Управление финансами

Затянуть пояса и пережить кризис

Не всё коту Масленица. Спокойные, стабильные и предсказуемые времена закончились. На смену им пришли времена не спокойные, не стабильные и уж совсем не предсказуемые.

Не всё коту Масленица. Спокойные, стабильные и предсказуемые времена закончились. На смену им пришли времена не спокойные, не стабильные и уж совсем не предсказуемые.

Комментарии экономистов и аналитиков ставят в тупик. Новости в СМИ вводят в ступор. Настроения в обществе колеблются от хладнокровия до откровенной паники. Но никакие проблемы глобального масштаба не идут в сравнение с тревогой о личной стабильности и предсказуемости. А так как в основе этих ценностей лежит наша работа (зарплаты, премии, бонусы и есть источники благополучия большинства из нас), то тревоги, связанные с ситуацией на рынке труда, и объяснимы, и понятны.

Особенно незавидное положение у руководителей фирм и компаний, которые искренне стремятся пережить сложные времена, сохранив свой бизнес. В новых экономических условиях и правила «бизнес-игры» другие. Как показывает опыт, кто первым выучит эти правила и применит их на деле, тот и выиграет.
Симптомы кризиса очевидны: новые проекты закрываются, вакансии замораживаются, а на смену им приходят такие понятия, как «оптимизация кадров» (оно же – увольнение, оно же – сокращение), «оптимизация затрат», «экономия средств» и «сокращение бюджета». И если с оптимизацией кадров всё более-менее ясно, то последние три определения, несомненно, нуждаются в пояснении.

В чём разница?
На первый взгляд кажется, что слова «экономия средств», «сокращение бюджета» и «оптимизация затрат» имеют один и тот же смысл. В действительности разница между этими понятиями довольно существенная. Выражается она в подходе к работе с издержками компании.

Так, сокращение бюджета используется для достижения быстрого результата в ситуации дефицита ликвидности фирмы. Иначе говоря, под это понятие попадает всё, от чего можно отказаться без явных потерь для компании. Наиболее яркими примерами сокращения бюджета являются отмена новогодних корпоративов, перевод сотрудников на режим сокращенной трудовой недели (дня), предоставление неоплачиваемых отпусков, сокращение маркетинговых бюджетов.

Оптимизация затрат – системная работа и более долгий процесс, требующий проведения всестороннего анализа деятельности фирмы, всей цепочки создания ценностей, определения узких мест и чёрных дыр. При этом необходимо не только терпение, но и умение взглянуть на ситуацию под другим углом зрения, с других позиций и с определённой целью – сократить всё, что только можно, чтобы сохранить жизнедеятельность компании. Зато в конечном счёте эта работа принесёт существенный эффект и защитит фирму от неблагоприятных внешних воздействий.

Что же касается экономии средств, то это понятие в бизнесе подразумевает то же самое, что и в приватной жизни, например смену престижных марок товаров на более скромные или пересмотр, а то и полный отказ от ряда услуг, которые раньше выполняли так называемые специально обученные люди, а в данный момент вполне смогут выполнить и рядовые служащие. К слову сказать, офисные сотрудники, которые еще пару месяцев назад оскорбились бы, получив предложение совместить основную работу с параллельной, менее «благородной», сейчас с готовностью берутся за неё, справедливо рассудив, что «экономия средств» посредством дополнительной нагрузки куда лучше, нежели «оптимизация кадров» с абсолютно сумеречными перспективами.

Чтоб никто и не подумал, чтоб никто и не заметил

Существуют ли такие статьи расходов, отмена которых никак не отразится на результатах бизнеса? Конечно, существуют. В каждой компании есть некий «жирок», до которого
во времена относительного благоденствия не доходили руки или к нему относились, как к некой данности. Для небольших фирм это не столь характерно, но многие крупные и средние компании этим грешат. Финансовый кризис - очень удобный момент времени, чтобы изучить расходы по всей цепочке ценностей с точки зрения их полезности. В частности, можно пересмотреть политику фирмы в плане проведения корпоративных мероприятий (например, провести новогоднюю вечеринку не в пафосных ресторанах, а выбрать более демократичное место), компенсаций высокооплачиваемым сотрудникам обедов, оплаты мобильных телефонов и некоторых иных расходов. Эти меры позволят сэкономить немалые суммы (особенно если компания большая и топовых специалистов в ней, соответственно, не мало), а на бизнесе неоплаченные обеды никак не скажутся. Разве что настроение персонала ухудшится, но и этот момент можно обыграть, к примеру объявить, что меры по грамотному использованию «жирка» рассматриваются не иначе как тест сотрудников на лояльность к компании в тяжёлые времена.

