Как оптимизировать работу отдела кадров

Ежедневно через кадровую службу проходит большой объем документов. В потоке служебной и отчетной документации немудрено совершить ошибку или упустить что-то важное, а потом разбираться со штрафами. Расскажем, с помощью каких инструментов оптимизировать работу кадровика и не выйти за рамки закона.
Как оптимизировать работу отдела кадров
Иллюстрация: СберРешения

Зачем и кому нужна оптимизация

По статистике на одного кадровика в штате обычного предприятия приходится от 100 до 250 сотрудников — соотношение может варьироваться в зависимости от функционала, дополнительных обязанностей, текучки персонала.

При этом специалисты кадровой службы не только ведут личные дела работников, оформляют их трудоустройство и увольнение, но и отвечают за корректность локальных нормативных актов, воинского учета, наложения дисциплинарных взысканий, подают отчеты в Социальный фонд, центр занятости, Росстат.

В совокупности — это огромный пласт работы, который отнимает много времени и ресурсов.

Оптимизация кадровой деятельности позволит компании:

  • автоматизировать рутинную работу;

  • ускорить документооборот и освободить время для решения других задач;

  • сократить количество сотрудников в кадровом отделе, а значит уменьшить расходы на персонал;

  • увеличить эффективность бизнес-процессов;

  • сократить количество ошибок из-за человеческого фактора и вероятность штрафов.

Три способа упростить кадровую работу

Под оптимизацией следует понимать комплексное решение, которое направлено на упрощение и ускорение текущих рабочих процессов без потери их эффективности.

Есть несколько инструментов, которые помогут руководителю:

  • Анализ форм, объема и содержания кадровых документов: унификация шаблонов, отказ от некоторых необязательных актов, своевременное уничтожение документации с истекшим сроком хранения.

  • Оптимизация кадровых процедур, создание эффективных маршрутов документопотоков.

  • Внедрение КЭДО (кадрового электронного документооборота).

Разберем каждый из них более подробно.

Кадровый электронный документооборот

Помогаем работодателям внедрить кадровый ЭДО

Оптимизация кадровой документации: содержания, формы, объема

  • Составьте перечень кадровых документов, которые обращаются в подразделении: приказы о трудоустройстве, о предоставлении отпуска, протоколы аттестации сотрудников и т.д.

  • Укажите напротив каждого пункта регламентирующий нормативный акт (статью ТК, закона и т.д.).

  • Выделите обязательные и не обязательные кадровые документы.

  • Определите, что из этого списка оформляется на бумаге, а что — дублируется в электронном виде.

  • Проанализируйте, какие акты нужны для защиты работодателя в трудовых спорах, даже если по закону их составление не требуется.

Наглядная таблица позволит разобраться в потоке кадровой документации, выделить то, что можно упразднить или перевести в КЭДО без рисков для компании.

Оптимизация кадровых процедур

Каждый документ проходит на предприятии определенный маршрут: от этапа подготовки проекта до утверждения, ознакомления заинтересованных лиц и регистрации итогового варианта.

Кадровые процедуры также нуждаются в оптимизации — упрощении и сокращении шагов без потери эффективности.

  • Проанализируйте, от каких действий можно отказаться, не нарушая трудовой законодательство.

  • Убедитесь, что входящие и исходящие документы регистрируются в компании однократно.

  • Уничтожьте бумаги с истекшим сроком хранения.

Организация электронного документооборота

В ноябре 2021 года в ТК были внесены дополнения (ст. 22.1-3 ТК, приказ Минтруда № 578н), на основании которых работодатели могут частично перевести кадровую документацию в электронный вид. Дублировать такие экземпляры на бумажном носителе не нужно.

В обязательном порядке на бумаге остаются только:

  • трудовые книжки (если сотрудник сохранил право на ведение бумажной трудовой книжки);

  • приказы об увольнении;

  • акты о несчастных случаях на производстве;

  • документы, подтверждающие прохождение инструктажей по охране труда.

Плюсы перехода на кадровый ЭДО:

  • Возможность быстрого ознакомления и обмена документами, в том числе с удаленными сотрудниками.

  • Упрощенная процедура трудоустройства: подписание трудового договора, оформление приказа о приеме в штат в электронной форме.

  • Оперативный и удобный поиск нужного документа в информационной базе.

  • Надежная защита конфиденциальных сведений, персональных данных сотрудников, невозможность их потери или подделки.

  • Снижение расходов на канцелярию и обслуживание архива.

  • Оптимизация трудозатрат руководителей и сотрудников отдела кадров.

  • Обеспечение доказательственной базы в трудовых спорах с работниками (электронную подпись и дату на электронных документах оспорить очень сложно).

Внедрить кадровый ЭДО на предприятии можно с помощью СберРешений. Компания обеспечивает всю работу от составления план-графика и тестирования до обучения персонала и перехода на новые бизнес-процессы.

Специалисты СберРешений возьмут на себя проект по переходу организации на КЭДО, составят план-график, определят матрицы подписантов и реализуют интеграцию текущей учетной системы с ПО для кадрового электронного документооборота.

Кадровый электронный документооборот

Помогаем работодателям внедрить кадровый ЭДО

Реклама: АО «Интеркомп», ИНН: 7709688816, erid: LjN8KaJtw

Начать дискуссию

Юристы СПБ Банка разместили шаблон и инструкцию для самостоятельного обращения в OFAC

По информации на сайте, это исчерпывающий перечень документов для обращения на текущем этапе, хотя OFAC может запросить дополнительную информацию.

