Учет товаров в ритейле

В мире розничной торговли учет товаров является ключевым компонентом бухгалтерского процесса. Расскажем о различных операциях, связанных с товарооборотом, и способах их учета.
Учет товаров в ритейле
Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Учет приобретения товаров

Закупка товаров, которые впоследствии будут реализованы, – начальный этап товародвижения в компании. Для оформления этого типа сделок потребуются как минимум договор (или иное соглашение), сопроводительные документы – например, ТОРГ-12 и счет-фактура, если сделка облагается НДС. Дополнительно могут потребоваться документы на тару, доверенности участников сделки и сертификаты соответствия.

Когда товары поступают на склад покупателя, они должны быть приняты комиссией, состав которой утверждает руководитель компании. После окончания приемки комиссия составляет акт ТОРГ-1. От этого документа можно отказаться, если нет расхождений по количеству и качеству продукции. Акт может быть заменен штампом, который проставляют на документе поставщика.

Поступившие товары принимаются по количеству мест, весу или по количеству единиц. Ключевое требование к приемке – упаковка должна быть неповрежденной. Это условие должно быть закреплено в соглашении о закупке. Если приемка производится без осмотра каждой единицы товара – необходимо сделать отметку об этом в накладной.

После оприходования купленных товаров они переходят на складской учет. Его можно организовать сортовым или партионным способами. Учет по сорту подразумевает обособленный учет каждого вида поступившего товара. Приход отражается в карточке количественно-стоимостного учета ТОРГ-28. На каждый сорт необходимо заводить отдельную карточку, однако допускается объединение нескольких однородных типов продукции в одной карточке.

Партионный способ организовывается по группе схожих товаров, которые поступили по одному товарно-сопроводительному документу. Аналогично сортовому учету, для каждой партии заводится карточка учета МХ-10. Карточки формируются в двух экземплярах: один остается на складе, второй передается в бухгалтерию.

Если количество, качество или ассортимент не соответствует сопроводительным документам, необходимо приостановить приемку. Следующий шаг – вызвать представителя поставщика или изготовителя. Если в установленные сроки представитель не прибыл, покупатель вправе принять товар без него. Дополнительно можно привлечь независимого специалиста. Недостачи и (или) порча фиксируются специально созданной комиссией, которая оформляет соответствующий акт – ТОРГ-2, ТОРГ-3 или самостоятельно разработанный шаблон.

Принять товары к учету можно, когда затраты на его покупку достоверно определены и могут обеспечить компании (ИП) экономические выгоды. Расходы появляются после возникновения встречных обязательств перед поставщиком. Поэтому для принятия товаров к учету важное значение имеет переход права собственности, когда к покупателю переходят все риски и выгоды.

По общему правилу для бухгалтерского учета товары приходуются по фактической себестоимости, в которую входит:

  • цена товара по договору купли-продажи;

  • затраты на доставку и подготовку к продаже;

  • оценочные обязательства по уничтожению.

Проводки по поступлению будут следующие:

Дебет 41 – Кредит 60 (76) – оприходование товаров;

Дебет 19 – Кредит 60 (76) – отражен «входящий» НДС;

Дебет 41 – Кредит 19 – налог включен в стоимость.

Торговые компании имеют возможность учитывать товары сразу по продажной стоимости. В этом случае на счет 41 в корреспонденции со счетом расчетов с поставщиками будут оприходованы товары по цене закупки, а торговая наценка будет отражена отдельной проводкой:

Дебет 41 – Кредит 42.

При покупке товаров потраченная сумма не учитывается для расчета налога на прибыль. При методе начисления предприятие признает затраты на покупку в момент продажи. В отличие от этого, при кассовом методе это делается в момент получения оплаты за проданные товары.

Если организация (ИП) купила товары для деятельности, облагаемой НДС, и при покупке поставщик предъявил НДС, то при соблюдении действующих правил НК налог можно принять к вычету. Если товар приобретен для деятельности, не облагаемой НДС, налог учитывается в стоимости продукции.

Налогоплательщики, применяющие УСН с объектом «Доходы минус расходы», могут уменьшить налогооблагаемую базу на договорную стоимость товаров, выделенный поставщиком НДС, расходы на транспортировку, а также затраты на хранение. Стоимость приобретенных товаров уменьшает налоговую базу по УСН после того, как они получены, оплачены поставщику и реализованы покупателю.

Для разных сегментов розничной торговли Тинькофф Бизнес предлагает индивидуальные решения. Например, для магазинов одежды и обуви вы можете открыть счет от 0 рублей, получить бесплатные терминалы на все точки продаж и скидку 50% на экспресс-доставку.