Один на всех!

Кризисы в России уже случались, и не раз. Тем не менее это были кризисы локальные, произошедшие внутри страны, причина которых крылась скорее в политических, нежели экономических проблемах. Кризис-2008 – совсем другая история. Он носит глобальный, мировой характер, и от того проблемы приобретают невиданные масштабы, а самое печальное – абсолютно непонятную перспективу развития событий.

Что же касается бизнеса, то, несмотря на опыт прошлых сложных времён, с кризисом подобного масштаба абсолютно все игроки рынка столкнулись впервые, и пути выхода из сложившейся ситуации каждый ищет по-своему. И всё же в основе поиска лежат стандартные решения, прописанные в учебниках по менеджменту. А именно:
1.         Стимулирование инновационных идей, направленных на реорганизацию бизнес-процессов, снижение их стоимости, а также поиск дополнительных источников доходов.
2.         Уделение ещё большего внимания контроллингу (как оперативному, так и стратегическому).
3.         Управление дебиторской и кредиторской задолженностью (постоянный мониторинг, работа с клиентами по просроченной задолженности, проверка контрагентов и т.д.).
4.         Пересмотр инвестиционного портфеля.
5.         Проведение функционально-стоимостного анализа с целью исследования функций объектов управления, направленного на минимизацию затрат во всех сферах деятельности компании (проектирование, производство, логистика, торговля, административное управление) при сохранении (повышении) его качества и полезности. Использование всех доступных и легальных способов для сокращения непроизводительных расходов.

Безусловно, помимо этих общепринятых антикризисных шагов, каждая компания будет изобретать свои рецепты по спасению ситуации. В таком случае эксперты советуют разрабатывать план оптимизации расходов, исходя из стратегических перспектив фирмы.  «Даже если отдача от тех или иных расходов в текущий момент может быть неочевидной, от них нельзя отказываться, если есть гарантия, что именно эти расходы являются заделом для будущих доходов., - рассказывает начальник финансово-экономического управления одного из подразделений компании «Комус» Кристина Добыш. - Второй момент заключается в том, чтобы все инициативы по сокращению затрат, исходящие из различных служб компании, были согласованы между собой. Не менее важно и то, чтобы ответственность за достижение конкретных результатов внедрения данных инициатив была распределена между отдельными руководителями, а не сконцентрирована на каком-то одном сотруднике, как бы ни называлась его должность и какой бы статус в компании он ни имел».

И всё же экономить надо с умом. Например, сокращать расходы, напрямую связанные с обеспечением производственного процесса и реализацией продукции, точно не стоит. Ну и, конечно же, следует соблюдать все требования Трудового и Налогового кодексов. Кризис кризисом, а ответствености работодателя перед подчинёнными никто не отменял.

Сколько платит скупой

Зачастую компании с целью снижения издержек проводят политику тотального сокращения затрат. По мнению экспертов, это решение является наихудшим, так как в результате подобной политики сокращению подлежат все работы независимо от их полезности. При общем сокращении может снизиться уровень выполнения основных работ, что неизбежно приведёт к ухудшению качества продукции и снижению производительности деятельности предприятия. Падение производительности, в свою очередь, вызовет очередную волну сокращений, что вновь приведёт к снижению эффективности работы. Попытки выйти из этого замкнутого круга рано или поздно заставят предприятие поднять издержки выше первоначального уровня. Таким образом, поговорка о скупом, который платит дважды, проявляет свою состоятельность не только на бытовом, но и на финансово-экономическом уровне.

ВРЕЗ

Классификация затрат компании


Направления управленческого учёта

Классификационные признаки и группы затрат

Процесс принятия управленческих решений

Явные и альтернативные, релевантные и нерелевантные, эффективные и неэффективные

Процесс прогнозирования

Краткосрочные и долгосрочные

Процесс планирования

Планируемые и непланируемые

Процесс нормирования

Стандарты, нормы и нормативы и отклонение от них

Процесс организации

По местам и сферам возникновения, функциям деятельности и центрам затрат

Процесс учета

Одноэлементные и комплексные, по статьям калькуляции и экономическим элементам, постоянные и переменные, основные и накладные, прямые и косвенные, текущие и единовременные

Процесс контроля

Контролируемые и неконтролируемые

Процесс регулирования

Регулируемые и нерегулируемые

Процесс стимулирования

Обязательные и поощрительные

Процесс анализа

Фактические; прогнозные, плановые; сметные; стандартные; общие и структурные; полные и частичные

Журнал Office Magazine, специально для ИА «Клерк.ру»


Комментарии

2
  • PUTI

    Затянуть пояса и пережить кризис?

    понятно, что в настоящий момент невозможно поменять стратегию развития крупного предприятия. Как обычно, все заняты текущими делами и скорее всего не хватает сил "поднять голову" для оценки развития рынка в других отраслях экономики.
    Вы задаёте вопрос, "...как прокормить 9-ти тысячный коллектив..." ?
    9 000 х 17 000 = 153 000 000 рублей, неплохая сумма и это только заработная плата!
    Создание и работа при таком заводе инжиниринговой компании в год обойдётся от 10 до 100 млн., рублей в зависимости от задачи...
    Что такое "КРИЗИС" - масштабное осмысление, переоценки ценностей для жизнедеятельности Человека, это и отражается спросом. Антикризисными мероприятиями можно назвать "минимизация рисков".

    Риск – зависимость от сырья, энергии, территории, отрасли и т.д. Изменения в таких плоскостях экономики приводят к убытку или росту Вашего капитала.

  • PUTI
    только развитием возможно избежать кризис, но и безконтрольное развитие станет кризисом. Создание потребности и есть...
Маркетплейсы

Продавцам стало проще сотрудничать с Wildberries. Не без помощи ФАС

Теперь продавцы на Wildberries смогут зафиксировать стоимость логистики и хранения товаров на 60 или 90 дней, им не придется платить штрафы «За другие нарушения».

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Российский суд арестовал активы Deutsche Bank, Commerzbank и UniCredit

Иски подала «дочка» «Газпрома».

ФНС: 95% льгот по налогам на имущество предоставляют без заявлений

Больше 5 лет ФНС применяет проактивный он же беззаявительный порядок предоставления налоговых льгот по налогам на имущество физических лиц.

Лучшие спикеры, новый каждый день
Общество

СФР отчитался о бесплатных проездных билетах до места лечения

Социальный фонд предоставляет право бесплатного проезда до места лечения. Электронные проездные получили уже 41,1 тысяч человек.

Каким бизнесом лучше всего заниматься?

Как вы выбираете бизнес-нишу? Много лет работая с разными бизнесменами и опираясь на свой предпринимательский опыт, я пришел к таким выводам.

НДФЛ

Не получится полностью получить компенсацию за утечку персданных

Операторы персональных данных, которые допустили их утечку и компенсируют ущерб пострадавшим, обязаны исчислить, удержать и уплатить НДФЛ с таких выплат.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

🔥 Акция «Жаркие скидки в любую погоду»! Самые горячие онлайн-курсы «Клерка» за 4 290 рублей до 20 мая

Мы предлагаем самые выгодные цены на онлайн-курсы по учету на маркетплейсах, УСН, ВЭД, финмоделированию, ФСБУ и бухгалтерии с нуля. Только до 20 мая их можно купить за 4 290 рублей!

Криптовалюта

Лучшие платформы в спб для обмена наличных на USDT

Москва и Санкт-Петербург – города, где можно без проблем обменять USDT. Причем, многие обменники принимают как наличные рубли, доллары и евро, так и крипту*! Все лучшие криптообменники в СПБ имеют свои офисы и обслуживают клиентов в индивидуальном порядке – при личной встрече. Где находятся эти офисы, и как через них совершать крипто-сделки?

Лучшие платформы в спб для обмена наличных на USDT
Маркетплейсы

На Авито появляется новый функционал для продавцов, который ранее был у покупателей

Пока функция отзывов продавцов на покупателей работала в тестовом режиме, но до конца мая такая возможность появится у всех пользователей в категории «Товары».

Госзакупки

Расширят административную ответственность за предоставление недостоверных сведений в закупках

ФАС продолжает работу над инициативой введения в КоАП административной ответственности за предоставление недостоверных сведений в закупках.

Инвестиции

Бан микроквартир в Москве, годовой хай индекса, крипта растёт. Дивиденды, новые облигации, IPO и другие новости. Воскресный инвестдайджест

На бирже намечается реальная движуха, и я не про IPO Светофора. Доллар вплотную приблизился к желающим купить его по 90, индекс Мосбиржи обновил годовой максимум, а бедным московским инвесторам придётся богатеть, чтобы инвестировать в бетон. Квартиры меньше 28 метров под запретом!

Бан микроквартир в Москве, годовой хай индекса, крипта растёт. Дивиденды, новые облигации, IPO и другие новости. Воскресный инвестдайджест

Офис Клерка номинирован на премию Best Office Awards 2024

Объявлены проекты-номинанты премии Best Office Awards 2024. Награждение победителей премии состоится 31 мая в MTC Live Hall финале форума

Офис Клерка номинирован на премию Best Office Awards 2024
3
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

Алексей Иванов рассказал как блог на Клерке помог компании «Мое дело» выйти из кризиса. В костюме фирмы Adidas

Стратегии монетизации контента на платформе «Клерк» с использованием вебинаров, рассылок и лит-магнитов.

2
Банки

Покупка жилья в кредит станет более быстрой

Чтобы застройщики быстрее получали финансирование, а участники долевого строительства тратили меньше времени на посещение банков, депутаты предложили разрешить при покупке жилья открывать эскроу-счета удаленно.

Инвестиции

Инвестиции в недвижимость: новый ЗПИФ Рентал ПРО от создателей ПНК-Рентал. IPO в конце мая – начале июня

«Можем повторить!» — сказали ребята из «А класс капитал» и решили, что пора выводить на биржу новый фонд. С названием долго не думали. Был ПНК-Рентал для всех, а будет Рентал ПРО для квалифицированных инвесторов. Был фонд с пассивным управлением, а будет фонд с активным управлением. Собрал известную информацию и свои мысли по новому фонду.

Инвестиции в недвижимость: новый ЗПИФ Рентал ПРО от создателей ПНК-Рентал. IPO в конце мая – начале июня
Мошенничество

В сервис заказа такси встроили азартные игры

Злоумышленники использовали агрегатор такси и проводили через него незаконные операции, связанные с выигрышами на ставках и в онлайн-казино.

Криптовалюта

Как и где купить криптовалюту пошаговая инструкция

Биткоин, Эфир, USDT и другие криптовалюты – отличный способ инвестировать в 2024 году. Сегодня ими пользуются не только крипотрейдеры, но и новички. Многие считают, что купить криптовалюту сложно и непонятно, поэтому отказываются от вложений. К счастью, это не так, и сегодня купить криптовалюту в России так же просто, как обменять рубли на доллары или евро!

Как и где купить криптовалюту пошаговая инструкция
Трудовое право

Роструд назвал основные правовые особенности сезонной работы

По Трудовому кодексу есть особенности регулирования труда работников, занятых на сезонных работах.

Банки

Исламский банкинг будет интересен 90 тысячам компаний

По оценкам Сбера, к 2030 году 30% населения будут составлять мусульмане. Услуги банка, которые не противоречат нормам шариата, заинтересуют 5 млн человек.

Интересные материалы

Вопросы официального трудоустройства иностранных специалистов. Общая методичка

В рамках указанной статьи вы сможете узнать об основных этапах и нюансах, связанных с официальным трудоустройством иностранных специалистов.