Управление персоналом

Мне больше по душе другой термин: международный аудитор

— Люди — это самый ценный актив нашей компании. Выживет организация или пойдет на дно — целиком и полностью зависит от поведения сотрудников в этот непростой период.

ФИЛИППОС ХАДЖИЗАХАРИАС «HADJIZACHARIAS & CHRISTOPHIS CO. LTD»

- Филиппос, как Вы мотивируете своих сотрудников? Какие средства мотивации самые эффективные в период рецессии?

- Люди — это самый ценный актив нашей компании. Выживет организация или пойдет на дно — целиком и полностью зависит от поведения сотрудников в этот непростой период.

Если люди постоянно находятся в состоянии стресса и страдают от депрессии, они не могут быть стопроцентно сфокусированы на работе. Поэтому основная задача руководства в период кризиса: снизить уровень стресса в коллективе, аккумулировать положительную энергию и направить ее в рабочее русло.

Очевидно, что сегодня даже те организации, которые чувствуют себя относительно уверенно, не могут предложить сотрудникам крупные бонусы, повышение заработной платы и другие финансовые поощрения. И в этом нет ничего страшного, ведь деньги — это далеко не основной мотиватор. Разумеется, финансовая стабильность важна для каждого человека, но в большинстве случаев она не является критическим фактором, влияющим на ухудшение исполнительности сотрудников. Более того, иногда увеличение зарплаты даже вредит качеству работы.

Мотивация сегодня должна быть основана на глубоком понимании природы стресса и человеческого страха. Работник вашей компании, безусловно, не хочет лишаться материального благополучия, но это зачастую не является главным страхом. Человек боится лишиться своего статуса, независимости, репутации, чувства контроля над своей жизнью; он не хочет терять ощущение значимости, чувство собственного достоинства, социальную жизнь на работе и т. д. и т. п. Настоящая боль рецессии — не финансовые индексы или балансовые отчеты. Это потеря смысла человеческой жизни. Соответственно, чтобы мотивировать человека на работу, нужно постараться снизить до минимума уровень страха по всем вышеперечисленным позициям.

Можно выделить четыре основных типа мотивации: моральное удовлетворение от работы, материальные награды за выполненную работу, управление индивидуальными ценностями и влияние окружающих людей. Человек — существо сложное, обычно мы мотивированы несколькими элементами в комплексе. Сочетая различные типы мотивации, можно лучше управлять персоналом, влиять на исполнительность и эффективность. Используя более сбалансированный подход к мотивации, также можно создавать благоприятную атмосферу в команде. Хорошая новость заключается в том, что на это не уйдет ни цента из вашего бюджета.

Приведу пример. Мы руководим группой высокопрофессиональных сотрудников, и недавно некоторые из них обратились к нам с просьбой о повышении заработной платы. К сожалению, не все просьбы мы могли выполнить, но суть не в этом; нам показалось странным, что люди, которые были абсолютно довольны уровнем своего заработка, стали просить больше. Выяснилось, что дело не в деньгах как таковых, дело в конкуренции между членами команды: одни сотрудники осознали, что им платят меньше, чем другим. Мы решили направить этот «конкурентный дух» в мирное русло: объявили, что лучшие сотрудники будут вознаграждены, им будет доверено руководство над самыми интересными и престижными проектами. Надеемся, что теперь наши специалисты не будут копить в себе негатив и зависть, а сфокусируются на том, чтобы доказать свою значимость.

Как кризис отразился на Вашей компании?

— Такие финансовые службы, как банковский сектор и аудиторские компании, продолжают демонстрировать позитивный рост. В кризис услуги профессиональных аудиторов нужны больше всего. Количество наших клиентов (и, соответственно, оказываемых нами услуг) возросло на 70 % с октября 2008 года.

Вы знаете, что во время рецессии люди мыслят изначально негативно. Когда общая уверенность в экономическом росте уменьшается, фактор риска при принятии решений увеличивается и бизнесмен осознает, что любая ошибка может стать фатальной. Дополнительный риск уменьшает скорость работы. Это приводит к тому, что создается так называемый резерв управленческих решений, и только самые важные из них воплощаются в жизнь. Шок от плохих новостей нас затормаживает, постоянный поток информации о нависшей рецессии заставляет нас всех ждать, к чему это все приведет. Каждый пытается вытрясти деньги из должников, не возвращая при этом свои собственные долги. Каждый пытается минимизировать свои налоги.
Этот мировой феномен приводит к практически полной остановке финансовых потоков.

Чем в данной ситуации занимается наша компания? Мы концентрируемся на сервисах, которые помогут людям сохранить деньги и минимизировать утечку наличных.

Получается, Ваша компания не пострадала, а только выиграла от рецессии. Пируете во время чумы?

— Нет, мы тоже сократили издержки и, так же как и многие компании, выработали для себя новое, «кризисное» поведение. С приходом рецессии мы выбрали несколько основных стратегий. Во-первых, мы стараемся получить максимум пользы от времени «простоя». Помните, как все стонали из-за плотного графика и отсутствия свободного времени?

Помните, как приходилось забывать о многих идеях, выбрасывать их в корзину, потому что не было физической возможности их разработать? Мы сейчас используем этот «простой», делая то, на что раньше не хватало времени: исследуем тренды индустрии, реорганизуем файловую систему, переделываем офис, встречаемся с предполагаемыми клиентами и т. д.

Вторая задача, которую мы перед собой поставили: нанять талантливых сотрудников. Рецессия оставила без работы множество профессионалов высокого класса, которых можно легко привлечь и за которых не придется драться. Естественно, мы также сократили часть издержек: взглянули на наш бюджет и отказались от некоторых вещей. Персонал мы не сокращали.

Важная стратегическая задача в кризис: разнообразить сервисы. Мы обращаем внимание на будущих клиентов и изучаем их спрос. Сегодня мы можем предоставить все финансовые службы в полном объеме; на рынке немало клиентов, которые будут более чем счастливы передать все свои финансовые дела всего одной компании.

Наконец, в данный момент наши конкуренты пытаются не приобрести новых, а сохранить старых клиентов. Большие аудиторские компании фокусируются на клиентах класса «А», забывая о более мелких, мол, незачем на них тратить время и энергию. Наше активное маркетинговое поведение позволяет нам завоевать многих некрупных клиентов, что весьма позитивно отразится на нашем посткризисном будущем.

Как Вы относитесь к российским бизнесменам? Каков наш уникальный стиль управления?

— Современным российским бизнесом командует постперестроечное поколение. Это группа высокообразованных, западно-ориентированных специалистов их становится все больше, они становятся все могущественнее.

Основная разница между современными российскими бизнесменами и их предшественниками — у первых серьезное бизнес-образование и сильная ориентация на Запад.

На первый взгляд, современный российский менеджер выглядит так же, как западный. Он образован, дипломатичен, хорошо говорит по-английски, намного более пунктуален и целеустремлен, чем управленцы советского периода. Реалистичность и индивидуализм — черты его характера. Новые поколения of entrepreneurs более egalitarian. «Новые» русские бизнесмены уважают условия контрактов, следят за сроками выполнения, с ними обычно несложно договориться.Тем не менее, несмотря на сильную западную ориентацию, русский бизнесмен остается русским человеком, со своей собственной ментальностью. Типичная российская организация иерархична, только лидер может высказывать мнения и принимать решения; остальные присоединяются,
если их благосклонно пригласили.

В России крайне высоко количество людей, которые принимают важнейшие решения единолично, не проконсультировавшись с коллегами. Еще одна особенность: непредсказуемость российской экономики не позволяет планировать развитие организации на несколько лет вперед. Многие компании предпочитают составлять краткосрочные планы на год, квартал или на месяц. Причем планы обычно составляются внизу и отправляются на утверждение главе департамента; между различными уровнями внутри организации нет свободного вращения информационных потоков.

В общем, одно из основных качеств сложной российской бизнес-культуры — переоцененная роль руководителя компании (зачастую основателя или собственника) в процессе планирования и контроля. Ваши бизнесы часто держатся на харизматичных лидерах. В то же время такая модель управления считается намного более гибкой и адаптивной, чем западная процесс-ориентированная модель.

Есть еще одна любопытная особенность российского менталитета: это, мягко скажем, гибкое отношение к правилам. Русские зачастую не стесняются игнорировать процедуры, которые им кажутся неправильными. Цитирую одного русского чиновника: «Русский человек видит закон и сразу начинает думать о том, как его обойти. Это уже практически национальная традиция».

Сильно ли туристический бизнес на Кипре пострадал от рецессии?

— К сожалению, пострадал. Кипр — это всемирно известный курорт, доходы от турбизнеса составляют 10,6 % всего ВВП нашей страны. За первые 8 месяцев 2009 года они упали на 15 процентов по сравнению с предыдущим годом. Потери за этот период составляют примерно один миллион евро. В то же время в сфере туризма наблюдаются интересные тенденции. Русских, которых всегда было много на Кипре, в этом году на 30 % меньше, чем в прошлом, британцы тоже стали приезжать реже — вместо них хлынул поток туристов из Норвегии и Германии.

На Кипре сам бог велел заниматься туристическим бизнесом. Почему Вы выбрали аудит?

— Помимо туристического бизнеса, здесь, поверьте, есть чем заняться. Наша страна является международным бизнес-центром, и на это есть ряд причин: во-первых, в 2004 году Кипр стал членом Евросоюза, и для бизнесменов, которые хотят открыть свое дело, в нашей стране открывается масса возможностей. Во-вторых, стратегическое местоположение: с Кипра можно легко добраться до трех континентов. В-третьих, благоприятное налоговое законодательство и стабильная экономика. Ну и конечно, высокий уровень жизни: низкие цены на жилье и продукты, хорошее соцобеспечение, превосходные климатические условия.

О своей работе я готов говорить часами. После того как я сдал экзамен и получил степень CPA* (certified public accountant — сертифицированный общественный бухгалтер), работать стало еще увлекательнее. Хочу немного рассказать о преимуществах своего CPA-статуса.

Бухгалтер, который прошел сертификацию CPA, — очень уважаемый человек среди клиентов, работодателей и коллег. Таких специалистов немного, их отличает профессионализм, преданность карьере, солидный опыт, ответственность, высокий уровень профессиональной этики. Эти качества людей в современном бизнесе, на мой взгляд, являются очень ценными активами. Карьерная безопасность является немаловажным плюсом получения CPA. Студенты и молодые профессионалы, которые проходят сертификацию, практически гарантированно находят отличную работу, компании всегда сражаются за таких специалистов.

Во-вторых, в этой профессии меня привлекает уровень прибыли. Давайте смотреть правде в глаза: мы все трудимся, чтобы заработать денег. Для меня финансовый фактор был очень важен при выборе карьерного пути. Если бы бухгалтеры с дипломом CPA не зарабатывали больших денег, никто бы не захотел сдавать сложнейшие экзамены для сертификации. Выпускник колледжа, сдавший CPA, зарабатывает в среднем на 40 % больше своего несертифицированного коллеги на той же позиции.

В-третьих, конечно, я получаю невероятное удовлетворение от работы. Сертифицированный бухгалтер — это финансовый Джеймс Бонд. Он хорошо одет, умен, использует новейшие технологии и часто оказывается в экзотических местах. Иногда ему приходится бороться со злыми финансовыми умами и спасать
если не землю, то компанию точно.

В то время как наши финансовые институты один за другим объявляют о банкротстве и национальная экономика находится в состоянии рецессии, немного стабильности не помешает никому. Многие волнуются о завтрашней финансовой безопасности. CPA знает: возможно, завтра финансовой безопасностью станет он сам.

Наконец, удовлетворение амбиций. Помните, в школе всегда были популярные дети — в основном, футболисты, болельщицы, модники и модницы. В бизнесе то же самое, только их теперь называют не «крутыми ребятами», а CPA. Эти люди являются лидерами, они всегда выделяются из толпы, увлекают за собой окружающих и используют это качество по максимуму. Престижные карьеры в юриспруденции, медицине, политике, финансах привлекают лидеров. Но пройти CPA-сертификацию может и стеснительный человек, интроверт-заучка. Часто люди, которые первоначально были скромными, которым недоставало навыков социального общения, меняются и после получения CPA становятся динамичными и активными личностями.

Еще одна интересная деталь о CPA: несмотря на мифы, совершенно не нужно быть математическим гением, чтобы пройти сертификацию. Требуется весьма средний уровень знания математики; после сертификации он у вас однозначно улучшится. Однако, если у вас панический страх перед числами, идти в эту сферу, конечно, не стоит. На цифрах и фактах построена целая индустрия, в которой, разумеется, невозможно преуспеть без высочайших коммуникативных навыков, творческой жилки и хорошей профессиональной этики.

Вы учились в Британии, работаете на Кипре, Вашими клиентами являются люди из разных стран. Можете ли Вы назвать себя космополитичным человеком? Нужно ли сегодня быть космополитичным, чтобы достичь неординарных результатов в бизнесе?

— Мне больше по душе другой термин: международный аудитор. Я изучаю, тестирую и ввожу международные налоговые теории, встречаюсь с людьми во всем мире, создаю различные налоговые механизмы, а также общаюсь со специалистами в сфере аудита из различных стран мира. Среди наших клиентов — люди из России, Эстонии, Люксембурга, Франции, Греции, Штатов, Австралии, ЮАР, Великобритании, Словакии и т. д. Я считаю, что квалифицированный аудитор должен лично встречаться с людьми из разных стран, уметь найти подход к людям разных культур и изящно улаживать спорные вопросы. Вообще для нас очень важно лично встречаться с нашими клиентами. Только так мы можем досконально изучить нужды наших клиентов и максимально подстроить под них свои сервисы.

Кипр — маленькая страна по размеру и численности населения, рынок здесь также очень маленький. Тем не менее, налоговые преимущества киприотского законодательства открывают для нас все дороги на огромный международный рынок. Чтобы работать на этом рынке, нужно быть очень хорошо подготовленным, твоим советам должны доверять клиенты из разных стран. Мы стремимся соответствовать международному уровню.

Начать дискуссию