Оставьте заявку прямо сейчас

Учет продаж

Реализация – это вторая ключевая операция товародвижения. Продажа – это переход права собственности на товары к покупателю, после этого события компания-продавец может признать выручку и расходы по сделке. Аналогично закупке, потребуется оформление договора и товаросопроводительных документов.

Другие документы составляются исходя из особенностей реализуемых товаров и правил налогообложения, установленных для участников сделки.

Размер выручки определяется исходя из договорной цены с учетом всех скидок и наценок. В бухгалтерском учете она отражается в сумме дебиторской задолженности. При учете кассовым методом выручка определяется в сумме поступления денежных средств или иного имущества.

Если стоимость реализации выражена в валюте, то при постоплате может возникнуть курсовая разница. Если по договору реализации не описан алгоритм выбора (установления) курса валюты, то для определения величины дохода применяется официальный курс Центрального банка на дату отражения операции в учете.

В зависимости от формы оплаты необходимо отразить одну из проводок:

Дебет 50 – Кредит 90.1 – при наличном расчете;

Дебет 62 – Кредит 90.1 – при безналичной оплате.

При необходимости отражается проводка начисления НДС:

Дебет 90.3 – Кредит 68-НДС.

Одновременно с признанием доходов компания (ИП) обязана отразить расходы, связанные приобретением и реализацией. Себестоимость реализованных товаров, в соответствии с требованиями бухгалтерского учета, может определяться тремя способами:

  1. ФИФО;

  2. по средней;

  3. по стоимости каждой единицы.

Правила расчета каждая компания (ИП) устанавливает самостоятельно.

Проводка для отражения себестоимости реализованного товара:

Дебет 90.2 Кредит 41.

Если компания ведет учет на счете 41 по продажным ценам, то дополнительно потребуется проводкасо счетом 42:

Дебет 90.2 – Кредит 42 – сторно торговой наценки.

Когда переход права собственности и фактический отпуск со склада продавца выполняются в разные даты, в схему проводок включается счет 45 «Товары отгруженные»:

Дебет 45 – Кредит 41 – выбытие товара со склада продавца;

Дебет 76-НДС – Кредит 68-НДС – начисление «отложенного» НДС;

Дебет 62 – Кредит 90.1 – признание выручки от реализации;

Дебет 90.2 – Кредит 45 – списана себестоимость;

Дебет 90.3 – Кредит 76-НДС – отражение НДС по сделке.

Для целей налогообложения прибыли выручку признают в составе доходов от реализации, размер которых можно уменьшить на расходы, связанные со сбытом продукции. В состав затрат включают стоимость покупки товаров, а также расходы по оценке, хранению и доставке.

По общему правилу реализация будет облагаться НДС, если продавцом выступает плательщик этого налога. При этом будут действовать исключения по некоторым операциям (например, реализация земельных участков) и некоторым видам налогоплательщиков (например, по компаниям с выручкой менее 2 млн рублей).

Компании и предприниматели, применяющие упрощенку, учитывают выручку и себестоимость реализованных товаров по общим правилам: для оптовой и розничной торговли налоговое законодательство не предусматривает особенностей. При объекте «Доходы» организация (ИП) не может уменьшить доход на себестоимость. При объекте «Доходы минус расходы» стоимость покупных товаров учитывается в расходах на более позднюю из дат:

  • реализация покупателю;

  • оплата поставщику.

Получите онлайн-кассу с эквайрингом 2 в 1 в аренду за 0 рублей от Тинькофф Бизнеса. На выбор есть стационарные и мобильные кассы. А до 31 марта 2023 года прием платежей по QR-коду с комиссией 0%.

Подключить

Учет при торговле через маркетплейс

Товароучет при торговле на крупных интернет-площадках имеет ряд особенностей в оформлении документов и бухгалтерском учете. Документооборот с маркетплейсом зависит от того, передается товар торговой площадке на реализацию или нет, а также кто выполняет доставку и участвует ли интернет-агрегатов в расчетах.

Когда товар передается на склад маркетплейса для дальнейшей продажи, оформите первичный документ на отпуск. Это может быть накладная по форме ТОРГ-12, акт приема-передачи товара по форме ТОРГ-1 или самостоятельно разработанная форма.

Независимо от вида первичного документа, в нем обязательно нужно указать, что товары передают именно в рамках посреднического договора, реквизиты которого должны быть указаны в товаросопроводительных документах. Эти сведения будут подтверждать, что передача товаров не является реализацией.

Если продавец осуществляет реализацию с собственного склада – маркетплейс используется как витрина, то отгрузка и оформление документов будет производиться типовым образом.

