Управление персоналом

Как быстро заменить ушедшего сотрудника

В небольшой компании каждый сотрудник – ключевой. Но не всегда руководителю удается повлиять на решение об уходе. Что делать в подобной ситуации? Поговорим о том, как быстро заменить уволившегося специалиста без ущерба для бизнес-процессов.
Как быстро заменить ушедшего сотрудника
Иллюстрация: RosCo

Статья будет особенно полезна для руководителей бизнеса в сегменте МСП.

Действуем по горячим следам

После увольнения сотрудника (особенно внезапного) некогда анализировать ситуацию: почему так произошло? Что именно послужило причиной? Как не допустить этого вновь? Вопросы вы зададите себе позже. Первоочередная задача – быстро найти замену уволившемуся.

Люди редко уходят, «хлопнув дверью», без объяснения причин. Если сотрудник положил вам на стол заявление об увольнении, попробуйте поговорить с ним. В ваших интересах договориться со специалистом об отработке более длительного срока, чем две недели. Попросите поддержать вас до тех пор, пока вы не найдете ему замену, а также ввести новичка в курс дела.

Постарайтесь расстаться по-хорошему. Предоставьте человеку положительные письменные рекомендации и пообещайте оставить о нем устные отзывы новому работодателю при необходимости. Заплатите за отработанное время, сообщите специалисту, что вам жаль с ним расставаться (если это действительно так), и что вы будете рады сотрудничеству в будущем. Существует даже небольшая вероятность того, что человек «одумается» и решит остаться.

Идеально, если вы сможете договориться о том, чтобы предшественник передал дела преемнику. В противном случае вновь прибывшему сотруднику придется потратить много времени и сил, чтобы вникнуть во все нюансы работы.

Вам крупно повезет, если уходящий специалист ко всему прочему согласится поучаствовать в подборе кадров. Конечно, к таким «услугам» стоит прибегать только при наличии уверенности в компетентности увольняющегося.

Что делать, если уволившийся сотрудник не идет на контакт

Если расстаться мирно не получается, и сотрудник тверд в своем решении уволиться с формальной отработкой, или вовсе взял больничный (отпуск) и даже не вернулся в офис за документами, придется перейти к плану Б.

На время отсутствия специалиста можно возложить часть его обязанностей на действующих сотрудников за дополнительную плату.

Если закрыть вакансию своевременно не вышло, а весь имеющийся персонал занят другой работой или не обладает нужными компетенциями, рассмотрите такую услугу как интерим-менеджмент. Вариант подойдет для временного привлечения руководящих должностей.

Бывает так, что работник обеспечивал большую часть бизнес-процессов. Например, менеджер отдела продаж обслуживал 45% ключевых клиентов. При этом он самостоятельно составлял базу данных клиентов, обрабатывал входящие заявки, проверял документацию и сопровождал клиентов.

Если в вашей фирме сложилась такая практика, это – «тревожный звоночек». Пора задуматься о пересмотре тактики и стратегии, чтобы «незаменимость» специалистов была сведена к минимуму.

В таких ситуациях разумнее всего обратиться за помощью в рекрутинговое агентство или к проверенному рекрутеру. Специалисты по кадрам обладают всеми необходимыми компетенциями для подбора персонала и имеют базы данных с подходящими кандидатами «на все случаи жизни».

Есть даже частные агентства, которые специализируются на найме конкретных должностей в определенных населенных пунктах. Таким образом вы за разумную плату сможете быстро и эффективно закрыть образовавшуюся брешь в бизнес-процессах.

Как сгладить последствия увольнения важного сотрудника

Чтобы быстро заменить работника без ущерба для собственного бизнеса, потребуется выполнить следующие действия:

  1. Определить цели и задачи организации.

  2. Сформулировать ценности и принципы компании.

  3. Повысить контроль за соблюдением требований (при этом важно избегать давления).

  4. Регламентировать бизнес-процессы, распределить зоны ответственности.

  5. При необходимости произвести реорганизацию компании.

  6. Создать систему мотивации: связка «Премия = Эффективность выполнения KPI».

  7. Подводить промежуточные итоги работы: хвалить лучших сотрудников и мотивировать (не критиковать!) менее успешных.

Первостепенная задача лидера – составить детальное описание бизнес-процессов компании, чтобы выяснить, кто и какую работу выполняет. Необходимо четко определить обязанности каждого специалиста и зафиксировать в должностных инструкциях.

Нужно понять, какие кадры действительно нужны, а какие – «балласт». Оцените, насколько равномерно распределена нагрузка на персонал, и где в производственном процессе «узкие места». Иногда имеет смысл провести оптимизацию, а в других случаях, напротив, расширить штат и даже масштабировать бизнес. Действуйте адекватно ситуации.

Далее нужно выяснить, какие требования предъявить к соискателям. По возможности стоит обратиться в профильную фирму, которая занимается подбором персонала и консультированием в сфере разработки кадровой политики, а также провести совещание с руководителями отделов с соответствующей повесткой дня.

После того, как деятельность компании будет алгоритмизирована, а результаты – измеримыми, вы сможете без лишних усилий заменить любого работника в вашей фирме.

Но перед тем, как увольнять неэффективных (на ваш взгляд) специалистов, или ждать, пока кто-то еще уволится по собственной инициативе, попробуйте понять причины текучести кадров. Возможно, пришло время поработать над корпоративной культурой, составить план по развитию и обучению действующих кадров, выяснить причины «оттока умов» и низкой мотивации отдельных специалистов.

Реклама: ООО «ЛЕГАЛ ЭДВАЙС», ИНН: 7842509289

Начать дискуссию

Юристы СПБ Банка разместили шаблон и инструкцию для самостоятельного обращения в OFAC

По информации на сайте, это исчерпывающий перечень документов для обращения на текущем этапе, хотя OFAC может запросить дополнительную информацию.

Курсы повышения
квалификации

21
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Бесплатно с Трудовые отношения

Трудовые споры: обязан ли работодатель выдавать работнику характеристику

Характеристика может понадобиться не только для трудоустройства у нового работодателя, но и для суда, военкомата и для расследования происшествий внутри фирмы. Обязан ли работодатель давать характеристику? И если да, то что в ней должно быть?

Трудовые споры: обязан ли работодатель выдавать работнику характеристику
Ведение бизнеса

Основы предпринимательской экспертизы: как стать успешным предпринимателем

Каждая профессия предполагает наличие у человека определенных качеств. Одни считают, что их можно развить, другие называют это талантом и врожденным даром.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Лучшие спикеры, новый каждый день
Кредитование

Как получить кредит на открытие бизнеса с нуля

Для открытия бизнеса нужен стартовый капитал, сумма которого может составлять до нескольких миллионов рублей. Если у начинающего предпринимателя нет своих накоплений, можно взять кредит. Рассказываем, как его получить и какие есть особенности у целевого кредита на бизнес. 

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру
1
Самозанятые

Резко выросло число самозанятых IT-специалистов: почему

Согласно прогнозам, к 2030 году число IT-специалистов вырастет на 56%. Работодатели предпочитают сотрудничать с самозанятыми, чтобы сохранить ставку НДФЛ 13% с работниками из других стран.

Отчетность

ИП с сотрудниками: налоги и отчетность

Если у предпринимателя есть сотрудники, он уплачивает те же налоги, что ИП без работников. Кроме того, он платит за работников страховые взносы, удерживает с их зарплат НДФЛ и перечисляет его в бюджет. Все нюансы изложены в нашей статье.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Проверки ФАС

Бесплатное обслуживание банком счетов оказалось не таким уж и бесплатным

ПАО Банк Синара исполнил предупреждение ФАС с требованием разместить достоверную информацию о брокерских услугах на своем сайте.

Банки

Центробанк рекомендует усилить контроль за платежными агентами

Дабы исключить высокорисковые операции, регулятор просит следить, чтобы агенты не использовали персональные данные клиентов без их ведома.

Цифровизация в школах чрезмерна, показал опрос председателя Госдумы

Вячеслав Володин у себя в телеграм-канале провел анонимный опрос о чрезмерности цифровизации в школе.

Новости ФНС

Информация о компаниях будет храниться в открытом доступе 1 месяц

ФНС сократила срок хранения открытой информации об организациях с года до одного месяца.

Самозанятых и начинающий бизнес в новых регионах поддержат дополнительно

Правительство приняло решение дополнительно выделить из федерального бюджетам ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областям 3,75 млрд рублей.

Логика вышла из чата: за несданную декларацию по НДС ИП на патенте и самозанятым грозят блокировкой счета.✍«Ночной бухгалтер» № 1685

Бухгалтеры возмущены: их клиентам и работодателям летят требования сдать декларации по ОСНО, такие уведомления получают даже самозанятые. ФНС рекомендует не отвечать на сообщения, если они не касаются компании или ИП, но бухгалтеры опасаются блокировок.

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк.ру
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

Создадут единую платформу по борьбе с киберпреступлениями

Замглавы Минцифры Александр Шойтов рассказал о планах в сфере информационной безопасности.

Обзоры новостей

⚡️ Итоги дня: садоводам предложили выдавать бесплатные семена, в Москве подорожал проезд в метро, а стоимость золота обновила рекорд

Подготовили обзор главных событий дня — 20 мая 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Криптовалюта

Где безопасно обменять наличные на крипту

За 15 лет существования криптовалюты* не только не утратили своей актуальности, но наоборот — по популярности приблизились к фиатным деньгам и ценным металлам. Так, капитализация того же Биткоина сегодня превышает 1,4 триллиона долларов, что уже выше, чем у серебра! Неудивительно, что обмен крипты на наличные сегодня так востребован.

Где безопасно обменять наличные на крипту

Как загрузить отчеты о продажах с WB и OZON в 1С:Бухгалтерия

Начиная с релиза 1С:БП 3.0.114.23, в программе появился функционал, который позволяет загружать отчеты из маркетплейсов Ozon и Wildberries. Для WB загрузка данных доступна из табличного документа Excel, а также с помощью интеграции с личным кабинетом. Для площадки Ozon интеграцию с личным кабинетом добавили, начиная с релиза 3.0.126.

Как загрузить отчеты о продажах с WB и OZON в 1С:Бухгалтерия

Начался эксперимент по маркировке силовых кабелей

7 из 16 образцов кабелей и проводов не соответствуют требованиям ГОСТ по качеству и безопасности, поэтому власти проводят эксперимент по маркировке этой продукции.

Обязательная регистрация работодателя в системе ЕИСОТ

С принятием нового порядка обучения у работодателей появилась новая обязанность: помимо проведения внутреннего обучения еще и занесение сведений об обученных в реестр Минтруда.

Обязательная регистрация работодателя в системе ЕИСОТ

Свежая вакансия: «Союзмультфильм» ищет бухгалтера по производству

Компании нужен специалист, который знает основные положения бухгалтерского и налогового учета нематериальных активов.

Интересные материалы

Бухгалтеры

Дарим топовый онлайн-курс «Бухгалтер маркетплейсов-2024» с подпиской «Клерк.Премиум»

При покупке подписки «Клерк.Премиум» от полугода вы получаете наш флагманский курс «Бухгалтер маркетплейсов-2024: учет, налоги, 1С» бесплатно!