Менеджмент

Слепая агрессия: Почему компаниям не стоит увлекаться борьбой с конкурентами

Человек, который в течение четырех лет регулярно брал интервью у руководства сразу 20 крупных американских компаний, не имел к прессе ни малейшего отношения. Экономиста Роберта Ланциллотти интересовало, какие задачи корпорации считают для себя приоритетными. В список Ланциллотти попали сразу два производителя стали: National Steel, заявлявшая своей главной целью захват как можно большей части рынка, и US Steel, фокусирующая усилия на получении максимальной прибыли. Руководство National Steel никогда не жалело денег на борьбу с конкурентами.

Человек, который в течение четырех лет регулярно брал интервью у руководства сразу 20 крупных американских компаний, не имел к прессе ни малейшего отношения. Экономиста Роберта Ланциллотти интересовало, какие задачи корпорации считают для себя приоритетными. В список Ланциллотти попали сразу два производителя стали: National Steel, заявлявшая своей главной целью захват как можно большей части рынка, и US Steel, фокусирующая усилия на получении максимальной прибыли. Руководство National Steel никогда не жалело денег на борьбу с конкурентами.

В 1990-х гг. эта компания оптом перекупила у US Steel практически весь топ-менеджмент, включая CEO, что наделало немало шуму на рынке. Но приобретение оказалось напрасной тратой денег: дела у National Steel после сделки шли все хуже и хуже. Развязка наступила в 2003 г.: амбициозная компания обанкротилась, а US Steel выкупила собственность своих обидчиков.

Время, которое тратится на борьбу с конкурентами, расточается зря; было бы лучше употребить его на работу.
Генри Форд

Исходя из выводов работы профессора международной школы бизнеса INSEAD Дэвида Собермана и его коллеги из Тепперовской школы бизнеса при университете Карнеги-Меллон Аджая Калры* до печального финала National Steel довели именно амбиции. В своих опытах ученые показали, как увлечение борьбой с конкурентами может выйти предпринимателю боком.

ВРЕДНЫЕ СОВЕТЫ

Представителям группы добровольцев, которую собрали ученые в рамках своего исследования, предстояло помериться друг с другом силами в экономической игре. Соберман и его коллега предлагали своим подопытным примерить на себя роли представителей конкурирующих компаний. Каждый игрок отвечал за выработку стратегии поведения своей компании в отношении соперников. Варианты, находящиеся в арсенале игроков, отличались степенью своей агрессивности. Выбирая воинственную модель, участники соревнования заведомо лишали себя какой-то части прибыли, жертвуя ее на нанесение ущерба конкуренту. Агрессивные способы борьбы сулили меньшие доходы, но в то же время позволяли держать противника на коротком поводке. Выбрав более спокойную позицию, игрок сосредотачивал силы на увеличении собственной прибыли, но при этом рисковал получить удар в спину от своего коллеги.

Игра состояла из множества раундов, между которыми подводился промежуточный итог. Объяснив участникам эксперимента правила игры, ученые давали им возможность потренироваться и как следует изучить экономические последствия различных стратегий. После этого экспериментаторы разводили оппонентов по разным комнатам, чтобы они не могли наблюдать друг за другом. Участники опыта должны были делать свои ходы наедине, нажимая соответствующие кнопки на клавиатуре выданных им компьютеров. Проявляя заботу о конфиденциальности выбора испытуемых, ученые преследовали свои цели. Находящиеся в изоляции игроки не подозревали, что на самом деле им противостоит не человек, а компьютерная программа. Именно в соревновании безразличной машины и эмоциональных игроков Соберман видел весь интерес.

* Soberman  D., Kalra  A. The curse of competitiveness — how advice from experienced colleagues and training can hurt marketing profitability. Journal of Marketing. Vol. 72. May 2008. P. 32-47.
** Armstrong  S., Green  K. Competitor-oriented objectives: The myth of market share. International Journal of Business. Vol. 12. 2007. P. 117-136.

Результаты игры, длившейся полчаса, ученых не особенно впечатлили. Прибыли компаний, находящихся под управлением участников эксперимента, были заметно меньше теоретически возможных. «Наши игроки слишком увлекались агрессивными вариантами поведения», — сетует Дэвид Соберман. Исследователи решили использовать опыт тех, кто уже выполнил задание, для того чтобы застраховать от подобных ошибок хотя бы следующую партию игроков. Для этого каждого прошедшего испытание просили взять шефство над новым участником эксперимента, незнакомым с тонкостями игры. Ветераны снабжали своих подопечных подробными письменными указаниями насчет того, как следует играть, чтобы увеличить прибыль. В остальном условия, в которых действовали «молодые», ничем не отличались от исходных. А вот итог соревнований оказался другим.