Отчет посредника – это ключевой учетный документ при реализации с помощью маркетплейса. Он составляется в произвольной форме, но должен содержать обязательные бухгалтерские реквизиты. В отчете отражается информация о наименовании, количестве реализованных товаров, их стоимости, общая сумма продаж, размер вознаграждения интернет-площадки.

На сумму вознаграждения маркетплейс выставит акт об оказанных услугах вместе со счетом-фактурой или УПД. Дополнительно будут переданы документы на рекламные услуги, хранение и прочие оказанные услуги.

Порядок составления, согласования и сроки передачи документации будут зависеть от условий посреднического договора.

Схема бухгалтерских проводок

Дебет 45 – Кредит 41– отражена стоимость товаров, переданных маркетплейсу;

Дебет 62 – Кредит 90.1 – начислена выручка от продажи;

Дебет 76 – Кредит 62 – учтена задолженность маркетплейса за товары;

Дебет 90.3 – Кредит 68-НДС – НДС с выручки;

Дебет 90.2 – Кредит 45 – списана себестоимость реализованных товаров;

Дебет 44 – Кредит 76 – начислено вознаграждение интернет-площадки;

Дебет 19 – Кредит 76– НДС с суммы вознаграждения;

Дебет 68-НДС – Кредит 19 – НДС принят к вычету;

Дебет 51 – Кредит 76– маркетплейс перечислил денежные средства за проданные товары (за вычетом вознаграждения).

Для целей расчетов по налогу на прибыль учет осуществляется аналогично иным посредническим договорам. При передаче на реализацию доходы и расходы в налоговом учете не отражаются, так как не происходит фактической реализации.

Выручка и себестоимость реализованных товаров отражаются на дату получения отчета от маркетплейса. В доходы включается вся стоимость проданных товаров, даже если интернет-площадка удержала из нее свое вознаграждение. В расходы включаются:

  • себестоимость реализации;

  • стоимость услуг маркетплейса;

  • вознаграждение посредника.

НДС начисляется по типовым правилам: при передаче товаров на склад маркетплейса налог не рассчитывается, он определяется только после фактической реализации. Начисление НДС выполняется на основании полученного отчета, в книге продаж регистрируется сводный документ по продажам (если товары были проданы физлицам).

Налог начисляется на дату отгрузки или дату получения аванса. Принять входящий НДС со стоимости оказанных услуг и агентского вознаграждения можно по общим правилам.

Плательщики единого налога при применении УСН признают выручку от реализации в момент получения денег от маркетплейса на свой расчетный счет. Если маркетплейс удерживает с причитающихся сумм свое вознаграждение, доход нужно отразить в полном размере, то есть с учетом удержанного вознаграждения.

При объекте налогообложения «Доходы минус расходы» уменьшить доход можно на себестоимость проданных товаров (включая НДС), на сумму вознаграждения интернет-площадки и величины расходов на дополнительные услуги маркетплейса.

Тинькофф Бизнес разработал удобные инструменты для ведения бизнеса на маркетплейсах:

  • помощь в выходе на крупнейшие интернет-площадки;

  • Тинькофф Селлер – сервис управления карточками товаров и аналитики продаж;

  • онлайн-бухгалтерия для Wildberries;

  • аудит магазина и составление плана развития.

Получите бесплатную консультацию

Реклама: АО «ТИНЬКОФФ БАНК», ИНН: 7710140679

Начать дискуссию

Турецкий DenizBank ужесточил условия открытия счетов гражданам РФ

Без внушительного депозита и рабочего ВНЖ сделать это почти нереально по меньшей мере в двух банках: DenizBank и Emlak Katılım, — пишет РБК. С бизнес-платежами всё тоже непросто.

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Пенсии

С лета на Госуслугах будут формы документов для распоряжения пенсионными накоплениями

Подать заявление о единовременном взносе по договору долгосрочных сбережений с 1 июля 2024 года можно будет на Госуслугах.

Что ест бухгалтер? Субботнее меню

Клерки, приятного аппетита!

Что ест бухгалтер? Субботнее меню
Лучшие спикеры, новый каждый день
Социальный вычет

110 тысяч руб. — это вычет на одного ребенка, но на обоих родителей

С 2024 года социальный налоговый вычет по НДФЛ на обучение детей составляет до 110 000 рублей.

Работодатели в панике: нет людей на работу!

В последние годы бизнес сталкивается с серьезным кадровым дефицитом, и это становится все более острым вопросом для всех отраслей — от ритейла до высоких технологий.

