других сотрудников в документооборот, когда все на бухгалтере, который должен зачастую "придумать" и "нарисовать" оправдательные документы. Поэтому мы, когда восстанавливаем учет, финальным этапом разрабатываем еще и регламенты по документообороту в компании, чтобы минимизировать ошибки в будущем.

      • Ирина

        Поэтому мы, когда восстанавливаем учет, финальным этапом разрабатываем еще и регламенты по документообороту в компании

        А они, эти Ваши регламенты, исполнятся будут? Если в организации такой "беспредел", то выход тут один, после восстановления бухучета, менять руководителя

        • Жанна

          кто будет менять руководителя? Сотрудники? 🤣

          В таких конторах очень часто руководитель и есть собственник бизнеса.

          • Ирина

            Так и я о том же. Учет восстановили и опять всё по накатанной. Лет через 5-6 опять учёт восстанавливать будут🤣

            • Жанна

              дык пусть платят, аудиторы зато без работы не останутся)

              • На мой взгляд, восстановление могут проводить и бухгалтеры при наличии должной квалификации. Наличие допуска к аудиторской деятельности здесь совсем не обязательно. Так что и бухгалтеры без работы не останутся))

                • Жанна

                  ну как же, бухгалтеры же никому скоро будет вообще не нужны и вымрут как класс 🤣🤣🤣

Единственных учредителей ООО не будут освобождать от взносов на ОПС

В Минфин поступило предложение освободить от страховых взносов на ОПС директоров-единственных учредителей микробизнеса, которые к тому же – пенсионеры. Но Минфин ответил отказом.

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

RPA: технология, которая меняет подход к автоматизации

RPA (Robotic Process Automation) — это технология, которая позволяет автоматизировать рутинные задачи и процессы, выполняемые человеком. Ее можно применять в различных областях, таких как финансы, бухгалтерия, HR, производство, логистика и другие.

RPA: технология, которая меняет подход к автоматизации

Кейс. Как руководители такси поняли, почему денег на счетах становится меньше

Руководители бизнеса часто сталкиваются с ситуацией, когда задач становится всё больше, а денег — только меньше. Рассказываем, как с этой ситуацией разобрались владельцы такси «Ангел».

Кейс. Как руководители такси поняли, почему денег на счетах становится меньше
Лучшие спикеры, новый каждый день

Налоговая реформа будет, Минфин сохранит стимулирующие принципы налоговой политики

Министерство финансов России намерено сохранить стимулирующие принципы налоговой политики, так как видит их эффективность.

СПБ Биржа приостановила торги из-за технического сбоя

Торги приостановили с 12:05, о возобновлении работы СПБ Биржа сообщит позднее. Сейчас специалисты выявляют причины технического сбоя.

У России будет новая модель экономического роста: какое ключевое направление

Кандидат на пост министра экономического развития России Максим Решетников заявил о предстоящей этому ведомству задаче сформировать новую модель экономического роста.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Банки

Центробанк решил правовую коллизию между банками и приставами

Приставы штрафуют банки за то, что они отказываются списывать деньги должников по исполнительным документам. Это можно делать только после исключения компании из ЕГРЮЛ.

Субсидиарная ответственность директора

Если руководитель виновен в банкротстве организации, при этом активов должника недостаточно, чтобы погасить все долги, то недостающая часть будет взыскана с него. В этом суть субсидиарной ответственности. Рассказываем, как не попасть в такую ситуацию и обезопасить себя и своих близких, поскольку эти долги переходят по наследству.

Субсидиарная ответственность директора
НДФЛ

Небольшие доходы могут освободить от НДФЛ

Профсоюзы будут добиваться освобождения от НДФЛ прожиточного минимума и МРОТ.

10

Селлеры маркетплейсов не допускают повторных нарушений с маркировкой товаров

ЦРПТ подтвердил 92% жалоб на нарушения требований маркировки. В 40% случаев маркетплейсы выписали селлерам штрафы, а также провели работу с поставщиками, чтобы не допустить повторных нарушений.

Учет НДС, исчисленного иностранным исполнителем при оказании слуг за пределами РФ

Организация приобретает услуги у иностранного исполнителя, оказанные за пределами РФ. В стоимости услуг иностранным исполнителем предъявлен НДС, исчисленный в соответствии с законодательством иностранного государства. Как такой НДС отражать в бухгалтерском и налоговом учете?

У «Клерка» новый телеграм-канал для HR-специалистов. О карьере без купюр

«Клерк» запустил telegram-канал с обсуждением трендов и тенденций в найме. Пригодится начинающим и опытным рекрутерам, а также всем, кто хочет работать в этой сфере. Подписывайтесь!

У «Клерка» новый телеграм-канал для HR-специалистов. О карьере без купюр
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

Как сделать пользователей «Клерка» вашими покупателями за 2 месяца: продвижение компании с нуля. Акция только до конца мая!

«Клерк» — это профессиональное комьюнити бухгалтеров, финансистов и предпринимателей, которому уже 22 года! У нас большой опыт по продвижению компаний сегментов b2b и b2c, мы поможем рассказать о вашем бизнесе, услугах, сервисах и мероприятиях при помощи одного из самых эффективных инструментов — блога компании.

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру

Бюджет получил 800 млрд рублей от маркировки товаров

Блокировка нелегальных товаров на кассах в магазинах повлияла на обеление рынка. Поставщики стали работать в правовом поле и не поставлять в торговые сети просрочку и фальсификат.

У ФНС нет права вмешиваться в хозяйственную деятельность участников экономических отношений

По результатам камеральной проверки декларации по НДС за 1й кв. 2022 года ИФНС составила акт и вынесла решение о привлечении общества к ответственности за умышленную неуплату НДС (штраф 18 тыс. руб.). Тем же решением было предложено уплатить недоимку по налогу в сумме 49.5 тыс. рублей, пени по нему 3 тыс. руб.

Бесплатно с Налоговый учет

Что такое КПП в реквизитах организации в 2024 году: расшифровка

Разбираем, что означает КПП в реквизитах компании, как расшифровывается и что значит каждая цифра кода. Также рассмотрим, кому присваивают КПП и в каких документах его указывают.

Что такое КПП в реквизитах организации в 2024 году: расшифровка

Налог на профдоход самозанятые могут платить двумя способами. В том числе как ЕНП

Плательщики налога на профессиональный доход могут выбрать способ уплаты: через ЕНП или приложение «Мой налог» (на КБК НПД).

2

От дебета к EBITDA: как главному бухгалтеру стать финдиром

Главбух — не финальная точка карьерной лестницы: можно шагать и выше. Рассказываем, почему финансовый директор — это логичный карьерный рост для главного бухгалтера, и в чём нужно разобраться главбуху, чтобы стать финдиром.

От дебета к EBITDA: как главному бухгалтеру стать финдиром

Чем грозит бардак на рабочем месте. Судебная практика

Оказывается беспорядок на рабочем месте чреват не только потерей нужного документа, но и лишением премии. Нашла интересное судебное решение.

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру

Интересные материалы

При импорте товаров из стран ЕАЭС через агентов вычет по НДС применяет принципал

При ввозе товаров в РФ из стран ЕАЭС на основании договоров поручения, комиссии, агентских договоров обязанность по исчислению и уплате НДС возлагается на организацию (ИП) – поверенного, комиссионера, агента.