На компьютерах, изготовленных российской компанией Bizon Computers, можно запускать программное обеспечение Apple. Формально производитель клонов не нарушает закон. А покупатели? Вот тут вопросов как раз больше, чем ответов. «Бизнес-журнал» попытался тщательно исследовать феномен «Русского Мака»
В тот момент, когда Apple Inc. сообщила о своем решении мигрировать на платформу Intel, миллионы фанатичных поклонников «яблочной» марки издали дружный вопль отчаяния. Казалось, идол рушится на глазах, теряя главное — идентичность. Но вскоре выяснилось, что смелый ход, предпринятый главой Apple Стивом Джобсом, придал компании очередное мощное ускорение. Ведь «Макинтоши» начали пользоваться куда более широким спросом, чем прежде. Вот только ни один спринтерский рывок, как известно, не обходится без последствий. Стоило компании распрощаться со своей прежней, закрытой аппаратной платформой, как в фарватере обнаружился длинный хвост подражателей, сделавших ставку на выпуск ПК, адаптированных для запуска «яблочной» операционной системы.
Напомним: в свое время открытая архитектура PC (или, как их еще называли, «IBM-совместимых» персональных компьютеров) выстраивалась так, чтобы каждый желающий мог собирать и продавать такие системы. Это было на руку как производителям комплектующих, так и создателям программных средств. Однако Apple, оседлав спустя годы затворничества ту же платформу, вовсе не собиралась делиться своими доходами с изготовителями клонов. И уж тем более — помогать им зарабатывать.
Тем временем сборщики «хакинтошей» не только продолжали наращивать активность, но и откровенно обнаглели. Некоторые из них не постеснялись утверждать, что их продукция ничем не отличается от оригинальной! Но это уже был чистой воды обман. Периферийные устройства, поддерживающие настоящие «Макинтоши», с «хакинтошами» работать отказывались. Не меньше сложностей возникало и в процессе обновления операционной системы. И все-таки сбыт «Apple-совместимых» компьютеров нарастал: стоили они значительно дешевле настоящих, тогда как устройства, украшенные знаменитой эмблемой в виде надкушенного яблока, увы, довольно дороги. А затем грянула настоящая сенсация уже и в наших палестинах: выпуск «хакинтошей» налажен в России!
Роман в письмах
Новость о том, что и в нашей стране появился производитель совместимых с «Макинтошами» компьютеров, взбудоражила Рунет еще в конце мая. Шутка ли, «русские Левши» не побоялись самого Стива Джобса! «Добряка и интеллигента Джобса?» — переспросите вы. Да-да, того самого «добряка», который превращается в не знающего пощады хищника, как только речь заходит о благополучии его любимого детища — Apple. Этого тихого интеллектуала, который довел практически до банкротства американскую компанию Psystar, одного из самых известных производителей компьютеров — «таких же, как Macintosh, только дешевле».
Движимый естественным любопытством, а также вполне объяснимым желанием рассказать читателям о столь необычном бизнесе, корреспондент «Бизнес-журнала» немедленно постарался связаться с представителями марки «Русский Мак» (именно так поначалу именовала себя компания). Но увы, связь разорвалась, еще не установившись. Зато стало ясно, что «чувствует» периферийное устройство, подключенное к «хакинтошу». Контакт есть, а интерфейс — отсутствует.
В ответ на предложение пообщаться нам сообщили: «Спасибо за проявленный интерес, но пока встреча невозможна, так как мы очень загружены новыми разработками. Для нас это пока важнее. Обратитесь через два месяца».
Спустя означенный срок «Бизнес-журнал» снова попытался подключиться к внешним разъемам «Русского Мака». И снова неудача: «Обратитесь ближе к сентябрю». Почти потеряв надежду (скорее для очистки совести, чем рассчитывая на успех), мы в третий раз закинули невод. И — о чудо! «Присылайте список интересующих вас вопросов на п очту — ответим». Правда, из подписи к письму следовало, что мы имеем дело уже не с компанией «Русский Мак», а с фирмой под названием Bizon Computers. Не беда, решили мы на редколлегии. Главное, чтобы люди на вопросы ответили!
Формально ответы мы действительно получили. Но ощущение подключенного к нестандартному разъему устройства не покидало. Так с прессой на российском рынке давно уже никто не общается.
Сразу оговоримся: добиться аудиенции, пусть и виртуальной, у руководства или основателей Bizon Computers нам так и не удалось. «С вами общается Олег Николаевич, юридический отдел, помогали технические специалисты», — предупредили нас в начале письма. Пытались уговорить, урезонить: дескать, так не принято. Не помогло: «Вам дали интервью те, кто уполномочен и получил согласие руководителя». Впрочем, на безрыбье, как известно, и рак сойдет. К тому же нам удалось выяснить фамилию загадочного Олега Николаевича, который оказался Федоровым.
«Русмаковцы» жестко проводят линию между своим бизнесом и теми, кто выпускает «хакинтоши». «Все наши компьютеры поставляются без предустановленной Mac OS X и не комплектуются ею изначально, — сообщили нам в компании. — Западные фирмы, такие как американская Psystar и немецкая Pearc, открыто устанавливают на все машины Mac OS X, поэтому претензии к ним понятны». Согласимся, ход грамотный. Ведь в пользовательском соглашении Apple черным по белому написано: разрешается устанавливать одну копию Mac OS X на один компьютер марки Apple. Выходит, что Bizon Computers чиста, как аризонская пеночка. «Мы занимаемся сборкой компьютеров под заказ, что, очевидно, не является наказуемым», — заявляют представители фирмы.
А что же пользователи? Те, кто приобретает «бизоновские» компьютеры как раз для того, чтобы установить на них «яблочное» программное обеспечение? «Установленные экземпляры (в том числе честно купленные) станут контрафактными, поскольку будет нарушено лицензионное соглашение, — объясняет президент компании «Интернет и право» Антон Серго. — Ответственность здесь может возникать как гражданская (см. ст. 1301 ГК РФ) — от 10 тысяч до 5 миллионов рублей по каждому факту нарушения, так и уголовная (ст. 146 УК РФ)».
Как легко догадаться, у Bizon и на этот вопрос имеется готовый ответ. «Мы не толкаем никого устанавливать Mac OS X, ведь наши компьютеры совместимы с любой ОС, и любой пользователь может установить другие платформы (Windows, Linux и т. д.) на полностью законных основаниях», — заявил «Бизнес-журналу» Олег Федоров, официальный представитель компании из юридического отдела. Но согласитесь: звучат такие утверждения довольно странно. Особенно если учитывать, что на корпоративном сайте Bizon Computers сформулировано прямо: «Компьютеры и ноутбуки, адаптированные для Mac OS X». В общем, ставка сделана на хорошо известный принцип: «Разрешено все, что не запрещено».
«Мак», да не так
Как продаются эти «собранные под заказ» компьютеры, на которых операционная система от Apple вкупе с другим софтом работает как влитая? «Спросом и продажами мы довольны», — все так же кратко ответил представитель компании. Впрочем, иного мы и не ожидали. Но кто они, российские покупатели продукции Bizon Computers? Вопрос вовсе не праздный. Ведь Apple — это, как известно, «не только ценный мех». Рассматривать «макинтошевское» программное обеспечение и «железо» порознь — то же самое, что утверждать, будто сиамских близнецов можно разделить совершенно безболезненно.
Так можно ли взять и пошло запихать великий дух Apple в невзрачные корпуса обычных «персоналок»?
— Настоящий «Мак» — это не только «железо» с определенным функционалом, но и интеллект, красота, постоянное обновление, — уверена генеральный директор исследовательской компании GIM Russia Татьяна Нуфферова. — Надкусанное яблочко на компьютере — входной билет в элитный клуб людей, разделяющих эти ценности. Упрощенные альтернативы от «Бизона» такого билета не предлагают.
Однако представители Bizon Computers уверены в обратном. «Для подавляющего большинства внешний вид системного блока — второстепенный фактор при ощутимой экономии в цене», — убеждает нас Олег Федоров.
Согласимся, кредо Apple «Think different» — штука, с трудом улавливаемая в сети разума. Однако же — прекрасно работающая. Но имеется и другой, не менее важный аспект, который со всей очевидностью должен влиять на спрос и ограничивать потенциальную аудиторию «русских Маков».
«Нужно понимать, что возникновение «хакинтошей» — сугубо «гиковский» феномен, — уверен гендиректор и основатель компании Parallels Сергей Белоусов. — Пользователи подобных продуктов — преимущественно люди, балансирующие «на грани». Им нравятся Unix-подобные вещи, а покупка «родной техники» от Apple по каким-либо причинам неинтересна. Когда-то к этой группе относилось большинство пользователей Linux, однако сейчас ситуация изменилась. Это скорее удел экспериментаторов, обладающих достаточной квалификацией, готовых справиться с проблемами установки и поддержки программного обеспечения».
Как утверждает представитель Bizon Computers Олег Федоров, наибольшим спросом сегодня пользуется модель Pro, аналог известной Apple Mac Pro — мощной графической станции, предназначенной для профессионалов в области компьютерной графики, видеомонтажа и дизайна. Допустим, что уровень компьютерной грамотности представителей этих профессий позволит им преодолеть возможные трудности. Так что же, именно они являются основными клиентами Bizon Computers в России? Все может быть. Ведь, по словам аналитика ИК «ФИНАМ» Татьяны Меньковой, в России марка Apple получила наибольшее распространение как раз в организациях, профиль деятельности которых так или иначе связан с компьютерной графикой: «Учитывая общую тенденцию к оптимизации издержек в условиях кризиса, мы полагаем, что сборка компьютеров «под Mac» может не только встретить спрос со стороны потребителей, предпочитающих продукцию Apple, но и обеспечить продавцам таких систем рост выручки. Соотношение «цена — качество» в данном случае представляется нам довольно привлекательным для потенциальных потребителей».
Разве что не следует забывать о пресловутом пользовательском соглашении Apple: одна копия ОС на один компьютер марки Apple — и точка! На фоне продолжающейся (пусть даже и несколько охладевшей) борьбы с контрафактным ПО (основной фронт которой развернут как раз в корпоративном сегменте) даже небольшие дизайнерские фирмы, стремящиеся добиться экономии, вряд ли станут рисковать. «Компании сегодня все больше озабочены надежностью компьютерной техники и лицензионной чистотой используемого программного обеспечения, — напоминает Татьяна Нуфферова. — А значит, круг потенциальных покупателей клонов «Макинтошей» сужается до домашних пользователей, которые к тому же должны хорошо разбираться в технике. Таких людей у нас в стране немало. Однако не стоит и переоценивать потенциал этого потребительского сегмента».
Пока не грянул гром
Как ни странно, нам не удалось получить комментарии по поводу деятельности Bizon Computers и от представителей российского офиса Apple. И дело вовсе не в лени некоторых журналистов, как может показаться читателю, а в жесткой информационной политике компании, запрещающей ее представителям делать публичные заявления практически по любому поводу. Тем же правилам, кстати говоря, твердо следуют и официальные «яблочные» дистрибьюторы. А жаль. Мнение производителя и правообладателя по этому поводу было бы небезынтересным.
Кстати, в ходе конфликта с упомянутой Psystar (компания, правда, продавала и продает свои компьютеры с уже предустановленной Mac OS X) Apple с самого начала избрала тактику нападения, пытаясь всеми силами извести наглых самозванцев. Повторимся, формально Bizon Computers ничего не нарушает. Просто любопытно: заинтересуются в Купертино деятельностью русских умельцев или нет? «Доля России в объеме продаж Apple не настолько существенна для того, чтобы на данном этапе обращать внимание на неправомерные действия третьих лиц», — полагает Сергей Белоусов. Что же, вполне возможно. С точки зрения «большой» Apple исследуемый нами казус — буря в стакане воды.
— Судебных разбирательств, по крайней мере в ближайшее время, не будет, — полагает Татьяна Менькова. — Пока масштабы бизнеса российских сборщиков не будут представлять конкуренции продукции Apple, мы вряд ли станем свидетелями юридических претензий. Но в случае роста популярности указанной продукции среди пользователей не исключена возможность предъявления претензий российской компании».
Впрочем, Bizon Computers рискует и на другом фланге. Опасность, как полагает директор по правовому обеспечению компании Softline Владимир Разуваев, кроется в используемых компанией слоганах: «Вы получаете полный аналог Mac», «Хотите Mac для дома и работы, но недорого?» и т. п. Все это может привлечь повышенный интерес Федеральной антимонопольной службы, в последние месяцы демонстрирующей невиданную активность на российском рынке информационных технологий. Вывеску — с яркой «Русский Мак» на нейтральную Bizon Computers — компания сменила. Но лозунги остались прежними.
Весь этот проект — попытка пройти по лезвию ножа. Большой симпатии у «Бизнес-журнала» компания Bizon Computers не вызвала. Однако мы будем с интересом следить за развитием событий. Кто знает, вдруг «русские Маки» расцветут буйным цветом?
Комментарии
3