Маркетинг

Мобильная история Ильи Лаурса

Затянувшийся экономический кризис не мешает индустрии высоких технологий переживать очередной бум. На этот раз — мобильный.

Затянувшийся экономический кризис не мешает индустрии высоких технологий переживать очередной бум. На этот раз — мобильный.

Собственный смартфон не выпустил разве что самый ленивый производитель. И каждый из них втайне мечтает повторить успех модного iPhone. Современные модели телефонов практически сравнялись по мощности с настольными ПК начала двухтысячных и превратились в полноценную рабочую и игровую платформу. Весьма кстати пришелся повсеместный запуск сетей 3G, WiFi и WiMAX: жители развитых стран получили возможность использовать социальные и онлайновые функции своих телефонов на полную катушку. Растущий спрос на сервисы для общения и работы породил принципиально новый рынок — рынок мобильных приложений.

Основным катализатором процесса в очередной раз стала Apple. Масштабная маркетинговая кампания магазина AppStore, огромная база пользователей музыкального сервиса iTunes, до неприличия простая система транзакций (клиенты покупают приложения за один клик мышкой, не успев до конца понять, нужно ли это им на самом деле) — все это привело к тому, что при доле рынка в 14% iPhone может похвастаться крупнейшим в мире магазином мобильных приложений (более 140 тысяч позиций, три миллиарда скачиваний). Впрочем, конкуренты тоже не спят, и сегмент нарастает в геометрической прогрессии. По оценкам компании Chetan Sharma Consulting, в 2009 году его объем превысил 4,1 млрд долларов и вполне способен достичь планки в 17 млрд уже в 2012-м.

Выбрать время

Вот только пока никому из соперников — ни Google с платформой Android, ни Microsoft с Windows Mobile — приблизиться к объемам Apple не удалось. Но все еще интереснее: второе место среди магазинов мобильных приложений уже довольно давно удерживает литовская (а ныне — и международная) компания GetJar, не связанная ни с одним из производителей и продающая программы для всего спектра доступных на рынке телефонов.

История, впрочем, вполне закономерная. Основатель GetJar Илья Лаурс — гражданин Литвы с русскими корнями — открыл для себя Америку еще в юные годы, в 1994-м закончив по программе обмена одну из школ Огайо. После чего вернулся на родину, учился экономике в университете Вильнюса и какое-то время жил преподаванием английского. В 1999-м Илья увлекся интернет-предпринимательством и понял, что наконец-то нашел себя. С тех пор Лаурс запустил около 20 успешных проектов — в основном в Литве. К примеру, систему бронирования LithuanianHotels.com, платежный сервис MicroPay.lt и игровую студию Gaxo Interactive, специализирующуюся на проектах для мобильных телефонов.

GETJAR ВСЕ СИЛЫ КОНЦЕНТРИРУЕТ НА РАСПРОСТРАНЕНИИЯ МОБИЛЬНЫХ ПРИЛОЖЕНИЙ, ТОГДА КАК APPLE ПРИХОДИТСЯ ПОЛНОСТЬЮ КОНТРОЛИРОВАТЬ СВОЮ ПЛАТФОРМУ

В 2004 году предприниматель пытался наладить бизнес компании Midas Baltics, которая производила приложения для множества различных мобильных платформ. Основной трудностью оставалась совместимость. Проблематично было гарантировать устойчивую работу программ на каждом из многих сотен представленных на рынке устройств. Даже если они работают под управлением одной и той же платформы.

Решением стал GetJar — сайт, где любой разработчик мог выложить свой продукт, который могли скачать владельцы разнообразных телефонов. Проще говоря — что-то вроде бесплатного бета-теста. Когда проект стал доступен широкой публике, он очень быстро перерос литовский сегмент Интернета: в 2005 году число доступных приложений удваивалось каждые две недели. Вскоре на шустрого новичка обратил внимание американский венчурный фонд Accel Partners.

— Думаю, главная моя удача в том, что мы сфокусировались на этом рынке намного раньше, чем он созрел, — говорит Лаурс. — Пока рынок находится в зачаточном состоянии, небольшая компания может сильно преуспеть в таких тепличных условиях еще до того, как ее заметят большие игроки. Наши основные конкуренты — Apple, Nokia, Google, Microsoft — вышли на рынок мобильных приложений только в последние один–два года. К этому моменту мы успели наработать солидную базу.

Бизнес на ходу

Сейчас у GetJar три офиса — в Литве, Великобритании и США. По словам Ильи, он не проводит ни в одной стране больше двух недель и совершает до ста перелетов в год. Причем делать бизнес в Америке куда проще и эффективнее, нежели в Литве (что уж говорить о России, куда гражданину Литвы даже визу получить — задачка не из легких). Основная причина — «облегченная» законодательная среда: можно концентрироваться на деле, а не на формальностях.

— Дело даже не в налоговых вопросах, отчетности и прочем — а в мелочах, — говорит Лаурс. — В Литве до сих пор каждый руководитель должен иметь удостоверение по «технике безопасности труда» и раз в пять лет проводить двухнедельные курсы, на которых объясняют, что не нужно совать пальцы в розетки. Бред! А ведь еще есть пожарная безопасность и миллион других вещей.

Та же история и со средой в целом. В любой сфере бизнеса — от бухгалтерского учета и юридических консультаций до коммуникаций и финансирования бизнеса — в США доступен качественный, быстрый и дешевый аутсорсинг. В большинстве случаев это гораздо выгоднее и эффективнее, нежели содержание собственного сотрудника. Программисты охотно трудятся по 60–70 часов в неделю, а отдыхают не более двух недель в году — и при этом уволить их в случае некомпетентности гораздо проще, чем в странах бывшего СССР: нет выходного пособия, социальных гарантий и необходимости объяснять причины. Наконец, среди американцев (особенно в ИТ-индустрии) чаще распространена узкая специализация — а значит, гораздо выше отдача от вложений в квалифицированный труд. По словам Лаурса, специалисты куда быстрее и качественнее решают конкретные задачи, чем популярные в отечестве многостаночники.

Независимость

Свой прорыв Лаурс объясняет двумя причинами.

— Важно, что мы не связаны никакими другими интересами, кроме нашего основного бизнеса — распространения мобильных приложений. Apple приходится полностью контролировать платформу, распространять музыку и видео через iTunes и ограничивать допуск потенциально конкурирующих приложений. К примеру, популярный в России браузер Opera Mini, прямой конкурент Safari от Apple, в их магазине недоступен — хотя модификация для iPhone и существует. У нас же этот браузер — одна из любимых программ. Более 30 миллионов скачиваний!

Но главный фактор — поддержка любых мобильных платформ, что расширяет потенциальную аудиторию в сотни раз. Куда там Apple с ее 50 миллионами владельцев iPhone против пяти миллиардов телефонов, из которых более 1,35 млрд подключены к каналам передачи данных!

GetJar в цифрах

844 миллиона скачиваний

66 тысяч приложений

313 тысяч зарегистрированных разработчиков

2 тысячи поддерживаемых устройств

57 тысяч зарегистрированных пользователей

Впрочем, у такого разнообразия есть и свои недостатки. Так, закачивать программы на любые телефоны, отличные от iPhone, довольно сложно. Особенно на более старые модели: никакого дружественного пользователю интерфейса, большое количество непонятных настроек и множество других причин. С этим обстоятельством GetJar приходится мириться: что-то изменить тут почти невозможно, остается только уповать на максимально подробные инструкции.

Вторая проблема — система оплаты. За много лет Apple удалось собрать единую платежную базу карт, и покупки в App Store совершаются одним нажатием кнопки. GetJar же выкручивается за счет принципиально иной системы: все размещаемые программы (иногда в полной, иногда в демонстрационной версии) можно скачать бесплатно, а деньги с пользователя берут сами разработчики. Последние вынуждены пользоваться рекламой или десятками различных систем — от PayPal и SMS до бумажных карточек оплаты. «Такая разношерстность, конечно, очень неудобна для пользователей, — сетует Илья Лаурс. — Сейчас мы вкладываем деньги в улучшение этого процесса, но из-за сильной фрагментации рынка решить проблему весьма не просто».

Среди прочих тактических задач — развитие рынка приложений для платформы Android, который сейчас только-только набирает обороты, создание новой детальной системы анализа для разработчиков, позволяющей отслеживать не только число закачек и установок программ, но и время и частоту их использования. Стратегические цели? «Стать доминирующим игроком в течение трех–пяти лет», — уверенно формулирует Илья Лаурс.

Начать дискуссию