Эффективность действий наслушавшихся советов участников эксперимента оказалась даже ниже, чем у их учителей. Несмотря на то что первому поколению игроков была свойственна избыточная агрессия, они позволяли себе вкладывать деньги в саботаж деятельности конкурента только тогда, когда им длительное время сопутствовала удача и на такую роскошь находились средства. Второе поколение игроков, казалось, играло в совершенно другую игру. Люди атаковали противника, не обращая внимания на собственные расходы. Чем лучше шли дела у конкурента, тем с большей охотой игроки наносили ему вред. Пытаясь понять причины такого поворота событий, ученые обратили внимание на инструкции, которыми снабжали новичков ветераны. Наставники даже не попытались сделать выводы из собственных ошибок. В своих советах они рекомендовали подопечным играть еще более бескомпромиссно, чем делали это сами.

БИТВА РАДИ БИТВЫ

На боевой дух участников исследования, как выяснилось, влияли не только советы. В новом эксперименте в качестве источника информации для игроков выступали продолжительные брифинги, подозрительно напоминающие корпоративные тренинги. В новой игре подопытным доверяли роли бренд-менеджеров пивоваренной компании Molson. Игрокам вновь предстояло определять поведение компании — на этот раз в отношении продвижения одного из ее брендов. Подопытные отвечали за формирование рекламного бюджета, а также могли проводить самые разные мероприятия по повышению узнаваемости марки. Ожидаемые последствия каждого возможного действия для самой компании и ее конкурентов были сведены в таблицы и заранее розданы игрокам. Многообразие доступных вариантов скрывало под собой все тот же старый принцип: от игрока требовалось найти баланс между увеличением собственной прибыли и действиями, направленными на нанесение вреда конкуренту.

Перед тем как подопытные приступали к выполнению задания, Соберман и его соавтор демонстрировали им видеоклипы, направленные на повышение корпоративного духа. Один ролик нейтрально повествовал о новых способах привлечения клиентов, которые планирует опробовать компания, в то время как в другом вооружившиеся динамитом бравые сотрудники Molson подрывали штаб-квартиру своего главного конкурента. Такой провокационный ролик на самом деле использовался компанией в тренингах. Подопытные Собермана, которым демонстрировали воинственный клип, играли значительно агрессивнее, чем те, кто смотрел нейтральный информационный ролик. Это снова приводило к соревнованию ради соревнования и убыткам.

«Менеджеры склонны к конкуренции. В наших опытах мы показали, что доступные менеджерам источники информации могут только усугублять такое поведение, — комментирует свои результаты Соберман. — А ведь при этом основная задача предпринимателя все-таки получение прибыли, а не гонка за конкурентами». «Результаты Собермана согласуются с нашими и представляются мне весьма убедительными, — соглашается с коллегой профессор Уортоновской школы бизнеса Университета Пенсильвании Скотт Армстронг. — В культивируемом компаниями отношении к бизнесу как к войне больше вреда, чем пользы». В своей работе** ученый систематизировал собранные им доказательства того, что увлечение конкурентной борьбой далеко не всегда связано с увеличением прибылей. Так, в одном из своих исследований Армстронг использовал данные, собранные Ланциллотти, чтобы численно оценить склонность каждой компании к конкурентной борьбе. Для этого Армстронгом была разработана специальная шкала. Чем больше баллов агрессивности получала от ученого компания, тем ниже оказывался показатель рентабельности инвестиций, рассчитанный на этот момент.

Не всем компаниям, которые изучал Армстронг, удалось дотянуть до настоящего времени. Примечательный факт: четыре из шести приказавших долго жить компаний удостоились от экономиста высшего балла за агрессивность. В числе этих компаний оказалась не только National Steel, но и такие гиганты, как Gulf и American Can. А прагматичные по классификации Армстронга компании вроде US Steel здравствуют и поныне. Излишне воинственным менеджерам есть о чем задуматься.

Начать дискуссию

Зарплата

В России 77% компаний МСП стали больше платить сотрудникам

В основном бизнес повысил оклады линейным специалистам и руководителям отделов. Доходы выросли, в том числе и у бухгалтеров.

Курсы повышения
квалификации

22
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Как оформить перенос отпуска работника в 2024 году

График отпусков составляется на год вперед, и сотрудники должны уходить на отдых в согласованное время. Однако есть ряд оснований, когда перенос отпуска происходит по инициативе работника или работодателя. Бухгалтер в таком случае должен подготовить приказ и по всем правилам отправить сотрудника в отпуск.

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк.ру
Валюта

Из-за начала сезона отпусков россияне начали активно скупать доллары

Интерес к валюте вырос в преддверии сезона отпусков, на спрос также повлияло укрепление рубля.

Лучшие спикеры, новый каждый день

Было ваше, стало — наше. Возвратные отходы при проведении работ

Автор сих строк входит в состав экспертов, оказывающих консультации на Клерке. И вот за последние полгода (плюс-минус) было где-то пять-шесть (или даже больше) примерно одинаковых вопросов. Разберем их в статье.

Иллюстрация: vecstock/freepik

💥 Бодрящие скидки на курсы повышения квалификации и профессиональной переподготовки. Старт обучения уже 1 июня!

