Ведение бизнеса

Всхожесть идей

Вполне логичное решение: раз уж естественные механизмы по подъему инновационных идей до уровня инвестпроекта не работают как следует, институты развития должны сами стимулировать инвестиционные процессы на самой ранней, «посевной» стадии.

СОЗДАННЫЕ ГОСУДАРСТВОМ ИНСТИТУТЫ РАЗВИТИЯ ОЧЕНЬ БЫСТРО СТОЛКНУЛИСЬ С СИСТЕМНОЙ ПРОБЛЕМОЙ: БОЛЬШИХ КАЧЕСТВЕННЫХ ПРОЕКТОВ, ДОСТОЙНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ, В СТРАНЕ ОСТРО НЕ ХВАТАЕТ. И, СКОРЕЕ ВСЕГО, ИХ НЕ ВЫРАСТЕТ В ДОСТАТКЕ И ВПРЕДЬ, ЕСЛИ НЕ НАЧИНАТЬ УЖЕ СЕЙЧАС ПРОРАЩИВАТЬ ИННОВАЦИОННУЮ «РАССАДУ».

Вполне логичное решение: раз уж естественные механизмы по подъему инновационных идей до уровня инвестпроекта не работают как следует, институты развития должны сами стимулировать инвестиционные процессы на самой ранней, «посевной» стадии. С этой целью, в частности, в конце прошлого года Российская венчурная компания создала Фонд посевных инвестиций РВК. «Посев» — особенно трудный инвестиционный жанр, успех в котором определяют далеко не одни лишь деньги; не менее важны «сеятели» и сама «почва». О том, почему это так, «Бизнес-журналу» рассказал Игорь АГАМИРЗЯН, генеральный директор Российской венчурной компании.

— Только ли отсутствие денег мешает перспективным инновационным идеям превращаться в успешные бизнесы?

— Сейчас сложилась ситуация, когда нередко можно слышать встречные жалобы: разработчики сетуют на то, что не хватает квалифицированных инвесторов и финансирования для развития, а фонды, инвестирующие в технологические компании, пеняют на отсутствие хороших команд и интересных проектов. О чем это говорит? Прежде всего о дефиците того, что называется технологической бизнес-экспертизой. В стране сейчас остро не хватает людей с опытом технологического предпринимательства, способных провести инновационную компанию через весь цикл — от идеи до правильно «упакованного» проекта, способного заинтересовать инвестора, и далее — до нормально работающего предприятия. По нашим оценкам, денег на рынке уже достаточно, учитывая все имеющиеся в стране фонды, инвестирующие в компании на ранней стадии, — в том числе созданные при участии РВК. Сейчас в каком-то смысле в этом сегменте существует даже «перепредложение» капитала при одновременном «недопредложении» экспертизы — «умного» компонента денег. Ведь венчурные инвесторы, приходя в компанию, должны вкладывать не только деньги, но и свое знание рынка, опыт в технологическом бизнесе и понимание того, как можно помочь проинвестированной компании. В этом смысле ошибочно полагать, что венчурным фондам достаточно просто распределить деньги по рынку — и наступит счастье.

— Самая начальная стадия развития любого проекта, так называемый «посев», — это очень рискованный этап, на котором инвестиции требуются пусть и не самые большие, зато «сверхумные». Как их сделать такими?

— В Фонде посевных инвестиций РВК мы постарались выстроить как раз такую модель. Фонд с уставным капиталом в два миллиарда рублей был сформирован за счет средств РВК и Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере (99% и 1% соответственно). Он работает с проектами на самой ранней стадии — когда НИОКР закончен, но реальное венчурное инвестирование, которое предполагает вложение средств не в идею, а в уже существующий бизнес, еще не началось. Собственно, Фонд и создан для того, чтобы закрыть этот инвестиционный «провал» на рынке. Работает он по модели государственно-частного партнерства, только государственные и частные деньги «смешиваются» не в самом фонде, а на уровне проектов. Вокруг Фонда создается система венчурных партнеров — частных компаний, которые занимаются отбором перспективных инновационных проектов, готовят и представляют заявки в инвестиционный комитет, формируют поток сделок и в дальнейшем обеспечивают профессиональную поддержку деятельности портфельных компаний. Сам Фонд только соинвестирует в проект, который уже имеет частную инвестицию и поддержку, обеспеченную венчурным партнером — «упаковочной» компанией. Инвестиционная политика Фонда такова, что его участие в проектах ограничено долей до 75% и суммой до 25 миллионов рублей в первом раунде инвестирования. При таком подходе снижается риск частных инвесторов, а они, в свою очередь, обеспечивают профессиональное постинвестиционное сопровождение, что увеличивает шансы проекта на успех.

— На какую «всхожесть» идей вы рассчитываете при «посеве» инвестиций?

— Пока наши ожидания таковы: треть проектов могут быть вполне успешными, треть — середнячками, остальные — неуспешными. Это близко к типовым показателям венчурной индустрии в целом.

СОГЛАСНО НОВОЙ СТРАТЕГИИ РВК В СПИСОК ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ РАБОТЫ ВКЛЮЧЕНЫ ПОДДЕРЖКА И РАЗВИТИЕ НЕ ТОЛЬКО ИНВЕСТИЦИОННОГО БЛОКА, НО И ИНФРАСТРУКТУРЫ

— Венчурные фонды обычно тяготеют к крупным проектам. А разработчикам на «посевной» стадии часто требуется не так много инвестиций — например, чтобы закрыть какие-то вопросы по НИОКР, создать прототип продукта или услуги. Будет ли посевной фонд «размениваться на мелочи»?

— Почему бы и нет? Наверное, есть какая-то граница по размеру инвестиций, ниже которой опускаться нецелесообразно, но мы ее еще не нащупали. Ведь работу по поиску и «упаковке» проектов проводят венчурные партнеры, и транзакционные издержки на каждый проект самого фонда невелики: они сводятся к расходам на проведение due diligence и технической экспертизы. Все зависит от конкретных проектов. Так что работа фонда выстроена максимально гибко.

— Какие еще «провалы» рынка препятствуют развитию инновационных компаний на ранних стадиях?

— Задачу построения инновационной экономики нельзя решить только лишь за счет финансирования самих инноваторов. Понимая это, Российская венчурная компания в конце прошлого года утвердила новую стратегию, в соответствии с которой в основные направления работы включена поддержка и развитие не только инвестиционного блока, но и инфраструктуры рынка и экспертизы. Первоначальная концепция РВК как «фонда фондов» расширена до концепции института инновационного развития. При этом мы понимаем, что институты развития должны не подменять собой рыночную среду, а лишь способствовать ее становлению. Потому что заставить бизнес стать инновационным невозможно. Можно лишь сделать это направление более привлекательным для него, создать условия для прихода туда ресурсов и кадров.

«Провалы», которые мы сейчас четко идентифицируем на рынке, — это нехватка доступных сервисов по информационной поддержке инноваторов, всякого рода услуг, связанных с защитой прав на интеллектуальную собственность, продвижением разработок на рынках, в том числе глобальных, обучением. Это и есть инфраструктура венчурной системы поддержки инновационно-технологического предпринимательства, а не технопарки и бизнес-инкубаторы.

— Инноваторам не хватает неинновационных сервисов?

— Да, это всего лишь сервисный арсенал, не имеющий прямого отношения к инновациям, но его дефицит тормозит движение.

На практике это действительно большая проблема почти для всех инновационных компаний — и не только компаний. Какие трудности, например, возникают при реализации 217-ФЗ, принятого летом прошлого года? Федеральный закон наделил бюджетные НИИ и вузы правом создавать малые инновационные предприятия для коммерциализации результатов своей интеллектуальной деятельности. Они теперь могут вносить в уставной капитал таких предприятий интеллектуальную собственность. И вдруг выяснилось, что вносить-то особенно нечего: правильно оформленной интеллектуальной собственности у вузов почти нет, потому что услуги по оформлению российских и международных патентов запредельно дороги и часто им не по карману. Счет идет на десятки тысяч долларов точно.

Или возьмем, например, нехватку аналитики, касающейся инновационно-технологического рынка и встроенной в том числе в международную систему аналитических отчетов. Российская экономика, разумеется, может прожить и без нее, но это выбивает потенциально большой класс инвесторов, которые просто «не видят» рынка. А значит, нужны аналитические центры.

Еще одно направление — сервисы, способствующие выводу инновационно-технологических компаний на глобальные рынки. Российские компании, которые все-таки успешно прорывались до сих пор на внешние рынки, добивались этого благодаря везению или личным связям основателей. Инфраструктуры, которая позволила бы это делать системно, пока не сложилось. Хотя проекты с хорошими идеями и продуктами, представляющие интерес и для глобального рынка, есть — в том числе и среди наших портфельных компаний. А значит, необходимо создавать постоянно действующий механизм и привлекать туда соответствующие компетенции. Здесь возможны самые разные варианты, начиная с создания специализированных организаций, которые будут на этом зарабатывать, и заканчивая целевым финансированием инновационных компаний, чтобы они могли воспользоваться услугами западных маркетинговых агентств.

— Как РВК может прикрыть инфраструктурные «провалы»?

— Мы сейчас как раз разрабатываем концепцию нового фонда, который будет специализироваться на инвестициях в развитие именно инфраструктуры. В принципе, некоторое количество сервисных фирм на рынке есть, и многие из них заинтересованы в инвестициях. Но такой компании всегда сложнее получить финансирование, чем «продуктовой».

Невидимая рука рынка, конечно, действует эффективно, но иногда ее нужно немного направить. Как бороться с дороговизной юридических услуг для инновационного бизнеса? Только созданием конкуренции, чтобы возникла некая критическая масса тех, кто эти сервисы предоставляет. Все остальное сделает рыночное соотношение между спросом и предложением. Если таких компаний будет больше, возникнет спрос на соответствующих специалистов, и они начнут появляться в больших количествах: в процесс включится система образования. У нас перед глазами есть замечательный пример — то, что происходило пятнадцать лет назад в ИТ-бизнесе. Когда внедрение ИТ достигло уровня, на котором возникла потребность в систематическом обучении, появились известные сегодня всем учебные центры, работающие на коммерческой основе, которые вполне себе стали работоспособными и самоподдерживающимися.

КАК КОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ, РВК ДОЛЖНА БЫТЬ НЕУБЫТОЧНОЙ. НО ЗАДАЧИ ЗАРАБАТЫВАТЬ ДЕНЬГИ ДЛЯ ГОСУДАРСТВА ПЕРЕД КОМПАНИЕЙ НЕ СТОИТ

— Должен ли инфраструктурный фонд что-либо зарабатывать?

— Вряд ли он будет высокодоходным. Важно, чтобы все такого рода сервисные бизнесы становились со временем самоокупаемыми. С тем чтобы фонд мог в определенный момент выйти из них — например, продав свою долю менеджменту по модели MBO (management buy-out — выкуп доли предприятия менеджментом. — Прим. ред.). Они не должны «вешаться» на государственное финансирование навечно. Это полностью соответствует нашей стратегии: мы пытаемся способствовать созданию саморазвивающегося рынка, а не заменять собой рыночных игроков.

— Тогда вопрос: собирается ли ОАО «Российская венчурная компания» вообще зарабатывать деньги для единственного акционера — государства?

— У нас этот вопрос постоянно поднимается на совете директоров: мы работаем на прибыль или нет? В 2006 году государство создало РВК и внесло в его акционерный капитал 28 миллиардов рублей. Это финансовая база, которая позволяет компании решать поставленные задачи без дальнейшего привлечения бюджетных средств. Поэтому моя позиция такая: как коммерческая компания, РВК должна быть по крайней мере не убыточной, но непосредственной задачи зарабатывать деньги для государства перед нами все-таки не стоит. Более того, в дальнейшем я бы даже предпочел реинвестировать прибыль компании в новые проекты, предназначенные для развития рынка, а не пускать ее на выплату дивидендов. В такой минимальной формулировке РВК — это компания безубыточная и позитивно влияющая на развитие рынка, как и полагается институту развития, задача которого — обеспечить своими действиями мультипликативный эффект в экономике. И в этом смысле конкретный объем денег, который мы зарабатываем для акционера, не так принципиален. В перспективе сформированные нами фонды, конечно, должны начать приносить прибыль. Но начала возврата инвестиций следует ожидать не ранее, чем через три года, а скорее всего даже через пять–семь лет.

Начать дискуссию