Российские пивовары бьют тревогу: предложенный правительством трехкратный рост акцизных ставок может привести вовсе не к пополнению бюджета, а к снижению загрузки пивзаводов, разорению небольших игроков и резкому падению объемов производства в смежных секторах.
В 2008 году объем продаж пива в стране, по данным Союза пивоваров России, составил 11 млрд литров, а объем рынка в денежном выражении достиг 460 млрд рублей. Но безудержный рост этого сегмента, продолжавшийся в течение пяти лет, прекратился. И дело не только в кризисе. Резкое падение динамики эксперты предсказывали еще до начала всемирного финансово-экономического потопа. Однако вскоре ситуация может еще больше обостриться. Чиновники Минфина настаивают на существенном повышении акцизов, что в нынешних условиях может привести к резкому падению объемов производства пенного напитка. По расчетам — на 40–50%.
В 2008 году акцизные ставки были подняты на 30%. Эту напасть пивовары перенесли стоически. Но уже в начале 2009-го было зафиксировано ощутимое снижение объемов продаж: за первые два квартала пивной рынок «просел» на 7,5%. «Виноваты акцизные ставки», — говорят участники индустрии пивоварения. «Виноват кризис», — отвечают оппоненты.
Пена дней
Действующая ставка акциза, которым облагается сегодня в России каждый произведенный литр пива, составляет 3 рубля. Таков результат почти двукратного роста сборов за последние пять лет. И вот что показательно: за то же время ставка акциза на крепкий алкоголь поднялась лишь на 40%. А в самом конце августа Минфин утвердил очередные поправки в Налоговый кодекс, вводящие новые ставки акцизов на алкоголь. Согласно законодательным новеллам, в 2009 году акциз на пиво увеличится до 9 рублей, а в 2010–2011 годах будет снова проиндексирован — до 10 и 12 рублей соответственно. По расчетам финансового ведомства, такое увеличение акцизного бремени должно принести в бюджет России дополнительно 64 млрд рублей только за 2010 год. Тем временем акцизы на крепкий алкоголь вырастут лишь на 10%, хотя ранее в Минфине говорили о планке в 20–30%. Теперь Госдуме остается только утвердить эти поправки.
Похоже, «пивное» лобби снова проиграло «водочному». Показательно: в середине августа президент Дмитрий Медведев, проводивший «антиалкогольное» заседание в Сочи, предложил в рамках экономических мер по борьбе с алкоголизмом вообще уравнять акцизы на крепкий алкоголь и пиво. Собеседники «Бизнес-журнала», знакомые с планами чиновников, подтверждают, что такой сценарий прорабатывался, однако введение единой ставки акциза на спиртсодержащую продукцию было решено перенести на 2011 год. В самом Минфине запрос «Бизнес-журнала» оставили без ответа, объяснив это тем, что ответственный за внесенные поправки руководитель находится в отпуске до конца августа.
Информация о росте акцизов на пиво стала для пивоваров полной неожиданностью и вызвала резко негативную реакцию профессионального сообщества. Сначала пивовары написали открытое письмо премьер-министру Владимиру Путину, в котором призвали внимательно рассмотреть вопрос о росте акцизов на пиво. «Попытка увеличить доходы бюджета за счет резкого роста акцизов на пиво может иметь катастрофические последствия для развития пивоваренной отрасли в России», — утверждали авторы послания. Однако ответа на обращение так и не последовало. Следующим шагом стала состоявшаяся в середине августа пресс-конференция, в которой приняли участие топ-менеджеры всех ведущих компаний отрасли. Мероприятие было призвано привлечь внимание властей и широкой общественности к грядущим проблемам пивоваров.
Как отмечает президент Союза пивоваров России и вице-президент по корпоративным вопросам компании «Балтика» Даниил Бриман, процесс принятия поправок в Налоговый кодекс, увеличивающих акциз, идет в закрытом режиме. Проще говоря, представители профессионального сообщества не имеют никаких возможностей прямо влиять на обсуждение. Как следствие, законодательные новации разрабатываются без учета мнения игроков рынка, что может привести к критическим для отрасли последствиям.
У пивоваров, кстати, есть свои предложения о том, как должна формироваться акцизная политика государства. Весь вопрос — как донести эти тезисы до кабинетов, в которых вершатся судьбы целых отраслей.
Стакан наполовину пуст
Даниил Бриман объясняет: против роста акцизов как такового пивовары не возражают. Участники рынка лишь просят, чтобы увеличение акцизного бремени происходило в не столь резкой форме. «Мы настаиваем, что акцизы должны расти постепенно, — подчеркивает президент Союза пивоваров России. — Приемлемым же считаем рост акцизов на уровень официальной инфляции». По версии пивоваров, именно поэтапное — в течение пяти лет — увеличение акцизов позволит избежать падения объемов производства, одновременно обеспечив поступление в бюджет дополнительных 60–90 млрд рублей. В случае же реализации предлагаемого Минфином сценария результаты будут прямо противоположными. По расчетам отраслевых экспертов, резкое повышение ставок приведет к тому, что отрасль окажется в крайне тяжелом положении. Кризис и далеко не жаркое лето 2009 года уже привели к снижению объемов производства пива. В случае же скачкообразного роста финансового бремени предприятия не смогут обеспечить прежнюю загрузку мощностей.
По подсчетам специалистов, рост акцизов приведет к сокращению числа рабочих мест в отрасли на 85–90 тысяч. Кстати, по словам Даниила Бримана, проблема коснется не только пивоваренной, но и смежных отраслей, благополучие которых прямо зависит от объемов производства пива. Пивовары не забывают напомнить и о том, что в отрасли работают более 50 тысяч человек (3% от всех рабочих мест в пищевой промышленности), а в смежных отраслях благодаря пивному рынку создается еще более 600 тысяч рабочих мест: от роста акцизов пострадают производители ячменя и солода, транспортные компании, поставщики упаковочных материалов, торговые организации и т. д.
Президент Национального объединения «Совет предприятий стекольной промышленности «Стеклосоюз» Виктор Осипов подтверждает: пивовары формируют львиную долю заказов в отрасли. Так что в случае роста акцизов и спровоцированного им падения производства пива изготовители стеклянных бутылок, и без того работающие на грани рентабельности, понесут существенные убытки. По расчетам Осипова, только в 2010 году (в случае роста акцизов) объемы производства стеклотары сократятся на 7–8%.
Директор по развитию сети «Азбука Вкуса» Сергей Русов считает, что увеличение акцизного бремени на алкоголь и пиво, в первую очередь, ударит по потребителям и приведет к снижению продаж по этим группам товаров. Если не навести порядка с суррогатами, то есть вероятность, что вырастет доля самогона и пр.
Надежда на лобби
Пивовары затрудняются оценить, на сколько именно упадут объемы производства и потребления пива в случае трехкратного роста акцизов. «Примерно на 40–50%», — таков наиболее частый ответ. При этом следует учитывать, что 97% всего продаваемого в России пива разливается на местах, и изготавливается оно из местного сырья. В итоге под ударом оказываются регионы. Кроме того, в валовом выражении на пивоварение приходится 20% всего рынка пищевой промышленности страны. А значит, есть повод вести речь о структурных рисках, угрожающих одному из ключевых сегментов национальной экономики.
Подсчитывая возможные потери пивоваров, генеральный директор ЗАО «МПБК «Очаково» Владимир Антонов приводит такой пример: «В 2007 году акциз на слабоалкогольные коктейли был увеличен в два раза — с 83 до 162 рублей за литр чистого спирта, что привело к снижению объемов производства у нашей компании в два раза — с 7,11 млн до 3,61 млн дал. Когда чиновники «отыграли назад» и снизили акцизы до 110 рублей, объемы производства начали расти. Но куда медленнее, чем раньше, составив в 2008 году лишь 4,2 млн дал». По мнению Антонова, схожий сценарий ожидает и пивную отрасль в случае столь сильного роста акцизов.
— Линейная логика, которой руководствуются чиновники, принимая решение о повышении размера акцизов, не будет работать, — комментирует законодательные поправки вице-президент ООО «Объединенные пивоварни Хейнекен» Виктор Пятко. — Чиновники заключили: раз собираемость налогов в нашей отрасли близка к 100%, то самым простым решением будет просто увеличить ставки акциза, и поступления в бюджет сразу вырастут.
В 2008 году пивовары заплатили в бюджеты всех уровней акцизных налогов на сумму 30 млрд рублей, что составляет 27% от всех сборов по категории «Алкогольные напитки, вино и пиво». Если бы акцизы увеличивались постепенно, то и сумма сборов могла бы постоянно увеличиваться. Но в случае резкого повышения акцизов собираемость налогов в отрасли упадет, уверяют пивовары.
Еще труднее в новых условиях будет выживать небольшим пивоваренным компаниям. Даниил Бриман считает, что рост акцизов погубит десятки малых пивоварен или же вынудит их работать «в черную». Валерий Агафонов, генеральный директор нижегородского ЗАО «Пивоваренный завод «Лысковский», подтверждает, что малые предприятия, которым и так сложно конкурировать с крупными заводами, попросту не смогут удержаться на плаву и разорятся. По его расчетам, сегодня доля акциза в себестоимости продукции составляет 12%, а после роста акцизов приблизится к неподъемным 26%.
К тому же пивоваров крайне нервирует то обстоятельство, что пиво в ходе обсуждений приравнивается к водке, а акциз на крепкий алкоголь увеличивается лишь на 10%, тогда как на пиво — на 200%. «Как можно уравнивать акцизы на пиво и водку — я не понимаю! Только-только в России наметился позитивный тренд — снижение потребления крепкого алкоголя. И тут государство принимает решения, которые могут этот процесс полностью нивелировать! — возмущается Даниил Бриман. — Тем временем доля контрафактной водки на рынке составляет более 50%, однако никаких действий по борьбе с проблемой государство не предпринимает, лишь поощряя эту порочную практику».
— Во всей Европе ставки акциза на крепкий алкоголь минимум в 10 раз выше, чем на пиво, а в России — лишь втрое, — напоминает Грант Харрис, генеральный директор SubMiller Rus. — Рост акцизов может привести к тому, что пиво будет стоить дороже водки, а это вынудит людей перейти на крепкий алкоголь.
Поправки, которые так сильно вспенили пивную отрасль, должны поступить в Госдуму уже в сентябре. Источник «Бизнес-журнала» в правительстве уверяет, что прохождению законопроекта станет активно сопротивляться «пивное» лобби. Однако ясно, что Минфин будет всеми силами добиваться утверждения поправок, апеллируя к взятому властями курсу на борьбу с алкоголизацией населения. И этого тезиса может оказаться достаточно, чтобы опрокинуть доводы пивоваров.
Что же, ставки сделаны. Теперь остается ждать, когда схлынет пена.
Начать дискуссию