Набираем первый летний поток-2024 на курсы повышения квалификации и переподготовки с максимальными скидками, чтобы вы не ограничивали траты на отпуск и получили полезные знания. Начало обучения 1 июня, торопитесь!

💥 Бодрящие скидки на курсы повышения квалификации и профессиональной переподготовки. Старт обучения уже 1 июня!
2

⚡️ Итоги дня: ВС подчеркнул равенство обоих родителей, штрафных баллов для водителей не будет, сегодня День окрошки

Подготовили обзор главных событий дня — 30 мая 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Бесплатно с Трудовые отношения

Вызов дистанционщика в офис в 2024 году: когда возможен

По общему правилу, работника, который постоянно трудится дистанционно, нельзя вызывать в офис. Но в отдельных случаях работодатель вправе вызвать дистанционного работника, а он — обязан приехать. Разбираем, когда такая ситуация возможна.

Вызов дистанционщика в офис в 2024 году: когда возможен

Только один вид реорганизации не мешает IT-компании применять налоговые льготы

IT-компании, которые были реорганизованы после 01.07.2022, не могут применять льготную ставку налога на прибыль 0% и тариф взносов 7,6%. Но есть исключение – реорганизация в форме преобразования.

Бесплатно с 6-НДФЛ

Как сдать корректировки по 6-НДФЛ. Мини-курс

В мини-курсе рассказываем, когда сдача корректировки 6-НДФЛ обязательна, как оформить исправленный расчет и сдать.

Как сдать корректировки по 6-НДФЛ. Мини-курс

Для фиксированных взносов ИП-военных пенсионеров важна дата 24.06.2023

В 2023 году был принят закон, который исключает ИП-военных пенсионеров из числа страхователей и застрахованных лиц по обязательному пенсионному страхованию. Причиной стало решение Конституционного суда от 2022 года.

Пять вопросов об обработке и хранении персональных данных сотрудников

Государство тщательно следит за тем, чтобы компании соблюдали правила обработки и хранения персональных данных сотрудников. Юрист Юлия Девяткова рассказала, о чем важно помнить работодателю, чтобы не получить штраф.

Пять вопросов об обработке и хранении персональных данных сотрудников
Отпуска

Как оформить заявление на отпуск вне графика

Сотрудники должны ходить в отпуск по графику. Но работодатель может разрешить и отпуск вне графика. Минтруду задали вопрос, как в этом случае составить заявление.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

Судебным приставам очертят рамки полномочий

Депутаты поддержали в первом чтении законопроект о предоставлении сотрудникам органов принудительного исполнения (приставы ФССП) права на применение в установленных законом случаях физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.

Налоговая реформа 2024 год. Краткий комментарий

Вопросы справедливости не могут решаться одними налогами.

Аудит

Чем налоговый аудит отличается от бухгалтерского и зачем бухгалтеру налоговый юрист

Слово «аудит» прочно ассоциируется именно с бухгалтерским аудитом, поэтому мало кто пользуется налоговым аудитом. Вместе с тем налоговый аудит является эффективным инструментом не только для проверки активов перед покупкой, но и для подготовки к выездной налоговой проверке. Сегодня мы расскажем, чем налоговый аудит отличается от бухгалтерского или зачем бухгалтеру может понадобиться налоговый юрист.

Чем налоговый аудит отличается от бухгалтерского и зачем бухгалтеру налоговый юрист

Использование служебного автомобиля в личных целях

Сотрудники могут использовать служебные автомобили в личных целях с разрешения работодателя. Какие документы в этом случае нужно оформить и какие налоги придется заплатить, изложено в статье.

Использование служебного автомобиля в личных целях

Карина Хапиште – новый CEO «Клерка»

Цель: усилить управление компании и сделать миллиард годового оборота. Да, да, у нас пока нет своего миллиарда.

Карина Хапиште – новый CEO «Клерка»
9
Зарплата

Как отвечать на требования налоговой по зарплате в 2024 году: образец пояснений для ФНС

Налоговая проверяет расчеты по страховым взносам и форму 6-НДФЛ не только на предмет правильного расчета взносов и налога, но и на предмет реальности размера заработной платы работников. При появлении подозрений в занижении налогооблагаемой базы инспекторы потребуют объяснение.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
IT-компании

Для льготного налога на прибыль ПО должно быть в реестре на момент оказания услуг

Условие для применения ставки налога на прибыль 0% аккредитованной IT-компанией – доля профильных доходов от 70%. Доходы считают методом начисления.

Интересные материалы

НДС

НДС при онлайн-продажах товаров из ЕАЭС: правила меняются

С 1 июля 2024 года налогоплательщикам из стран Евразийского экономического союза (EAЭС) придется уплачивать НДС, при продаже товаров гражданам через электронные торговые площадки.

НДС при онлайн-продажах товаров из ЕАЭС: правила меняются