Ведение бизнеса

Изучить швабру

Екатерина Храмкова в 2007 г. создала агентство «Луминоуз», которое предлагает новую для России услугу — дизайн-исследования. Ею уже воспользовались штаб-квартиры Philips и Renault, Московский метрополитен и даже атомный ледокольный флот России.

Екатерина Храмкова в 2007 г. создала агентство «Луминоуз», которое предлагает новую для России услугу — дизайн-исследования. Ею уже воспользовались штаб-квартиры Philips и Renault, Московский метрополитен и даже атомный ледокольный флот России

Екатерина с детства мечтала о вещах необычных — например, о диване, который легким движением руки можно поднять к потолку. «Потом я находила эти идеи реализованными на страницах журналов», — улыбается она. По окончании факультета экономической географии МГУ и аспирантуры Института антропологии и этнографии РАН Екатерина три года прожила в Японии. Говорит, ее всегда интересовал «феномен этничности»: на тему разницы культурных восприятий пространства и времени на Востоке и Западе она даже защитила кандидатскую диссертацию.

Вернувшись в Россию, Храмкова решила заняться чем-то кардинально новым. В 2003 г. Екатерина написала письмо Сергею Смирнову, основателю студии промышленного дизайна SmirnovDesign, что хотела бы поработать у него. Созналась, что в дизайне дилетант, «но могла бы быть полезной, например, в продвижении услуг студии». Смирнов вспоминает, что сразу почувствовал в Храмковой «мощный интеллектуальный потенциал». «Она открыла у нас новое направление дизайн-исследований, которое мы потом подхватили», — отмечает он.

В 2005 г. Храмкова выиграла грант британского правительства и уехала учиться в Лондон, а через год вернулась с магистерским дипломом в области дизайн-стратегий для создания новых продуктов.

Слепая зона маркетинга

Дизайн-исследования — вид качественных исследований, помогающих выявить потребительские нужды (эргономические, визуальные, технические), которые упускают маркетологи. Их проводят дизайнеры, наблюдающие за потребителями в полевых условиях. Дизайнер, изучающий покупателей, например, по заказу производителя швабр, может часами ходить по пятам за уборщицей, говорит Храмкова. «Впрочем, производители поверхностно относятся к разработке новых продуктов и не проводят таких исследований, — убежден Смирнов. — Из-за этого более 90% новинок не оправдывают инвестиционных ожиданий».

В 2006 г. Храмкова принимала участие в масштабном исследовании для Samsung. Стояла задача изучить эмоциональные предпочтения россиян в бытовой электронике. «Проект был сложным: такую работу мы делали впервые, пришлось разработать методологию», — говорит Храмкова. В итоге она поняла, что могла бы проводить подобные исследования сама.

В октябре 2007 г. Храмкова зарегистрировала агентство «Луминоуз». Декларировала направление — разработка новых продуктов и создание дизайн-стратегии. По словам Смирнова, расстались они не лучшим образом: например, она увела у него ведущего дизайнера Вячеслава Бондарева, посулив должность директора. Впрочем, даже став конкурентом Храмковой, Смирнов признается, что благодарен Екатерине за годы совместной работы: «Она сильный аналитик и антрополог».

Такого крепкого профессионала с конструкторскими навыками, как Бондарев, Храмковой и не хватало. Она считает его партнером, хотя у него нет доли в капитале. Открыть агентство удалось, не влезая в кредиты. Хватило $10 000-15 000 личных накоплений Екатерины. Деньги ушли на разработку сайта, логотипа, представительской печатной продукции. Первый офис арендовали в Петербурге (там живет Бондарев), в технопарке на Биржевой улице. Решили не раздувать штат, а работать в проектном режиме. Дизайнеры — творческие люди и не стоит держать их на привязи, тем более что заказы у агентства очень разные: под каждого клиента выбираются самые подходящие исполнители, объясняет Храмкова.

Эффект колготок

Через месяц поступил первый заказ от датской компании Danfoss. Компания была недовольна продажами своего бренда теплых полов в России и хотела выяснить, в чем проблема. Потом штаб-квартира Renault поручила провести дизайн-аудит визуальных коммуникаций бренда «Лада». Заказчики набирали в поисковике слова «дизайн-исследования» и «Россия» и сразу же попадали на сайт Храмковой — она сумела представить услугу в интернете.

Клиентскую базу пополнили и постоянные заказчики Бондарева. Для Московского метрополитена он несколько лет назад разработал турникеты, а в 2008 г. ему предложили провести редизайн кабин (кассиров, операторов эскалаторов и иных сотрудников). Для другого клиента, компании «Медспас», которая специализируется на медицинской технике, агентство разработало дизайн пяти аппаратов, среди которых «Реаниматор-01», используемый в МЧС. «Агентство в исследованиях учитывает много факторов, которых не замечают другие, — говорит Игорь Голубев, заместитель гендиректора “Медспаса”.

 — Например, кто будет пользоваться аппаратом — мужчина или женщина, на улице или в помещении». По его словам, чтобы создать правильный дизайн, Вячеслав провел много часов в операционной, в салонах машин «скорой помощи». Иногда аппарат плохо продается, а виноват может быть так называемый эффект колготок: у него есть неудобная деталь, которая цепляет и рвет колготки медсестры, объясняет Голубев. Ловлей подобного потребительского инсайда и занимается дизайнер-исследователь. В среднем услуга дизайн-исследований обходится заказчику в $20 000-25 000. Это в несколько раз дешевле, чем в западных агентствах, говорит Екатерина.

Дизайн-исследования на Западе — обязательный этап создания и вывода на рынок новых продуктов, а в России агентств, предлагающих такую услугу, пока очень мало, уверен Владимир Пирожков, президент центра промышленного дизайна и инноваций «Астра Росса». Его компания занимается такими исследованиями третий год. Она делала разработки по промдизайну для « Камаза», ГАЗа, Сбербанка.. Для компании «Гражданские самолеты Сухого» «Астра Росса» создала официальную раскраску и элементы фирменного стиля самолета Superjet 100.

В 2009 г. работы у «Луминоуз» тоже хватало, и годовой оборот составил около $250 000. Компания Philips, регулярно изучающая потребительские тренды в мире, в этом году впервые включила в исследование Россию и обратилась в агентство Храмковой. Предстоит, по ее словам, проанализировать тренды в 15 сферах, включая архитектуру, еду, кино, здоровье.

Комментарии

2
  • Татьяна
    Здорово... Хотелось бы поработать и творчески тоже, ведь в бухучете так этого мало. С чего бы начать. Уже долго думаю над этим вопросом...
  • Shure
    Всегда по-хорошему завидовала людям, которые умеют "воспарить" нат бытом....