Курсы повышения
квалификации

21
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Бесплатно с Трудовые отношения

Трудовые споры: обязан ли работодатель выдавать работнику характеристику

Характеристика может понадобиться не только для трудоустройства у нового работодателя, но и для суда, военкомата и для расследования происшествий внутри фирмы. Обязан ли работодатель давать характеристику? И если да, то что в ней должно быть?

Трудовые споры: обязан ли работодатель выдавать работнику характеристику
Ведение бизнеса

Основы предпринимательской экспертизы: как стать успешным предпринимателем

Каждая профессия предполагает наличие у человека определенных качеств. Одни считают, что их можно развить, другие называют это талантом и врожденным даром.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Лучшие спикеры, новый каждый день
Кредитование

Как получить кредит на открытие бизнеса с нуля

Для открытия бизнеса нужен стартовый капитал, сумма которого может составлять до нескольких миллионов рублей. Если у начинающего предпринимателя нет своих накоплений, можно взять кредит. Рассказываем, как его получить и какие есть особенности у целевого кредита на бизнес. 

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру
1
Самозанятые

Резко выросло число самозанятых IT-специалистов: почему

Согласно прогнозам, к 2030 году число IT-специалистов вырастет на 56%. Работодатели предпочитают сотрудничать с самозанятыми, чтобы сохранить ставку НДФЛ 13% с работниками из других стран.

Отчетность

ИП с сотрудниками: налоги и отчетность

Если у предпринимателя есть сотрудники, он уплачивает те же налоги, что ИП без работников. Кроме того, он платит за работников страховые взносы, удерживает с их зарплат НДФЛ и перечисляет его в бюджет. Все нюансы изложены в нашей статье.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Проверки ФАС

Бесплатное обслуживание банком счетов оказалось не таким уж и бесплатным

ПАО Банк Синара исполнил предупреждение ФАС с требованием разместить достоверную информацию о брокерских услугах на своем сайте.

Банки

Центробанк рекомендует усилить контроль за платежными агентами

Дабы исключить высокорисковые операции, регулятор просит следить, чтобы агенты не использовали персональные данные клиентов без их ведома.

Цифровизация в школах чрезмерна, показал опрос председателя Госдумы

Вячеслав Володин у себя в телеграм-канале провел анонимный опрос о чрезмерности цифровизации в школе.

Новости ФНС

Информация о компаниях будет храниться в открытом доступе 1 месяц

ФНС сократила срок хранения открытой информации об организациях с года до одного месяца.

Самозанятых и начинающий бизнес в новых регионах поддержат дополнительно

Правительство приняло решение дополнительно выделить из федерального бюджетам ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областям 3,75 млрд рублей.

Логика вышла из чата: за несданную декларацию по НДС ИП на патенте и самозанятым грозят блокировкой счета.✍«Ночной бухгалтер» № 1685

Бухгалтеры возмущены: их клиентам и работодателям летят требования сдать декларации по ОСНО, такие уведомления получают даже самозанятые. ФНС рекомендует не отвечать на сообщения, если они не касаются компании или ИП, но бухгалтеры опасаются блокировок.

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк.ру
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

Создадут единую платформу по борьбе с киберпреступлениями

Замглавы Минцифры Александр Шойтов рассказал о планах в сфере информационной безопасности.

Обзоры новостей

⚡️ Итоги дня: садоводам предложили выдавать бесплатные семена, в Москве подорожал проезд в метро, а стоимость золота обновила рекорд

Подготовили обзор главных событий дня — 20 мая 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Криптовалюта

Где безопасно обменять наличные на крипту

За 15 лет существования криптовалюты* не только не утратили своей актуальности, но наоборот — по популярности приблизились к фиатным деньгам и ценным металлам. Так, капитализация того же Биткоина сегодня превышает 1,4 триллиона долларов, что уже выше, чем у серебра! Неудивительно, что обмен крипты на наличные сегодня так востребован.

Где безопасно обменять наличные на крипту

Как загрузить отчеты о продажах с WB и OZON в 1С:Бухгалтерия

Начиная с релиза 1С:БП 3.0.114.23, в программе появился функционал, который позволяет загружать отчеты из маркетплейсов Ozon и Wildberries. Для WB загрузка данных доступна из табличного документа Excel, а также с помощью интеграции с личным кабинетом. Для площадки Ozon интеграцию с личным кабинетом добавили, начиная с релиза 3.0.126.

Как загрузить отчеты о продажах с WB и OZON в 1С:Бухгалтерия

Начался эксперимент по маркировке силовых кабелей

7 из 16 образцов кабелей и проводов не соответствуют требованиям ГОСТ по качеству и безопасности, поэтому власти проводят эксперимент по маркировке этой продукции.

Обязательная регистрация работодателя в системе ЕИСОТ

С принятием нового порядка обучения у работодателей появилась новая обязанность: помимо проведения внутреннего обучения еще и занесение сведений об обученных в реестр Минтруда.

Обязательная регистрация работодателя в системе ЕИСОТ

Свежая вакансия: «Союзмультфильм» ищет бухгалтера по производству

Компании нужен специалист, который знает основные положения бухгалтерского и налогового учета нематериальных активов.

Интересные материалы

Бухгалтеры

Дарим топовый онлайн-курс «Бухгалтер маркетплейсов-2024» с подпиской «Клерк.Премиум»

При покупке подписки «Клерк.Премиум» от полугода вы получаете наш флагманский курс «Бухгалтер маркетплейсов-2024: учет, налоги, 1С» бесплатно!