В НОВОЙ ЦИФРОВОЙ СРЕДЕ ЦАРИТ КАТЕГОРИЧЕСКИЙ ИМПЕРАТИВ: СДЕЛАЙ ТАК, ЧТОБЫ ПОТРЕБИТЕЛЬ ПОЛУЧАЛ КОНТЕНТ БОЛЕЕ УДОБНЫМ И ЛЕГКИМ СПОСОБОМ, ЧЕМ У КОНКУРЕНТОВ, ОДНАКО НЕ ЗАБУДЬ ПРИДУМАТЬ, КАК ТЫ САМ СТАНЕШЬ ЗАРАБАТЫВАТЬ НА ЭТОМ.
Ставки высоки: компании, не уловившие императива, без промедления вылетают с рынка, а удачливые первопроходцы срывают джек-пот. Все наперебой придумывают дружелюбные пользовательские интерфейсы, скрещивают гаджеты с онлайн-сервисами, а онлайн-сервисы — с гаджетами.
У российского бизнеса цифровой эпохи, как ни странно, есть определенное преимущество — преимущество отстающего и догоняющего. По сравнению с более развитыми западными рынками новые гаджеты и технологии часто попадают в Россию с запозданием в два–три года и более. Проникновение широкополосного доступа и развитие беспроводной связи новых поколений у нас также идет с отставанием. А значит, бизнес-модели и идеи, которые становятся на Западе успешными сейчас, через несколько лет с большой вероятностью «выстрелят» и в России. Держите руку на пульсе цифровой эпохи!
Немедленно цифруй
Самый простой способ заработать на цифровом контенте — продавать его. К примеру, новости в электронном виде давно не в новинку: интернет-ленты гораздо удобнее и оперативнее любых ежедневных газет. Журналы — совсем другое дело: роль верстки и подачи материала здесь гораздо больше, и подавать их даже в цифровом виде нужно несколько иначе. Зато очевидна экономия на печати: понятно, что электронный журнал должен быть намного дешевле.
Французский распространитель прессы Relay, например, предлагает все свои 400 журналов в цифровом виде по фиксированной месячной ставке всего в 18 евро за любое число купленных изданий (кроме тех, что имеют «взрослое» содержание). Пользователь скачивает специальный софт, после чего получает возможность загрузить любой журнал — с дополнительными опциями вроде видео, «обоев» для рабочего стола компьютера, музыки и ссылок для браузера. Каждый журнал скачивается за пару минут, и клиент волен составить собственную подшивку, доступную и без подключения к Сети. Хотите распечатать? Без проблем. Что интересно, Relay запустил этот сервис совместно с Всемирным фондом дикой природы: по одному доллару с каждой подписки идет на восстановление лесов, несущих урон в том числе по вине традиционного, «бумажного» издательского бизнеса.
Еще один «новенький» в мире цифровой доставки — комиксы. Недавно молодая компания Graphic.ly объявила о запуске первого в мире онлайн-ресурса по продаже рисованных историй. Компании удалось найти около миллиона долларов финансирования, а на выставке CES 2010 соответствующее приложение для мобильных платформ демонстрировал публике сам генеральный директор Microsoft Стив Балмер. Создатели подчеркивают, что сервис предназначен не только для продажи комиксов, но и для создания нового сообщества поклонников жанра — по аналогии с социальными сетями.
Подключаются и крупные игроки медиарынка: к примеру, CNN запустила сервис CNN Wire. Он позволяет издателям и телекомпаниям со всего мира покупать сюжеты и репортажи в единой цифровой базе данных по фиксированной цене в $199. В условиях глобального мира это гораздо удобнее и дешевле, нежели производство собственного оригинального продукта.
Фишки россыпью
Небольшие бойцы цифровой дистрибуции активно ищут новые возможности создать потребителям дополнительные удобства и выделиться на фоне крупных игроков. Известный изъян развивающихся рынков — отсутствие привычки у населения использовать для онлайн-оплаты платежные сервисы (вроде PayPal) и — за неимением — банковские карты. Как облегчить клиентам интернет-шопинг в таких условиях? Турецкий онлайн-магазин MuziPlay взял на вооружение методы телеком-операторов: выпустил карточки предоплаты и стал продавать их через обычные газетные киоски и небольшие магазины. Карты номиналом в 3, 5 и 10 турецких лир содержат специальный код: с его помощью пользователь зачисляет деньги на свой счет в магазине, с которого и оплачивает лицензионные mp3-файлы. Неплохое решение для страны, где широкополосный доступ развит лучше, чем потребительские банковские услуги.
Многие ресурсы сейчас озаботились выстраиванием системы по продвижению музыкальных новинок. Американский сайт Amie Street, специализирующийся на независимой музыке, задействовал в продажах принцип аукциона. Первый пользователь, скачавший трек, получает его совершенно бесплатно. С каждым последующим скачиванием цена начинает постепенно возрастать — вплоть до «потолка» в 98 центов. Чем популярнее песня, тем быстрее взлетает ее стоимость до верхнего предела. Еще одна «фишка» — система рекомендаций, с помощью которой покупатель трека может даже… заработать. В офлайне этот принцип назвали бы «Приведи друга — получи бонус». Предположим, пользователь приобрел песню за 10 центов и рекомендовал ее своим знакомым; один из них последовал совету и тоже скачал трек, цена которого к тому моменту возросла до 90 центов. В таком случае рекомендовавший получает на свой счет 80 центов. Чем не стимул для подлинного ценителя зарыться в новые поступления музыки, чтобы открывать малоизвестных, но многообещающих исполнителей? В прибыли и артисты: им уходит 70% выручки магазина после того, как продажи трека превысили пять долларов; однако кое-что их может испугать: сайт не устанавливает DRM-защиту на продаваемые треки.
У РОССИЙСКОГО БИЗНЕСА ЦИФРОВОЙ ЭПОХИ ЕСТЬ ПРЕИМУЩЕСТВО «ОТСТАЮЩЕГО». ТО, ЧТО НА ЗАПАДЕ — «ПИСК» ЦИФРОВОЙ МОДЫ, В РОССИИ СТАНЕТ ТАКОВЫМ ЧЕРЕЗ ГОД-ДВА
Тренд, который проявился в музыкальной цифровой дистрибуции пару лет назад, — задействовать потенциал социальных сетей и блогов. Компания GoodStorm, например, запустила сервис MixTape, который позволяет обычным людям включиться в систему легальной продажи музыкальных треков. Как это работает? Пользователь регистрируется в системе, выбирает набор песен из приличного каталога в 2,7 млн композиций и создает своего рода микс не более чем из 100 треков. Такой микс он может разместить в своем блоге или на странице в социальной сети в виде виджета (специального приложения). Пара кликов — и каждый посетитель сможет за секунду–другую купить любой из этих треков за 99 центов. Из них 65 уходит музыкантам, 29 — GoodStorm, а оставшиеся 5 — самому пользователю, который может заработать почти доллар на продаже одного альбома. Отличная возможность для вирусного маркетинга: известная организация Amnesty International уже использовала ее для продвижения благотворительного сингла Instant Karma.
Похожий сервис разработала компания Sonific. Впрочем, музыку через ее виджет продавать нельзя. Используя базу специально лицензированных треков, компания формирует потоковое аудио для веб-страниц под названием SongSpot: любой клиент может установить его на свой сайт, блог, страницу в Facebook или eBay как флеш-приложение. Пока затея некоммерческая, но в будущем такой подбор музыки будет способен приносить доход: зарабатывают же составители музыкальных компиляций для кофеен и ресторанов.
Еще один вполне очевидный ход — не продавать контент, а раздавать его бесплатно, сопровождая рекламой. Наиболее заметен в этой нише британский сайт We7, поддержанный несколькими независимыми музыкальными лейблами и известным музыкантом Питером Гэбриелом. Все песни, предлагаемые сайтом, снабжены 10–секундным роликом, который прикручен к началу трека. Через месяц после первого прослушивания песни сайт разрешает пользователю скачать обычную версию, свободную от рекламных объявлений и любой защиты. Рекламодателей сайт зазывает так: «Прошепчите на ухо своей целевой аудитории так, как вы этого не делали никогда раньше».
Наконец, цифровой формат открывает дорогу продажам «серий». Недавно крупнейший мировой книгоиздатель Random House наладил выпуск популярных романов в цифровой форме по частям: каждая глава, представленная в PDF-формате, обойдется читателю в $2,99. Сервис рассчитан на людей, которые хотели бы ознакомиться с началом и только потом принимать решение о покупке. Полистать в магазине? Что вы, прошлый век.
Прокачка цифр
Еще один лакомый кусок рынка — собственно доставка контента. Точнее — различные необычные способы, без использования браузера, компьютера или даже Интернета. Гиганты вроде XONA или Technicolor занимаются разработкой комплексных платформ для такого рода операций, предполагающих внедрение потокового видео, проката, ТВ-интеграции, встроенной рекламы, пользовательского контента и многого другого. Более мелкие игроки ищут ниши попроще.
Платить будем?
В 2009 году по заказу Wall Street Journal Europe компании GfK Custom Research и GfK Verein провели исследование потребительских предпочтений в отношении цифрового контента и готовности платить за него.
