Управление персоналом

Колхоз 2.0

Просторное и чистое помещение в центре Москвы с оборудованными рабочими местами, безлимитным интернетом, кухней и местом для отдыха. И все это за 10 тысяч рублей в месяц с человека. Можно и дешевле, если поторговаться. Чудо? Нет, всего лишь розничный вариант аренды офисного пространства, именуемый коворкингом.

Просторное и чистое помещение в центре Москвы с оборудованными рабочими местами, безлимитным интернетом, кухней и местом для отдыха. И все это за 10 тысяч рублей в месяц с человека. Можно и дешевле, если поторговаться. Чудо? Нет, всего лишь розничный вариант аренды офисного пространства, именуемый коворкингом.

В коммуникационном агентстве G3 подавляющее большинство специалистов — те, кого владельцы компании нанимают под конкретные проекты. Ежедневно в офисе сидит не более четырех человек. Понятно, что платить за пустующие квадратные метры по столичным ставкам — занятие странное. Особенно теперь, когда все российские компании ведут жестокую войну за снижение издержек. Но вот незадача: снять в Москве небольшое помещение — задача практически невыполнимая. Об этом генеральному директору G3 Инне Кабановой было известно давно. Управляющим большинства приличных офисных центров не нравятся фирмы, готовые довольствоваться несколькими квадратными метрами. Слишком уж высока вероятность, что как раз этих самых метров и не хватит крупному арендатору, который буквально завтра может появиться на горизонте. В нескольких местах Кабановой предложили «встать в очередь», но ничего конкретного не обещали.

На повестку дня очередного совещания совладельцев агентства с менеджментом была вынесена альтернативная идея. Почему бы не попытаться найти хороших соседей, чтобы арендовать офис в складчину? Смущали только потенциальные коммунальные сложности. Не всякие бизнесы способны сосуществовать и «через стенку»; а если никакой стенки не будет вовсе — одни только перегородки?

Вернувшись после совещания в свой кабинет, Инна села за стол и машинально открыла оставленный кем-то деловой журнал. Первая же попавшаяся на глаза статья повествовала о талантливом американском программисте Брэде Ньюберге, предложившем миру альтернативную метафору утилизации офисного пространства — coworking.

Cafe-like community

Как и большинство компьютерщиков, Брэд Ньюберг не выносил конторского официоза. Унылый дресс-код, шушукающиеся по углам секретарши, громкие и неискренние поздравления с днем рождения… Все это бесило Брэда сильнее, чем въедливые вирусы и привычный спам в утренней порции электронной почты. Разумеется, можно работать дома. Но диван, телевизор и набитый едой холодильник таинственным образом снижают производительность труда в разы.

Формализовав условие задачи и алгоритмизировав ее решение, Ньюберг остановился на «нулевом варианте»: если люди давно научились эффективно делить вычислительные ресурсы, почему бы не распространить этот опыт на куда более приземленную сферу коммерческой недвижимости! В 2005 году Брэд арендовал понравившийся ему офис и предложил таким же, как он, фрилансерам записаться в соседи — на условиях субаренды.

До сих пор о серьезной конкуренции между коворкингом и традиционными способами использования конторских помещений говорить не приходится. Отчасти потому, что разработчики программного обеспечения, писатели и прочие представители свободных профессий на фоне офисного планктона составляют все-таки явное меньшинство. Мало того, сама по себе идея коворкинга — прямая альтернатива устоявшимся корпоративным правилам и нормам. Ведь у каждого сидящего в коворкинговом центре свои заказчики, свои проекты. Больше похоже на уютный ресторанчик в глубине квартала. Не случайно подобные сообщества авторы специализированного портала Coworking.Pbwiki.Com именуют «cafe-like community».

Однако кризис может радикально изменить положение вещей. По крайней мере в России руководители тысяч компаний с нескрываемым интересом изучают любые альтернативы, позволяющие обеспечить сотрудников приличными рабочими местами с минимальными затратами. К тому же вопросы контроля и мотивации решились как-то сами по себе. Если на каждое рабочее место претендует несколько кандидатов, зарплата становится единственным и самым эффективным способом управления качеством, дисциплиной и результатами.

…Еще не дочитав статью до конца, Инна Кабанова уже знала, что обязательно предложит коллегам рассмотреть эту идею. Оставалось только надеяться, что в Москве такие услуги столь же доступны, как в других мегаполисах мира. Поначалу акционеры отнеслись к идее настороженно. Но Инна была непреклонна. Перерыла весь Интернет, обобщила международный опыт в сфере коворкинга и предъявила сомневающимся. Но главное, удалось связаться с несколькими поставщиками таких услуг в Москве, а вскоре и выбрать самый подходящий вариант. Коворкинг-центр Co-Pie, обитавший прежде на территории Московского экономико-статистического института, как раз переезжал в новое здание на Академической. Да и предварительные расчеты свидетельствовали: по сравнению с нынешним офисом, неудобным и явно избыточным, коворкинг позволит агентству сэкономить на аренде и сопутствующих услугах до 25–30%!

