РОССИЙСКИЕ ЖЕНЩИНЫ НЕ ХОТЯТ ДОВОЛЬСТВОВАТЬСЯ ВТОРОСТЕПЕННЫМИ РОЛЯМИ В ОБЩЕСТВЕ НЕРАВНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ И СТРЕМЯТСЯ СТАТЬ ПОЛНОПРАВНЫМИ ПАРТНЕРАМИ МУЖЧИН ПО УВЛЕКАТЕЛЬНОЙ ИГРЕ В КАПИТАЛИЗМ. ФРАНЧАЙЗИНГ — УДОБНЫЙ СПОСОБ РЕШИТЬ ЭТУ ЗАДАЧУ С НАИМЕНЬШИМИ РИСКАМИ.
В России среди тех, кто положил франшизу в основание своего бизнеса, женщин сегодня в полтора раза больше, чем мужчин. Недавний специализированный опрос лишь подтвердил, что эти гендерные пропорции сохранились и в кризис, когда вопрос устойчивости (а вовсе не повышенной нормы прибыли) оказался во главе угла. Самое время отдать должное женской интуиции и свободе от зацикленности на собственных идеях, столь свойственной сильному полу!
Что ни говори, а Россия остается страной всерьез и надолго победившего патриархата. Это одинаково справедливо для бизнеса, политики, да и практически любой другой общественной сферы. Реалии нашей жизни вполне красноречивы: у мужчин львиная доля в крупном и лакомом — особенно в сырьевом — бизнесе, а также в политическом бомонде — как в центре, так и на местах. Даже заемные средства банки выдают женщинам с повышенной осторожностью. По статистике, лишь примерно 20% бизнес-леди удается получить кредиты на развитие своего дела.
Практика оплаты труда в России — также в пользу сильной половины. Труд женщин не просто менее востребован. За ту же работу они получают в среднем 62% от «мужской» зарплаты. Особенно это заметно в нынешнее лихолетье, когда женщин увольняют в первую очередь, а нанимают — в последнюю. При этом менять российское законодательство нет необходимости, ибо оно «по написанному» и так одно из самых равноправных и справедливых в мире. Менять надо скорее общее представление о ролях мужчины и женщины в современном российском обществе.
Помимо радикального феминизма, наилучшим ответом на дискриминацию в нынешних рыночных условиях является собственное дело, дающее материальную независимость, самореализацию и определенный статус в обществе неравных возможностей. Вот почему динамика роста «женского» бизнеса в России превышает «мужскую» в 1,7 раза. По данным Ассоциации «Женщины и бизнес», дамы возглавляют ныне уже около 43% предприятий, большинство из которых по вышеупомянутым причинам относится к малому и среднему бизнесу. Стоит ли удивляться, что франчайзинг стал своеобразной «волшебной палочкой» для многих россиянок.
Почему именно партнерский бизнес столь популярен в женской среде, особенно при старте собственного дела? Для ответа на этот вопрос придется говорить о женщинах как о некоем псевдоклассе, пока неизбежно подвергаемом дополнительной (назовем ее гендерной) эксплуатации. Этот класс сегодня как никогда хорошо образован, а через работу по найму аккумулировал значительный корпоративный опыт. Продвигаясь по социальной лестнице, как правило, с нижних ступенек, женщины теперь точно знают, как устроен этот мужской мир.
Чего прежде всего хочет наша «условная женщина», уставшая от второстепенных ролей в корпоративном театре? Она (как и российские регионы) хочет большей автономности и самоутверждения. Она хочет стать полноправным партнером мужчин, занятых увлекательной игрой в российский капитализм. Но природная осторожность, недостаток финансов, а часто и опыта подсказывают ей, что не следует полностью порывать с большим и давно налаженным корпоративным миром. Надо лишь освободиться от социальных пут.
Как это сделать? В этом смысле приобретаемая франшиза — кусочек успеха и надежности крупного брэнда, громкого имени, отлаженной схемы бизнеса, заинтересованной поддержки со стороны гиганта. К тому же многие слышали «ужасные истории» о собственниках, годами работающих день и ночь на свой страх и риск без особой финансовой отдачи, превративших (из лучших побуждений!) свою жизнь и жизнь близких в сплошной кошмар и бизнес-головоломку. Большая часть хранительниц очага инстинктивно избегает высоких рисков в нашей и без того довольно абсурдной экономике.
Франчайзинг можно «упрекнуть» в недостатке креативности, в отсутствии головокружительной прибыльности и сладкого привкуса авантюризма, столь дорогих сердцу большинства мужчин. Но по надежности и устойчивости продвижения франшизе зачастую нет равных. Успех франчайзинговых предприятий заключается прежде всего в том, что они являются частью отлаженной системы. Именно за право стать такой частью франчайзи всех времен и народов и выплачивают начальный (паушальный) взнос.
В самом деле: только 14% франчайзинговых фирм в течение первых двух–трех лет деятельности по различным причинам закрываются. Между тем даже в благополучные для экономики времена 65% новых предприятий сходят с дистанции, не проработав и пяти лет. В периоды экономических потрясений франчайзинговые предприятия страдают в меньшей степени, чем другие. Ведь потребители остаются верными знакомым торговым маркам, а тщательно выверенные и проверенные временем «лицензионные» бизнес-процессы дают организационные преимущества по сравнению с самостоятельными проектами. Все это справедливо не только по отношению к российским реалиям, но и к общемировому опыту.
Совсем недавно на специализированной конференции в Омске представитель компании Chafeau S.p.a Микаэли Рандолфи рассказал, что потери в розничной торговле Италии с началом экономического кризиса достигли 21%, тогда как в секторе франчайзинга объемы продаж, напротив, выросли на 3%! За последние три года в Италии закрылось 80 тысяч магазинов. Но в эту гигантскую и печальную для собственников итоговую цифру вошли всего три магазина, работающих по франчайзингу. За последние 50 лет мировой франчайзинг без особых потерь пережил целую серию экономических кризисов и периодов стагнации, благодаря чему и приобрел исключительную популярность в мире. Так, в США в объеме розничного товарооборота франчайзинг составляет более 40%, в странах Европы — от 5 до 30%.
Но вернемся к нашим собственницам. Быть во франчайзинговой системе означает для них находиться в комфортной среде единомышленников — таких же франчайзи и членов команды франчайзера, заинтересованных в личном успехе каждого участника. Подписав соглашение, можно попасть в сообщество, где не надо тратить месяцы и годы, чтобы понять, сможешь ли ты заниматься этим бизнесом. Выполняй несложные правила и обязательства — и все получится, как получалось у других членов сообщества. Да, здесь труднее «отличиться». Зато возникает надежная материальная основа. А ярко блеснуть обеспеченная женщина может и в личной жизни, и в общественной деятельности. В конце концов, накопив финансовые ресурсы, управленческий опыт и деловые связи, можно осуществить диверсификацию и заняться абсолютно независимым, «погруженным в себя» бизнесом. Правда, привыкнув к комфорту франчайзинга, когда даже дизайнерские решения и сезонность поставок отрегулированы системой, редкая собственница решится на это. Хотя, разумеется, и среди женщин немало тех, кто не лишен авантюрного начала. Тех, для кого франчайзинг — трамплин в более жесткий, независимый бизнес.
Как бы то ни было, договор франчайзинга — как правило, самый короткий и наименее тернистый путь к прибыли. Да, обычно это вовсе не сверхприбыль. Но ведь не требуется и сверхусилий, превращающих собственника в загнанную лошадку!
В любом деле различают подготовительный этап и этап реализации. Но при покупке бизнес-лицензии подготовительный период оказывается пройденным с самого начала, причем за счет франчайзера. А значит, франчайзи с самого начала приступает к фазе реализации — продажам, привлечению и удержанию клиентов. Не нужно выяснять, чего в действительности хочет клиент, как удовлетворить эту потребность и по каким именно ценам. В итоге, на взгляд женщины, франчайзинг обеспечивает немедленный доступ к формированию личного дохода. Ведь на руках оказываются немалые козыри: полностью готовый, протестированный рынком продукт с громким именем, подробная инструкция по его продажам, сервисная и рекламная поддержка крупной компании.
Да, придется потрудиться на новом поприще. Но и шансы превратиться из старательной Золушки в успешную бизнес-леди велики. А по сравнению с полностью самостоятельным бизнесом — просто сказочные. Если же бизнес-леди попадает в трудную или нежданную ситуацию, по крайней мере всегда можно позвонить своим коллегам или франчайзеру, возможно, уже проходившим через подобные испытания. Точно так же можно вместе отпраздновать успех. Ведь франчайзинг, помимо всего прочего, — это еще и чувство локтя.
Все это (с известными оговорками) так. Однако в России партнерский бизнес охватывает сегодня от силы 10–12% всех видов деловой деятельности, да и то не слишком глубоко. Но это также означает, что «непаханое» поле российского франчайзинга позволит реализовать себя еще очень многим женщинам. А главное, для этого не придется ни входить в горящую избу, ни останавливать на полном скаку ретивого коня.
Комментарии
1статья ни о чем, потому что ни одного конкретного примера