Как оказалось, пока только около 13% европейцев, регулярно выходящих в онлайн, готовы платить за музыку или кино, скачиваемые из Сети. При этом большинство из них хотело бы в этом случае иметь контент, свободный от какой бы то ни было рекламы. Все остальные предпочитают скачивать контент нелегально — а потому бесплатно и без всякой рекламы.
Процент сознательности разнится от страны к стране. Лидирует Швеция: здесь около 23% опрошенных не прочь заплатить за контент. Второе место делят Голландия и Британия (готовность платить выразили 20% жителей этих стран), третье — США (около 17% «сознательных»). В числе наименее готовых к рыночной цифровой революции оказались страны с наибольшим числом активных пользователей Интернета: это Германия (9%), Испания (6%), Польша (5%) и Румыния (4%).
Проект американской компании DailyLit напоминает идею Random House, но с важными отличиями: это не издатель, поэтому книги перепродаются; каждое издание отправляется покупателю небольшими, удобными для чтения кусочками по электронной почте или с помощью RSS-потока. Цена — всего $5, можно выбрать любое удобное время доставки. Уже за несколько месяцев DailyLit набрала более сотни тысяч клиентов.
Еще один стартап из США — OverDrive — сумел договориться с Sony (предоставляет устройства для чтения) и более чем 9 тысячами библиотек по всему миру (предоставляют читателей). OverDrive организует для них что-то вроде цифровых департаментов: покупает несколько лицензий на каждую книгу и функционирует как обычная библиотека; если один пользователь читает книгу, другой пока не может ее взять. Конечно, возвращать ничего не нужно: после истечения срока лицензии файл с DRM-защитой просто перестает открываться. Что ж, просрочить абонемент не удастся…
Британская UBC Media, в свою очередь, наладила мостик между радиостанциями и звукозаписывающими компаниями. С помощью ее сервиса клиенты смогут покупать песни, звучащие в любой конкретный момент «на волнах» цифрового радио (им комплектуется около четверти производимых мобильных телефонов). Оплата идет за счет телефонного баланса, каждая песня стоит около 1,25 фунта — на 60% дороже обычного. Последнее объясняется тем, что трек скачивается не только на телефон покупателя, но и в специальную веб-библиотеку, откуда его может загрузить в обычный mp3-плеер.
Все большее распространение получают контент-киоски в общественных местах. К примеру, в амстердамском аэропорту Схипхол появился магазин Fuel for Travel, предлагающий путешественникам различный цифровой контент, закачиваемый прямо на электронные устройства покупателя. Партнерами выступила компания Samsung, которая предоставила собственно ноу-хау и реализует через магазин свои плееры и сотовые телефоны, голландский медиапровайдер Talpa и администрация аэропорта. В число поддерживаемых устройств, что интересно, не входит iPod: его система защиты не позволяет закачивать треки и фильмы от сторонних компаний. Главный минус — число поставщиков контента пока невелико: Red Bull, MTV/Nickelodeon, Radio 538, Audiocitytours и Commodore.
Аналогичный сервис предлагает издательский дом Zinio: его «цифровые газетные стойки» появились в отелях компании Starwood. Доступ — с ноутбуков из комнат или в специальном киоске в лобби. Впрочем, такая система, с одной стороны, избавляет читателей от необходимости носить с собой журнал, с другой — заставляет читать его на ноутбуке или экране, что не слишком удобно. Кроме того, за продукт придется заплатить обычную для бумажной версии цену.
Наконец, нельзя обойти вниманием наиболее быстрорастущий рынок — приложения для iPhone и других сотовых телефонов, развивающие принципиально новые каналы доставки информации. К примеру, приложение iStoryTime, разработанное компанией FrogDogMedia, зачитывает сказки детям и демонстрирует иллюстрации. Каждая сказка обходится пользователю примерно в $2. Почему бы не распространить практику на аудиокниги? Приложение Mobile Roadie, созданное компанией Fluidesign, позволяет любой группе или музыканту создать собственное приложение для поклонников, которые смогут получать новости, видео или новые треки от своих кумиров. Цены доступны даже начинающим «звездам»: $399 за собственно приложение, еще $29 — за ежемесячную поддержку до тысячи поклонников, каждый новый — еще один цент.
Поддержку приложений запустила даже компания Verizon — оператор кабельного телевидения FiOS: во время просмотра передач клиенты могут общаться в блог-сети Twitter и делиться собственным видео. Это еще один сигнал: скоро никакой разницы между компьютером, телевидением и пользовательским контентом не останется.
Вопрос один: какие модели взаимодействия выживут, а какие окажутся на свалке истории? Тем не менее пример десятков новых бизнесов ясно показывает: на рынке доставки цифрового контента сейчас лучшее время для быстрого превращения хороших идей в отличные компании.
Начать дискуссию