7

📕 💪 Новая акция «Не МАЙся — заниМАЙся»! Самые нужные курсы по 3 690 рублей!

До 6 мая включительно вы можете купить топовые курсы «Клерка» за 3 690 рублей. Это самые нужные для бухгалтера онлайн-курсы: они помогут освоить новые навыки, актуализировать знания к лету, освоить новую нишу, чтобы вырасти в карьере и увеличить доход.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
1
Опытом делятся эксперты-практики, без воды

🔥 Новая акция «Не МАЙся — заниМАЙся!». Самые нужные курсы по 3 690 рублей

До 6 мая включительно вы можете купить топовые курсы «Клерка» за 3 690 рублей! Научитесь вести учет на маркетплейсах, строить финансовые модели, проводить сделки по ВЭД, вести компании на УСН, получите базовые знания в бухгалтерии и сделаете шаг навстречу новой профессии. Начните лето с новыми силами, знаниями и совсем другим уровнем дохода.

Нотариат

Доверенности на открытие счета в банке теперь под особым прицелом: почему и какие именно

Мошенники просят подставных лиц через доверенности открывать счета в банке, чтобы через них выводить похищенные средства. Нотариусы передают информацию о сомнительных операциях в Росфинмониторинг.

Государство достаточно помогает малому бизнесу: считает 34% предпринимателей

Выручка малого и среднего бизнеса достигла рекорда за 5 лет и составила 25,8 трлн рублей. 53% предпринимателей довольны отдачей от своего бизнеса.

Инвестиции

Пенсионный криптофонд. Месяц 12

Вот и прошёл первый год моего криптопутешествия на криптоостров, в ходе которого я ежемесячно вношу небольшую сумму и создаю личный криптовалютный пенсионный фонд. Не знаю, сколько будет стоить биткоин через 50 лет, но знаю, что произошло в моём криптопортфеле за апрель. Целый год позади, погнали смотреть.

Пенсионный криптофонд. Месяц 12

Как инвестор может потерять акции купленные на бирже

Даю свое мнение по недавнему судебному спору, при котором акции российской компании были изъяты судом у частных инвесторов по иску прокуратуры.

Актуальные правовые подходы при оспаривании кредитных договоров, оформленных мошенническим путем

В рамках настоящей статьи предметно рассмотрим формирующуюся судебную практику по вопросам, связанным с оспариванием кредитных договоров, оформленных мошенническим путем.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

На Госуслугах будут тестировать новую платформу коммерческих согласий

Участники финансового рынка запустят новый сервис на Госуслугах, который позволит клиентам не вводить одни и те же личные данные при оформлении продукта, а просто дать согласие организации на использование той информации, которая уже есть в другой.

Инвестиции

Росбанк и УК «Лидер» вернули средства со счета Euroclear

Суд встал на сторону инвесторов в деле о блокировке иностранных активов.

Ведение бизнеса

Силовики пришли на пивзавод «Афанасий» в Твери

О причинах визита правоохранительных органов пока что неизвестно.

Бесплатно с Первичные документы

Какие документы заменяет УПД. Новый формат УПД с 2025 года. Мини-курс

Универсальный передаточный документ используется в качестве замены части первичных документов. Какие документы он заменяет и какой формат УПД использовать с 2025 года рассказываем в мини-курсе.

Какие документы заменяет УПД. Новый формат УПД с 2025 года. Мини-курс

🌞 Хотят увеличить МРОТ и декретные. В мае надо пораньше выплатить зарплату. Топ новостей за неделю

Мы собрали для вас самые важные бухгалтерские новости последней недели, которые вы могли пропустить.

Бесплатно с Отпускные

Можно ли взыскать деньги с работника, который взял отпуск авансом, а потом уволился

Не всегда разумно идти навстречу пожеланиям трудящихся – предоставлять им отпуска авансом вне графика за еще не отработанный период. Но если такая ситуация произошла, как быть работодателю, можно ли удержать переплату?

Можно ли взыскать деньги с работника, который взял отпуск авансом, а потом уволился

👷‍♂️👨‍💻🔧 Кто должен проходить обучение по охране труда на предприятии

Согласно ст. 225 ТК, получить базовые знания по охране труда должны все сотрудники, однако существуют и специальные программы для разных категорий работников. Разбираемся, кто и по каким программам обязан проходить обучение в компании.

👷‍♂️👨‍💻🔧 Кто должен проходить обучение по охране труда на предприятии

Интересные материалы

Как защитить бизнес от необоснованных нападок потребителей

Разберем, как потребители злоупотребляют своими правами и как честным предпринимателям защитить свой бизнес.

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру