Ведение бизнеса

У бухгалтерских кадров — кризис перепроизводства

Итоги первых четырех месяцев на петербургском рынке труда бухгалтеров неутешительны: спрос на специалистов финансовой сферы по-прежнему значительно меньше предложения. Что позволит выжить в трудные времена, и где заработать не удастся, выяснил наш корреспондент.

Итоги первых четырех месяцев на петербургском рынке труда бухгалтеров неутешительны: спрос на специалистов финансовой сферы по-прежнему значительно меньше предложения. Что позволит выжить в трудные времена, и где заработать не удастся, выяснил наш корреспондент.

«Накрыло» всех

Негативные последствия кризиса коснулись финансовых специалистов всех уровней. Призрак безработицы маячит как перед рядовыми сотрудниками бухгалтерии, так и перед их маститыми коллегами. «Этой весной на рынке труда бухгалтеров столкнулись две «волны», — рассказывает Елена Соловьева, рекрутер компании «Центр-финанс». — Первая — сотрудники предприятий малого и среднего бизнеса. Вторая — высококвалифицированные специалисты из крупных федеральных и международных компаний. В связи с кризисом даже им пришлось закрыть часть филиалов и отделений, в первую очередь региональных, и отправить «в свободное плавание» не один десяток профи с опытом работы по международным стандартам».

Пик столкновения «волн», по словам экспертов, был пройден в декабре 2008 — январе 2009 года. Косвенно это подтверждают данные портала HeadHunter. С 1 по 7 декабря 2008 года соотношение числа резюме к числу вакансий равнялось 2,57 (то есть предложение на рынке превосходило спрос более чем в два с половиной раза), с 26 января по 1 февраля 2009 года — уже 2,26. Небольшой, но все-таки прогресс.

Марина Войденова, менеджер по рекрутингу компании «Вентра»:
«Кризис очень серьезно повлиял на рынок труда бухгалтеров. С одной стороны, закрылся ряд компаний и сократился объем работ во многих других. Соответственно «порезали» персонал бухгалтерий, финансовых и аналитических отделов. Особенно сильно это затронуло сферу строительства. С нового года уменьшилось и количество предложений для бухгалтеров по совместительству. С другой стороны, как только на рынке появились лишние руки, возросли требования работодателей. Они все чаще хотят видеть бухгалтеров-экономистов с опытом в диапазоне от первички до баланса и к тому же знающих налоговый учет. И, конечно, без высоких денежных притязаний».

Зарплаты падают, а требования растут

С осени 2008 года пропорционально увеличению числа кандидатов на рынке труда происходит падение «стоимости» бухгалтеров. По наблюдениям Kelly Services CIS, в июне-июле 2008 года минимальный уровень зарплаты, который были готовы рассматривать кандидаты на позиции «бухгалтер», равнялся 20 000 руб., «главный бухгалтер» — 40-45 000 руб.

Сегодня эти цифры скатились до 15 000 и 30 000 руб. соответственно. Согласно данным компании «Вентра», в Петербурге снижение зарплат бухгалтеров с ноября прошлого года составило 30-50%.

В марте 2009го они чуть подросли — на 5-10%. Но это скорее сезонное, чем общепоказательное явление.

Тем не менее в обеих столицах дела обстоят лучше, нежели в других регионах Российской Федерации. Предложений на рынке труда здесь намного больше.

Эксперты объясняют тенденцию двумя макроэкономическими факторами. Первый — большая численность населения, второй — экономические особенности (много разных отраслей, возможность перехода из одной сферы в другую, смены предприятия и т.п.). В сложившейся ситуации у работодателей по-прежнему «в цене» бухгалтеры, владеющие навыками работы на всех участках (расчет зарплаты, договоры с поставщиками и т.д.), со знанием английского языка, обладатели сертификатов (CPA, ACCA, CMA, CFM) и опыта работы в ERP-системах, а также по МСФО.

Фриланс — уже не выход

Негативно повлиял кризис и на фрилансеров — бухгалтеров, которые живут подработками. Работодателям выгодно привлекать специалистов со стороны, перед которыми меньше обязательств: не нужно оплачивать отпуск и больничный, предоставлять иные социальные гарантии. «Халтурщики», в свою очередь, были вполне довольны свободой действий и оплатой.

Но сейчас им приходится туго, потому что выросла конкуренция. Рынок наводнили те, кто из-за сокращений персонала буквально остался на улице. Одновременно в связи с экономическим спадом уменьшилась потребность в финансовых услугах. При этом вести бухгалтерию нескольких средних фирм, не выходя из дома, стало намного сложнее.

«Еще в августе я работала для семи фирм, но к декабрю шесть из них закрылись. Та, которая осталась, вместо 20 000 руб. в месяц стала платить 10 000 руб. Компании почти не заключали сделок, деньгам неоткуда было взяться, — делится бухгалтер Наталья Гнатюк. — Сейчас ситуация немного выправилась, и я нашла еще пять клиентов.

Но если раньше от каждого получала в пределах 12-25 000 руб. ежемесячно, то мои нынешние доходы упали до 3000-5000 руб с клиента. Приходится очень много работать. Пашешь как вол, а денег зарабатываешь столько же, сколько до кризиса, если не меньше».

Меняйте профиль и перераспределяйте обязанности

В ближайшее время эксперты прогнозируют всплеск интереса к профессиональной переориентации среди бухгалтеров. Самое вероятное направление движения — аудиторское. По наблюдениям специалистов Kelly Services CIS, ради возможности попасть в стабильную аудиторскую компанию бухгалтеры и главбухи готовы не просто рассматривать должность младшего аудитора или даже аудитора-стажера, но и согласиться на существенное понижение зарплаты (до 7000-10 000 руб. на период обучения).

В нынешних условиях переориентация — вполне продуманный и разумный шаг. Согласно оценкам экспертов, рынок труда аудиторов перспективен. Несмотря на временное падение зарплат, в данном секторе есть к чему стремиться, куда расти. Так, по данным исследовательского центра портала SuperJob, среднемесячный заработок петербургских аудиторов составляет порядка 45 000 руб. в месяц (для сравнения: в Москве — около 60 000 руб.).

Правда, и здесь придется выдержать немалую конкуренцию. На данный момент предложение по аудиторским вакансиям превосходит спрос в несколько раз.

Еще одна тенденция — перераспределение обязанностей внутри бухгалтерии. «Сегодня главным бухгалтерам нужно быть готовым максимально оптимизировать число персонала в своем отделе и готовиться к испытаниям, — предупреждает коллег Ирина Миронова, главбух предприятия «Стинком». — Помните, сегодня организации проще взять нового сотрудника, готового бороться за «место под солнцем», чем удерживать старого. К тому же стоить он будет дешевле. Поэтому не вставайте в позу, если придется взять на себя часть дополнительных функций и получать низкую зарплату. Утешайтесь тем, что кризис рано или поздно кончится. А вот добровольно пополнять ряды безработных — сейчас не самое лучшее время».

«Чистка» неизбежна

Многие эксперты склонны винить в сложившейся ситуации исключительно экономический кризис. Но это — поверхностный взгляд на проблему. Рынок труда бухгалтеров всегда был сложным и последние годы отличался перепроизводством низкоквалифицированных кадров. Кризис лишь усугубил проблему и расставил все по своим местам.

Именно поэтому многим рядовым бухгалтерам с бумажками об окончании краткосрочных курсов после сокращения пришлось идти в секретари и на прочие, совсем не финансовые должности. Это неприятно и трудно, но «чистка» бухгалтерских рядов была неизбежна. Уровень ответственности в данной профессии очень высок, а сейчас на карту порой ставится жизнь компании.

В любом случае паниковать не стоит. Если вы — хороший специалист, пусть с небольшим, но реальным опытом в бухгалтерии, готовы учиться и бороться, шанс сохранить место или найти новую работу наверняка представится.

Комментарии

1
  • Бюрократ
    Ну и почистится ряд нерадивых, у нормальных зарплата не сильно и снизилась.
    Любой нормальный директор прекрасно понимает, плохой бух - много лищних денег, а то и срок в ИТУ.
    Надоело уже за бывшими отчетность чистить.
РСВ

📌 РСВ с неправильным ИНН и ОГРНИП на титульном листе не пройдет проверку

СНИЛС и ФИО сотрудников из раздела 3 РСВ сверяют с данными ФНС по учету налогоплательщиков. ФНС уточнила два контрольных соотношения для РСВ и ввела пять новых.

Курсы повышения
квалификации

22
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

ФАС выявила сговор продавцов наушников на маркетплейсах

ФАС выявила картель продавцов наушников на маркетплейсах. Продавцы общались в чате мессенджера, писали негативные комментарии конкурентам и заказывали наушники «в никуда».

ФНС дала фрилансерам три варианта налогообложения их доходов

Налоговики призывают фрилансеров легализовать свою деятельность и прозрачно уплачивать свои налоги, чтобы работать без риска и избежать штрафов.

Лучшие спикеры, новый каждый день
Зарплата

Цифра дня. Про повышение зарплаты

Большинство компаний малого и среднего бизнеса с начала 2024 года увеличило расходы на оплату труда сотрудников.

Цифра дня. Про повышение зарплаты
Банки

У ЦБ будет новое запретительное право

Если банки с универсальной лицензий допустят нарушения при уведомлении ЦБ о получении долей в иностранной организации, регулятор обяжет их продать акции, а также закрыть офисы за границей.

Власти предлагают перевести беременных и мам с маленькими детьми на удаленку

Власти хотят стимулировать компании к переводу беременных и матерей с малолетними детьми на удаленку. Такие рекомендации готовит Минтруд.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Минцифры хочет ввести на Госуслугах принцип одного диалогового окна: что это и зачем

На портале Госуслуг планируют сделать диалоговое окно, которое позволит сократить путь пользователя при составлении нужных документов для получения услуг.

5 уроков из судебной практики: как избежать трудовых споров с помощью КЭДО

Переход на электронный кадровый документооборот помогает компаниям сократить расходы и повысить эффективность, а иногда — еще и спасает от возможного судебного разбирательства. Мы изучили пять трудовых споров и прикинули, как бы все произошло, если бы у работодателя была система КЭДО.

5 уроков из судебной практики: как избежать трудовых споров с помощью КЭДО
УСН

Компания на УСН уменьшает налог на взносы по мере их уплаты

Новые правила по учету взносов при расчете налога по УСН «доходы» независимо от факта их уплаты касаются только фиксированных взносов ИП.

💌 Ждите письмо из ФНС о нарушениях по ККТ

ФНС запустила автоматическую рассылку по ТКС и через личный кабинет информационных писем с информацией о возможных рисках нарушения порядка применения ККТ.

Банки

Тинькофф ввел механизм возврата ошибочных переводов

Клиенты банка Тинькофф смогут подать заявку на возврат денег, отправленных по ошибке.

Шпаргалка для бухгалтера: как проводить операции по импорту

Какие оформлять документы, в каком порядке уплачивать НДС, как рассчитать налоговую базу и отчитаться перед ФНС.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

Как экспортёрам подтверждать нулевую ставку НДС: изменения с 1 июля 2024 года

С начала 2024 года экспортёрам упростили процедуру подтверждения нулевой ставки НДС. А с 1 июля 2024 года они будут формировать и направлять электронные реестры по новым правилам. Рассказываем об этих и других изменениях Налогового кодекса.

Как экспортёрам подтверждать нулевую ставку НДС: изменения с 1 июля 2024 года

Кабмин: малый и средний бизнес «успешно преодолел последствия санкционных шоков»

Заместитель председателя правительства Александр Новак заметил, что в 2024 году сохраняется тенденция к росту численности МСП.

У Клерка новый CEO

Мы усиливаем систему управлением компании.

У Клерка новый CEO
9

ERP бюджетирование: возможности применения

Блок «Бюджетирование» в 1С:ERP предназначен для комплексного планирования, контроля и анализа финансовых потоков внутри организации.

ERP бюджетирование: возможности применения

Чек-лист для бухгалтерской компании: как устанавливать цены на услуги, чтобы не прогореть

Один из главных вопросов у бухгалтерской фирмы — как установить цены на свои услуги. Он актуален не только для новой компании, но и для тех, кто работает уже давно. Инфляция «съедает» прибыль, конкурентов становится больше, а требования клиентов — выше. Поэтому важно установить обоснованные цены, которые не отпугнут заказчиков и принесут прибыль самой фирме.

Чек-лист для бухгалтерской компании: как устанавливать цены на услуги, чтобы не прогореть

Несовершеннолетним студентам дали больше трудовых прав

Студентам разрешат работать в выходные и праздники. Сейчас для сотрудников младше 18 лет действует запрет на работу по выходным (кроме творческих работников).

Электронный документооборот в посуточной аренде. Зачем нужен? Как организовать

Используя электронный документооборот, можно удобно и дистанционно провести сделку по посуточной сдаче объекта недвижимости, подписав договор и акт передачи объекта с помощью кода из СМС-сообщения. Реализовать такую задачу можно с помощью сервиса «Подпислон», который работает на базе Простой электронной подписи (ПЭП). При этом арендаторам не нужно отдельно получать электронную подпись на токене. Все происходит в пару кликов.

Электронный документооборот в посуточной аренде. Зачем нужен? Как организовать

Интересные материалы

💥 Бодрящие скидки на курсы повышения квалификации и профессиональной переподготовки. Старт обучения уже 1 июня!

Глоток зимнего воздуха летом! Набираем первый летний поток-2024 по новогодним ценам с максимальными скидками. Начало обучения 1 июня. Скорее записывайтесь, чтобы за лето повысить квалификацию и выйти на новый уровень знаний!

💥 Бодрящие скидки на курсы повышения квалификации и профессиональной переподготовки. Старт обучения уже 1 июня!
2