Онбординг для новых сотрудников: зачем нужен и каким должен быть

Чтобы адаптация сотрудника в коллективе прошла безболезненно, нужно стать для него другом и наставником. Такую роль может взять на себя эйчар, но руководитель тоже не должен оставаться в стороне. Рассказываем, какие задачи решает онбординг и почему это так важно для компании.
Онбординг для новых сотрудников: зачем нужен и каким должен быть
Иллюстрация: RosCo

Какую пользу приносит онбординг

Онбординг (от английского onboarding) — знакомство сотрудника с компанией и коллективом, адаптация на новом рабочем месте. Цель онбординга — не просто привлечь на работу штатную единицу, а помочь влиться в коллектив.

Основные задачи:

  • Помощь на этапе старта.

  • Ознакомление с продуктами и услугами.

  • Изучение структуры компании.

  • Налаживание связей с членами команды.

  • Обучение, вовлечение в бизнес-процессы.

  • Адаптация и удержание кадра.

Сотрудник знакомится с регламентами, спецификой работы, корпоративной культурой. Задача руководителей и HR — помочь человеку достичь 100% эффективности труда, чтобы приносить выгоду компании.

Как происходит онбординг

Рассмотрим семь шагов, которые стоит выполнить, чтобы адаптация работника прошла гладко.

Этап № 1. До выхода на работу (впечатление)

Первое впечатление — самое важное. Задача эйчара не только оценить профпригодность соискателя, но и «продать» ему вакансию. Акцентируйте внимание на перспективах кандидата, а не на том, насколько крута ваша компания.

Этап № 2. Первый рабочий день (привлечение)

Проведите экскурсию по офису, познакомьте новичка с руководителем и командой. Покажите сотруднику, где и с кем он будет работать, какие ему доступны услуги. Например, кофе и пончики, оплата ГСМ, корпоративные карты.

Особое внимание уделите внимание рабочему месту: обеспечьте сотрудника техникой, настройте почту и другие программы, обеспечьте офисными принадлежностями.

Этап № 3. Первая неделя работы (ознакомление)

Познакомьте кадра с документами, должностным инструкциями и другими материалами для работы. Добавьте сотрудника в корпоративный чат с коллегами. В конце первой недели проведите встречу, чтобы уточнить, как специалисту «живется» на рабочем месте.

Этап № 4. Вторая неделя работы (введение в должность)

Контролируйте работу кадра, получайте обратную связь. Главное — не допустить излишнего формализма и давления. По возможности закрепите за работником наставника, который поможет справиться с задачами. Предоставьте доступ к обучающим материалам.

Желательно провести приветственный тренинг для знакомства и передачи опыта.

Этап № 5. Третья и четвертая неделя работы (интеграция)

Счастливые сотрудники более продуктивны и лояльны. Без социальной интеграции — никуда. Убедитесь, что работник освоился в коллективе и наладил контакты с нужными людьми.

Периодически проводите так называемые «адаптационные встречи». Убедитесь, что испытательный срок проходит нормально, что у человека все хорошо. Дайте работнику понять: ему есть к кому обратиться за помощью.

Этап № 6. С четвертой недели и до конца второго месяца (погружение)

Речь идет об обучении на практике. Лучше всего работают так называемые иммерсивные методы (от англ. immersive — «присутствие, погружение»).

К ним, в частности, относятся:

  • Ролевые игры (role play) — методы геймификации идеально подходят для менеджеров по продажам и операторов колл-центра.

  • Бизнес-симуляции — проигрывание реакций для поиска решения различных задач, имитация реальных ситуаций. Отличная фишка для юристов и консультантов.

  • Виртуальная реальность — метод часто используют при ознакомлении сотрудников со сложным оборудованием, когда смоделировать ситуации другими способами сложно или невозможно.

Этап № 7. С третьего месяца (автономность)

После того, как сотрудник получит все необходимые знания, наладит связи с коллегами и освоит бизнес-инструменты, необходимо поддерживать его непрерывное развитие и обучение.

Адаптация — лишь часть экосистемы, от которой напрямую зависит финансовый результат компании.

Кто должен участвовать в онбординге

Руководитель отвечает за следующие задачи:

  • Знакомство новичка с командой.

  • Составление плана работы.

  • Поручение заданий при поддержке наставника.

  • Получение обратной связи — раз в неделю.

  • Анализ результатов.

  • Подведение итогов.

По итогам испытаний руководитель составляет план развития сотрудника на полгода.

В зону ответственности эйчара входят:

  • Проведение экскурсии по офису.

  • Знакомство с коллективом.

  • Предоставление доступа к базе знаний.

  • Адаптационные встречи.

  • Поддержка новичка.

  • Помощь в построении коммуникаций.

В онбординге должен участвовать не только руководитель и специалист по кадрам, но и рядовые сотрудники. Взаимопомощь и поддержка — залог успеха любого бизнеса. В течение всего квартала стоит организовать вебинары для прокачки софт скиллов.

У каждого специалиста должен быть наставник — человек, к которому можно обратиться за помощью. Хороший наставник помогает влиться в коллектив, но не руководит новичком и не указывает, что ему делать.

Для оценки эффективности онбординга можно использовать два показателя:

  1. Среднее время от приема кадра до выхода на 100% продуктивность — проведите опрос. Выясните у действующих сотрудников: «Через сколько вы почувствовали, что полностью погрузились в работу?». Анкеты можно направить на e-mail сотрудников. Создать файл можно, например, в Google Формах

  2. Индекс удовлетворенности работой (ESI) — включает несколько вопросов из анкеты: насколько сотрудник доволен работой, соответствует ли она его ожиданиям, насколько она идеальна

Средний срок адаптации составляет 3–4 месяца. Все зависит от личности самого сотрудника и от отлаженности бизнес-процессов в компании.

За счет онбординга можно повысить эффективность работы сотрудника, его лояльность к работодателю, уровень вовлеченности в бизнес-процессы. Когда новые сотрудники обретают уверенность, они лучше решают бизнес-задачи. Все HR и руководители способны создать условия для профессионального роста кадров. Главное — желание, а возможности найдутся!

Реклама: ООО «ЛЕГАЛ ЭДВАЙС», ИНН: 7842509289, erid: LjN8KM8Ah

Комментарии

4
  • Natalikr

    а вот для нас, старорежимных дураков.......
    Таки чем "онбординг" отличается от "адаптации"?
    а то я статейку почитала - вроде ничего нового за последние 20 лет не прибавилось.... али я еще каких терминов не понимаю?

  • Мирам

    Чтобы адаптация сотрудника в коллективе прошла безболезненно, нужно стать для него другом и наставником.

    да. и положить начало процессу растления. потому что на фоне этой темы слишком часто самомнение начинает превалировать над трезвостью самооценки индивидуума, которого собрались "опекать".

    сплошная феерия...

    особенно, если эйчэрка -тоже выходец из категории "вчерашний опекаемый". в общем -работать будет некому

  • Мирам

    и к тому же, мысль о том, что для нового работника нет необходимости в создании "адаптационного режима" в самодостаточных организациях не напрашивается сама собой?

Бесплатно с Трудовые отношения

Трудовые споры: обязан ли работодатель выдавать работнику характеристику

Характеристика может понадобиться не только для трудоустройства у нового работодателя, но и для суда, военкомата и для расследования происшествий внутри фирмы. Обязан ли работодатель давать характеристику? И если да, то что в ней должно быть?

Трудовые споры: обязан ли работодатель выдавать работнику характеристику

Курсы повышения
квалификации

21
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Основы предпринимательской экспертизы: как стать успешным предпринимателем

Каждая профессия предполагает наличие у человека определенных качеств. Одни считают, что их можно развить, другие называют это талантом и врожденным даром.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Как получить кредит на открытие бизнеса с нуля

Для открытия бизнеса нужен стартовый капитал, сумма которого может составлять до нескольких миллионов рублей. Если у начинающего предпринимателя нет своих накоплений, можно взять кредит. Рассказываем, как его получить и какие есть особенности у целевого кредита на бизнес. 

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру
Лучшие спикеры, новый каждый день

Резко выросло число самозанятых IT-специалистов: почему

Согласно прогнозам, к 2030 году число IT-специалистов вырастет на 56%. Работодатели предпочитают сотрудничать с самозанятыми, чтобы сохранить ставку НДФЛ 13% с работниками из других стран.

ИП с сотрудниками: налоги и отчетность

Если у предпринимателя есть сотрудники, он уплачивает те же налоги, что ИП без работников. Кроме того, он платит за работников страховые взносы, удерживает с их зарплат НДФЛ и перечисляет его в бюджет. Все нюансы изложены в нашей статье.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Бесплатное обслуживание банком счетов оказалось не таким уж и бесплатным

ПАО Банк Синара исполнил предупреждение ФАС с требованием разместить достоверную информацию о брокерских услугах на своем сайте.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Банки

Центробанк рекомендует усилить контроль за платежными агентами

Дабы исключить высокорисковые операции, регулятор просит следить, чтобы агенты не использовали персональные данные клиентов без их ведома.

Цифровизация в школах чрезмерна, показал опрос председателя Госдумы

Вячеслав Володин у себя в телеграм-канале провел анонимный опрос о чрезмерности цифровизации в школе.

Информация о компаниях будет храниться в открытом доступе 1 месяц

ФНС сократила срок хранения открытой информации об организациях с года до одного месяца.

Самозанятых и начинающий бизнес в новых регионах поддержат дополнительно

Правительство приняло решение дополнительно выделить из федерального бюджетам ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областям 3,75 млрд рублей.

Логика вышла из чата: за несданную декларацию по НДС ИП на патенте и самозанятым грозят блокировкой счета.✍«Ночной бухгалтер» № 1685

Бухгалтеры возмущены: их клиентам и работодателям летят требования сдать декларации по ОСНО, такие уведомления получают даже самозанятые. ФНС рекомендует не отвечать на сообщения, если они не касаются компании или ИП, но бухгалтеры опасаются блокировок.

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк.ру

Создадут единую платформу по борьбе с киберпреступлениями

Замглавы Минцифры Александр Шойтов рассказал о планах в сфере информационной безопасности.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

⚡️ Итоги дня: садоводам предложили выдавать бесплатные семена, в Москве подорожал проезд в метро, а стоимость золота обновила рекорд

Подготовили обзор главных событий дня — 20 мая 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Где безопасно обменять наличные на крипту

За 15 лет существования криптовалюты* не только не утратили своей актуальности, но наоборот — по популярности приблизились к фиатным деньгам и ценным металлам. Так, капитализация того же Биткоина сегодня превышает 1,4 триллиона долларов, что уже выше, чем у серебра! Неудивительно, что обмен крипты на наличные сегодня так востребован.

Где безопасно обменять наличные на крипту

Как загрузить отчеты о продажах с WB и OZON в 1С:Бухгалтерия

Начиная с релиза 1С:БП 3.0.114.23, в программе появился функционал, который позволяет загружать отчеты из маркетплейсов Ozon и Wildberries. Для WB загрузка данных доступна из табличного документа Excel, а также с помощью интеграции с личным кабинетом. Для площадки Ozon интеграцию с личным кабинетом добавили, начиная с релиза 3.0.126.

Как загрузить отчеты о продажах с WB и OZON в 1С:Бухгалтерия

Начался эксперимент по маркировке силовых кабелей

7 из 16 образцов кабелей и проводов не соответствуют требованиям ГОСТ по качеству и безопасности, поэтому власти проводят эксперимент по маркировке этой продукции.

Обязательная регистрация работодателя в системе ЕИСОТ

С принятием нового порядка обучения у работодателей появилась новая обязанность: помимо проведения внутреннего обучения еще и занесение сведений об обученных в реестр Минтруда.

Обязательная регистрация работодателя в системе ЕИСОТ

Свежая вакансия: «Союзмультфильм» ищет бухгалтера по производству

Компании нужен специалист, который знает основные положения бухгалтерского и налогового учета нематериальных активов.

Бухгалтеры

Дарим топовый онлайн-курс «Бухгалтер маркетплейсов-2024» с подпиской «Клерк.Премиум»

При покупке подписки «Клерк.Премиум» от полугода вы получаете наш флагманский курс «Бухгалтер маркетплейсов-2024: учет, налоги, 1С» бесплатно!

Интересные материалы

Зарплата

Удержание из заработной платы неизрасходованных подотчётных сумм в 1С:ЗУП ред. 3.1

Сотрудник, получая денежные средства под отчет, обязан отчитаться по ним в течение установленного срока, либо должен вернуть средства обратно. Если этого не происходит, сумма неизрасходованного и вовремя невозвращенного аванса будет считаться долгом подотчетного лица.

 Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру