Кредитование

Залог спокойствия

ОРГРЭСБАНК и портал Auto.ru решили положить конец махинациям с автомобилями, находящимися в залоге. Теперь главная задача — привлечь на свою сторону подавляющее число финансово-кредитных учреждений, действующих на рынке автокредитования.

ОРГРЭСБАНК и портал Auto.ru решили положить конец махинациям с автомобилями, находящимися в залоге. Теперь главная задача — привлечь на свою сторону подавляющее число финансово-кредитных учреждений, действующих на рынке автокредитования.

В прошлом году половина новых автомобилей всех ценовых категорий была приобретена в кредит. Пока вторичный рынок пребывает в относительно стабильном состоянии. Но что если из-за дальнейшего ухудшения обстановки обладатели залоговых автомобилей начнут в массовом порядке избавляться от них? Аналитики уверяют: число мошенничеств возрастет в разы. Снизить риски в ходе подобных сделок призван новый проект VIN.auto.ru.

Отдайте машину!

В официальной обстановке сотрудники банков, ведающие урегулированием проблемных задолженностей, а также представители авторитейла уверяют: нет причин для беспокойства. В подавляющем своем большинстве заемщики — вполне благопристойные граждане, дисциплинированно погашающие автокредиты. Лишь 1–5% из тех, кто покупал на заемные средства машины, с самого начала ориентировались на их немедленную перепродажу в рамках заранее спланированной схемы. Однако общение за кадром показывает: проблемы есть. На самом деле перепродажа кредитных автомобилей — давно сформировавшийся рынок, обладающий всеми необходимыми атрибутами. «У вас больше нет возможности оплачивать кредит, взятый в банке на покупку машины? Вы хотите продать кредитный автомобиль, но не знаете, как это сделать? Воспользуйтесь нашей услугой выкупа кредитного авто — и вам не придется искать деньги, чтобы сначала погасить кредит в банке и лишь потом продавать автомобиль. Все эти заботы мы возьмем на себя!» Вот характерный пример рекламы одной из довольно крупных компаний, оказывающих такого рода услуги. Тем временем небольшие фирмы обещают выкупить находящийся в залоге у банка автомобиль буквально за час.

Заемщикам, желающим избавиться от своих все еще заложенных автомобилей, неожиданно помогло и государство. Как известно, в декабре премьер-министр Владимир Путин подписал постановление, согласно которому в качестве «временной меры» таможенные пошлины на импортные автомобили возросли на 30–35%. Ввозимые новые иномарки, а также машины моложе трех лет облагаются пошлиной в размере 30%; автомобили в возрасте от трех до пяти лет — 35% или по ставке 1,2–2,8 евро за 1 «кубик» объема двигателя. На автомобили старше пяти лет процентная ставка не устанавливается, а пошлина в зависимости от объема двигателя составит от 2,5 до 5,8 евро. Как следствие, ценность практически новых автомобилей из «вторых рук» заметно подросла.

Строго говоря, находящийся в залоге у банка автомобиль можно продать совершенно законным способом — в этом хозяину готовы помочь и автодилер, и банк. Однако эти опции не интересуют тех, кто стремится провернуть гешефт, пользуясь прорехами в системе автокредитования. После покупки машины в кредит у новоявленного хозяина есть десять дней, чтобы поставить транспортное средство на учет в ГИБДД и сдать паспорт транспортного средства (хорошо знакомый всем нам ПТС) банку. Этого времени достаточно, чтобы зарегистрировать машину, тут же снять ее с учета и — перепродать.

Куда более изящной оказывается другая схема. Через два–три месяца после покупки машины в кредит оформляется дубликат паспорта транспортного средства, в котором нет печати автодилера, продавшего машину. Теперь узнать, где был приобретен автомобиль, становится довольно трудно. Владелец машины может уехать за несколько тысяч километров от места покупки и продать ее небольшому автосалону, чаще всего действующему в связке со злоумышленником. Следом заемщик может начать тянуть с выплатами по кредиту, объявить дефолт или попросту «исчезнуть» из поля зрения кредитора.

С этой проблемой сталкиваются даже гиганты автомобильного ритейла. Как признается руководитель службы кредитования компании «Автомир» Иван Романов, ежемесячно махинаторы пытаются продать компании с десяток подозрительных машин. Спасает лишь тщательно выстроенный входной контроль. Больше всего сотрудников «Автомира», обслуживающих сделки на вторичном рынке, настораживают купленные буквально на днях автомобили с оригиналами ПТС, а также трех– пятилетние машины, хозяева которых почему-то предъявляют дубликаты техпаспортов. В первом случае приходится «поднимать» историю машины, во втором же комиссионный отдел, как правило, наотрез отказывает в приеме транспортного средства на реализацию. Слишком уж велик риск.

Для банка же сигналом тревоги становятся задержки с выплатами по кредиту. Если деньги не приходят в течение длительного времени, а с заемщиком невозможно связаться, автомобиль объявляется в розыск. В результате новый владелец (как правило, вполне добросовестный приобретатель!) в один прекрасный день узнает: «официально» купленная им машина, оказывается, до сих пор принадлежит банку!

Летом 2007 года Верховный Суд РФ подтвердил законность изъятия находящегося в залоге у банка автомобиля, сменившего к этому моменту нескольких владельцев. Фактически приобретатель становится должником по залогам любого из предыдущих собственников. Разбираться, кто прав, скорее всего, придется в суде. Долго и мучительно.

Автоматизация

Выдавая кредит на покупку автомобиля, банк, как правило, оставляет себе паспорт технического средства. Без ПТС на руках потенциальный мошенник не может продать автомобиль. Но, как оказалось, «методы имеются». Главное для предприимчивого заемщика — всеми правдами и неправдами выцыганить у банка ПТС на время, достаточное для заключения договора купли-продажи.

Банковские работники весьма неохотно обсуждают эту тему, поскольку единого подхода для предотвращения мошенничества еще не придумали. Разумеется, каждую просьбу выдать техпаспорт, чтобы восстановить «отвалившийся на трассе номер», банку приходится рассматривать отдельно. Нередко для проведения контрольных бесед с заемщиками делегируются опытные психологи. Но сопровождать клиента до места, где ему потребуется ПТС, конечно же, никто не собирается. Именно эту лазейку используют хитрецы.

«Вот было бы здорово просто вбить в окошко на каком-нибудь интернет-сайте уникальный номер автомобиля — и узнать, «чист» он или находится на залоге в каком-то банке!», — мечтал полгода назад начальник отдела по работе с проблемными клиентами Оргрэсбанка Алексей Арутюнов. Такая идея приходила в голову многим. Вот только довести ее до реализации ни у кого не хватило сил. И Арутюнов решил попробовать справиться самостоятельно. Первым делом обсудил проект с высокопоставленными работниками других банков. Те переадресовали новатора к специалистам своих юридических отделов, чтобы выяснить, не является ли проект нарушением закона о банковской деятельности. Ведь передавать третьим лицам информацию о клиентах банкам строго запрещено! После небольшого тайм-аута юристы сообщили: опубликование VIN-номеров абсолютно законно, поскольку никакой информации о самом клиенте банк не раскрывает.

Следующим шагом стали попытки обсудить все более реальный план с владельцами ведущих сайтов, посвященных автомобильной тематике. Быстрее всего на контакт пошли в Auto.ru. Вместе с менеджером проектов Auto.ru Алексеем Трошиным Арутюнов быстро составил типовой договор — и проект VIN.auto.ru был запущен в тестовом режиме.

Система проста и логична: банк регулярно направляет информацию о VIN-кодах находящихся в залоге автомобилей ответственному представителю веб-ресурса, который и публикует полученные данные в закрытом разделе. Банк при этом получает логин и пароль для доступа в «персональный кабинет». С этого момента ему остается только несколько раз в неделю обновлять информацию о VIN-кодах, добавляя новые договоры и вычеркивая идентификационные номера автомобилей, кредит по которым полностью погашен. Что же касается покупателей подержанных авто — автодилеров и обычных граждан, то им достаточно посетить публичную зону сайта VIN.auto.ru и ввести в соответствующее поле VIN-код интересующего их автомобиля. Если выяснится, что автомобиль находится в залоге в том или ином банке, легко будет сделать вывод о разумности заключения сделки.

Проект всем хорош, но лишь при условии, что к нему подключится подавляющее большинство банков, действующих на рынке автокредитования. Все очень похоже на историю с бюро кредитных историй. Проще говоря, чем больше банков в системе — тем выше будет достоверность получаемых данных. В этом смысле успехи пока невелики. Впрочем, на уровне «точечных» контактов идеологи VIN.auto.ru наладили диалог с Альфа-Банком и другими крупными финансовыми структурами. Тем временем РИА-Банк предложил зачинателям проекта оценить новую нишу: представители малого бизнеса часто оформляют в качестве залога по кредиту имеющиеся транспортные средства. Так почему бы не учесть в базе данных еще и их?

В ходе тестовой эксплуатации оказалось, что при помощи столь несложной, по сути, системы можно исследовать еще и географию деятельности кредитных мошенников. Ведь благодаря отслеживанию IP-адресов легко выяснить, в каком регионе люди начинают вдруг интересоваться тем или иным VIN-номером заложенного в банке автомобиля. А это заметно сужает территорию поиска в процессе проведения розыскных мероприятий. Разве что придется делать определенные поправки на привычное для обитателей Интернета поведение.

— Предположим, заемщику банка захотелось ради интереса проверить работу сервиса и посмотреть, что пишут про его машину, купленную в кредит, — рассуждает Алексей Арутюнов. — Он заходит на сайт и без злого умысла проверяет свою машину на обременение залогом в банке. Потом рассказывает об интересном сервисе друзьям и для чистоты эксперимента дает им VIN-код своей машины. Все активно проверяют автомобиль, а через несколько дней в банк приходит информация о многочисленных запросах по залоговому транспорту. Специалисты банка могут предположить, что эта машина уже выставлена на продажу. В этом случае очень важно не спешить с выводами и тщательным образом проверять все данные.

Автомобильное сообщество, о котором так любит рассуждать создатель Auto.ru Михаил Рогальский, охотно и оперативно подтянулось к работе над проектом. В разделе конференций на сайте пользователи уже вовсю проверяют свои автомобили, делятся впечатлениями и предлагают собственные варианты улучшения работы сервиса. Кроме проверки на кредитные обязательства, сайт предоставляет общую информацию по системам Carfax и Autocheck. Так, можно узнать, что известно о вашей машине за океаном, есть ли в ней потенциально опасные узлы (например, ставшие причиной официального отзыва целой партии автомобилей), попадала ли она в серьезные аварии и т. д.

Как стало известно «Бизнес-журналу», все доходы, возникающие в ходе коммерческого использования нового сайта, будут принадлежать Auto.ru. А подключившиеся к инициативе банки получат еще один рычаг слежения за состоянием залогов, а также ссылки на свои веб-страницы на Auto.ru.
Авторы проекта уверены, что новый ресурс будет очень актуален и для банков, и для покупателей подержанных машин.

— Он поможет, — отмечает Арутюнов, — избежать многих непростых моментов, связанных с покупкой автомобиля в обременении. В дальнейшем на такую машину будет наложен арест, и она так или иначе уйдет с торгов в счет погашения кредита. Новый ресурс предоставляет добросовестному покупателю возможность оградить себя от потери средств. Конечно же, покупатель может потребовать материальную компенсацию с продавца автомобиля, но найти последнего не всегда бывает легко. Портал принесет пользу и банкам: он позволит избежать незапланированных издержек на судебные разбирательства, поиск автомобиля, непростые переговоры с новым владельцем автомобиля.

Михаил Рогальский пока не считает VIN.auto.ru в полном смысле коммерческим проектом. Запущенный в тестовом режиме сервис для него — скорее «социально значимый» жест, обращенный огромной аудитории, по сути, первой в российском сегменте Интернета социальной сети. «Сначала мы стараемся сделать сервис, а потом к нему подтягиваются рекламодатели», — поясняет Рогальский.

О монетизации проекта он все-таки не забывает: на новом сайте предусмотрены все необходимые возможности для продвижения заинтересованными компаниями своих интересов. Но для начала придется решить несколько непростых задач. Так, в самой системе VIN-кодов обнаружились некоторые разночтения. Впрочем, представители VIN.auto.ru уверены, что сложности эти носят исключительно технический характер.

Для того чтобы новый справочный ресурс заработал на полную катушку, необходимо договориться о правилах игры с несколькими сотнями банков, кредитующих сделки по приобретению автомобилей. Пик заключения договоров ожидается в первой половине 2009 года.

Иван Романов («Автомир») признает, что из-за кризиса количество машин, приобретаемых в кредит, ощутимо снизилось. Однако число мошенничеств в этой сфере, на его взгляд, как минимум, останется на том же уровне. А значит, возможность проверки VIN-кодов остается весьма актуальной и для дилеров, и для банкиров, и для покупателей.

Ещё раз: как продвигать свои посты на «Клерке»

Если вы видите это сообщение, значит продвижение работает.

Ещё раз: как продвигать свои посты на «Клерке»
10

Начать дискуссию

Алименты

Должники по алиментам станут известны всем

В реестр попадут должники по алиментам, которые были привлечены к административной или уголовной ответственности за неуплату денег на содержание детей, родителей.

1

Курсы повышения
квалификации

22
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Не всегда на авто, стоящее на учете, надо платить транспортный налог

Регистрация авто в ГИБДД после 15 числа одного месяца и снятие с учета до 15 числа другого месяца дает право не платить транспортный налог.

Создадут единую цифровую платформу туризма: что она дает

На единой цифровой платформе туризма соберут все сведения о гостиницах, кафе, гидах и транспорте. Это позволит сформировать комплексные предложения для туристов с учетом их потребностей.

1
Лучшие спикеры, новый каждый день

Вклады 18%, обвал рынка, рост налогов, дешёвый доллар, новые облигации, дивиденды и другие новости. Воскресный инвестдайджест

Есть что по жести? Ещё как есть! Разве что расчленёнки не хватает, так-то рынок акций и облигаций нормально приуныл. Но это пока был не обвал, а коррекция. Обвал точно ожидает нас всех впереди, но это не точно. Зато доллар всё ещё дешёвый, IPO проводятся, появляются новые облигации и дивиденды.

Вклады 18%, обвал рынка, рост налогов, дешёвый доллар, новые облигации, дивиденды и другие новости. Воскресный инвестдайджест

С 01 июля новая форма отчета о движении денег по зарубежным счетам

С 01 июля 2024 года изменится форма отчета о движении денег и иных финансовых активов по зарубежным счетам, которые готовят и подают юридические лица и ИП

В чем проблема прогрессивной налоговой системы в России?

Сама по себе прогрессивная налоговая система по своей сути не плохая, это нормально, когда люди, которые зарабатывают больше и платят больше налогов. Но есть 2 Но.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

💥 Бодрящие скидки на курсы повышения квалификации и профессиональной переподготовки! Ведем запись на первый летний поток

Набираем первый летний поток-2024 на профкурсы. Успейте записаться до 3 июня, чтобы за лето повысить квалификацию и выйти на новый уровень знаний!

Календарь вебинаров для бухгалтера в июне 2024. Выбирайте и смотрите!

Будьте в курсе последних изменений в законодательстве! Выбирайте из 9 вебинаров интересные именно вам и записывайтесь. Забирайте в закладки календарь вебинаров для бухгалтера, которые пройдут в июне 2024. Подписчикам «Клерк.Премиум» — бесплатный доступ.

Календарь вебинаров для бухгалтера в июне 2024. Выбирайте и смотрите!
7
Инвестиции

Инвестиции в космические объекты пропишут в законе

Госдума приняла в первом чтении законопроект о государственно-частном партнерстве в сфере космической деятельности.

Трудовое право

Чем грозит неявка сотрудника на медосмотр

Работник обязан проходить обязательные предварительные и периодические медосмотры, другие обязательные медосмотры и обязательные психиатрические освидетельствования, а также внеочередные медосмотры по направлению работодателя.

Налог на прибыль

Все гранты на инновационное развитие освободили от налога

Компании, которые получают гранты на инновационное развитие, смогут не учитывать эти доходы при определении базы по налогу на прибыль.

Предприятия за каждого сотрудника из другого региона получат 300 тысяч рублей

Государство выделит субсидии бизнесу, который работает над крупным проектом и привлекает сотрудников из других регионов. Размер поддержки составит 12 МРОТ.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

За что заблокируют ваш счет? Что не нужно делать, чтобы «влететь» на блок

Сейчас в мире бизнеса идет война за темную и светлую сторону.

За что заблокируют ваш счет? Что не нужно делать, чтобы «влететь» на блок

Налоговые перспективы на 2025 год. Прогрессивная шкала НДФЛ

Какими будут налоговые ставки НДФЛ в 2025 году и можно ли этот налог оптимизировать.

🚚 Грузоперевозка в страну ЕАЭС может облагаться разным НДС

При сделках с контрагентами из стран ЕАЭС взимание косвенных налогов при работах, услугах идет в стране, территория которой признается местом реализации. При грузоперевозках место реализации – страна исполнителя.

МСФО

Внедрение азиатских МСФО на российский рынок

В данном докладе мы рассмотрим перспективы внедрения азиатских Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО) на российский рынок.

Внедрение азиатских МСФО на российский рынок
1
Маркетплейсы

Цены на наушники на маркетплейсах оказались завышенными по сговору

ФАС выявила картель продавцов наушников на маркетплейсах. Продавцы общались в чате мессенджера, писали негативные комментарии конкурентам и заказывали наушники «в никуда».

💥 Бодрящие скидки на курсы повышения квалификации и профессиональной переподготовки! Ведем запись на первый летний поток обучения

Набираем первый летний поток-2024 на курсы повышения квалификации и переподготовки с максимальными скидками, чтобы вы не ограничивали траты на отпуск и получили полезные знания. Начало обучения 1 июня, присоединяйтесь!

💥 Бодрящие скидки на курсы повышения квалификации и профессиональной переподготовки! Ведем запись на первый летний поток обучения
2
Инвестиции

Итоги 35 месяцев инвестиций. 3,83 млн рублей

1 июня, значит пора защищать детей и подводить итоги мая! Ежемесячно я пишу отчёт о том, что произошло с моими инвестициями. Напоминаю: я начал копить на квартиру в Сочи в июле 2021. 35 месяцев позади. Погнали!

Итоги 35 месяцев инвестиций. 3,83 млн рублей

Интересные материалы

Горящие глаза, «ген предпринимательства» и Борис Мальцев 

Студенты из акселератора «БизнесКуб» КубГУ, мечтая о собственных стартапах и предпринимательских прорывах, направились на встречу с успешными бизнесменами.

Горящие глаза, 
«ген предпринимательства» и 
Борис Мальцев 
1