Русская версия

Алексей Глазков, основавший первый в России коворкинг-центр «Башня», прошел тот же путь, что и Брэд Ньюберг. Сначала он искал комфортное место для работы «под себя». Но, узнав о коворкинге, решил немедленно реализовать подобный проект в родном Екатеринбурге. Бывает такое. Глазков поделился идеей с профессиональным маркетологом Станиславом Бодягиным, который тут же высказал готовность поучаствовать в стартапе. Исследовав два десятка вариантов, предприниматели организовали голосование в только что созданном блоге, посвященном коворкингу. Общественность вынесла коллективный вердикт, после чего последовало заключение договора аренды с владельцами помещения. А вскоре появились и первые клиенты.

Почему «Башня»? Да потому, что посетители блога действительно выбрали венчающую многоэтажное здание башню с винтовой лестницей! Для творческих работников — то что надо. На каждом из полуэтажей удалось разместить по два–три стола. Нашлось даже место для пары диванов. А верхний этаж решено было отдать под курилку, которая при желании может быть использована для проведения совещаний или отдыха.

Лиха беда начало. Вслед за «Башней» список пополнили челябинская «Пирамида», московские Coworking № 1, Co-Pie и «Московоркинг», несколько центров в Санкт-Петербурге… Энтузиасты коворкинга общаются в Интернете, обсуждают новости, выкладывают фотографии с рабочих мест. Жизнь кипит! Кстати, именно это обстоятельство привлекает руководителей, пытающихся нащупать компромисс между удаленной работой сотрудников на дому и привычной офисной «классикой», оказавшейся вдруг не по карману. Гендиректор агентства G3 Инна Кабанова не скрывает: куда лучше сидеть с подчиненными за соседними рабочими столами в коворкинг-центре, чем отправить их по домам, обрекая на непродуктивное обсуждение остроты момента в «аське». Дескать, «не зря нас распустили по домам — наверное, дела совсем плохи».

Да и Алексей Глазков, проработав несколько месяцев в собственном коворкинг-центре, заметил: в течение дня ему удается сделать намного больше дел, чем прежде: производительность труда повысилась. Ай да «Башня»! «Когда вокруг тебя все работают без понуканий со стороны начальства, трудно плевать в потолок. Хочется действовать!» — признается предприниматель.

Во всем мире коворкинг привлекает преимущественно классических фрилансеров. Однако в России такое решение становится все более популярным и у представителей малого бизнеса. Павел Володин, один из обитателей екатеринбургской «Башни», именует себя системным архитектором. Его конек — разработка заказных веб-сайтов и контекстная реклама в Интернете. С большинством технических вопросов предприниматель разбирается сам. Но без художников и дизайнеров ему не обойтись. Удаленная работа с фрилансерами Володина сильно раздражала. То пропадут на неделю, то упорно «не понимают», что и как следует переделать. То ли дело в коворкинг-центре! Посадив рядом с собой «творческую единицу», легко вносить необходимые изменения по ходу работы. Получается и быстрее, и лучше.

А вот Петр Данилов, известный также как Pierre Гамаюн, консультирует клиентов по вопросам личного имиджа и саморекламы. Для него коворкинг — идеальный способ организации деловой среды. Во-первых, арендная плата вдвое ниже, чем пришлось бы отдать за отдельный офис. А во-вторых, рядом за столами сидят очень полезные специалисты. «Один сосед по коворкинг-центру сделал мне сайт за 9 тысяч рублей, хотя с заказчиков со стороны он просит не меньше 25–35 тысяч. Другой помог быстро перейти с Windows на Linux. Теперь я забыл, что такое вирусы. А я всегда готов проконсультировать их по вопросам брэндинга и имиджа. Удобно!»

Фактор формы

Несколько помещений или просторный зал, разделенный легкими перегородками. От 10 до 30 типовых рабочих мест. Телефония, широкополосный доступ в Интернет, офисная техника и никаких излишеств. Таков типичный портрет российского коворкинг-центра начала 2009 года. Исключение — столичный Coworking № 1, развернувший около двух сотен рабочих мест, большая часть которых занята сотрудниками агентства недвижимости.

Подавляющее большинство обитателей подобных центров — индивидуальные предприниматели, хотя порой соседи объединяются в одно ООО. Ведь таким образом можно сэкономить и на бухгалтерии, и на налогах. Этакий бизнес-инкубатор, только построенный на принципах самоорганизации, а не возведенный чиновниками для того, чтобы поставить галочку в графе «поддержка малого бизнеса». Нередко организаторы коворкинг-центров готовы брать на себя и функции бизнес-ангелов. По этому пути пошли основатели «Башни», получающие в обмен на финансовую и организационную поддержку от 15 до 75% в уставном капитале некоторых своих «жильцов».

А вот генеральный директор центра Co-Pie Дмитрий Кузнецов делает ставку на абонементную систему. Он разработал несколько тарифных планов, увязывающих оплату услуг с продолжительностью и интенсивностью работы арендаторов. Можно купить абонемент на неделю, месяц, полгода или год. Логика проста. Чем больше срок, тем выше скидка. Кроме того, стоимость зависит от количества занимаемых арендатором мест. Кузнецов утверждает, что компании, выкупающей семь рабочих мест сроком на год, в Co-Pie предложат заплатить всего за четыре. Остальные три — бонус.

Пока Кузнецов не может похвастаться стопроцентным заполнением своего центра. Однако и пустым Co-Pie уже не кажется. Разработчики трехмерных онлайновых каталогов и подкастов. Дизайнеры сетевых игр и журналисты. Юристы и трейдеры, менеджеры и дизайнеры… Ни один из опрошенных «Бизнес-журналом» коворкеров не смог сформулировать жестких ограничений, препятствующих использованию этой формы организации труда. «Скорее, все дело в человеке. В том, чего он хочет, что ему мешает, как он привык работать», — говорит Дмитрий Кузнецов.

Вот, например, Антону Лешко, обитателю одного из коворкинг-центров, «несерьезная» атмосфера совершенно не мешает заниматься созданием биометрической системы безопасности. Талантливый математик готовится поразить (точнее, как раз защитить!) мир революционной системой охраны секретных компьютерных данных. Перспективы разработки очевидны, однако, прежде чем просить денег у инвесторов, им нужно что-то продемонстрировать. Вот будущий миллионер и колдует за своим компьютером в одном из российских коворкинг-центров. Возможно, по соседству с другими будущими миллионерами.

Если честно, российские коворкинг-центры с трудом поддаются учету. К тому же пара заявленных проектов уже сошла с дистанции. «Московоркинг», еще полгода назад активно подбиравший арендаторов, продержался до декабря 2008-го. Представители компании сознались: клиенты пока «не готовы». А организаторы другого столичного коворкинг-центра, который планировалось открыть в районе Белорусского вокзала, в конце концов разместили в отремонтированном помещении магазин. И все-таки спрос явно нарастает.

Приличное рабочее место, пусть даже не закрепленное за арендатором («где успел, там и сел»), безлимитный выход в Интернет, решение проблемы самоорганизации (все-таки «с утра на работу») и возможность проводить мозговые штурмы не на домашней кухне — вот лишь неполный список открывающихся преимуществ.

Да, цены на молодом российском рынке коворкинга гуляют пока как хотят. Но это не повод исключать провайдеров подобных услуг из сферы внимания. Сокращение расходов на аренду офисов — одна из самых очевидных защитных реакций бизнеса на разрастающийся кризис.

Непривычно? Возможно. Но еще хуже пойти ко дну в дорогом и бессмысленно просторном офисе.

Начать дискуссию

С Днём Победы!

9 мая, когда мы отмечаем День Победы, мы вспоминаем не только о тех, кто сражался на фронтах, но и о тех, кто с огромным мужеством выдерживал испытания в тылу. Среди них моя бабушка, Ольга Ефимовна, чья история наполнена не только горечью утраты, но и невероятной жизненной силой.

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Путин: через 6 лет смертность от ДТП должна снизиться в 1,5 раза

В рамках достижения национальной цели «Комфортная и безопасная среда для жизни» президент поставил задачу снизить смертность в результате дорожно-транспортных происшествий.

Инвестиции

Неприятие потери, или почему ты не можешь продать Сегежу с Газпромом

Ситуация: ты покупаешь акции компании, которая внезапно становится токсичной и месяц за месяцем нащупывает новое дно. Классический пример — ВТБ. Но это было всегда, а вот более свежие примеры — Сегежа или народное достояние. Газовая компания вообще держится в топ-3 по популярности среди акций, а её ближайшие перспективы не менее туманны, чем Альбион.

Неприятие потери, или почему ты не можешь продать Сегежу с Газпромом
Лучшие спикеры, новый каждый день
Социальный вычет

Изменился состав документов для получения налогового вычета за обучение

По расходам на образование с 1 января 2024 года в налоговую нужно принести справку об оплате услуг. Раньше для получения социального налогового вычета по НДФЛ были нужны платежные документы и договор.

5

📕 💪 Акция «Не МАЙся — заниМАЙся»! Самые нужные курсы по 3 690 рублей!

Успейте купить топовые курсы «Клерка» за 3 690 рублей до 13 мая! Для акции мы выбрали нужные для бухгалтера онлайн-курсы: они помогут освоить востребованные навыки, актуализировать знания к лету, освоить новую нишу, чтобы вырасти в карьере и увеличить доход.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
1

🔥 Акция «Не МАЙся — заниМАЙся!»: топовые онлайн-курсы по 3 690 рублей

До 13 мая вы можете купить лучшие онлайн-курсы «Клерка» по учету на маркетплейсах, финансовому моделированию, ВЭД, зарплате и бухгалтерии с нуля за 3 690 рублей!

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Уважаемые коллеги! Поздравляем вас с Днем Победы!

Коллектив «Клерка» поздравляет всех с Днем Великой Победы!

Уважаемые коллеги! Поздравляем вас с Днем Победы!
3
Законопроекты

Губернаторам могут разрешить продлевать майские праздники

Госдума начинает рассматривать законопроект, который может разрешить региональным властям давать людям больше выходных в майские праздники. Но только если большинство жителей региона поддержит перенос выходных с новогодних праздников.

Инвестиции

8% в валюте на удобрениях. Свежие облигации: Акрон CNY на размещении

Нет ничего постыдного в том, чтобы инвестировать в навоз, даже если этот навоз берёт долги в юанях под 8%. Сегодня у нас в гостях Акрон — очередной эмитент, который позволяет инвесторам заработать в валюте. Крайне интересный выпуск, достойный находиться в портфелях всех любителей валюты.

8% в валюте на удобрениях. Свежие облигации: Акрон CNY на размещении

Проблема навигации на «Клерке». 20 лет мы искали решение и вот

Теперь навигационное меню можно свернуть и оно запомнит свое состояние.

Проблема навигации на «Клерке». 20 лет мы искали решение и вот

Сравнение сервисов для подачи отчетности. Обзор для бухгалтера

Статья представляет сравнительный обзор трех сервисов для подачи отчетности: 1С-Отчетность, СБИС и Контур Экстерн. Описаны их ключевые функции и ценовые предложения.

1

Правильно подобрали переводчиков и локализовали сайт: как за 2 месяца мы помогли торговой компании открыть филиалы в ОАЭ, Турции и Казахстане

Когда открываешь филиал компании за рубежом нужно заранее разобраться с требованиями местного законодательства: почитать гражданское и корпоративное право страны, в которой регистрируешь бизнес, и собрать правильный пакет документов. Все сертификаты, лицензии, разрешения должны быть профессионально переведены и заверены.

Правильно подобрали переводчиков и локализовали сайт: как за 2 месяца мы помогли торговой компании открыть филиалы в ОАЭ, Турции и Казахстане
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

Грядет очередной эксперимент по маркировке

C 1 сентября 2024 по 31 августа 2025 года Минпромторг планирует проведение эксперимента по маркировке отдельных видов смазочных материалов и специальных автомобильных жидкостей.

1

К 2036 году у 99% населения России будет интернет

Президент в качестве национальной цели обозначил увеличение доли домохозяйств, которым обеспечена возможность качественного высокоскоростного широкополосного доступа к интернету.

Зачем обращаются в Росреестр чаще всего: официальные данные

Росреестр отчитался, с какими вопросами чаще всего обращались заявители в 2023 году.

Ведение бизнеса

Выручка малых технологических компаний должны вырасти в 7 раз

Для достижения национальной цели «Технологическое лидерство» президент поставил целевой показатель по росту выручки малых технологических компаний (МТК).

Названы приоритетные направления для развития новых технологий

Президент поставил задачу обеспечить технологическую независимость и формирование новых рынков по ряду направлений.

Все что вам нужно знать о штрафах за работу с самозанятыми. Реальный опыт юриста

Разберу на примере реальных  судебных дел, как предприниматели «попадают» на штрафы за работу с самозанятыми и теряют миллионы. Отвечу на 3 самых популярных вопроса и развею мифы.

1
Проверки ФАС

6 основных инструментов ФАС по борьбе с недобросовестной конкуренцией

Антимонопольная служба подвела итоги работы по противодействию недобросовестной конкуренции за 2023 год.

Интересные материалы

Бесплатно с Увольнение

Увольнение с отработкой: что такое, как правильно оформить, образец заявления

Увольнение с отработкой — это не нормативное, а обиходное выражение. Корректнее говорить об увольнении по собственному желанию или расторжении трудового договора по инициативе работника. Но важнее не термины, а правильное оформление.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру