Экономика России

Логика закона о бюджете: что хотел сказать законодатель?

В Федеральном законе о бюджете на 2010 г. законодатель предусмотрел возможность получения большего объема доходов, чем запланировано изначально. И в таком случае Правительству РФ будет легко отчитаться за финансирование расходов бюджета. Впрочем, финансирование досталось не всем.

Интервью с А.Г. Аксаковым, депутатом Государственной Думы третьего, четвертого и пятого созывов, президентом Ассоциации региональных банков, членом правления Российского Союза промышленников и предпринимателей

В Федеральном законе о бюджете на 2010 г. законодатель предусмотрел возможность получения большего объема доходов, чем запланировано изначально. И в таком случае Правительству РФ будет легко отчитаться за финансирование расходов бюджета. Впрочем, финансирование досталось не всем. В частности, курс на модернизацию государственной инфраструктуры и экономики, объявленный Президентом РФ в минувшем году, не нашел отражения в бюджете.

Анатолий Геннадьевич, прокомментируйте, пожалуйста, доходы и расходы бюджета, заложенные в законе о бюджете на 2010 г.

Прогнозируемый общий объем доходов федерального бюджета определен в размере около 6,95 трлн руб. Но очевидно, что размер фактически полученных доходов бюджета будет больше. Это легко спрогнозировать, основываясь на данных прошлого года: цена на нефть держалась на более высоком уровне, чем это было предусмотрено в законе о бюджете. В бюджете на 2010 г. предусмотрена цена на нефть 58 долл. США за баррель.

Однако уже сейчас она находится в пределах 70–80 долл. Такое превышение установленной цены нефти над ожидаемой означает поступление дополнительных доходов в бюджет, которое, в свою очередь, приведет к сокращению дефицита бюджета.

Общий объем расходов установлен на уровне около 9,89 трлн руб. Причем если бюджеты прошлых лет ориентировались на социальную составляющую, то бюджет текущего года направлен на решение общегосударственных вопросов. Смысл данной меры понятен. Но я считаю, что при распределении средств было упущено финансирование проведения модернизации, о необходимости которой во многих государственных сферах и отраслях экономики говорил в минувшем году Президент РФ. Именно модернизацию он определил как приоритетное направление для нашей страны в долгосрочной перспективе. А без государственных денег ее не осуществить.

Кризисный 2009 год был непростым для экономики страны. Пострадал банковский сектор. Каковы основные изменения, коснувшиеся банковской сферы, взаимодействия банков и государства?

В бюджете на 2010 г. законодатель сделал шаг навстречу коммерческим банкам. Предусмотрена возможность участия государства в докапитализации кредитных организаций на основе использования механизма облигаций федерального займа.

Это будет реализовано следующим образом: коммерческий банк, удовлетворяющий определенным критериям, обращается к государству с просьбой войти в его капитал с тем, чтобы решить проблему недостаточности собственного капитала. На докапитализацию банков из бюджета может быть выделено 100 млрд руб. Уже поступают первые заявки. Однако я не думаю, что эти средства будут потрачены в полном объеме.

Бюджетных средств хватило не всем: сокращены расходы на финансирование здравоохранения, культуры и образования.

Далеко не все депутаты Государственной Думы были согласны с сокращением по данным статьям. О каком инновационном развитии можно говорить без обучения граждан? В данный момент у государства есть возможность сохранить уровень оплаты работников бюджетной сферы и поддержать социальную сферу за счет бюджетных средств. Если кризисный 2009 г. был годом падения производства, то о 2010 г. говорят как о годе выходе из кризиса, начала обновления, подъема. Почему же тогда сокращаются расходы на социальные нужды?

Тем более что зачастую финансирование социальных объектов является и антикризисной мерой. Получив необходимые средства, социальные учреждения предъявляют спрос на продукцию, работы и услуги. А сейчас спрос от медицинских и образовательных учреждений, которым урезали финансирование, снизится, по моим прогнозам, на 5–6%. Им придется более экономно расходовать средства. На мой взгляд, это ошибочная мера.

При этом увеличены расходы на особые города и зоны: Байконур, Мирный и пр. Как это состыкуется с урезанием бюджетных средств, направляемых на образование?

Безусловно, поддержка Байконура, Мирного и т. п. объектов необходима, потому что они выполняют важную государственную миссию. Но при этом должны расти расходы на науку и образование. В противном случае, государство обрубает возможность обновления и подготовки новых кадров для того же Байконура.

Как Вы оцениваете эффективность мер государства по поддержке отечественных автопроизводителей?

В целом – положительно. Здесь можно позаимствовать опыт Германии, которая начала утилизацию старых автомобилей и стимулировала ее дополнительными ресурсами из бюджета.

Если предоставить российским потребителям льготные кредиты на приобретение новых автомобилей, причем не только от банков с государственным участием, но и от коммерческих банков, и одновременно доплачивать автовладельцам за утилизацию старых транспортных средств, то спрос на отечественные автомобили существенно возрастет. Одновременно удалось бы решить две проблемы: экологическую (у старых автомобилей выше показатель вредных выбросов в атмосферу) и дорожную (снижение аварийности).

В 2009 г. было принято решение четко контролировать целевое распределение средств бюджетов. На Ваш взгляд, насколько эффективна такая мера?

Видите ли, порой на местах лучше, чем на федеральном уровне, знают, как распоряжаться средствами, какие направления являются "более целевыми" – где средства по-настоящему необходимы. Определяя целевое назначение на федеральном уровне, сложно уберечься от волокиты и бюрократизации согласований. Так что строго целевой принцип не всегда эффективно работает.

Какие важные, с Вашей точки зрения, моменты оказались за бортом бюджета на 2010 г.?

В федеральном бюджете предусмотрено финансирование целевых программ. На них выделен солидный объем средств. Но если мы хотим начать модернизацию, о которой в прошлом году неоднократно говорил Президент РФ, стоит обратить внимание на партнерство государства и частных инвесторов. Необходимо создавать институты развития такого партнерства.

В бюджете не установлено финансирование инновационных проектов. Их также проще всего реализовывать посредством частно-государственного партнерства. Механизм реализации может быть, к примеру, таким: государство выделяет Внешэкономбанку (далее – ВЭБ) несколько сотен миллиардов рублей. ВЭБ вместе с частными компаниями, готовыми инвестировать в инновационные проекты, отбирает наилучшие проекты и направляет часть своих средств на их реализацию.

Частно-государственное партнерство может принимать различные формы. Главное – оно должно быть системным. При модернизации инфраструктуры открывается возможность прямых вливаний госсредств. В конце 2009 г. обсуждалось создание платных автомобильных дорог, мостов и т. д. Они могут быть построены за счет государственных и частных денег, а платная основа пользования дорогами и другими объектами инфраструктуры обеспечит окупаемость проекта.

Наличие частного капитала в этом процессе гарантирует отбор по-настоящему эффективных проектов, а не тех, которые заведомо основаны на "откатах". Благодаря этому появляется возможность отобрать достаточно большое количество проектов, которые могли бы стать фундаментом будущего модернизационного развития страны. Пока же получается, что модернизация была определена на политическом уровне, но средств на ее финансирование из бюджета не было выделено.

Государство декларировало свою заинтересованность в постепенном превращении бюджетных учреждений в автономные. Следует ли в 2010 г. ждать массового перехода бюджетных учреждений в автономный режим?

Не думаю. Данный переход сопряжен с уходом от бюджетного финансирования или его сокращением. К этому готовы далеко не все бюджетные учреждения. Для большинства из них это будет непростой, достаточно болезненный процесс, который будет продолжаться не один год. При этом часть бюджетных учреждений охотно перейдет в автономные и будет стремиться получить большую самостоятельность в распоряжении ресурсами.

По моим представлениям, к переходу в автономный статус готовы учреждения образовательной и медицинской сферы. Конечно, при условии, что это не повлечет за собой нарушение конституционных прав граждан в социально-культурной сфере, в т. ч. прав граждан на получение бесплатной медицинской помощи и бесплатного образования или права на участие в культурной жизни.

Каких изменений следует ждать работникам бюджетной сферы, в т. ч. бухгалтерам, в 2010–2012 гг.?

Думаю, что глобальных изменений не последует. Перемены, сотрясающие все структуру государственной власти до основания и пересматривающие основы распределения средств, расчетов и предоставления отчетности, происходят не слишком часто. В этом есть позитивный аспект, поскольку такие перемены сопряжены с повышением расходов и неразберихой.


1. Федеральный закон от 02.12.2009 № 308-ФЗ “О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов”.

Начать дискуссию